Студопедия — Тема лекции 12 –Архитектура Средней Азии XIV век
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема лекции 12 –Архитектура Средней Азии XIV век






Заметный подъем строительства наметился лишь в первой половине
XIV века. Строительная техника этой поры не претерпела заметных
изменений, хотя и отмечена введением некоторых новых видов под-
купольных систем. Но в архитектурном декоре налицо существенные
достижения в изготовлении цветных облицовок. Отныне цвет все более
завладевает поверхностями монументальных зданий. Вначале это
были голубые, синие, белые глазурованные кирпичи, затем перегородчатая майолика и резная терракота с частичным или сплошным покрытием орнаментов глазурями тех же цветов. В дальнейшем появляются многоцветные майоликовые плиты, которые подбираются в
сплошной узор, и, наконец, во второй половине XIV века - резные
наборные майолики на кашинной (силикатной) основе, в которых
глубина глазурей и чистота красок достигают неповторимого совершенства.

Зданий гражданской архитектуры этой эпохи почти не сохранилось. А между тем исторические источники упоминают дворцы в Карши, в Ургенче. В XIV веке был восстановлен домонгольский караван-сарай Талайхан-ата в Хорезме. Тогда же на Устюрте был возведен кара­ван-сарай Белеули (его ошибочно относили к X в.) в ближневосточ­ных традициях из камня, на портале которого высечена пара львов. Расцвет в XIV веке Ургенча, номинально входившего в Золотую орду, а при Кутлуг-Тимуре и его преемниках из местного рода Суфи факти­чески почти независимого от нее, способствовал бурной застройке этого города. Но из упоминаемых восточными авторами монумен­тальных зданий этого времени здесь сохранились немногие. В основном из построек XIV века дошли мавзолеи. Примечательно, что в большинстве это уже не одиночные объемы, а комплексные здания или элементы архитектурного ансамбля (мавзолеи Шейх-Мухтар Вали, Наджмеддина Кубра, Буян-Кули-хана, Мухаммеда Бо-шаро, мавзолеи Шахи-Зинды).

Лишь в северных, в основном заселен­ных кочевниками районах Средней Азии, мавзолеи Сырлы-там (1298 г.) работы мастера Джамаль-Хайята, и так называемый, Гумбез Манаса (1334 г.) еще полностью следуют образцам до монгольской эпохи и своей объемной композицией (портально-купольный одиночный объем) и применением в декоре неполивной резной терракоты.

Новым словом в архитектуре Средней Азии этого времени является мавзолей династии Суфи в Куня-Ургенче с его сложной многосостав­ной композицией и поразительными по красоте наборными резными мозаиками в облицовках поверхностей.

По сравнению с домонгольским периодом характер архитектурного орнамента в XIV веке существенно видоизменяется. В нем применяется гирих, но преобладает растительный узор с замысловатым сплетением или побегом спиралевидных завитков, листвы и цветочков. В эпигра­фических полосах появляется новая разновидность почерка дивани со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизон­тальных элементов.

Многочисленные дворцы были возведены Тимуром в Самарканде. В пределах крепости высился суровый четырехэтажный Кук-Сарай, но в основном они располагались в загородной зоне, среди садов. Сады создавались по плану, с соблюдением строгой разбивки аллеями на геометрические фигуры, с устройством сети арыков, бассейнов и фонта­нов, с регулярной системой насаждений, где чередовались плодовые и декоративные деревья, живописные кустарники, зеленые газоны, клумбы цветов. Во всем этом был запечатлен тысячелетний опыт среднеазиатского садоводства и искусства разбивки регулярного пар­ка, в котором гармонически сочетались зелень, вода и архитектурная застройка. Известно имя одного из главных специалистов по разбивке садов - Шихабуддина, работавшего при Тимуре. Из самаркандских садов Тимура особенно славились Баги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») и Давлет-Абад («Местопребывание власти»), посреди которых высились роскошные дворцы, а при Улугбеке - Баги-Майдан

В исторических источниках упоминается, что при Тимуре и Тимуридах было возведено большое число караван-сараев и рынков, водохрани­лищ и мостов. Однако из этих гражданских построек сохранилось немногое. Это караван-сарай Таш-Рабад в горах Киргизии, фунда­менты караван-сарая Мирзой на самаркандском Регистане, крытый рынок Таки-Заргарон в Бухаре. Этим деловым сооружениям присуща функциональная четкость планов и строгость архитектурных форм.

В общественно-идеологической жизни тимуридской державы по-преж­нему огромную роль играли мечети - как громадные пятничные (джами), так и малые внутриквартальные (гузарные). Хотя в Самарканде и существовала джами-мечеть, Тимур распорядился возвести в 1399 году новую, которая, по свидетельству современника, должна была бы превзойти все мечети мусульманского Востока, что в какой-то мере и было достигнуто (мечеть Биби-Ханым). В дни пятничных молений в ней собирались тысячи жителей Самарканда. Однако простояла мечеть недолго: поспешность строительства и недоучет столь частых здесь землетрясений привели к тому, что она начала разрушаться уже в первые годы после возведения.

Мечеть в Анау (1454 г.; разрушена землетрясением в 1948 г.) сочетала в своем плане поминальную мечеть шейха Джемалледдина, ханаку и худжры для приезжающих на зиарат. Композицию здания определяло расположение его на падающем рельефе былой городской стены, асим­метрия правого и левого крыла, свободное сочетание разновеликих купольных объемов, пространственная легкость интерьеров. Особое внимание уделялось при Тимуре и Тимуридах сооружению династических мавзолеев. К возведению их привлекались лучшие зодчие эпохи, которые соревновались в создании усыпальниц то гран­диозных, то небольших, но всегда насыщенных богатым убранством и всегда непохожих друг на друга. В числе их - Дорус-Сиадат в Шах-рисабзе, Гур-Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды в Самар­канде. Шахи-Зинда - это удивительный в своем разнообразии и вместе с тем композиционной целостности архитектурный ансамбль живо­писного стиля. С любой точки обозрения он воспринимается в каких-то новых, подчас неожиданных объемных соотношениях, а впечатление живописности безмерно усиливает орнаментально-цветовое богатство облицовок. Почти все усыпальницы здесь развивают единую портально-купольную схему, но ни одна не повторяет другую, всегда являя какую-то иную версию объемов и декора. В беспримерном разно­образии узоро- и цветопостроений здесь запечатлено поразительное мастерство художников-орнаменталистов и тех гончаров, которыми выполнялись изразцы.

Тимуридские мавзолеи второй половины XV века немногочисленны (Ишрат-хана, Ак-Сарай в Самарканде), но композиция их уже намного сложнее. Этим постройкам присуща известная интимность: при общей сдержанности наружного декора в интерьерах царит изысканная орна­ментика мерцающих золотом росписей в технике кундаль на стенах, сводах и куполах.

В XV веке в монументальном зодчестве Средней Азии завершается разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными универ­ситетами (медресе Улугбека).

Выдающиеся достижения градостроительной мысли этого времени
были воплощены в архитектурных ансамблях.

Основная литература: 1[210-310]; 3[14-30]; 3[6-55];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте достижения в области архитектурного декора в XIV веке.

2. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении культово-общественных зданий;

3. Укажите какие виды архитектурного орнамента применяли в этот период при оформлении гражданских зданий;

4. Когда была завершена разработка типологии медресе, которые в эту пору служили не только целям преподавания теологии, но и являлись своеобразными универ­ситетами (медресе Улугбека).

5. Опишите характерные особенности архитектурно-объемного решения мечети в Анау.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия