Студопедия — От Дионисия до Симона Ушакова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От Дионисия до Симона Ушакова

От Дионисия до Симона Ушакова


"Нежная яркость красок" Дионисия.
Творчеству Дионисия была свойственна подчеркнутая праздничность, неведомая произведениям Рублева и Феофана Грека. Плодовитый мастер, Дионисий расписал множество храмов. К сожалению, большинство его фресок не сохранилось. Но даже те немногие, что пережили века, позволяют говорить о нем как о выдающемся живописце русского средневековья.
В начале XVI в. Дионисий вместе с сыновьями украсил фресками Рождественский собор Ферапонтова монастыря в Вологодском крае. Храм был расписан преимущественно сценами из жизни Богоматери. «Нежная яркость красок» — так охарактеризовал палитру ферапонтовых фресок один из исследователей. Дионисий гармонично соединил нежные оттенки розового, желтого, зеленого, фиолетового, но господствующим стал небесно-голубой. Вспомните, что символизировал этот цвет.
На лазурном фоне — тонкие, гибкие фигуры святых. Их очертания мягки, плавны. Фрески излучают радость, ликование, в них нет ничего сурового, мрачного.
Иконы Дионисия. Прославился Дионисий не только как мастер фресковой живописи, но и как выдающийся иконописец. Одна из самых замечательных русских икон — «Распятие» написана им. Она удивительно красива. Изящен изгиб тела Христа. Стройны непропорционально вытянутые фигуры стоящих рядом святых. Чисты и ярки краски.
Однако, сделав акцент на красоте как таковой, Дионисий утратил, может быть, самое драгоценное качество иконописи — ее религиозную духовность. Это мирское понимание красоты и отсутствие глубокой религиозности нашло отражение в легенде, связанной с именем Дионисия.
Как-то, работая в одном из монастырей, Дионисий в постный день принес в обитель мясо и съел его. Вскоре согрешивший художник тяжело заболел. Только раскаяние и молитвы спасли его от страшных мучений. Трудно представить, чтобы такое могло произойти с Андреем Рублевым.
В мастерской Дионисия была написана большая житийная икона «Митрополит Петр».
Первые житийные иконы попали на Русь из Византии. Обычно в центре такой иконы помещалось изображение святого, а по сторонам, в небольших квадратных клеймах — сцены из его жизни. Клеимы «читались» слева направо, сверху вниз, как строки в книге.
Чувство красоты и здесь не изменило Дионисию. Согласитесь, что икона напоминает нарядный ковер. В центре — святой в узорчатой одежде, а по сторонам, словно орнамент, — пестрые клейма его жития. И цвет, и рисунок, и композиция — все служит украшению иконы.
Митрополит Петр был видным религиозным деятелем Руси XIV в. Он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сделав ее центром религиозной жизни Северо-Восточной Руси. Петр заложил первый белокаменный собор Кремля — Успенский. В нем митрополита похоронили после смерти. Теперь в обновленном соборе над могилой святого висит икона Дионисия.
Строгановская школа иконописи.
В XIX столетии в руки искусствоведов попало немало икон рубежа XVI— XVII вв. с фамильными метками известных русских купцов Строгановых. Все они отличались небольшими размерами и удивительной тонкостью письма. Фигуры святых на иконах стройны и изящны. Цвет богат и изыскан. Кажется, что иконописец использовал не краски, а сияющие самоцветы.
Поначалу исследователи думали, что эти удивительные иконы созданы на севере, где жили и работали Строгановы. Но позже было установлено, что авторами большинства из них являются московские живописцы из кремлевских мастерских. Имена некоторых из них история сохранила — Прокопий Чирин, Истома Саввин...
Кисти Прокопия Чирина принадлежит икона «Никита-воин». Ее размеры невелики, всего 29 на 22 см, а письмо отличается редким мастерством. Фигура святого непропорционально вытянута, что придает ей легкость и изящество. На Никите-воине яркие нарядные одежды, выделяющиеся на темном фоне иконы: голубой плащ, красная рубаха, золотая кольчуга и золотые сапожки.
Строгановы, ценители изящного письма, покупали иконы московских мастеров и ставили на них свои метки. Так случилось, что одно из главных направлений в иконописи рубежа XVI—XVII вв. получило название строгановской школы живописи.
«Царский изограф».
XVII столетие, переломное между средневековьем и новым временем, было последним веком древнерусского искусства.
Переломная эпоха породила живописца, в творчестве которого, как в зеркале, отразились противоречия между старым и новым искусством. Имя его — Симон Ушаков, «царский изограф» (художник), возглавлявший живописную мастерскую Оружейной палаты Кремля.
Взгляните на «Троицу» Симона Ушакова. Как разительно она отличается от одноименной иконы Андрея Рублева! Перед нами не молчаливый диалог ангелов, а бытовая сцена трапезы. Стол покрыт скатертью и заставлен посудой. Ангельские лики сменили почти человеческие лица, тщательно выписанные с помощью светотени. Дерево на иконе как живое, с ветвями и листьями. Архитектурная постройка представляет собой настоящую античную арку со всеми присущими ей элементами: колоннами, карнизом. Создается впечатление, что религиозный сюжет — лишь повод для художника изобразить картину реальной жизни.
Интересна другая икона Симона Ушакова — «Древо Московского государства». В центре сложной композиции в овале — «Владимирская Богоматерь», покровительница Московской Руси. Вокруг нее, на ветвях древа, изображены церковные и государственные деятели Москвы — митрополиты, монахи, князья, цари. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У его корней стоят Иван Калита и митрополит Петр - основатели Московского государства. На кромке тщательно выписанной кремлевской стены изображены современники Симона Ушакова царь Алексей Михайлович и его жена Мария Милославская с детьми. Их портретное сходство не вызывает сомнения.
Своим творчеством Симон Ушаков завершил, почти семисотлетний период развития средневековой русской живописи. На рубеже XVIII в. светское искусство постепенно вытеснит религиозное
.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нью Эйдж | Игры и упражнения с волшебными палочками

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1103. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия