Студопедия — Скоморошество на Руси
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Скоморошество на Руси






(БСЭ. http://www.oval.ru/enc/66427.html). Скоморохи, русские средневековые актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 15-17 вв., а в 18 в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку. Репертуар Скоморохи включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру - "глумы", исполняемые в масках и "скоморошьем платье" под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, Скоморохи непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления Скоморохи - веселый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В 16-17 вв. Скоморохи объединялись в "ватаги", доходившие до 70-100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 быи изданы указы о запрещении скоморошества (иногда Скоморохи продолжали выступать во время народных праздников).

 

(А. А. Белкин. Русские скоморохи. http://bibliotekar.ru/rus/16-3.htm)

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами; третьи скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы. В деревнях и селах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью которых являлись народные игрища. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров-братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенскими образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками свойственными горожанам делами -- ремеслами, торговлей и др. Но в то же время условия городской жизни давали больше возможностей для профессионального скоморошества. Для городских скоморохов запретным (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, во все же остальные дни они вполне могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. Свидетельством могут служить "Песня о госте Терентьище" и некоторые документы XVI -- XVII вв. Это же подтверждают и наши изыскания относительно наместничьих скоморохов. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

Любопытны взаимозависимости искусства скоморохов с театром. Причем нам важно различие, обнаруживаемое между традициями скоморохов "походных", т. е. странствующих, и оседлых вне зависимости от того, были они городскими или деревенскими.

Заметим попутно, что возраст русского театра многие склонны исчислять всего тремя столетиями*5, в известном смысле это верно. Но театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Мы имеем в виду театр народный, элементы которого отчетливо проступали в праздничных игрищах, обрядах и играх народа еще во времена язычества. Несомненна роль скоморохов в процессе становления форм русского народного

театра.

Особой популярностью пользовались медвежья потеха и кукольные представления, разыгрывавшиеся странствующими скоморохами. Это был сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное

-- использование знакомой канвы, всего созданного ранее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска -- столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями. В медвежьей потехе пародируются персонажи: помещик и помещица, поп и монах, чиновник и нерадивый крестьянин; в кукольном представлении мы встречаемся с цыганом, доктором и т. д. Все эти образы известны нам и по народным песням, сказкам, устной народной драме. И отношение к ним и там и тут одинаковое. Можно с уверенностью утверждать, что особое внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и кукольному представлению объясняется также заложенной в них возможностью донести до своих многочисленных слушателей и зрителей и гротескно выразить уже любимые и известные мотивы фольклора.

 


[1] См., в частности, редакционную статью журнала «Советская музыка», предваряющую репортаж Э. Алексеева и Г. Головинского о Венском (1973 г.) международном конгрессе, посвященном молодежной музыке (Сов. музыка. 1973. № 8. С. 134).

[2] Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке – Н. Новгород, 1997. – С. 3.

[3] Черва Ю. Е. Проблемы контркультуры в западной цивилизации: aвтореф. дис … канд. культурологии. СПб., 2002. С. 17. В настоящее время доля молодежи в населении России – около четверти населения (Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу: молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций. М., 2002. С. 102.

[4] Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002. С. 9. Из современных работ о молодежной культуре см., в частности: Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». Л., 1990; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986–1989 гг. СПб., 1993; Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. М., 2002.

[5] Границы смысла понятия «контркультура» и соответствующие понятию явления культуры США и Западной Европы, где они первоначально зародились, освещены в не утратившей до настоящего времени научного значения работе Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской «Социология контркультуры: критический анализ: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь» (М., 1980). Для авторов этого исследования «контркультура» – это «наиболее типичная и в каком-то смысле «архитипичная» часть «молодежной «субкультуры протеста» второй половины 50-х – первой половины 70-х годов» (Указ. соч. С. 39). В более узком и более определенном смысле «контркультура» – «некая равнодействующая всех форм молодежного протеста второй половины нашего века, вычленившаяся на рубеже 60–70-х годов в особый тип сознания, мироощущения и образа жизни» (Там же. С. 38). По мнению И. Л. Набока «контркультура» – протестная, альтернативная господствующей культуре часть молодежной культуры (Набок И. Л. Рок-культура как эстетический феномен: автореф. дис. … д-ра филос. наука. М., 1993. С. 17). О. Аксютина считает, что в контркультуре выступают на первый план политические формы противостояния (символические отодвигаются на второй план) и отрицание доминирующих ценностей (Аксютина О. Власть и контркультура в 1980-е – 90-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века. М., 2002. С. 308).

[6] Бубенникова Л. К. ВИА и рок-группы // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Конец 1950-х – начало 1990-х годов. СПб., 1999. С. 79.

[7] Конен В. Об истоках рок-музыки // Сов. музыка. 1986. С. 101.

[8] Во второй половине ХХ века доля молодежи в общей массе населения планеты постоянно увеличивалась. По данным ЮНЕСКО на 1985 год она составляла 45 % (Курьер ЮНЕСКО. 1985. Июль. С. 3, 11).

Набок И. Л. Рок-культура как эстетический феномен. С. 39. По данным американских исследователей, в частности, Р. Элвуда (Ellwood R. One way: the Jesus movement and its meaning. Engltwood Cliffs. New Jersy, 1973), на которых ссылаются Ю. Давыдов и И. Роднянская, число «беглецов» (т. е. подростков, убегавших из родительского дома и объединявшихся в молодежные сообщества) достигало в США во второй половине 60-х годов 500 тыс. человек в год. «По всей стране, в городишках Юга и Среднего Запада, вдали от коммунитарных центров новой культуры сотни тысяч юнцов, объединенных сильнейшим общим переживанием, слушали по радио рок-музыку и приобретали как флаги верности далеким сюзеренам одну-две психоделические открытки» (Ellwood R. One way… Р. 9. Цит. по: Давыдов Ю., Роднянская И. Указ. соч. С. 63).

[9] Определение К. Блаукопфа, известного австрийского музыковеда, директора института «Медиакульт», прозвучавшее на Венском конгрессе (1973), посвященном молодежной музыке. См. информацию о конгрессе: Алексеев Э., Головинский Г. Молодежь и музыка в сегодняшнем мире // Сов. музыка. 1973. № 8. С. 134–137.

[10] Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. С. 264; Леонтьев Д. А., Волкова Ю. А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. С. 116–117; Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура // Вопр. философии. 1990. № 8. С. 40.

[11] По данным американских исследований середины 90-х годов в течение подросткового возроста молодые американцы слушают соответствующую музыку в течение 10,5 тысяч часов, что эквивалентно 12 годам обучения в школе (Brown E. F., Hendee W. R. Adolescents and their music: Insights into the health of adolescents // J. of American Medical Association. 1999. № 262. P. 1659–1663. Приведено по: Горюнова Л. Музыка в контексте молодежной культуры. Саратов, 2003. С. 13).

[12] Сикевич З. В. Молодежная культура… Разд. II. Досуг – это время для… С. 61–123; Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002. С. 7.

[13] Kelly K. D. Youth, humanism and technology. N. Y.; London, 1972. Приведено по: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры… С. 93.

[14] Топалов М. К проблеме новых форм социальной активности молодежи // Молодежь и культура. Л., 1990. С. 16.

[15] Демичева Е. История рок-н-ролла закрыта на музучет // Муз. Олимп. 1995. № 11. C. 13. Л. Бубенникова дает другой список первых московских рок-групп: «Соколы», «Славяне», «Мифы», «Рубиновая атака» (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 90).

[16] Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд… С. 67.

[17] Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 100. См. также: Золотое подполье: полн. иллюстр. энцикл. рок-самиздата. 1967–1994. Н. Новгород, 1994. В энциклопедии приведено свыше ста рок-изданий.; Дидуров А. Вышли мы все из подполья // Столица. 1994. С. 52–54.

[18] Бубенникова Л. К. ВИА и рок-группы // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Конец 1950-х – начало 1990-х годов. СПб., 1999. С. 81.

[19] См., напр.: Ухов Д. Музыка вокруг нас: круглый стол с участием А. Журбина и Ю. Саульского // Мол. эстрада. 1987. № 1. С 108–113; Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М., 2001. С. 162. Официальную версию истории ВИА до середины 70-х годов дает В. Я. Калиш (Калиш В. Я. Вокально-инструментальные ансамбли // Русская советская эстрада, 1946–1977: Очерки. М., 1981. С. 366–391).

[20] Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры... С. 511.

[21] Подробную статистику распространения и сокращения количества ВИА по республикам СССР и в целом по стране дает Л. Бубенникова (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 103–104.

[22] Бурлака А. Песняры // Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. Другие же ВИА, работавшие в «фольклорном» направлении, не вошли в словник «Энциклопедии». Более взвешенное, научное осмысление этого пласта музыкальной культуры – дело будущего.

[23] Об этом, пишут, в частности, П. Вайль и А. Генис в работе о советской культуре 60-х годов (Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. 2-е изд., испр. М., 1998. С. 126–138.

[24] Гладков Г. Давайте объяснимся // Смена. 1986. С. 22–23.

[25] Приведено по: Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». С. 108–109.

[26] Выводы сделаны на основе анализа ста песен десяти известных рок-групп (Катаев С. Содержание и интонация молодежной песни // Соц. исследования. 1987. № 1. С. 77–80).

[27] Чередниченко Т. В. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типология советской массовой культуры. М., 1993. С. 80.

[28] Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры... С. 480.

[29] Отношение властей к нахлынувшей из-за рубежа «рок-болезни» отражено в названиях статей, публиковавшихся в прессе 60-х годов: «Жуки на навозной куче», «Рок-н-ролл и реваншисты», «Похитители...музыки», «Психоз под музыку», «Рок-звезды и наркотики», «Поп-истощение», «С эстрады в тюрьму», «Как бороться с хулиганством», «Офелия и наркотики», «Под маской бунтаря дельцы шоу-бизнеса пытались скрыть тайного агента ФБР Элвиса Пресли», «Этот шпион по имени рок-н-ролл» (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 80.

[30] Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд… С. 72.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия