Студопедия — Классификация народной игрушки. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация народной игрушки. Наиболее известные промыслы глиняной игрушки.






В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол (тряпичная кукла), из глины лепили свистульки и погремушки (глиняная игрушка), из дерева вырезали разнообразные фигурки (деревянная игрушка). Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.

Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожженной глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. Особенности лепки и росписи придавали своеобразный характер игрушкам разных районов: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными.

Наиболее высокого художественного совершенства в создании игрушек достигали мастера промыслов, специализировавшиеся только на ее производстве. К ним относятся: широко известный дымковский (г. Киров), филимоновскии (Тульская область), каргопольский (Архангельская область).

Первым среди этих промыслов следует назвать Кировский (бывший Вятский). Игрушка, которую здесь выполняют, известна под названием дымковской. Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы. Среди них встречаются нарядные барыни с зонтиками или пелеринками, простые крестьянки в передниках, кормилицы в чепце с младенцем, водоноски с коромыслом и ведрами и многие-многие другие. Кавалеры — скромнее: это обычно более мелкие фигурки, неотъемлемые от свистульки в виде конька, с которым верховой, не имеющий ног, представляет одно целое.

Фигурки обжигались в печи, затем покрывались мелом, разведенным на молоке, и расписывались красками, растертыми на яичном желтке. Гамма красок ограничивается основными тонами: синяя — ультрамарин, оранжевая— сурик, желтая — хром, зеленая — крон зеленый, малиновая — фуксин, коричневая, черная — сажа, используется также голубой цвет. Для петухов и индюков характерны яркие разноцветные хвосты и красные гребешки, для коней – рисунок в синий или оранжевый горошек, рога козлов традиционно украшались золотой краской.

Мастера: А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина.

Каргопольская игрушка (Архангельская область) отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт русского Севера. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Изначально игрушки изготавливались из остатков красной глины в виде лошадок, фигурок людей и животных, обжигались в печи. После обжига еще раскаленные игрушки опускали в густой мучной раствор, а когда вытаскивали, к посветлевшей от обжига глине намертво приклеивался черный абстрактный узор из пригоревшей муки. Таким же способом когда-то обрабатывалась и глиняная посуда. Позже каргопольские игрушки стали расписывать разными геометрическими фигурами, пятнами и крестами. Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь-получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Филимоновские игрушки делали в Одоевском районе Тульской губернии в деревне Филимоново из местной глины, «синьки». Интересно, что природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушек, сообщив им своеобразие: поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлиненные пропорции. После обжига глина приобретает естественный белый цвет, так что игрушку не приходится дополнительно белить, и цветные краски на ней выглядят еще более яркими. Среди филимоновских игрушек встречаются примитивные фигурки людей (барыни в юбках-колоколах, кавалеры в сапогах), фигурки животных (с длинной шеей и маленькой головкой, все фигурки животных почти одинаковы, и различить их можно только по наличию или отсутствию рогов на голове), свистульки, среди которых встречаются и барыни, и петухи, и коровы, и всадники. Животные или птицы всегда раскрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чаще зеленым, цветом.

В раскраске человеческих фигурок — барынь или толстоногих кавалеров — меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие небрежные мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих - рот. Главное — наряд: ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка. В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

Скопинская игрушка (Рязань)

В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине.

Многие сосуды не только наряжались лепным орнаментом, но и сами представляли собой скульптурные изображения фантастических существ. В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Ее делали здесь наряду с посудой. Связь производства игрушек и фигурных сосудов несомненна: на крышках скопинских кувшинов и квасников часто располагаются те же лепные птицы, барашки, зайцы, щенята, а иногда носик сосуда выполняется в виде знакомой фигурки медведя. Только такие детали вылепливаются тщательнее, чем дешевые игрушки.

Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны — они крепки, выразительны, темпераментны.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия