Студопедия — ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИ­ЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИ­ЛОГО ЧЕЛОВЕКА.






Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и вре­мен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - рас­падается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерыв­ность развития человеческого. Все её функции направлены на со­хранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение чело­веческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удов­летворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.

Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных тра­диций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном ин­ституте возможно только через познание её исторических особен-


ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой сто­роны, постичь русский национальный характер вне понимания ис­тории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории се­мьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России.

Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному.

Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обы­чаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большин­ство населения. В какой-то степени исключение составляла рос­сийская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на За­падную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индиви­дуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися од­ной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской се­мьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме.

Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний рус­ских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почи­тали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе бес­прекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравни­тельно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах.

Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к автори­тарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только воз­растная характеристика определяет тип семьи. Последний склады­вается под влиянием ряда признаков: территориального (город или


село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологи­ческих особенностей супругов, семейного стажа и других привхо­дящих обстоятельств.

Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно мо­дернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, прожи­вающие под одной крышей. Современные транспортные, телефон­ные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы моло­дежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но по­чти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетель­ствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обыч­но она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, мини­мум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что сре­ди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнима­ние к проблемам здоровья. В целом же в представлении о муже­ственности всегда присутствует мотив "антиженственности". С воз­растом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность муж­ских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, стано­вятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по обра­зу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в быв­ших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим тео­рию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернатив­ные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное


поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых парт­неров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходи­мость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как парт­нер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу "сосушествователей" относятся пары, которые жи­вут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первона­чальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супру­ги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают та­кие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объясне­ние: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремле­ния, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, воз­можно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, дви­жущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на па­ритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы ото­шли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и оста­лись только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о парт­нерстве.

Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построен­ные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через


всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким суп­ругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них на­столько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же доро­га, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма").

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное иссле­дователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжи­тельность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холо­стых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болез­ней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катаст­роф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология ин­тегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и соци­ологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем мож­но найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были "выкорчеваны из фило­софского поля". Ни в "Философской энциклопедии", ни в "Фило­софском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом сло­варе: "Энциклопедический социологический словарь".

В сознании огромного числа людей, особенно старшего по­коления, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологичес­кие установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все те­лесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-


ному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда пропо­ведовался железный принцип: "Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их после­дующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всяко­го брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропаган­дистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфе­ре труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возмож­ность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабаты­вая понятие "единение", растолковывал его как "сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства явля­ется чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное обще­ние способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные мо­дели, но все их можно свести к двум группам.

1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направле­ниям христианства.

2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились "теории ста­кана воды".

История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколе­ния на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - не­логично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль ско­ро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необхо-


димо забыть. Им они "не по возрасту", литераторы и без того не­мало посмеялись над образами похотливых старикашек. На осно­вании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. "Грамматика любви").

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жиз­ни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гор­мональных и нервных качеств складываются свои, только ему при­сущие представления о характере и нормах сексуального поведе­ния. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к дру­гу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной сис­темой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, исполь­зуя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, пост­роенная на документальном материале, тридцати двух исследова­телей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -"Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").

Игорь Кон в книге "Введение в сексологию" приводит дан­ные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более по­ловины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". При­водимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сде­лать некоторые выводы об изменениях в характере половых отно­шений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в та­ком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов от­делил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отно­шений.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в лю­бовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естествен­ной, только человеку присущей потребности любить и быть люби­мым, а секс - это только одно из проявлений любви.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 884. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия