Студопедия — Тема 7. Искусство Древнего Рима
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 7. Искусство Древнего Рима






Плененная Греция победила

своего некультурного победителя.

Гораций

 

Среди европейских столиц Рим – если не самая прославленная, то, во всяком случае, самая древняя. Некогда само слово Рим означало не только название города, но величие, славу, могущество, великолепие, богатство и культуру. «Все дороги ведут в Рим» – гласила поговорка, ибо со всего мира устремлялись туда купцы и искатели приключений. Постепенно Рим превращался в собрание статуй, бюстов, барельефов, выкопанных из земли или созданных итальянскими мастерами. Все Академии художеств Европы основали здесь филиалы, посылая в Рим своих лучших учеников для общения со святынями искусства. Задолго до того как стать государственной столицей Италии, Рим давно уже был столицей живописцев, скульпторов и ценителей искусства.

В тот исторический период, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи царили этруски (древние племена, населявшие эти земли в I тысячелетии до н. э. и создавшие развитую цивилизацию). Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику и обычай отмечать победу триумфом. Этруски создали эмблему Рима – Капитолийскую волчицу, по преданию, вскормившую близнецов Ромула и Рема, основавших город Рим в 753 году до н. э. Рим на протяжении всей своей истории почти непрерывно ведет победоносные захватнические войны и превращается из небольшого итальянского города в столицу огромной державы.

Основу мировоззрения римлян определял патриотизм – представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть и т. п. считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора и живописца, выступление на сцене презирал как рабские занятия. Достойными делами римлянин считал войну, земледелие и право.

В I веке до н. э. Рим завоевал эллинистическую Грецию. Это произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, которая превосходила глубиной и разнообразием их собственную. «Плененная Греция победила своих некультурных победителей», – скажет Гораций. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов – для обучения своих детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов.

Вся история отношений Рима и Греции с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до явного подражательства. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно в период империи. Однако, ассимилируя греческое искусство, римляне вкладывали в него свое содержание. Для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Римлянин был слишком практичен, чтобы, восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла. Но уже в республиканский период в Риме складывается самобытное, оригинальное искусство, сформируется свой метод творчества, главная черта которого психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили прикладной характер. Большой популярностью пользовалась астрология. В основном же римские ученые постигали и копировали греков.

Особое место в культуре Древнего Рима занимали философия и юриспруденция. Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой, перенимала ее научный аппарат, терминологию, основные направления. Среди римских философов наибольшее распространение получили взгляды Сенеки, который видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодолении страха перед смертью. Большую часть своих усилий, считал Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.

Большую роль в римской культуре играли литература и ораторское искусство. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его публичные выступления в судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций, Овидий. Плутарх прославился как автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деятелей, а также как философ, исследователь литературы, риторики, истории музыки

Театральные представления в Риме устраивались во время праздников и носили развлекательный характер («Хлеба и зрелищ!»). Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Древнем Риме. Особенным успехом пользовались грандиозные действа, когда на сцене появлялись отряды конницы, включались выступления редкостных зверей, цирковые представления.

Архитектура. «Мерой всех вещей» в Римской империи был не человек, а государственная власть, и поэтому в архитектуре ценилась прежде всего грандиозность в сочетании с великолепием. Памятники зодчества должны были внушать почтение, показывать могущество, поднимать достоинство власти. В Риме создаются площади (форумы), храмы, триумфальные арки, ипподромы, бани (термы), театры, мосты, дороги, рынки и склады.

Если в греческой архитектуре на протяжении веков происходило совершенствование храмовых построек, то архитектура Рима исключительно многообразна. В Риме рождается арочная ячейка, на основе которой создавались здания и триумфальные арки. Греческий ордер выполнял в ней лишь декоративную функцию. Важнейшей постройкой времен Римской империи был амфитеатр Колизей.

Скульптура. Поэтическая атмосфера, некогда вдохновлявшая скульпторов Парфенона, не увлекала римлянина. Римский скульптор - не поэт, он не стремился превратить исторический факт в иносказательный образ или придать ему некое общее значение. Римлянин трезво и деловито сообщал зрителю о событии и обстоятельствах, месте и обстановке, подчеркивая достоверность рассказа точным описанием одежды, оружия, трофеев.

Ведущий жанр римской скульптуры – портрет. В нем присутствовали наблюдательность, точность и непредвзятость характеристик. Психологизм, выразительность портрета нарастают ко II–III векам. В это время создаются яркие, поражающие глубиной характеристик и запечатлением внутреннего состояния изображения римлян. Примером могут служить скульптурные портреты императоров Марка Аврелия, Филиппа Араба, Константина. В них отразилась нравственно-психологическая атмосфера современной им эпохи.

Христианство. В отличие от Греции, Древний Рим нашел прочное место в системе христианских исторических представлений: христианство зародилось и окрепло именно в недрах Римской империи. Сам Христос, согласно Евангелию, был представлен римскому прокурору Иудеи Понтию Пилату и был распят римскими солдатами. Христианство возникло внутри империи как бунтарская секта. Впоследствии оно примирилось с государственной властью, а затем стало и государственной религией.

Император Константин известен тем, что в его правление прекратилось преследование христианства. Сам император перед смертью принял крещение. По политическим соображениям Константин перенес столицу из Рима в Византию в 330 году, назвав город своим именем – Константинополь. Так великий Рим, столица мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства - Византии.

История античного мира подходила к своему завершению. Римская цивилизация была частью античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лёг в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.

Огромное значение в истории культуры имеет период античности (между I тысячелетием до нашей эры и V столетием нашей эры). Это время – во многом период непревзойденных успехов не только в материальной, но прежде всего в духовной культуре человечества – в философии, литературе, театре, изобразительном искусстве, архитектуре, во многих отраслях научных знаний. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

- основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах;

- новые эстетические формы, не похожие на эстетические формы в более древних цивилизациях;

- основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом, и т.п.;

- основные нравственные нормы и основную религию – христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации и с конца IV века ставшее господствующей религией в поздней Римской империи.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. В чём проявляется человеческая мера всего греческого искусства?

2. В чём главная выразительность греческой скульптуры?

3. Каковы достижения древнегреческой философии и науки?

4. Укажите особенности преемственности двух культур?

5. Почему у римлян не существовало развитой мифологии, как у греков?

6. Каковы наиболее выдающиеся достижения римлян в области искусства?

Иллюстративный материал по теме:

Видеофильм «Искусство Древнего Рима».

Презентация «Выдающиеся личности Древнего Рима»







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия