Студопедия — ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ БЫТИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ БЫТИЯ






 

 

1. Кризис классических онтологических моделей

 

В рамках одной из предыдущих лекций, посвященных клас­сической философии, мы обратили внимание на то, что гегелевский идеализм как ярчайшее выражение классической традиции в каком-то смысле исчерпал возмож­ности традиционных онтологии и дал прямой импульс становлению неклассиче­ских онтологических моделей.

Сильной стороной классических философских концепций, ориентированных на построение целостных и замкнутых онтологии, является их установка на прин­ципиальную познаваемость мира и тотальную прозрачность бытия (природного, социального и человеческого) для рациональной рефлексии. Более того, истинно познанное бытие является гарантией истины при оценке всех проявлений челове­ческой сущности и любых человеческих действий, начиная от проблем различения добра и зла, прекрасного и безобразного и кончая ценностной ориентацией в сугу­бо практических ситуациях. Соответственно, философия, базирующаяся на разви­той онтологии, представляет собой обширную систему взаимосвязанных знаний, позволяющих человеку объяснить и оценить любые явления.

Однако эта сильная сторона (систематичность, рациональный охват различ­ных явлений с единых позиций) выступала при ее абсолютизации и как серьезная слабость, ибо такого рода философские системы, как правило, носят закрытый, замкнутый характер и претендуют на достижение истины в последней инстанции (абсолютной истины), что противоречит смыслу самой философии.

К середине XIX века в философии возникает определенный кризис онтологии как ключевого раздела метафизики. Реакцией на замкнутость онтологических си­стем, на их претензию овладения абсолютной истиной является попытка выйти за пределы данной замкнутости и за пределы рациональности как таковой. Это реа­лизуется в желании «найти какую-то вне разума лежащую действительность», что в свою очередь, как отмечает А.Л.Доброхотов, «оборачивалось редукцией разума к той или иной иррациональной стихии»1. Происходит своеобразный иррационалистический поворот в философии, в результате которого на первый план выдви­гается поиск неких «реальностей», не имеющих ничего общего с действительным миром и познаваемых также иррационалистическим образом. Правда, при этом

1 Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986. С. 231.


следует оговориться, что философское объяснение по сути есть объяснение рацио­нально-теоретическое, даже когда оно принимает иррационалистическую форму. Как мы говорили выше, самая иррационалистическая форма философии все равно реализуется как рациональная установка.

Так, Шопенгауэр говорит о «бессознательной космической воле», которая «не только начало, но и единственная сила, имеющая субстанциальный характер»1. Кьеркегор пытается противопоставить абстрактное мышление и существование личности, «радикально разъединяя мышление и существование»2. В результате Бог у него не философский абсолют, а живой Бог. В основе его постижения ле­жит вера, а не разум. Фейербах, напротив, ставит в центр всего человека, который выступает как действительное бытие, где даже Бог есть творение человеческого разума, на которое переносятся свойства человеческой личности. Однако иррацио­налистическая реакция на гипертрофированный рационализм (и особенно геге­левский спекулятивный идеализм и панлогизм3) не единственная форма отказа от традиционных онтологии.

Во многих случаях отказ от онтологии выступал просто как абсолютизация гносеологической сущности философии (неокантианство марбургской школы) или перевод всей философской проблематики в область методологии и эпистемо­логии (прежде всего позитивизм первой и второй волн). Источником этого стал бур­ный рост естественно-научных и гуманитарных знаний в XIX веке, о чем мы писа­ли в предыдущей лекции, а также радикальные изменения общекультурной роли и влияния научного знания. Научная революция рубежа конца XIX – начала XX века лишь закрепила этот несомненный «гносеологический крен» философии.

В этот же период остро встает проблема ценностей и оформляется аксиоло­гия как третий важнейший раздел метафизики, если ее понимать в классическом смысле как теоретическое ядро философского знания.4 Кризис традиционных цен­ностей и отчетливо проявившееся ценностное измерение различных видов знания, в том числе и научного, привлекает пристальное внимание новых философских школ (баденская школа неокантианства), выдвигает новых философских кумиров, например Ницше, и академических авторитетов, например В. Виндельбанда. При этом явный недоучет ценностной проблематики в предшествовавших метафизи­ческих построениях бросает тень и на онтологию в целом как самостоятельную философскую дисциплину.

Параллельно под метафизикой в свете новых эволюционных представлений в науке все чаще начинает пониматься такая картина природы, где последняя вы­глядит застывшей и неизменной во времени, т.е. метафизика отождествляется не только со спекулятивно-идеалистическими онтологиями, но и с философией при­роды,опирающейся на классическую ньютоновскую механику, в частности, с по­строениями французского материализма XVIII века.

 

1 Доброхотов А.Л. Указ. соч. С. 234.

2 Там же.

3 Вот, в частности, известная мысль Гегеля, вызывавшая ярое неприятие всех иррационалистических тече­ний: «Логика совпадает... с метафизикой – наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное отношение в вещах» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975. С. 120).

4 Подробный анализ аксиологической проблематики будет дан в соответствующем разделе нашего курса.


В результате всех этих процессов термины «метафизика» и «онтология» рассматриваются как синонимы и отождествляются с замкнутыми и статич­ными субстанциалистскими онтологиями классического типа (равно и мате­риалистическими, и идеалистическими), приобретая отчетливо выраженный негативный оттенок.

Если негативный смысл в понятие «метафизика» и по сию пору вкладывается представителями некоторых философских школ, то указанный кризис онтологиз­ма оказался не столь долгим и уже в конце XIX – начале XX века «на смену пси­хологическим и гносеологическим трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропей­ской философии и возврат к онтологизму»1.

Возврат к онтологической проблематике и к представлению философии как особого рода связанной системы был не случаен, а представлял собой, с одной сто­роны, преодоление абсолютизации гносеологической интерпретации философии, а с другой – переход к более сложному философскому пониманию структуры бы­тия и месту в нем человека. В результате буквально все течения современной фи­лософии «возвращаются к онтологии». Однако акценты в этих новых – некласси­ческих – онтологиях будут расставляться различные: где-то совершенно новую форму примет философия природы (прежде всего у Энгельса и в диалектическом материализме), где-то принципиально новое звучание получит спекулятивно-ме­тафизическое измерение онтологии и трактовка идеальных объектов (например, в творчестве Николая Гартмана), а в ряде философских школ упор будет сделан на антропологическом измерении онтологии и на первый план выйдут различные интерпретации экзистенциального и культурного бытия человека (феноменология, экзистенциализм, герменевтика и т.д.). В некоторых же трудах с разной степенью проработки и обстоятельности будут предприняты попытки осуществить органи­ческий синтез этих трех векторов онтологического анализа с новым осмыслением классической онтологической проблематики, связанной со статусом божественно­го бытия.

К рассмотрению этих ключевых ходов неклассической онтологической мыс­ли, продолжающих разрабатываться в работах современных философов, мы те­перь и переходим. В представляемых концепциях онтологии на первый план вы­ходит проблема разноуровневого и определенным образом субординированного устройства бытия, а также возможность его генетического объяснения.

Иерархичность бытия как идея реализовывалась в самых различных вариан­тах, наиболее известными из которых стали диалектический материализм и «но­вая онтология» Н.Гартмана2. Однако еще раньше иерархичную модель природы набросал в своих рукописях с показательным названием «Диалектика природы» Ф.Энгельс.

 

1 Доброхотов А.Л. Онтология // Филос. энцикл. словарь. С. 458–459.

2 Принцип иерархического строения бытия с разными акцентами проводится в концепциях С.Алексан­дера, Дж. Сантаяны, М.Шелера и ряда других мыслителей XX века, однако не ставя перед собой специальных историко-философских задач, мы останавливаемся на ее наиболее репрезентативном – гартмановском вари­анте.


2. Учение о формах движения материи

у Ф.Энгельса и разработка онтологических

ПРОБЛЕМ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ

 

В истории философии и науки, как мы уже отмечали выше, всегда была важной идея субстанциальности в качестве объясняющего фактора как природных, так и общественных процессов и явлений. С развитием наук она стала во все большей степени приобретать конкретно-научные черты.

Так, в основе физики Ньютона лежало убеждение в «простоте» устройства мира и его исходных элементов. Поэтому в качестве субстанции стала выступать материя, понимаемая как вещество или механическая масса (т.е. количество ма­терии), которая состоит из физически неделимых мельчайших частиц – атомов. «Быть материальным» означало «состоять из неделимых частиц», обладающих массой покоя.

Это была механическая картина мира, в которой материя представляла со­бой иерархию систем. Вначале атомы связываются в некоторые тела, которые в свою очередь образуют более крупные тела, и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во Вселенной и пронизывается силами все­мирного тяготения. Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип дальнодействия).

Соответственно в этой физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, не зависимые друг от друга и от других свойств матери­альной действительности, хотя к этому времени существовали и иные концепции (например, Августина или Лейбница). Ньютон, как позже отмечал А. Эйнштейн, фактически дал модель мира, которая в силу своей стройности долгое время оста­валась непревзойденной. «Мышление современных физиков в значительной мере обусловлено основополагающими концепциями Ньютона. До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией»1.

В то же время, отмечает А.Эйнштейн, концепция Ньютона по существу пред­ставляла собой именно теоретическую (сконструированную) модель, которая не всегда вытекала из опыта. В философском плане Ньютон дал своеобразную натур­философскую картину мира, которая базировалась на том, что физические законо­мерности, присущие части мироздания, распространялись на все его образования, включая человека и общество. Предлагалась абсолютно гомогенная, лишенная ди­намики и иерархичности картина мира.

Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связа­но с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для филосо­фии метафизического материализма данного периода. «Хотя всюду заметно стрем­ление Ньютона представить свою систему как необходимо вытекающую из опыта и вводить возможно меньше понятий, не относящихся непосредственно к опыту, он тем не менее вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного време­ни... Ясное понимание им этого обстоятельства выявляет как мудрость Ньютона,

 

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 102.


так и слабую сторону его теории. Логическое построение его теории было бы без­условно более удовлетворительным без этого призрачного понятия»1.

Доминирование физики в системе наук во многом определило философские представления об устройстве мира, которые в буквальном смысле отождествляли конкретную физическую картину мира с философией природы и даже онтологией как таковой. Это не могло не отразиться и на теории познания, в которой исходили из неизменной сущности познаваемого объекта и абсолютности истины.

Однако само развитие физики подвергло сомнению установленные физикой Ньютона взгляды на мир. На рубеже XIX–XX веков в физике происходят кар­динальные открытия. А с 1895 по 1905 год эти открытия в силу их количества и значимости приобретают взрывной характер, разрушая старые представления о физике и той картине мира, которая на ней базировалась. Перечислим некоторые из них:

1895 г. – открытие рентгеновских лучей;

1896 г. – открытие явления самопроизвольного излучения урана;

1897 г. – открытие электрона;

1898 г. – открытие радия и процесса радиоактивности;

1899 г. – измерение давления света и доказательство электромагнитной массы;

1900 г. – создание М. Планком теории квантов;

1903 г. – создание Резерфордом и Содди теории радиоактивного распада;

1905 г. – опубликование А. Эйнштейном специальной теории относитель­ности.

Даже без специального анализа видно, что каждое из данных открытий разру­шало основанные на теории Ньютона физические представления и наносило удар по метафизическому материализму, который был в этот период господствующей философией природы и выступал, с одной стороны, философским основанием фи­зики, а с другой – базировался при построении философской онтологии на прин­ципах классической физики. Кризис ньютоновской физики показал принципиаль­ную относительность конкретно-научных представлений о мире, опиравшихся на очень сильные допущения в интерпретации мира. Оказалось, что сам принцип экстраполяции (распространения) наших знаний о части Вселенной на весь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро- и мегамира могут в значи­тельной степени отличаться друг от друга.

Парадокс философской ситуации данного периода заключался в том, что мета­физический материализм был уже не способен объяснить новые явления в физике, а наиболее мощная философская система, которая потенциально могла бы высту­пить основой философских оснований наук, т.е. идеалистическая диалектика Геге­ля, была (и не без усилий самого ее автора) оторвана от развития конкретных наук.

Для решения новых мировоззренческих и методологических проблем в науке необходима была синтетическая концепция, соединяющая в себе материалис­тические и диалектические компоненты подхода к миру, и на эту роль стал пре­тендовать диалектический материализм (или материалистическая диалектика, что одно и то же).

1 Там же. С. 16–17.


В рамках данной концепции была осуществлена попытка выработать новый тип онтологии, базируясь на соединении новейших знаний из области естествен­ных наук, прежде всего физики, и диалектико-материалистической разновидности философии. Огромную роль здесь сыграли работы по философии природы Ф.Эн­гельса. И хотя «Диалектика природы» – основной его труд в этой области – была опубликована много позднее, тем не менее именно с высоты последующих онто­логических построений (того же советского диамата и онтологии Н. Гартмана) мы можем по достоинству и в «чистом» виде оценить глубину и подлинную неклас­сичность энгельсовских идей.

Философия диалектического материализма, восходящая к работам основопо­ложников марксизма, в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалисти­ческих учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля, что позволя­ет ее по многим пунктам относить к классической модели онтологии. Однако каче­ство целого несводимо, как мы помним, к качеству образующих его частей. Само такое объединение материализма и диалектики обнаружило радикальную но­визну и неклассичность. Во-первых, появилась возможность построения целост­ной, но открытой и незамкнутой философии природы с учетом все время обновляю­щегося массива научных данных и, во-вторых, возможность распространить мате­риалистические представления на сферу общественных явлений. Первая из этих возможностей как раз и была реализована Энгельсом в «Диалектике природы».

Разработка указанной проблематики Ф. Энгельсом1 была связана с проблемой классификации наук и поисками фундаментального основания такой классифика­ции. Возникший в это время позитивизм, утверждающий, что время метафизиче­ских построений завершилось, попытался систематизировать науки на основании их механического суммирования, что упрощало реальную картину бытия.

Так, например, Огюст Конт предложил чисто формальную систему класси­фикации наук. В философском плане она была основана на метафизическом пред­ставлении о неизменной сущности вещей и их отражении в наших понятиях. То есть раз полученная истина в науках оставалось незыблемой. В результате науки, которые исследовали различные части природы, рассматривались изолированно друг от друга и их расположение в контовской классификации было чисто методи­ческим, создаваемым для удобства. Это была линейная классификация, основан­ная на принципе внешней координации научных дисциплин, из которой не была ясна сама взаимосвязь областей онтологии, которые отражаются в каждой из наук. Подразумевалось, что каждая из наук исследует какую-то часть реальности, а по­этому совокупность наук должна была бы нам дать полную картину этой реально­сти, которая могла бы быть реализована в некой единой системе наук. Схематично это можно представить следующим образом:

 

МАТЕМАТИКА | ФИЗИКА | ХИМИЯ | СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА

 

Сама идея такого системного понимания была прогрессивной, но на самом деле значительно упрощала реальную картину бытия, так как, во-первых, все время происходит появление новых наук, идет процесс их дифференциации, а во-вторых, основу системы должны составлять принципы, находящиеся вне ее, т.е.

 

1 Блестящий анализ этой разработки был дан Б.М. Кедровым, на идеи которого мы опираемся ниже.


метафизические. Поэтому если в философской классике попытки связать науки и метафизику страдали спекулятивностью, то в позитивизме – упрощением ситуа­ции. Это было удобно, как отмечал Ф.Энгельс, для преподавания, но не более.

В противовес этой позиции Ф.Энгельс закладывает принцип взаимосвязи между науками. Иначе говоря, взаимосвязь между науками и их субординация не случайны, а определяются единством самого материального бытия. Соответствен­но важнейшими методологическими предпосылками, которые можно положить в основу классификации наук, а значит, и единой картины природного бытия, вы­ступают принцип монизма и принцип развития.

Науки, утверждает Энгельс, можно субординировать по их предметам, отра­жающим объективное восхождение человеческой мысли от более простого к более сложному. Более того, такое познавательное восхождение отражает диалектиче­ское развитие самой природы, порождающей более сложные формы из простых. Единство материи и монизм в науке неотделимы здесь от развития конкретных природных форм и сложной системы иерархических и генетических связей между ними, а принцип развития, в свою очередь, реализуется не иначе, как через каче­ственную специфику и единство предмета каждой из наук. Иными словами, Ф. Эн­гельс делает гениальный для своего времени диалектический вывод, совершенно не утративший своего значения и сегодня: подлинная целостность не может не развиваться и не дифференцироваться, а развитие всегда целостно. Это каса­ется и бытия, и познания.

Поскольку в основе мира и его научного познания лежит материальное суб­стратное начало, то Энгельс начинает с поисков этого начала в качестве основы классификации наук. Изначально он в качестве такового выделяет энергию,и со­ответственно классификация принимает следующий вид, в которой усложнение вида энергии приводит к усложнению и области исследований в науке:

 

МЕХАНИЧЕСКАЯ – ФИЗИЧЕСКАЯ – ХИМИЧЕСКАЯ – БИОЛОГИЧЕСКАЯ – СОЦИАЛЬНАЯ

 

Однако энергии в качестве субстратного начала оказалась недостаточно. Это позволяло субординировать лишь механику, физику и химию. Энгельс ищет иное субстратное начало, которое должно определять формы движения материи. Со­ответственно материальным носителем механической формы движения выступа­ет масса, физической – молекула, химической – атом, биологической – белок. Схема приобретает следующий вид:

 

ФДМ1 механическая физическая химическая биологическая социальная
мн2 масса молекула атом белок ?

 

Получается довольно целостное описание природы, в котором низшие формы движения материи являются предпосылками возникновения высших. Схема ста­новится не формальным, но содержательным описанием природного бытия. При этом, однако, высшие формы не сводимы к низшим. Более того, Энгельсу на осно­вании такого рода философских рассуждений удается предсказать ряд научных от­крытий и даже появление новых отраслей знания. В основе этого опять же лежит идея развития и преемственности.

1 ФДМ – формы движения материи.

2 МН – материальные носители.


Между различными формами движения материи нет непроходимых границ. Поэтому существует нечто, находящееся между ними, относящееся, например, к механике и к физике, к физике и к химии, к биологии и к социологии. «Называя физику механикой молекул, химию – физикой атомов и далее, биологию – хими­ей белков, я желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую, – следо­вательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность обоих».1 То есть схема уточняется:

 

ФДМ механическая физическая химическая биологическая социальная
мн масса молекула атом белок ?
    «механика молекул» «физика атомов» «химия белков»  
  термодинамика электромеханика биохимия антропосоциогенез биосоциальная сущность человека
                   

 

Энгельс предсказывает, что в силу единства природного мира он необходи­мым образом познается как за счет изначальной дифференциации его областей, так и за счет последующей интеграции этих областей. Следовательно, чрезвычай­но интересными для исследователей всегда будут выступать пограничные области наук, которые находятся на стыке двух или более предметов. Он предсказывает, что именно здесь произойдут величайшие открытия и будут созданы соответст­вующие науки. К моменту, когда Энгельс сделал этот вывод, конечно, данные про­цессы уже происходили в науках. На стыке механики и физики возникла термо­динамика. На стыке физики и химии – электромеханика. Энгельс предсказывает создание новой науки – биохимии. При этом опять же делает чисто философский вывод о том, что при переходах ко все высшим формам материи неуклонно будет нарастать скачкообразность этих переходов. В настоящее время, пишет он, самый радикальный скачок наблюдается при переходе «от обыкновенного химического действия к химизму белков, которые мы называем жизнью»2.

Иначе говоря, Энгельс изначально указывает на то, что жизнь – это совокуп­ность химических и биологических процессов3, которые будут поняты в связи с синтезом белка, который он предсказывает, исходя из общей философской установ­ки. «Если химии удастся изготовить этот белок в том определенном виде, в кото­ром он очевидно возник, в виде так называемой протоплазмы... то диалектический переход будет здесь доказан также и реально, то есть целиком и полностью»4.

Энгельсу не удалось указать носителя социальной формы движения, и эта проблема остается для тех, кто принимает его позицию актуальной до сих пор,

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 257.

2 Там же. С. 66.

3 Энгельса часто, в том числе и внутри диалектического материализма, упрекали за данное им определе­ние жизни как формы существования белковых тел. Но удивительно, что он это, опережая критиков, заведомо отвергал. В его работах есть удивительный пассаж, который исследователи часто пропускали и который говорит об относительности роли определений в науке. Энгельс пишет, что роль определений в науке относительна и зависит от задачи. Я мог бы дать, говорит он, более широкое определение, но я даю его относительно Земли и от­носительно данной формы жизни. Конечно, и здесь не все отвечает пониманию жизни в современной биологии, но одновременно также ясно, что подходящее для всего определение можно дать, но тогда оно потеряет свою конкретность и эффективность.

4 Там же. С. 571.


хотя попытки такого рода неоднократно предпринимались. Наиболее удачной из них нам представляется концепция Ю.К.Плетникова1. Но что интересно и важ­но: Ф. Энгельс, опять же исходя из чисто философской предпосылки, однозначно определяет человека как биосоциальное существо, находящееся на стыке биоло­гической и социальной форм движения материи. Тем самым он на многие годы определил целый спектр научных и философских дискуссий, касающихся данного вопроса.

Конечно, с позиции современной науки и философии схема Энгельса устаре­ла, но в целом объяснение устройства материального бытия было дано очень убеди­тельно. Причем самое главное здесь было то, что природное бытие стало рассмат­риваться дифференцированно, или, как скажет позже Н. Гартман, многослойно.

У Энгельса намечено и новое понимание материи как центральной катего­рии онтологии через отказ от ее представления как некоторого вещества или со­вокупности веществ (влияние материализма) и движения к более абстрактному пониманию с элементами диалектики (влияние Гегеля). Так, Энгельс, исследуя по­нятие материи, высказывал идеи о том, что материя – это некоторая предельная абстракция, т.е. чистое создание мысли, которая никогда не дана нам чувственно, а всегда представлена теми или иными конкретными формами движения материи2. Вместе с тем, в отдельных случаях он трактовал ее вслед за французскими мате­риалистами как совокупность вещественных образований3.

Впоследствии в 1900 году Плеханов, развивая взгляды классиков марксизма на эту важнейшую категорию, писал, что «в противоположность «духу» «матери­ей» называют то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или дру­гие ощущения. Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос я вместе с Кантом отвечаю: вещь в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших ощущений»4.

И, наконец, В.И.Ленин поставил в центр диалектико-материалистического понимания онтологии представление о материи как особой философской катего­рии для обозначения объективной реальности5. Это означало, что она не может быть сведена к какому-то конкретному физическому образованию, в частности, к веществу, как это допускали физика Ньютона и метафизический материализм.

Это была форма материалистического монизма,так как все остальные сущ­ности, в том числе и сознание, рассматривались как производные от материи, т.е. как атрибуты реального мира. «Диалектический материализм отвергает попытки строить учение о бытии спекулятивным путем... «Бытие вообще»– пустая аб­стракция»6. Исходя из этого, утверждалось, что материя объективна, т.е. суще­ствует независимо и вне нашего сознания. Отсюда делался вывод о связи онтологии

1 См.: Плотников Ю.К. О социальной форме движения. М., 1971.

2 В такой трактовке категории «материя» Ф. Энгельс поразительно близок А.Ф. Лосеву и практически из­бегает той критики материализма, которую дает отечественный мыслитель в своей ранней работе: Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 550, 558–559.

4 Еще раз материализм // Плеханов Г.В. Т. XI. М., 1923. С. 137. s См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131.

6 См.: Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. Л., 1985. С. 26.


и гносеологии, в частности, о том, что научное познание есть прежде всего ак­тивное отражение конкретных форм проявления материи, а объектом философии выступает сама эта всеобщая категория, подлежащая всестороннему и никогда не способному завершиться онтологическому философскому осмыслению. Подобная установка четко зафиксирована в известном положении В.И. Ленина из «Материа­лизма и эмпириокритицизма», что не материя исчезла, как думали многие физики начала XX века, а исчез лишь тот предел, до которого мы знали материю, что весь­ма актуально и сегодня.

Философами, которые стояли на иных мировоззренческих позициях, в част­ности В.В.Зеньковским1, было отмечено, что такое понимание материи во многом перекликается с позицией объективного идеализма. Там и материя, и мир иде­альных сущностей также трактуются как объективные реальности. Кроме того, в ленинском понимании материи был подчеркнут гносеологический аспект, свя­занный с обоснованием принципа познаваемости мира, но был не вполне ясен ее онтологический статус. Идея дополнить ленинское определение материи, исходя из его собственного замечания в «Философских тетрадях», субстанциально-онто­логическими характеристиками была весьма популярной в советской философии.

В целом же в рамках диалектического материализма категория бытия не вы­полняла никаких функций, кроме как синонима объективной реальности, поэто­му онтология трактовалась как теория материального бытия, а еще точнее – как философия природы в чистом виде с опорой на конкретные данные науки. Любые рассуждение о «мире в целом», о «бытии как таковом», о соотношении «бытия и небытия» даже в рамках предшествующего материализма рассматрива­лись как существенный недостаток онтологических концепций. «Начиная построе­ние онтологии с выдвижения «общих принципов бытия», относящихся к «миру в целом», философы фактически либо прибегали к произвольным спекуляциям, либо возводили в абсолют, «универсализировали», распространяли на весь мир вообще положения той или иной конкретно-научной системы знаний... Так воз­никали натурфилософские онтологические концепции»2.

Здесь же всякое абстрактное натурфилософское схемотворчество, равно как и некритическое возведение в абсолют конкретных данных той или иной науки, подвергались решительной критике и предлагалось говорить о различных прояв­лениях субстанциальности материи3.

«Снятие» извечной, вытекающей из позиции абстрактного гносеологизма проблемы противопоставленности бытия и мышления обосновывается в диалек­тическом материализме положением о совпадении законов мышления и законов природы. В результате этого диалектика понятий оказывается отражением диа­лектики действительного мира, а законы и категории диалектики выполняют и онтологические4, и гносеологические5, и логические6 функции. В рамках

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991. С. 248.

2 Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. Л., 1985. С. 29–30.

3 Там же. С. 71.

4 Описывают диалектику реальных процессов в мире, объективная диалектика.

5 Описывают диалектику развития и функционирования познавательной деятельности человека, субъек­тивная диалектика.

6 Выявляют условия и формулируют принципы совпадения субъективной и объективной диалектики.


диалектического материализма это называлось «единством диалектики, логики и теории познания».

Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диа­лектику (при всей критике Гегеля), что проявилось в признании принципиаль­ной познаваемости мира, основанной на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи как всеобщей категории онтологии, и детальное обоснование диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского по­знания.

Своя спекулятивная метафизическая проблематика в связи с возможностью построения целостной системы философских категорий разрабатывалась в марк­сизме также преимущественно в рамках диалектической логики. Некоторых спе­циалистов в этой области, например, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, З.М. Орудже­ва или С.Б.Церетели, даже прямо называли идеалистами и гегельянцами. Однако решение проблемы онтологического статуса всеобщих идеальных образований и структур мирового бытия (чисел, логических законов, универсальных структурных зависимостей вроде «золотого сечения», природы всеобщих категорий нашего раз­ума и т.д.) не самая сильная сторона в марксизме, равно как и обсуждение теоло­гической проблематики в идеологически пристрастном и зачастую малокомпетент­ном ключе. Гораздо больших успехов диамат добился все же в области философии природы, эпистемологии и разработке социально-антропологических вопросов.

Сейчас модно критиковать диалектический материализм, но если внимательно проанализировать его концепции, то можно заметить, что для многих его предста­вителей идеология выступала лишь вынужденной ширмой, за которой билась живая и сильная метафизическая мысль, чутко реагировавшая на все изменения мировой философской мысли. И это понятно. Философия имеет собственную внутреннюю логику развития, и никакой идеологический диктат не способен ее нарушить. Так, например, рассматривая программу, изложенную Н. Гартманом на философском конгрессе в Испании в 1949 году, бросается в глаза схожесть его идей с онтологи­ческими моделями советских философов, причем изложенных приблизительно в те же десятилетия1. Авторы абсолютно уверены, что многие результаты, достиг­нутые в советской философии, в том числе и в области онтологии, будут еще вос­требованы мировой философской мыслью.

 

 

3. Слои бытия Н.Гартмана

 

Один из тех, кто наиболее ярко решал задачу «реабилитации онтологии», был немецкий философ Николай Гартман 2.

Основной пафос его концепции заключается в обосновании необходимости систематического мышления, но не как традиционно натурфилософского, а как

 

1 См., например: Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

2 Впрочем, в определенном смысле Н.А.Гартмана можно назвать и русским философом. Он немец при­балтийского происхождения, окончил Петроградский университет, участник семинаров Введенского, Лапшина и Лосского. Как указывает Б.В.Яковенко, реалистические и онтологические настроения в русской философии были более сильными, и Гартман перевез их в Германию, став фактически неким символом общего философского про­цесса «возвращения к онтологии». См.: Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003.


прежде всего проблемного. Системность здесь сохраняется, но при этом она не стремится выступить как некая завершенность, что присуще традиционным сис­темным философским построениям. В философских исследованиях, говорит фи­лософ, должны объединиться установка на целостность (что может привести к завершенности конструируемой системы) и одновременно установка на принци­пиальную открытость (то есть незавершенность системы). В этом смысле ошибоч­ность всех философских концепций, будь то идеализм, материализм, прагматизм или психологизм, не позволяет им учи







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1513. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия