Студопедия — Глава II. Методические основы развития объемно-пространственного мышления на занятиях изобразительного искусства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава II. Методические основы развития объемно-пространственного мышления на занятиях изобразительного искусства






2.1. Методы и приемы передачи объема и пространства на плоскости

Рисование играет большую роль в общем развитии детей. Особое значение приобретает перспективное рисование, которое непосредственно связано с развитием наблюдательности. Перспективное рисование в большей мере способствует развитию пространственного мышления детей, что также очень важно для практической деятельности человека в различных областях науки и техники. Способность видеть очень ценное свойство человека, и его надо развивать с самого раннего возраста.

Слово «перспектива» происходит от латинского «видеть на сквозь», «сквозь что-нибудь». В процессе тщательного наблюдения при рисовании того или иного предмета дети должны понять, что наше представление не совпадает с изображением его на плоскости листа бумаги.
Задачи занятий рисования заключаются в том, чтобы приучить ребенка правильно видеть основные формы предметов (рис.1-2).

 

 

1.

 

2.

Перспектива делится на линейную и воздушную. В основе линейной перспективы лежат законы зрительного сокращения предметов на плоскости.

Основные положения линейной перспективы:

1. Рисуя, представить перед собой пространство имеющие глубину, а не плоскости листа.

2. Вид предмета меняется от выбора точки зрения(высшее, ниже, левее, правее).

3. Одинаковые предметы в зависимости от разной удаленности изображаются на листе бумаги по-разному (больше, меньше).

4. Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.

5. Параллельные линии, натуры сходятся в определенной точке.

6. Умение видеть предмет насквозь.

7. Поле зрения – это пространство охватываемое глазом при взгляде.

Чтобы лучше понять, что такое линейная перспектива, нужно знать несколько определений, таких как линия схода, точка схода, линия горизонта, картинная плоскость.

Линия горизонта – это данная вымышленная линия, относительно оказавшаяся на уровне глаз наблюдающего. На рисунке 3 мы видим, как линия горизонта перемещается, но остается на уровне глаз человека(Рис.3).

 

 

3.

 

 

Точка, в которой сходятся на изображении линии предмета, называют точкой схода.

Посмотрите на рисунок 4 и представьте, что вот мы стоим между двумя блестящими рельсами и смотрим вдоль железнодорожного полотна. Рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. Место, где они скрываются из виду, называется точкой схода.

 

.

4.

Воздушная и цветовая перспектива – законы изменения тона и цвета в зависимости от удаления предметов в глубину.

Воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Таким образом, все без исключения близкие объекты воспринимаются отчетливо со многими элементами и фактурой, а удаленные – обобщенно, в отсутствии деталей. Контур близких объектов кажутся отчетливо, а удаленных – мягко. Все без исключения предметы, находящиеся на переднем плане имеют контрастную светотень и выглядят объемными, а дальние — слабо проявляют светотень и выглядят плоскими.

Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных объектов становятся менее яркими и приобретают цвет воздушной дымки — лазурный, молочно-белоснежный, лиловый. Все близкие объекты выглядят многоцветными, а удаленные однотонными. Художник обязан принимать во внимание все данные изменения с целью передачи пространства и состояния освещенности в собственной работе.

Воздушная среда, особенно если воздушное пространство наполнено пеленой, либо туманом, может помочь передать в рисунке пространство, выделяет плановость в композиции. В творческой работе нужно предусматривать перспективные изменения воздушной среды, благодаря чему отдаленные планы представляются светлее передних, контуры объектов расплываются, теряют резкость. В особенности это заметно в горах либо в равнине, заросшей бором.

Например, отображения в воде имеет свои перспективные закономерности. Как правило, длина отображения объекта в воде равна длине самого объекта. Отображение в точности повторяет объект, но в перевернутом виде.

Воздушная перспектива соединена с переменой тонов, вследствие этого она может называться тональной перспективой. Первоначальное описание закономерностей воздушной перспективы дал Леонардо да Винчи.

Величайший живописец подметил, то, что отдаление объекта от глаза наблюдающего связано с изменением цвета объекта. По этой причине с целью передачи глубины пространства в картине близкие объекты обязаны быть нарисованы живописцем в их собственных цветах, удаленные обретают голубоватый тон.

Световая перспектива определяет расстояние объектов с источника света. Она появляется в условиях неравномерного освещения. В дневное время, присутствие равной силе освещение на всем видимом пространстве, явления световой перспективы малозаметны. Однако с утра, к примеру, если с востока наступает день, а на запад уходит ночь, объекты на востоке — светлее, в закате — темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на восходе, объекты переднего плана необходимо выполнять темными, объекты дальних планов — наиболее сильными, на горизонте – полностью яркими, какое количество позволят возможности красок. В пейзаже, видимом на западе, объекты переднего плана станут светлыми, вдали – окунутыми тьмой.

При искусственном свете объекты, близкие к источнику освещение, как очевидно, существенно насыщеннее, чем удаленные от него. Если при искусственном освещении изображается интерьер и необходимо передать расстановку объектов в пространстве, более значимым средством для передачи пространства работает яркость бликов. Уровень яркости объекта устанавливает его координаты согласно отношению источнику освещение и тем самым наиболее определяет постановка в пространстве.

В случае если освещение идет на нас, в таком случае фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это замечали с утра, смотря в восток, либо из темной комнаты в светлую.

Если освещение идет от нас, в таком случае фон делается темным и все светлое станет выступать, а темное отступать в дальний план, как это случается с утра при взгляде на запад, либо в ночное время у фонаря.

Цвета, холодные сами по себе, никак не обладают качеством удаляться, а теплые выступать, как иногда заявляют, ссылаясь на то, то, что в отдаленном плане доминируют холодные, а в переднем теплые тона. Согласно большей части такое, таким образом, и случается, однако лазурные тона удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они обладают такого рода оттенка, а вследствие того, то, что холодные тона в сопоставление теплым преобладают на дистанции и сохраняют обычное ощущение дали.

В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные тона выступают в передний план, а тона теплые отходят в глубину. К примеру, в заходе солнца все без исключения отдаленные планы получают огненно-красноватый тон, а объекты переднего плана — холодные тона. В условиях вечернего освещение теплые тона отходят вдаль, холодные тона выступают вперед.

 

Таким способом, закономерные перемены очертаний, светлоты и окраски объектов считаются значительными живописными координатами в изображении пространства.

В процессе работы над изображением предметов школьники должны обязательно ознакомиться с такими средствами выявления объема, как:

Контраст (от французского contraste - противоположность). Роль контрастов в композиции художники отмечали уже давно. Леонардо да Винчи о «Трактате о живописи» высказывает о контрастах величин, контрастах характеров, фактур материалов и т.д.

Микеланджело огромное значение придавал контрастам объема и плоскости. В собственных произведениях он совмещал плоскости с объемными фигурами, достигая сильной объемности фигур.

Роль контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии очень велико. Индивид воспринимает находящийся вокруг его объекты в первую очередь всего по контрасту их силуэтов и находящейся вокруг окружения. Знакомые фигуры, объекты мы определяем с большой дистанции согласно силуэту, который играет большую роль в искусстве. Форму объекта: человек воспринимает только лишь контрасту света и тени. Абсолютное отсутствие светотени создает плоскость. Живопись основывается в контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета возрастает с сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом - красноватого с изумрудным, синего с оранжевым, белого с черным и т. п.

Немаловажную значимость в композиции представляют контрасты величин (большого и малого), контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты).

Например, в работе В. И. Сурикова «Степан Разин» черный треугольник ладьи, разъединяющий светлые воды Волги, выражает конструктивную мысль композиции. Выразительность конструктивной идеи подчеркивается тональным контрастом - контрастом силуэта темной ладьи и светлой воды и небосклона.

Образцы использования контрастов положений, психологических контрастов в системе сюжета и формулировании мысли композиции приводит Е. А. Кибрик. Он пишет: «Кроме того существенна значимость противопоставления положений в построении сюжета композиции. Что может являться контрастней крестьян, узников в арестантском вагоне, и свободных голубей на перроне? Данная контрастность положений, на которых создана картина Ярошенко «Всюду жизнь». Никак не меньше контрастны грязный, скорченный на земельном полу цеха рабочий рядом с фабрикантом, великолепно и шикарно облаченным, сверху вниз оглянувшемся на рабочего в картине Иогансона «На старом уральском заводе». И второй, главный общепсихологический контрастность в данной картине: умный, полный сознательной ненависти взгляд рабочего противоречит его ничтожному положению и по этой причине в особенности выразителен.

Таким образом, значимость контрастов в композиции многофункциональна – они имеют отношение к абсолютно всем составляющим композиции, начиная с характера конструктивной мысли и заканчивая построением сюжета.

Светотень – показывает степень освещенности поверхности предмета.

Светотенью, к примеру, как и перспективой, старые мастера использовали издавна. Через данное средство они научились изображать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру объектов так убедительно, то, что они, казались, живыми в картинах. Свет помогает передать и окружающий вокруг мир.

Трактовка объема и освещенности предметов находится в зависимости от светотеневых предметов, образующих различные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные собственными цветовыми свойствами и качествами.

Объемная форма в природе воспринимаются освещенной. Градации света и тени на их плоскости характеризуют понятиями такими, как: блик, свет, тень, тон, полутон, рефлекс.

Отличают последующие составляющие светотени:

· Свет – поверхность, на которую падают прямые лучи.

· Блик – самое светлое место.

· Полутень – на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами. Слабая тень, образующаяся, если предмет освещён несколькими источниками освещение. Она кроме того появляется на плоскости, обращённой к источнику освещение под незначительным углом;

· Тень – образуется на поверхностях, куда прямые лучи не попадают. Тени в неосвещённой стороне предмета называют собственными, а отбрасываемые предметом в прочие плоскости — падающими;

· Рефлекс – освещенный участок теневой поверхности предмета.

· Граница света раздела находится на линии разделения света и тени.

· Тон – степень светлоты (предмет светлый, темный, среднего тона).

Изображение градаций светотени может помочь ребятам раскрыть объем изображаемых тел на плоскости листка.

Восприятие цвета находится в зависимости от освещения. Передача в пространства в живописи зависит не только от правильного построения перспективного рисунка, но и от изменений цветовых и тональных отношений в природе по мере их удаления наблюдателя либо от источника света. Темные объекты на расстоянии обретают холодные цвета, а светлые - теплые.

Один из известнейших художников такой, как Рембрандт применял освещение в живописи. Полотна Рембрандта всегда озарены светом. Величественность художника – в его человечности. Освещение в его полотнах помогает дотронуться до души человека.

Направленность освещенности находится в зависимости и от возвышенности солнца над горизонтом. В случае если оно располагается возвышенно, в таком случае у объектов появляются короткие тени. Форма и объем выявляются слабо (Рис.5 а).

При понижении солнца тени с объектов возрастают, фактура выражается лучше, подчеркивается рельефность формы. (рис.5 б).

 

а. б.

5(а,б).

Немаловажно предусматривать ребятам при создании сюжетно-тематической композиции и постановка источника освещение. Рассмотрим виды источников света: фронтальное, боковое и контражурное.

· фронтальное освещение – данный источник освещение освещает предмет прямо, так как располагается перед ним. Подобный свет недостаточно выявляет объем.

· Боковое освещение (по левую сторону либо с правой стороны) – этот источник света замечательно выявляет форму, объем, фактуру объектов.

· Контражурное освещение – это источник света появляется, в случае если свет располагается за предметом. Но объекты в данных обстоятельствах смотрятся силуэтом и утрачивают собственный объем.

В случае если требуется рисовать у окна либо лампы, то, что свет объектов вблизи станет существенно интенсивнее, нежели находящиеся вдали. С ослаблением освещение контрастность между светом и тенью смягчается. Подобное проявление называется световой перспективой.

Знание данных закономерностей построения освещения, светотени, линейной, воздушной, световой перспективы поможет школьникам при решении проблем в изображении сюжетно-тематической композиции и не только.

 

2.2. Упражнение на развитие объемно-пространственное мышление детей на уроках изобразительного искусства.

Задачей изобразительного искусства в общеобразовательной школе является развитие у школьников объемно-пространственного мышления, умений принимать как настоящие, так и воображаемое пространство и разбираться в нем. С данной целью я стремлюсь использовать последующие упражнения.

1. Упражнение. Изучение перспективы.

Рисование с натуры на природе. Выполнить наброски и зарисовки улиц городских и деревенских, наиболее подходящий участок с уходящими вдаль домами, аллеи каких-либо деревьев, уходящие дорожки парков, обсаженные деревьями с передачей перспективного сокращения (Рис. 6).

 

 

6.

Упражнение.

На формирование внимания, если ребята обучаются срисовывать с иллюстраций, репродукций, придерживаясь соотношения.

Упражнение.

Вербальное рисование. Первоначально мы с ребятами оговариваем дальнейший изображение с предписанием местоположения предметов на бумаге, а затем они его зарисовывают.

2. Упражнение.

Рисование с натуры с передачей перспективного сокращения форм отдельных предметов, таких как шар, ящик, стул, глобус, бидон, простая гипсовая ваза, чайник, блюдце, кастрюля, лампа; технических деталей из набора по черчению; овощей и фруктов; букет цветов в вазе, листьев и кустарников (рис. 7).

 

7.

3. Упражнение.

Дорисовать изображения согласно образцам либо по контуру, точкам. Оно содействует знакомству ребенка с симметрией. Ребята обязаны пририсовать часть рисунка объекта либо орнамента. (рис. 8).

 

 

8.

 

 

4. Упражнение.

Рисование по памяти и представлению. Ребятам предоставляются некоторые детали рисунка, к примеру, типичный объект сказочного героя, они обязаны нарисовать полный предмет, припомнив, кому принадлежат эти вещи (рис. 9).

9.

5. Упражнение.

Перемена ракурса местоположения предмета в пространстве. Ребята, осмотрев изображения, обязаны показать и изобразить, то, что они увидят с "противоположной стороны" (рис.10)

 

10.

6. Упражнение.

Ориентировано на формирование чувства пространства. Ребята обязаны осуществить перспективу рисунка, установленного видом сверху (рис.11).

11 .

7. Упражнение.

Формирование творческого воображения школьников. Изменить изображение с учетом установленной теме, например, времени года либо дня и ночи (рис.12).

 

 

12.

8. Упражнение.

Данную композицию, из линий, точек, геометрических фигур, учащимся нужно превратить в образную композицию. Сохраняя данное композиционное решение изображения (рис.13).

 

 

13.

9. Упражнение.

Изучить и выполнить зарисовки и наброски композиционных решений картин различных известных художников.

10. Упражнение.

Сочинить различные композиции из линий, точек, геометрических фигур с использование линейной перспективы (рис.14).

 

14.

11. Упражнение.

Выполнить с натуры зарисовки и наброски пейзажей с использованием линейной и воздушной перспективы (рис.15).

15.

12. Упражнение.

Выполнить рисунок с геометрическими предметами с боковым освещением. Закрепить знания о таких понятиях как блик, рефлекс, свет, тень, падающая тень, полутень, собственная тень (рис.16).

 

16.

13. Упражнение.

Выполнить с натуры и по представлению последовательное построение интерьера дома, избы, кафе, магазина в различных ракурсах (рис.17).

17.

14. Упражнение.

Придумать несколько композиции из геометрических фигур таких, как:

· с передачей движения (динамика) (рис.18,а).

· с передачей покоя (статика) (рис.18,б).

 

18. (а,б)

 

Рисование согласно перечисленным выше упражнениям содействует активному формированию у подростков динамического пространственного воображения, творческому раскладу в решении разных вопросов и задач, создает у подростков способность проанализировать начальные сведения, пересматривать их, увеличивая познавательную активность школьников и творческую фантазию.

2.3. Опытно-экспериментальная работа «Развитие объемно-пространственного мышления у школьников на уроках изобразительного искусства»

В воспитании и образовании школьников изобразительное искусство имеет важное значение. Искусство входит в жизнь человека, обогащая и украшая ее. С помощью искусства школьники познают окружающий мир, у них формируются эстетические ценности, художественный вкус. Искусство формирует личность человека.

Во время работы на уроке изобразительного искусства у учащихся развивается мышление, зрительная память, воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Актуальность данной темы заключается в том, что мышление, а в частности, пространственное мышление, в жизни человека занимает одну из ведущих ролей. В сущности, без этого психического процесса, немыслим был бы сам человек. При отсутствии этого процесса было бы невозможно познание окружающего мира, а, следовательно, и формирования понятий, накопления жизненного опыта. В принципе, все психические процессы взаимосвязаны между собой и, при недостатке развития одного из них у человека, страдают все остальные. Таким образом, от мышления зависят фантазия, память, речь, которая играет огромную роль в жизни человека – существа социального, воля, эмоции и чувства. При достаточном развитии мышления, человек развивается как гармоничная личность.

Формирование объемно-пространственного мышления, совершается в ходе освоения школьником скопленными знаниями, и представляется одной из немаловажных черт онтогенеза психики ребенка. Учащемуся, имея высокий уровень развития объемно - пространственного мышления, представляется важное обстоятельство эффективного овладения всевозможных общеобразо­вательных и специализированных промышленных дисциплин в абсолютно всех стадиях учебы, выделяя, таким образом, актуальность темы изучения.

Цель эксперимента:

Выявить уровень развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства до объяснения материала и после;

Разработать и провести на практике экспериментальную работу по развитию пространственного мышления школьников и проверить её эффективность;

 

Были поставлены следующие задачи проведения эксперимента:

· Провести анализ уроков изобразительного искусства

· Провести эксперимент по этапам (констатирующий, формирующий, контрольный)

· Провести математическую обработку информации

· Сделать вывод на основе полученных результатов

Объект исследования:

Процесс преподавания изобразительного искусства в школе

Предмет исследования:

Процесс развития пространственного мышления у детей на уроках изобразительного искусства

Использовались такие методы исследования как:

· Наблюдение;

· Беседа;

· Тестирование;

· Анкетирование;

· анализ литературы;

 

Содержание теста







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия