Мова як матэрыял літ. Літ. мова і мова мастацк. твора.Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его. Форма (напр. рассказ) - расположение материала, преображение материала Форма и материал - из области человеческих отношений. Происшествие - это материал, Порядок расположения частей - форма. Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ лит по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел
1)Тынянов писал о Пушкине и его семье, друзьях. Он писал о людях существовавших в реальности, использовал их имена, биографии. Но научное и художественное творчество Тынянова отличаются. При научном подходе его цель - отыскать о людях реальные факты, чтобы более полно раскрыть их тв-во При художественном - он пишет о людях связанных с действительностью, но он додумывает то, чего в действительности могло и не быть, то, в чем он не может быть уверен. (Например, о том, в какой одежде кто куда пошел - в биографиях об этом редко пишут, а при описании героя это приходится домысливать) раскрытие логики, заложенной в вещах, но необязательно доходящей до конца; того, что подразумевается, но могло и не быть никогда.
2) Толстой называл героев именами похожими на имена реальных людей (иногда прототипов) - при этом в обращении с героями он чувствовал большую свободу, мог добавлять собственные представления.
3) Полная выдумка - развод, разграничение реальности и фантазии. Выдуманные и условные имена. Материал из жизненного преобразуется в художественный. Литератор имеет дело только с языком как с инструментом. В лит произв. нет ничего кроме языка, который должен быть особым образом обработан, преображен. Филология - наука о литературе, изучающая язык. 1916 г. - на французском языке выходит книга Соссюра «Курс общей лингвистики». Описывая деяния Соссюра, Реформатский пишет, что главное в них - это язык всех разновидностей речи в синхронии. В синхронии - одновременно с нашей жизнью в диахронии - в историческом развитии языка. (Хочется обнять свою усталую голову и не бить ушами по лицу, дальше будет понятнее. Может быть...) Язык - глобальное, универсальное, абстрактное понятие. Не то, как мы говорим, пишем. Язык Пушкина - неправильная формулировка по Соссюру. Язык - все богатство, совокупность языка. Правильнее говорить речь Пушкина, ибо речь - индивидуальная реализация языковых возможностей. Для писателя язык - материал. Речь, созданная, закрепленная и оформленная в результате получения художественного произведения - форма. Речь - всегда более узкое понятие, чем язык, это отбор из языка, то, что преображает, трансформирует язык, придает ему форму. Некоторые писатели трансформируют язык, иногда даже изобретают новые слова, Достоевский - автор слова «стушеваться», которое так любит Николай Алексеевич). Внося что-то новое в свою речь, писатель может обогатить весь язык.
Интересные примеры: Футуризм подарил миру «Аграмматические сонеты» - стихи, в которых не работают грамматические формы. Футурист Давид Бурлюк не употреблял предлог «в» - тем самым ломал традиционные языковые представления. Художник трансформирует язык в художественную речь, как материал в форму. В.М. Жирундский: Делению на форму и содержание противопоставлено искусство как эстетическое направление, имеющее материал и прием. Факт à ПРИЕМ à эстетический факт = искусство Проза - цепь событий, за которой мы следим в зависимости от воли автора. Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи. Сюжет - художественно построенное распределение событий -. Материал = фабула - то, что существует как бы в «действительности», созданной автором из реальности. Хронология соблюдается в произведении, когда мы узнаем о событиях в их прямой последовательности, но она соблюдается редко. В детективах мы почти всегда сначала узнаем конец - об убийстве - и лишь потом переходим середине - расследованию - и лишь под конец произведения узнаем начало событий - кто убил и почему. Автор детектива заинтересован в том, чтобы восстановить цепочку постепенно, чтобы мы следили за главным героем - как он ведет расследование - ведь он тоже не знает сначала кто и почему, а лишь постепенно, посредством умозаключений воссоздает цепочку событий. Таким образом, цель несовпадения - возбудить интерес читателя. Бунин в произведении «Легкое дыхание» в самом начале рассказа дает понять, что героиня умерла - этим он снижает сюжетное напряжение. Формой писатель уничтожает негатив, который мог возникнуть у читателя. безобразное событие жизни становится эстетическим событием рассказа. И сам рассказ воспринимается читателем как легкое дыхание. В обыденном сознании путаются 2 понятия 1) Язык литературный - отобранный и кодифицированный язык общения нации в общении, отбор из всего богатства языка, ограниченный нормами и правилами. (Молодежный и блатной сленг в литературный язык не входят) 2) Язык литературного произведения - автор отбирает формы языка, которые уместны для его произведения. В «Тихом Доне» используются казачьи диалекты.
Художественная речь отличается особенной выразительностью. Выразительность - необязательно красота языка
Вернемся к закону Шкловского - «закону остранения» (от странный, непривычный) Суть его в том, что любое явление искусства со временем автоматизируется, становится привычным. (Мы каждый день ходим мимо стен Кремля и не замечаем их красоты, как это было, когда мы их увидели в первый раз). Чтобы по-новому взглянуть на вещь нужно по-новому о ней сказать, и задача художника - каждую вещь показать так, чтобы читатель увидел ее как будто впервые.
Классификация предметно-изобразительных форм. (метафора, метонимия, синекдоха) В учебниках русского языка говорится о лингвистическом понятии, тогда как в литературе только языковедческим толкованием этих терминов ограничиться нельзя. Возникают некоторые дополнительные качества - например, появляются свежие метафоры - их не так много, потому что трудно придумать новое уподобление Только традиционными способами переноса невозможно ограничиться. Иные возможности и принципы появляются.
|