Студопедия — Г. Саров 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Саров 4 страница






 

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми мо жет гордиться античная психология, немногослов на. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это вы глядит невеликой мудростью. Однако чтобы по до стоинству оценить нетривиальность алкмеонова вы-61

 

 

вода (который, кстати, был не умозрительной до гадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через две сти лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода "холодильником" для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, по мещал в сердце.

 

Конечно, в те времена возможность эксперимен тировать над человеческим организмом была ни чтожной. Как уже говорилось, сохранились сведе ния, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, вра чуя людей, влиять на их психическое состояние и передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуаль ных различиях. Неслучайно учение о темперамен тах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галопа.

 

Не меньшее значение, чем опыт медицины, име ли другие формы практики - политическая, юриди ческая, педагогическая. Изучение приемов убежде ния, внушения, ведения словесного поединка, что стало главной заботой софистов, превратило в объ ект экспериментирования логический и грамматиче ский строй речи. В практике общения Сократ от крыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон - внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современ ного психотерапевта модель личности как динами ческой системы мотивов, разрывающих ее в неиз бывном конфликте. Открытие множества психоло гических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим ин теллектом и т. д.).

 

Стало быть, сколь скудной ни была эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла "зачать" традицию, приведшую к современной науке.

 

В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. К ним относят ся не только открытие фактов, построение новатор-62

 

 

ских моделей и объяснительных схем. Античные уче ные поставили проблемы, веками направлявшие раз витие наук о человеке. Именно они впервые попы тались ответить на вопросы, как соотносятся в чело веке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и ин теллектуальное, разумное и иррациональное и мно гое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огром ную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с види мостей здравого смысла и религиозно-мифологиче ских образов.

 

За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа ис следовательской мысли, и только история науки мо жет раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим тер мином "душа", давшим имя нашей науке.

 

 

ГЛАВА Ill

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 I. Арабоязычная наука

 

Древнегреческая цивилизация в условиях нара ставшей социально-экономической деградации об щества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила хри стианская церковь, создававшая атмосферу воин ственной 'нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был уничтожен научный центр в Алексан дрии. В начале VI века император Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи лет Афин скую школу - последний очаг античной филосо фии. Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спе куляции.

 

Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совер шалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века.

 

После объединения в VII веке-арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологиче ским оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение ара бов, завершившееся образованием Халифата, на тер риториях которого жили народы с древними куль турными традициями.

 

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства воспри няла достижения многих населявших его народов, а также эллинов и народов Индии. В культурные цент-64

 

 

ры Халифата прибывали караваны верблюдов, на вьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.

 

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забы ты достижения европейской и александрийской нау ки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других ан тичных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе - от Средней Азии до Пиренейско го полуострова и Африки.

 

Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицин ской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-на учный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для по следующего подъема философской и научной мыс ли на Западе, в том числе и психологической. Сре ди них следует выделить прежде всего среднеази атского ученого Ибн-Сину (Х1 век) (в латинской транскрипции Авиценну).

 

С точки зрения развития естественнонаучных зна ний о душе, особый интерес представляет медицин ская психология Ибн-Сины. В ней важное место от водилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синай "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков".

 

Ибн-Сина был также одним из первых исследо вателей в области возрастной психологии. Он изу чал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различ ные возрастные периоды, придавая при этом важ ное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздей ствие психического на устойчивую структуру орга низма. Чувства, изменяющие течение физиологи ческих процессов, возникают у ребенка в резуль тате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрос лые формируют его натуру.

 

3 М. Т. Ярошеассий **

 

 

Физиологическая психология Ибн-Симы включа ла, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаи мосвязи психического и физиологического (не толь ко зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность - при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения - глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синай на основе его об ширного медицинского опыта.

 

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное пи тание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвест но, какое объяснение Ибн-Сипа давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли проти воположных эмоциональных установок в возникно вении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачат ки экспериментальной психофизиологии эмоцио нальных состояний.

 

Особый интерес арабские натуралисты и матема тики, Ибн-Сипа в том числе, проявляли к органу зре ния. Среди исследований в этой области выделяют ся открытия Ибн-аль-Хайсама (Х1 век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном ак те он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с дру гой - присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

 

Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д. Он указывал, что для полного восприятия объ ектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его дли тельности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты

 

 

 

лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражи телей, но и сохраняющиеся в нервной системе сле ды прежних впечатлений.

 

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала те ории зрения, доставшисея в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного воспри ятия рассматривалась как производное от законов оп тики, имеющих опытное и математическое основа ние, и от свойств нервной системы.

 

Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствую щей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХИ век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психо логическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бес смертие индивидуальной души. Он по-своему про комментировал учение Аристотеля, подчеркнув раз деление души и разума.

 

Под душой разумелись функции, которые неотде лимы от организма (прежде всего - чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристоте ля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум явля ется божественным и входит в индивидуальную ду шу изане, подобно тому как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивиду альной души "следы", оставленные божественным ра зумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертно го индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человече скому роду.

 

Признание высшего интеллектального равенства людей (при всем многообразии их индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией-тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология

 

У 67

 

 

божественного разума оборачивалась у Ибн-Ропща (получившего на Западе почетное имя Комментато ра) защитой земного достоинства человека.

 

 2. Психологические идеи средневековой

 

Европы

 

В период Средневековья в умственной жизни Ев ропы воцарилась схоластика (от греч, "схоласта-кос" - школьный, ученый). Этот особый тип фило софствования ("школьная философия"), господство вавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.

 

В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. По зитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адапти ровать соответственно своим нуждам. С этой зада чей наиболее тонко справился ФомаАквинский (1225- 1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католиче ская философия (и психология) и получило назва ние томизма (несколько модернизированного в на ши дни под именем неотомизма).

 

Томизм складывался в противовес стихийно-ма териалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной ис тины. У ее истоков стоял опиравшийся на Аристоте ля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских уни верситетах (аверроисты) полагали, что несовмести мость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемо-сти (а не бессмертии) индивидуальной души позво ляет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.

 

Фома же отстаивал одну истину-религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен

 

 

 

служить ей так же истово, как и религиозное чувст во. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Анг лии, в Оксфордском университете, концепция двой ственной истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и естест венных наук.

 

Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде своеобразной лестницы - от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены гра ни между всем сущим и однозначно определено, че му где надлежит быть. В ступенчатом ряду располо жены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них - способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

 

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плоти на, превратилось в важнейший источник религиозно го самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души последний предста вил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвра щается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а са мое себя как уникальную сущность. Перед нами - зам кнутое сознание, из которого нет выхода ни к орга низму, ни к внешнему миру.

 

Томизм, таким образом, превратил великого древ негреческого философа в столпа богословия, в "Ари стотеля с тонзурой" (тонзура - выбритое место на макушке - знак принадлежности к католическому ду ховенству).

 

В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" - имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, суще ствуют ли эти общие понятия сами по себе, самосто ятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же по знаются лишь конкретные явления.

 

Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Ок-69

 

 

IMM (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая уче ние о "двойственной истине" (из которого явствова ло, что религиозные догматы не могут быть основа ны на разуме), он призывал опираться на чувствен ный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

 

Номинализм способствовал развитию естествен нонаучных взглядов на познавательные возможно сти человека. К знакам как главным регуляторам ду шевной активности неоднократно обращались мно гие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "брит вы Оккама''), согласно которому "не следует умно жать сущности без надобности". Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обой тись их меньшим числом: "Бесполезно делать посред ством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в психологии, проиллюстриро вать который можно таким, примером: изучая пове дение животных, не надо наделять их умом челове ка, если есть более простой способ объяснения.

 

Итак, в раннем Средневековье под пластом чи сто рассудочных построений, чуждых реальным осо бенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным позна нием души и ее проявлений. В противовес приня тым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кро ме воли божьей, складывалась методология, осно ванная на опытном, детерминистском подходе. Сво его расцвета этот подход достиг в следующую эпо ху-эпоху Возрождения.

 

 3. Духовная жизнь эпохи Возрождения

 

Главной особенностью этого периода стало воз рождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинс КО

 

 

язычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).

 

Мыслители Возрождения полагали, что они очи щают античную картину мира от воззрений "сред невековых варваров". Восстановление античных па мятников культуры в их подлинном виде действи тельно стало признаком нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвуч ное новому образу жизни и обусловленной им ин теллектуальной ориентации. Возникновение ману фактурного производства, усложнение и совершен ствование орудий труда. Великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточен ной политической борьбе, - все эти процессы из менили положение человека в мире и обществе, а следовательно - и его представления о мире и о самом себе*

 

Новые философы вновь обращаются к Аристо телю, который теперь из идола скованной церков ными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном очаге Возрождения - Италии - разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверро-истами) и еще более радикально настроенными александристами.

 

Последний термин происходит от имени жив шего в Афинах в конце а века н. э. древнегрече ского философа Александра Афродисийского, ко торый прокомментировал трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось бессмертия души - главного вопроса в церковном вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на це лостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

 

Оба направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала ве-71

 

 

ра во всемогущество опыта, в-преимущество на блюдений, прямых контактов с реальностью, в не-заляеимость подлянного вмания от схоластической мудрости.

 

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи *1452-1515). Он представлял новую науку, ко торая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобра зователями мира, их опыт радикально менял культу ру и строй мышления. Высшей ценностью становил ся не божественный разум, а, говоря языком Лео нардо, - "божественная наука живописи". При этом под живописью понималось не только искусство-от ражения мира в художественных образах. "Живо пись, - писал Леонардо, - распрострадяется на фи лософию природы".

 

Изменения в реальном бытии личности корен ным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в про тивовес августино-томистской интроспекции) ду ховных сил, которые воплощаются в реальные, чув ственные (в противовес христианской чистой ду ховности) ценности, он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практи ческими деяниями.

 

Наряду с Италией возрождение новых гума нистических взглядов на индивидуальную психи ческую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономи ческих отношений. В Испании возникли направ ленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знамени той книге "О душе и жизни" доказывал, что при рода человека познается путем наблюдения и опы та, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.

 

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также от вергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась

 

 

 

задача изучить индивидуальные различия между людь ми для определения их пригодности к различным про фессиям.

 

 4. Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи Средневековья

 

и Возрождения

 

В средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении долгого вре мени (до XII века) образованными людьми были глав ным образом лица духовного звания, так как свет ских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало.

 

Светское образование (по преимуществу рыцар ское) давалось знатным юношам в основном при дво ре монархов или феодалов. (Зачатки такого воспита ния появились уже в римский период, при дворах императоров.) Это было гларным образом физиче ское развитие. Юношам преподавали и основы во енного искусства. Однако большинство даже знат ных рыцарей не умело читать и писать. Первые свет ские университеты появились только в XII веке - сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом, можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накоплен ные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

 

Схоластика, которая при своем появлении явля лась до какой-то степени прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, дока зывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор сил логизмов. В церковных школах обучение основыва лось в основном на памяти. Ученики заучивали тек сты наизусть, писали только под диктовку препода вателя. Обучались они и ораторскому искусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным вы сокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей.

 

 

 

Несмотря на то что и в церковных и в возникших впоследствии светских школах уделялось большое внимание этике, формированию социально адапти рованной личности, нравственное воспитание пони малось прежде всего как усвоение суммы привычек и манер и никак не влияло на развитие самостоя тельности суждений.

 

Против такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения ученые-гуманисты, которые стремились восстановить основы классического об разования, развить у воспитателей интерес к лично сти ребенка. Большое внимание уделялось и разра ботке новых принципов обучения, ведущими из ко торых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

 

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как средства сти мулирования обучения, вредны для нравственного развития. Поддерживая идею сочетания наглядно сти с положительными эмоциями, испытываемы ми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на "печеные буквы", то есть на бук вы, которые выпекались из муки и в процессе обу чения съедались детьми. Таким образом, эмоцио нальные проявления стали связываться с более не посредственными и, с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта сис тема, стремившаяся увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал "доставлять ребенку лю бовь и радость" и учить в соответствии с индиви дуальными особенностями детей.

 

Однако, как справедливо отмечала немецкий пси холог Шарлотта Бюлер, все, что в это время пред принималось для улучшения процесса преподавания, делалось в интересах преподавания в узком смысле слова. Психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку это служило целям оптимиза ции обучения. Такой подход характерен не только для Эразма Роттердамского, но и для X. Вивеса, Р. Бэ кона, Я. А. Коменского. Справедливо выступая про тив схоластики и зубрежки, которые не только отуп-74

 

 

ляли детей, тормозили развитие их творческой и по знавательной активности, но и снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились кюответствиюс естественными методами, к учету психических.цоз-можностей детей. Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они понимали под природой прежде всего не внутренний мир детей, их психические особенности, но окружающий мир, в ко тором происходит переход от простой, низкоорганизованной материи к сложным высокоорганизован ным существам. Этим переходам от простого к слож ному и стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы обучения. Однако и в та ком механистическом подходе была та ценность, что, анализируя этапы развития природы, ученые прихо дили к выводу о наличии соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким образом были заложены основы периодизации развития, но первая научная периодизация детства была разработана, толь ко Руссо (см, ниже).

 

 

rmbafv

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

 

НаВОГО ВРЕМЕНИ

 

 I. Принципы психологической мысли XVII века

 

XVII век стал эпохой коренных изменений в со циальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения.

 

Его провозвестником был Галилео Галилей (1564- 1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме гео метрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальны ми свойствами, только законами механики. Господ ствовавшее веками убеждение в том, что движения ми природных тел правят бестелесные души, было ниспровергнуто. Этот новый взгляд на мироздание произвел полный переворот в объяснении причин по ведения живых существ.

 

Первый набросок психологи-Рене Декарт: ческой теории, использовавшей рефлексы достижения геометрии и новой и "страсти души" механики, принадлежал француз скому математику, естествоиспы тателю и философу Гене Декарту (1596-1650). Он про исходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, ко торая являлась одним из лучших религиозных обра зовательных центров, он изучал греческий и латин ский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея кото рого об интроспекции была им впоследствии пере работана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направ ленную на познание объективных истин.

 

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает на военную службу. За время служ-76

 

 

бы в войсках ему удалось побывать во многих го родах Голландии, Германии и других стран и уста новить личные связи с выдающимися европейски ми учеными того времени. В это же время он при ходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Фран ции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаме нитые сочинения.

 

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей сис темы. Тем самым живое тело, которое во всей преж ней истории знаний рассматривалось как одушевлен ное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобож далось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности по следних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в об щественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия