Студопедия — Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема)






В середине главной темы здесь можно найти обычную структуру тональности (с разрешением в тонику), что составляет контраст к атоникальности основных крайних (снова действие функциональной инвер­сии). В общей репризе конец темы изменен ради перехода к следующей пьесе. Главная тоника B-dur в результате вообще ни разу не появляется.

Другие образцы:

Бородин. «Князь Игорь», I акт, хор бояр «Мужайся, княгиня», начальный период, до середины (es-moll);

Мусоргский. Детская песенка (A-dur);

Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже», Сеча при Керженце, главная тема, до ц. 192 (b-moll);

Римский-Корсаков. «Млада», акт II, ц. 47, 50; акт III, сцена 2 (тень Млады);

Рахманинов. «У моего окна», I часть (A-dur; вследствие функцио­нальной инверсии экспозиционная часть I строится сходно с тем, как у классиков — середина);

Лист. Багатель без тональности [h-moll], вся пьеса (созвучия, которые в контексте однозначной и сильной тональности могли бы быть приняты за сложную диссонантную тонику, но без ясно­го основного тона, отсюда авторское название пьесы; близко к снятой тональности);

Шёнберг, Песня «Соблазн» ор. 6 № 7, I часть (Es-dur).

V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+

То есть всё, как в обычной функциональности, но вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тони­ке, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец — не на тонике (полная инверсия), либо упор не на тонику.

Образцовый пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, хор красных девиц. Также: Римский-Корсаков, «Сказание о невиди­мом граде Китеже», мотив райских цветов (пример 267).

267 Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»

Здесь доминанта разрешается в тонику, но последняя представле­на двойным задержанием на органном пункте доминанты, а в момент разрешения вступает в действие новый диссонанс. Функциональная инверсия, таким образом, — в уклонении от консонанса. Красота непре­рывных мягких диссонансов создает волшебно-чарующее впечатление.

Другие образцы:

Шопен. Скерцо № 2 Des-dur, начало, вступление в b-moll (уклоне­ние в тональность параллели направлено к двутональности b-Des);

Мусоргский. Песня «Сиротка» — окончание не на Т;

Чайковский. «Иоланта», ария Иоланты (начало и конец на D).

VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+

То есть: начало в одной тональности (полно выраженной и опре­деленной), а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо одна главная, другая подчиненная.

Примеры:

♦ Бах. Mecca h-moll, Crucifixus (основная тональность e-moll, под­чиненная G-dur);

Моцарт. Реквием, Rex tremendae (g-moll — d-moll);

Шопен. 2-я баллада (примерно равноправные тональности F-dur-a-moll);

Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора (основная то­нальность E-dur, подчиненная C-dur);

Мусоргский. «Хованщина», пляска персидок (fis-moll-G-dur);

Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой» (E-dur-cis-moll; разно-тональная сложная двухчастная форма, как бы из двух контраст­ных пьес; оправдывается действием внемузыкального фактора — словесного текста);

Скрябин. 5-я соната (Fis-dur-Dis-dur);

Шостакович. 5-я симфония, III часть, 2-я побочная тема (подчи­ненная тональность — f-moll, основная тональность c-moll).

VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_

То есть тоника слаба (как в рыхлой тональности), поэтому центр ощущается только тогда, когда звучит данный устой. Центр меняет­ся с каждой новой опорой, причем его тоника всегда вполне опреде­ленна, диссонанс подчинен (если он есть); функциональность не ука­зывает на общую тонику (но безразлично обрисовывает ее в каждой опоре). От рыхлой тональности отличается тем, что там тоника в начале и в конце одна и та же, а здесь они различны. От переменной тональности отличается тем, что в той есть крупномасштабное то­нальное тяготение (хотя центров его оказывается не один, а два или более), а здесь его нет.

Образец: Римский-Корсаков, «Садко», 4-я картина, песня Веденецкого гостя, I часть («Город каменный»). Также: Шопен, см. при­мер 268.

Другие образцы: 4 Знаменная мелодия «Господи воззвах» I гласа (Обиход нотного

пения, л. з [= 7]); центры: e-d-C-a); 4 Русская народная песня «Катенька веселая» (D-h-e);

Вагнер. «Кольцо нибелунга», мотив судьбы (d-fis V);

Шостакович. 5-я симфония, III часть, 1-я побочная (h-g-h-...).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 804. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия