Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭМАНСИПАЦИЯ ТЕРЦОВЫХ, СЕКУНДОВЫХ И ТРИТОНОВЫХ СВЯЗЕЙ





Общая закономерность, постоянно встречающаяся в гармонии с середины XIX в., — это тенденция к автономной значимости аккорда (отсюда в целом большая протяженность аккорда, различие в скоро­сти гармонических смен как специальный аспект гармонической тех­ники). Во взаимодействии с многоразличными факторами расшире­ния тональности, с усилением многозначности гармоний, с интенсив­ностью их местных связей все это создает новый механизм тональной функциональности, сплошь и рядом до неразличимости близкий к классическому типу «трехфункциональности» S-D-T, но и тут же, в соседнем построении или обороте совершенно в него не укладыва­ющийся. Сама эта непоследовательность говорит не о том, что мы имеем дело с новой системой функциональности (система, по-видимому, не была бы столь непоследовательной), а о том, что на наших глазах происходит переход от великой классической тонально-функциональ­ной системы гармонии к какой-то новой системе звуковысотной орга­низации. С музыкально-исторической точки зрения, это исторически-эпохальное событие — переход от системы гармонии нового времени (XVII-XIX вв.) к качественно новому явлению гармонии XX в. — сравнимо, по меньшей мере, с другими такими же, например с на­ступлением самого так называемого нового времени около 1600 г. Такого рода смены эпох не происходят за десять-двадцать лет. Пере­ход от модальной гармонии Возрождения к тонально-функциональ­ной гармонии нового времени занял по приблизительному подсчету примерно сто лет (середина XVI — середина XVII в.). Новая, не менее радикальная смена на переходе к XX в., по-видимому, занимает та­кое же или соизмеримое протяжение. Вероятно, поэтому приходится то и дело отмечать возникновение или закрепление новых качеств системы где-то с середины XIX в., а многие примеры этого нового, наоборот, легко заимствовать из первой половины XX в.

К числу важнейших средств дальнейшего развития и обновления системы гармонии относится, безусловно, функциональная эманси­пация расширенно-тональных основных тонов — медиант верхних и нижних, субмедиант нижних и верхних, секундовых и тритоновых ступеней.

При рассмотрении различных функциональных процессов в рас­ширенной тональности (аккорды увеличенной сексты, мажоро-минор и т. д.) неоднократно можно было наблюдать, как рядом с незыбле­мо доминирующими D и S обособляются уже явно несводимые к модификациям «единственно существенных» основных гармоний (то есть уже самостоятельные) функциональные единицы — гармо­нии верхнеполутонового, верхнебольшетерцового, нижнеболынетерцового соотношения с тоникой. Яркий пример — «секста Чайков­ского», аккорд с основным тоном на нVI ступени. Его, конечно, очень легко произвести от параллели минорной субдоминанты — по образцу того, как классическая функциональная теория трактует аккорд (н)vi в минорном ладу. Однако если знак

действительно указывает на реально действующую связь нVI с тони­кой, проявляющуюся, например, как в начале I части сонаты Бетхо­вена ор. 27 № 2 (cis-moll), где ход баса обрисовывает то самое отно­шение, о котором говорит функциональное обозначение

то в «сексте Чайковского» не только нет такого хода, но и сам звук 4 активно отрицается его хроматической альтерацией. Другой при­мер типичного аккорда увеличенной сексты — DнII6< в теме 2-й симфонии Скрябина (см. пример 260А), где эта гармония не только не имеет ни одного из звуков функционального остова доминанты — ее 1 и 5, — но оба этих звука активно отрицаются имеющимися и находящимися в резко диссонантном отношении к ним нII5(>)2>-1(>). И таких явлений — масса.

В результате на стадии уже далеко зашедшего расширения то­нальности вынужденно рушится сам изначальный классический принцип тонально-функциональной гармонии — принцип сведения всех гармоний тональности к единственным трем функциональным значениям, S-D-T. Возникает уже система многоступенных отно­шений к тонике, как прямых (ранее «основных»), так и косвенных («побочных», «опосредованных»). В гармонии расширенной систе­мы перевешивает принцип ценности каждой ступени над принци­пом динамического подчинения самым сильным центростремитель­ным движениям к тонике. Если классическая триада S-T-D отра­жает «просвещенческую» монистическую рационалистическую оптимальность, то функциональный плюрализм расширенной то­нальности характеризуется тенденцией к индивидуализированности тонально-функциональной системы. (Индивидуализированность здесь

начинается с избирательности функциональных опор для данного сочинения, чего не было в классической тональности.)

Все это и означает эмансипацию внеквинтовых отношений к то­нике. (В целях терминологического удобства возможно называть классические функции S-T-D квинтовыми, а все прочие — терцо­вые, секундовые и тритоновые — внеквинтовыми.)Терцовые, секундовые и тритоновые отношения становятся — в большей или меньшей степени — самостоятельными (или относительно самостоя­тельными) функциями, вступающими в сложные отношения с аку­стически сильнейшими кварто-квинтовыми. Реализуемая возможность нового статуса терцово-секундовых (и тритоновых) функций отнюдь не уравнивает их, тем более — механически, с квинтовыми. Сила связующего действия и вместе с тем сила звукового обновления, характеризующие классические квинтовые функции, не обнаружи­ваются в таких пропорциях и с такой определенностью во внеквин­товых; в этом смысле они — «не-функции». Следовательно, самому понятию функции здесь неминуемо придается хотя и до неразличи­мости близкое, но все же существенно иное значение. Оно как бы расщепляется на две стороны: более общую — подходящую для всех видов автономных значений (и квинтовых, и внеквинтовых) и конк­ретно-характерную — присущую данному интервальному типу свя­зи (малосекундовому в отличие от большесекундового, секундовому в отличие от терцового, терцовому в отличие от секундового и всем им вместе в отличие от кварто-квинтового). Все функциональные отношения в классической системе были не только однотипны, но и однородны, так как функции были только кварто-квинтовыми, и сверх того, кварта и квинта не имеют интервальных разновидностей (как, например, терции, которые могут быть большими и малыми). Идея классических функций — действие силы, позднеромантических — выражение характеров.

Особая сложность связана с тем, что прежние значения и сопод­чинения, проистекающие из монистической кварто-квинтовости, сами по себе не устраняются. Более того, в большинстве случаев они остаются принципиально преобладающими, и до тех пор, пока функ­циональное преобладание квинтовых функций сохраняется, мы име­ем дело со старой, а не с новой тональностью. Эмансипированная внеквинтовая функциональность на базе обычной тонической опоры при получении ею полного господства дала бы систему гармонии вроде Хиндемитовой, где тональным процессом управляет не прин­цип триады S-D-T, а принцип додекады «Reihe l» (Хиндемита) со сложной иерархией отношений всех двенадцати автономных основ­ных тонов. Эмансипация внеквинтовых основных тонов и придание им статуса самостоятельных функциональных типов и видов делает лишь первые шаги на этом пути, до конца которого остается еще «дистанция огромного размера».

Функциональные свойства внеквинтовых функций определяют­ся, в первую очередь, характером тех или иных соответствующих им

интервалов. Поскольку, однако, эти интервалы развернуты во вре­мени и представляют собой горизонтальные отношения двух основ­ных тонов, а реально слышимые звукоотношения связаны с постро­енными на этих основных тонах теми или иными аккордами, то даже сравнительные характеристики типов разноинтервальных функ­циональных связей носят несколько приблизительный и условный характер. Если иметь в виду соотношения трезвучий как основного и наиболее частого вида аккордов, то свойства функциональных свя­зей можно выразить примерно так:

Таблица 19

Кварто-квинтовые отношения = оптимально-сильная связь при опти­мальном звуковом обновлении
Терцовые отношения = смягченность в характере сопоставления гармоний
Секундовые отношения = текучий характер (при малосекундовых — «соскальзывающий»)
Тритоновые отношения = неопределенно-несвязный характер

Конечно, при других гармонических элементах характер связи может изменяться более или менее сильно. Например, при тритоновых сменах мажорных (малых) септаккордов (сцена колокольного звона из «Бориса Годунова» Мусоргского; у Скрябина среднего и позднего периодов) несвязность соотношения основных тонов соче­тается с остинатной повторяемостью (а это больше, чем связность) звуков тритона; отсюда яркая характеристичность подобного соотно­шения. Все это может объединяться с прежней (или переродившей­ся) ролью фундаментного тона функции (в сцене звона — с ролью центрального тона с, тонической примы хора «Слава»).

Развивающийся процесс функциональной эмансипации внеквинтовых функциональных отношений покажем на музыкальных об­разцах (пример 273).

Пример 273А.Разрешающийся в тонику аккорд мотивирован так, что практически исключается его функциональное слышание через активно отрицаемый контекстом звук доминантовой примы (as).

Пример 273Б.Аккорд нIII9 невозможно трактовать как °Тр (наи­более естественная связь), так как функция его очевидно доминанто­вого характера (как и в другом сходном эпизоде, при словах «Вот в золото и бархат»), но в качестве ˚6D7 он к основному аккорду доми­нанты едва ли ближе, чем к Т; получается автономная малая меди­анта: m.

Пример 273В.Функциональная сущность подобных последова­ний — нижнетерцовые аккорды на общей терции (Τ1), то есть в единственном значении нижней (большой) и верхней (малой) субме­дианты

273 A) Ж. Бизе. «Кармен»






Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 238. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.674 сек.) русская версия | украинская версия