Студопедия — Билет № 2 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет № 2 14 страница






Отношения между государством и его подданными зачастую бывают напряженными, поскольку подданные вынуждены бороться за приобретение гражданских прав или за сохранение своего граж­данского статуса, которому угрожают растущие амбиции государ­ства. Главное препятствие, с которым они сталкиваются в этой борьбе, можно назвать «комплексом опеки» и «терапевтическим отношением государства». Первый означает тенденцию обращать­ся с подданными как с несовершеннолетними, неспособными оп­ределить, что для них является благом и действительно служит их интересам, и тем самым неправильно понимающими действия го­сударства и принимающими абсолютно неверные решения, кото­рые государство должно исправлять и отлаживать, если не может пресечь их в корне. Второе относится к склонности государствен­ных властей обращаться с подданными так, как врач обращается 174 со своими пациентами, т.е. как с индивидами, обремененными проблемами, которые они не в силах решить сами, без руководст­ва и присмотра экспертов, «внутренними» проблемами тела и души, требующими указаний и присмотра, чтобы пациенты воздейство­вали на свое тело согласно предписаниям врача.

С точки зрения государства подданные являются прежде всего объектами государственного управления. Их поведение рассмат­ривается как то, что должно строго ограничиваться правами и обязанностями, определенными государством; если государство отрицает такое ограничение, то подданные начинают определять свои действия сами, зачастую к несчастью своих сотоварищей и своему собственному, поскольку преследуют эгоистические цели, делая совместную жизнь неудобной или вообще невозможной. По­ведение подданных, как кажется, постоянно нуждается в указани­ях и предписаниях. Государство, подобно врачу, призвано под­держивать здоровье подданных и защищать их от болезней. Если же подданные ведут себя не должным образом,, то это всегда озна­чает, что (как и в случае с болезнью) что-то не так с самим субъ­ектом. Необходимо раскрыть внутренние, личные причины неду­га с тем, чтобы надсмотрщик (государство как врач) мог бы пред­принять шаги, ведущие к исцелению. Аналогично отношениям врача и пациента, отношения государства и его подданных асим­метричны. Даже если пациенты могут выбирать врачей, то как только врач выбран, пациенту остается лишь слушать и повино­ваться. Теперь врач говорит, что делать пациенту, ожидая от него подчинения, а не рассуждений. В конце концов, пациент не знает причин болезни и путей ее излечения или ему недостает силы воли для того, чтобы действовать в соответствии со своими зна­ниями (в целом врачи, прикрываясь специальными знаниями, следят за тем, чтобы это невежество пациентов и вытекающая из него их зависимость сохранялись). Требуя подчинения и безого­ворочного повиновения, врач объясняет, что делает это для блага самого пациента. Государство оправдывает свои притязания на неукоснительное исполнение своих указаний тем же способом. Его власть — это пастырская власть:она применяется-,«во благо» подданных, нуждающихся в защите против их же собственных дурных наклонностей.

Асимметрия отношений наиболее отчетливо проявляется в по­токе информации. Врачи, как известно, требуют от пациентов пол­ного доверия. Они просят больных полностью раскрыться, пове­дать о каждой детали их жизни, которую врач может счесть относящейся 175 к делу, поделиться самыми потаенными секретами, каки­ми бы интимными они ни были и как бы тщательно ни скрыва­лись от других людей, включая друзей и близких. Однако сами врачи не отвечают пациентам такой же искренностью. Информа­ция о пациентах держится в секрете, как и заключения врачей, складывающиеся на основе полученных от пациента сведений. Врач сам решает, какую информацию следует довести до сведения па­циента. Отказ в информации опять же объясняется благом паци­ента: излишек информации может ему навредить — повергнуть его в состояние депрессии, безнадежности, сделать его безрассуд­ным или непослушным. Такая стратегия секретности практикует­ся и государством. Оно собирает весьма подробную информацию о своих подданных, государственные институты обрабатывают и хранят ее, в то время как сведения о действиях самого государства расцениваются как «государственная тайна», выдача которой на­казуема. Поскольку большинство подданных государства не имеет доступа к таким тайнам, то те немногие, которые его имеют, полу­чают заметное преимущество перед всеми остальными. Свобода государства собирать информацию вкупе с государственной практи­кой секретности еще больше углубляют асимметрию взаимоотно­шений. Шансы воздействовать друг на друга разительно неравны. Таким образом, гражданство также имеет тенденцию сопро­тивляться устремлениям государства к командным позициям, о чем говорят попытки раскрутить государственную власть в обратном направлении, освободить важные сферы человеческой жизни от государственного контроля и вмешательства и вместо этого под­чинить их самоуправлению. Такие попытки развиваются в двух взаимосвязанных, но все же разных направлениях. Одно из них — регионализм, т.е. когда государственная власть является естествен­ным противником местной автономии; фактически это любая про­межуточная власть, стоящая между государственными органами и подданными; она противостоит исключительности государствен­ной власти. Специфика местных интересов и проблем преподно­сится в качестве достаточного основания для самоуправления мест­ными делами; доказывается необходимость местных представитель­ных органов, которые будут ближе к народу и более чувствитель­ны к специфическим местным интересам, более ответственны за их реализацию. Второе направление — экстерриториальность. Го­сударственная власть всегда строится на территориальной основе, все обитатели данной территории, независимо от других их осо­бых характеристик, являются подданными только государственной 176 власти; именно этот принцип здесь и подрывается. В качестве более существенных на первый план выдвигаются другие характе­ристики, а не место обитания. Раса, национальность, религия, язык могут выступать как более важные характеристики человека, го­раздо более весомые для человеческой жизни в целом, нежели со­вместное проживание. Их право на автономию, на отдельное прав­ление является насущным и направлено против принуждения к единообразию со стороны унитарной территориальной власти.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах всегда есть пусть незначительная, но напряженность и недоверие между госу­дарством и его подданными. Чтобы обеспечить дисциплину своих подопечных в таких условиях, государство, как и любая власть, добиваясь и требуя дисциплины для упорядочения поведения сво­их подданных, нуждается в легитимации:ему нужно убедить своих подданных в существовании весьма веских оснований для того, чтобы они подчинялись приказаниям государства, даже если не имеют доступа ко всей его информации; они должны подчиняться его приказаниям просто потому, что они — приказания государст­ва. Основное предназначение легитимации — обеспечить веру под­данных в то, что все, исходящее от государства и несущее на себе печать соответствующих властей, заслуживает подчинения, и по­стоянно поддерживать убеждение в том, что подчиниться должно. Человек должен следовать закону, даже если он не уверен в его разумности, даже если ему не нравится то, что закон требует де­лать. Человек должен следовать закону просто потому, что он под­держивается легитимной властью, поскольку, как сказано, это «за­кон страны».

Цель легитимации — создание безоговорочной приверженнос­ти государству, которая наилучшим образом обеспечивается, если основывается на чувстве «это моя родина — плохая или хорошая, но моя». А если это моя родина, то я только выиграю от ее богат­ства и могущества. Поскольку ее богатство и могущество зависят от всеобщего согласия и сотрудничества, от сохранности порядка и мирного сосуществования всех жителей, постольку я должен думать, что этот наш общий дом будет сильнее, если мы все ста­нем действовать согласованно ради того, что служит нашему об­щему благу. Наши действия должны руководствоваться патрио­тизмом — любовью к родине, желанием укреплять ее и делать все, чтобы она была сильной и процветающей. Постоянным долгом патриота является дисциплина; на самом деле подчинение госу­дарству служит самым ярким признаком патриотизма. Любое сомнение 177 в государственном законе взращивает несогласие, и уже поэтому (независимо от сути дела) оно «непатриотично». Легити­мация стремится к поддержанию подчинения посредством рацио­нальных доводов и подсчетов: для всех будет лучше, если все и каждый будут подчиняться. Консенсус и дисциплина делают всех нас богаче. В конце концов, каждому согласованные действия бо­лее выгодны, чем раскол, даже если согласие требует от меня под­чинения политике, которую я не одобряю.

Однако все подсчеты предполагают и противоположные дово­ды. Если патриотическое подчинение требуется во имя разума, то вполне можно попробовать подвергнуть эти доводы проверке ра­зума. Можно подсчитать цену подчинения нетерпимой политике по сравнению с выгодой, которую может принести активное про­тиводействие ей. Можно обнаружить или убедить себя в том, что в конечном счете сопротивление менее накладно и требует мень­ших затрат, нежели подчинение, и что оно покрывает издержки отказа от согласия. Попытки легитимировать потребность в под­чинении ссылками на выгоды, приносимые единством, вряд ли когда-либо были вполне последовательны. Именно потому, что легитимация представляет себя как продукт рационального под­счета, и до тех пор, пока она себя так представляет, она уязвима и сомнительна, постоянно нуждается в закреплении и защите.

С другой стороны, приверженность нации свободна от внут­ренних противоречий, отягощающих дисциплину в отношении государства. Национализм,призывающий к безоговорочной пре­данности нации и ее благополучию, не нуждается в ссылках на разум и расчет. Он может позволить себе и не обещать выгод или благ за верную службу делу нации. Он взывает к повиновению как к ценности самой по себе и ради самой себя. Принадлежность к нации понимается как судьба, которая сильнее любого человека, как свойство, которое нельзя принимать или устранять по собст­венной воле. Национализм предполагает, что есть нация, которая дает индивиду его тождественность (идентичность). В отличие от государства нация не является ассоциацией, в которую вступают для того, чтобы способствовать реализации общих интересов. На­против, именно единство нации, ее общая судьба предшествуют любым соображениям интереса и действительно придают этому интересу значение и вес.

Государство, которое может полностью идентифицировать себя с нацией (что, разумеется, не относится к многонациональной Великобритании), т.е. национальное государство,может использовать 178 потенциал национализма вместо попыток с меньшей надеж­ностью легитимировать себя, ссылаясь на подсчеты выгоды. На­циональное государство требует подчинения на том основании, что оно выступает от имени нации, и поэтому дисциплина по от­ношению к государству, как и подчинение общей национальной судьбе, являются ценностью, которая не служит никакой иной цели, являясь целью себя самой. Неповиновение государству — наказуе­мое преступление — теперь становится чем-то еще более худшим, нежели нарушение закона: оно превращается в предательство дела нации — в гнусный, безнравственный поступок, лишающий со­вершивших его достоинства и вытесняющий их из человеческого сообщества. Вероятно, благодаря соображениям легитимации и сохранения единообразия поведения и существует вообще некое взаимное притяжение между государством и нацией. Государство стремится присвоить авторитет нации для укрепления собствен­ных требований дисциплины, а нация стремится оформиться в государство, чтобы завладеть силовым потенциалом государства для поддержки своих притязаний на преданность. И все же не все государства являются национальными, не все нации имеют свои государства.

Что такое нация? Это необычайно трудный вопрос, на кото­рый нет ответа, удовлетворяющего всех. Нация не является такой же «реальностью», как государство. Государство — это «реальность» в том смысле, что оно имеет четко очерченные границы как на карте, так и на поверхности земли. Границы охраняются воору­женными силами, поэтому случайное пересечение границы между государствами, въезд и выезд наталкиваются на вполне реальное, ощутимое сопротивление, которое позволяет государству чувство­вать себя «реальным». В пределах государства существует совокуп­ность обязывающих законов, которые, опять же, х<реальны» в том смысле, что пренебрежение ими, как если бы они не существова­ли, может «обернуться боком» тому, кто их игнорирует. И нако­нец, существуют вполне определенная территория и четко опреде­ленная верховная власть, делающие государство «реальным» и ясно определенным как жестокая и упрямая вещь, которую никак нельзя игнорировать. Однако этого нельзя сказать о нации. Нация от на­чала и до конца — воображаемое сообщество;она существует как нечто единое до тех пор, пока ее члены духовно и эмоционально «идентифицируют себя» с коллективным образованием, большин­ство других членов которого они никогда лично не узнают. Нация становится духовной, ментальной реальностью, поскольку она как 179 таковая воображается. В самом деле, нации обычно занимают не­которую протяженную территорию, которой, как они вполне до­стоверно утверждают, они придают особую окраску и характер. Но очень редко эта национальная окраска придает территории еди­нообразие, сравнимое с тем, которое навязывается единством «за­кона страны», устанавливаемого государством. Вряд ли нации мо­гут претендовать на монополию проживания на данной террито­рии. Практически на любой территории живут бок о бок люди, идентифицирующие себя с различными нациями, к преданности которых взывают разного рода национализмы. На многих терри­ториях ни одна нация не может признать себя большинством, но может считаться достаточно господствующей, чтобы определять «национальный характер» страны.

Верно также и то, что нации различаются и объединяются по признаку языка. Но то, что принято называть общим языком и различными диалектами, в большинстве случаев является резуль­татом националистического (и зачастую оспариваемого) решения. Как правило, местные диалекты настолько специфичны по своему словарному запасу, синтаксису и идиоматике, что едва ли могут служить средством взаимопонимания для всех жителей террито­рии, их специфическая идентичность отрицается или активно по­давляется; им отказывают в праве быть самостоятельными языка­ми из опасения нарушить национальное единство. И напротив, даже сравнительно незначительные различия в диалектах могут быть преувеличены до такой степени, что диалект возводится в ранг отдельного языка и в ранг специфической особенности от­дельной нации (например, различия между норвежским и швед­ским языками, голландским и фламандским, украинским и рус­ским вряд ли более существенны, чем различия между многими «внутренними» диалектами, которые представляются (если вооб­ще признаются) как разновидности одного национального языка). Кроме того, некоторые группы людей могут признавать и исполь­зовать общий язык, но считать себя разными нациями (англоя­зычные валлийцы или шотландцы, многочисленные англоговоря­щие в странах бывшего Британского содружества, австрийцы, швей­царцы и сами немцы, говорящие на немецком языке). Или, как, скажем, швейцарцы, они могут затушевывать очевидные различия употребляемых ими языков.

Территория и язык являются недостаточными факторами для того, чтобы признать нацию как «реальность» по одной, но суще­ственной причине: в них можно, так сказать, передвигаться туда и 180 обратно. В принципе можно сменить национальную принадлеж­ность; можно обосноваться среди людей той нации, к которой не принадлежишь; можно овладеть языком другой нации. Если тер­ритория поселения (напомним, что эта территория не имеет охра­няемых границ) и участие в языковом сообществе (напомним, что человек не обязан пользоваться только определенным националь­ным языком лишь потому, что другие языки не признаются власть предержащими) были бы единственными определяющими черта­ми нации, то нация оказалась бы слишком «расплывчатой» и «не­определенной», чтобы претендовать на абсолютную, безоговороч­ную и исключительную преданность, какой требуют все формы национализма.

Это требование более всего достижимо, если нация трактуется как судьба, а не как выбор, как «факт», настолько глубоко и скру­пулезно обоснованный в прошлом, что человеку не под силу из­менить его в настоящем; как «реальность», которую можно попра­вить лишь на страх и риск самого исправляющего. Национализм в целом стремится именно к этому. Его главным инструментом яв­ляется миф о происхождении нации, который толкует о том, что даже если изначально нация и была созданием культуры, то в ходе истории она стала воистину «естественным» феноменом, запре­дельным для человеческого контроля. Нынешние представители нации, как утверждается в мифе, связаны воедино общим истори­ческим прошлым. Дух нации — их общее и исключительное до­стояние. Он объединяет их и в то же время отделяет от всех ос­тальных наций, от всех людей, которые стремятся вступить в их сообщество, не имея права или способности влиться в этот наци­ональный дух, который наследуется коллективно, а не приобрета­ется частным образом.

Поддерживаемая мифом претензия на «естественность» наций, на «предопределенность» и наследуемость национальной принад­лежности не может служить источником противоречий в нацио­нализме. С одной стороны, утверждается, что нация — это приго­вор истории, и ее реальность столь же объективна и ощутима, как и реальность любого природного явления. Однако, с другой сто­роны, нация — сомнительное образование: ее единство и солидар­ность все время находятся под угрозой, поскольку другие нации пытаются переманивать к себе ее представителей, а также внед­рять своих в ее ряды. Нация должна защищать свое существова­ние; сколь бы естественной она ни была, ей трудно выжить, не будучи бдительной и не прилагая для этого усилий. Поэтому национализм 181 обычно требует власти, т.е. права использовать наси­лие, с тем чтобы обеспечить сохранность и преемственность на­ции. Лучше всего для этой цели подходит государственная власть. Власть государства, как мы видели, означает монополию на ору­дия насилия; только государственная власть способна навязать единые правила поведения, принять и обнародовать законы, кото­рым все должны повиноваться. Таким образом, как государству нужен национализм для своей легитимации, так и национализму требуется государство для большей жизнеспособности. Националь­ное государство является продуктом этой взаимной потребности.

Как только удается отождествить государство с нацией (пред­ставив его как орган самоуправления нации), так шансы национа­лизма на успех резко возрастают. Национализму уже больше не надо полагаться лишь на убедительность и последовательность своих аргументов, на желание своих представителей принять их. Теперь в его распоряжении имеется другое, гораздо более действенное средство. Государственная власть означает возможность принудить к исключительному использованию национального языка в госу­дарственных учреждениях, судах и представительных органах. Кро­ме того, она означает возможность мобилизации общественных ресурсов для повышения конкурентоспособности избранной на­циональной культуры вообще и национальной литературы и ис­кусства в частности. Наконец, она означает контроль над образо­ванием, которое становится одновременно и свободным, и обяза­тельным, так что никто не может быть исключен и не может избе­жать его влияния. Всеобщее образование позволяет всем прожива­ющим на территории государства усвоить ценности господству­ющей в государстве нации: сделать их патриотами «от рождения» и таким образом утвердить на практике то, что провозглашалось в теории, а именно — «естественность» национальности.

Совокупное воздействие образования, вездесущего жесткого культурного давления и предписываемых государством правил поведения сопутствует формированию образа жизни, ассоциируе­мого с «национальной принадлежностью». Эта духовная связь иног­да проявляется в осознанном и четко выраженном этноцентризме — убеждении, что моя собственная нация и все относящееся к ней правильно, нравственно одобряемо и прекрасно, своя нация представляется намного выше любой другой, и тому, что хорошо для своей нации, должно отдавать предпочтение перед интереса­ми кого бы то ни было другого. Даже если такая явно этноцент­ричная, групповая философия особенно и не превозносится, то

все же факт остается фактом: вырастая в специфическом, культур­но сформированном окружении, люди склонны там и только там чувствовать себя как дома, в безопасности. Условия, в чем-то не соответствующие привычным, обесценивают приобретенные на­выки и тем самым вызывают чувство неловкости, смутной озлоб­ленности и даже враждебности, направленной на «чужаков», яко­бы виновных в этом замешательстве. Манеры чужаков расценива­ются как свидетельство их отсталости или высокомерия, а сами чужаки воспринимаются как незваные гости. Хочется отделить их или убрать совсем.

Национализм вдохновляет, инициирует склонность к культур­ным крестовым походам с намерением изменить образ жизни чу­жаков, обратить их в свою веру, заставить их подчиниться куль­турному авторитету господствующей нации. Цель таких крестовых походов — ассимиляция. (Первоначально понятие «ассимиляция» было заимствовано из биологии; для того чтобы прокормить себя, живые организмы ассимилируют элементы окружающей среды, т.е. преобразуют «инородные» вещества в клетки и ткани своих собст­венных организмов. Тем самым они делают их «схожими» (асси­милированными) с собой; то, что раньше было отличным, стано­вится подобным.) Несомненно, все разновидности национализма подразумевают ассимиляцию, поскольку нация, «естественное един­ство» которой декларирует национализм, первоначально должна быть образована посредством объединения зачастую безразлично­го и разнородного населения вокруг мифа и символов националь­ного отличия. Попытки ассимиляции становятся наиболее оче­видными, в них наиболее полно проявляются внутренние проти­воречия тогда, когда торжествующий национализм, достигший государственного господства над определенной территорией, об­наруживает среди обитателей этой территории какие-нибудь «чу­жеродные» группы. Обычно эти группы либо сами заявляют о сво­ем национальном отличии, либо воспринимаются как отличные и национально чуждые тем населением, которое уже испытало на себе воздействие культурной унификации. В таких случаях асси­миляция часто представляется как миссия обращения, во многом сходная с обращением язычников в истинную веру.

Как это ни парадоксально, но попытки обращения имеют тен­денцию к вялости, нерешительности, словно опасаются чрезмер­ного успеха. Они несут на себе печать внутреннего противоречия, постоянно присутствующего в националистическом мировоззре­нии. С одной стороны, национализм провозглашает превосходство 183 своей нации, национальной культуры, национального характе­ра. Поэтому считается, что привлекательность нации для окружа­ющих ее народов — это что-то само собой разумеющееся; в самом деле, желание и попытки других присоединиться к славе нации являются свидетельством и еще одним подтверждением провоз­глашенного превосходства нации. Более того, в случае националь­ного государства это еще и мобилизует общественную поддержку государственной власти и подрывает все другие источники власти, противящиеся навязываемому государством единообразию. С дру­гой стороны, приток в нацию иностранных элементов, особенно когда он облегчается политикой «распростертых объятий», госте­приимством принимающей нации, вызывает сомнение в «естест­венности» национальной принадлежности и тем самым подтачи­вает сами основы национального единства. Предполагается, что люди могут менять место пребывания по своей воле. Вчерашние «они» на глазах превращаются в «нас». Это выглядит так, будто национальность — всего лишь дело выбора, результат принятого решения, которое, как и все решения, можно в принципе заме­нить и даже отменить вовсе. Ассимиляция, если она действенна, четко выявляет сомнительный, произвольный характер нации и национальной принадлежности, т.е. именно то, что национализм пытается скрыть.

Тем самым ассимиляция взращивает озлобленность против тех самых людей, которых культурное завоевание стремилось при­влечь и обратить в свою веру. Теперь уже они представляются угрозой порядку и безопасности: они совершили то, что, согласно теории, не должно было бы быть возможным; своими (человечес­кими) усилиями они добились того, что считалось за пределами человеческой власти и контроля. Они показали, что якобы есте­ственная граница на самом деле является искусственной и, хуже того, пересекаемой. Поэтому-то и трудно согласиться с тем, что их ассимиляция, провозглашенная в качестве цели националис­тической политики, действительно была успешной и полной. В глазах наиболее подозрительных якобы ассимилированные лич­ности выглядят скорее как оборотни: двуличные, потенциальные предатели, которые лишь притворяются — то ли ради личной на­живы или имея в голове еще более низменные цели — теми, кем они на самом деле не являются. И пусть это не покажется пара­доксальным, но именно успех ассимиляции подкрепляет мысль о том, что различия как были непреодолимыми, так таковыми и останутся, что «настоящая ассимиляция» фактически невозможна 184 и что создание нации посредством культурного обращения — не­жизнеспособный вариант.

В таком случае национализм может отступить на более жест­кую и менее уязвимую расистскую линию обороны. В отличие от нации раса воспринимается вполне очевидно и недвусмысленно как естественная вещь, однозначно находящаяся за пределами че­ловеческого влияния и контроля. Понятием «раса» обозначаются такие различия между людьми, о которых нельзя предположить, что они созданы человеком или что они могут быть предметом вмешательства и изменения посредством человеческих усилий. Зачастую понятию расы придается чисто биологический смысл (т.е. оно выражает идею о том, что индивидуальный характер, способности и наклонности тесно связаны с наблюдаемыми, внеш­ними характеристиками вроде формы и размера черепа либо дру­гих частей тела или раз и навсегда предопределены качеством ге­нов). В любом случае это понятие относится к наследственным качествам, передаваемым из поколения в поколение в процессе человеческого воспроизводства. Столкнувшись с расой, образова­ние должно отступить. То, что определено природой, не суждено изменить никакому человеческому разумению. В отличие от на­ции раса не может быть ассимилирована; она может только «ис­портить» чистоту другой расы и понизить ее качество. Для того чтобы предотвратить это бедствие, чуждые расы надо отделить, изолировать, а лучше всего — убрать на безопасное расстояние, чтобы смешение стало невозможным, и тем самым оградить соб­ственную расу от «порчи».

Ассимиляция кажется прямо противоположной расизму, и тем не менее у них есть общий источник — стремление воздвигнуть границы, присущее националистической тенденции. И ассимиля­ция, и расизм представляют два полюса этого внутренне противо­речивого источника. В зависимости от обстоятельств в качестве средства достижения националистических целей может быть ис­пользована та или другая стратегия. В любой националистичес­кой кампании постоянно присутствуют обе, ожидая своей очере­ди. Они, скорее, не исключают друг друга, а взаимно поддержива­ют и усиливают.

Национализм черпает свои силы из той роли, которую он иг­рает в установлении и поддержании социального порядка, опреде­ляемого государственной властью. Он «конфискует» расплывча­тую гетерофобию (т.е. неприятие всего иного, о чем мы говорили в главе, посвященной феномену «чужака») и мобилизует ее на службу 185 государству и на поддержку дисциплины, подчиненной власти государства. Тем самым он делает государственную власть более эффективной. В то же время он и сам использует ресурс государ­ственной власти для формирования именно такой социальной ре­альности, которая создает новые резервы гетерофобии, а тем са­мым и новые возможности мобилизации. Поскольку государство ревностно охраняет свою монополию на насилие, постольку оно, как правило, запрещает все частные способы сведения счетов, как, например, расовое или этническое насилие. В большинстве случа­ев оно также осуждает и даже наказывает частные проявления дис­криминации. Государство использует национализм, как и другие свои ресурсы, единственно с целью поддержания социального по­рядка (т.е. того, который определяется, поддерживается и подкреп­ляется государством) и одновременно пресекает его стихийные, случайные и, следовательно, беспорядочные проявления. Моби­лизационный потенциал национализма затем будет задействован в соответствующей государственной политике, увязывая национа­листические чувства и патриотические наклонности с государст­венным интересом предпочтительно недорогим, но престижным способом — ценой экономических, спортивных, военных побед, а также посредством ограничивающих иммиграционных законов, принудительной репатриации и других мер, ясно отражающих и определенно усиливающих популярную гетерофобию.

В большей части мира государство и нация исторически сли­лись; государство использовало националистические чувства для укрепления своей власти над обществом и устанавливаемого им порядка, а попытки создания нации обращались к государствен­ной власти для усиления единства, которое было признано есте­ственным и не нуждалось в принудительном навязывании. Заме­тим, что факт исторического слияния государства и нации еще не является доказательством неизбежности такого слияния. Привер­женность этнической группе, родному языку и обычаям не своди­ма к политической функции, к которой их привел альянс с госу­дарственной властью. Союз между государством и нацией нико­им образом не предопределен; он является условным, конвенцио­нальным. 186







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия