Студопедия — Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный История одежды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный История одежды






При раскопках древних поселений археологи об­наружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спали, на­крывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Среди находок оказались комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена раскрашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Возможно, они обмазывались охрой с головы до ног, защищая кожу от холода и укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африкан­ские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей. После наступления ледника племена, ушедшие на север, вынуждены были проявить недюжин­ную изобретательность, чтобы приладить поудоб­нее звериные шкуры на своих плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, перед­ник, набедренная повязка из коры или сплетен-


ной травы. Одежду придумали, чтобы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра. Какую-то роль могли и играли половые табу, строго со­блюдавшиеся в родовом обществе. История одежды показывает, что одну и ту же задачу можно решить множеством разных спосо-

бов. Вот как описал одежду английских кресть­ян XII в. Вальтер Скотт в «Айвенго»: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, ме­хом вверх. Чтобы куртка плотнее прилегала к те-

1 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology/ Forth edition. N.Y., 1991. P. 49.

мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. Отныне тело и мозг су­щественно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась че­ловеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершен­ствоваться биологически.

Дробление родоплеменного общества, дарообменные и военные походы вели к накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты — обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу, и пиктография, с помощью которой делались сложные записи. Такие записи известны у американских индейцев. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (пред­ложения дарообмена, установления мирных отношений, любовные посла­ния), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и па­мятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, напри­мер знаменитая «Валам олум» («Красная запись») делаваров, изобразивших 164 рисунками на древесной коре исторические предания от начала миро­здания до появления европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, пере­дававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин.

Соперничество из-за женщин или борьба за власть уже в первобытном обществе породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушут­ливой перебранки. В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, до-

лу, она была перетянута широким кожаным по­ясом с медной застежкой». Костюм зажиточного ремесленника XV в. состо­ял из узких штанов, поверх которых надевалась юбка, полукафтан, а верхней одеждой служил плащ-епанча. Вообще в Европе довольно долгое время мужчины и женщины ходили в юбках. Еще в IX-XI вв. крестьянам в некоторых западноевро­пейских странах запрещали носить штаны, они считались принадлежностью туалета господству­ющего класса — дворян. Юбка и сегодня — рас­пространенная мужская одежда в Южной и Юго-Восточной Азии. В Европе штаны в мужском кос­тюме вытеснили юбку лишь в XVII в. Археологи считают, что люди, жившие в суровом кли­мате, вблизи великого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одежду, в част­ности штаны. У людей, живших в более теплых ме­стах, этот вид одежды появился после одомашнива­ния лошади, когда человек начал ездить верхом. Этнографы делят всю одежду на сшитую и несши­тую. Сшитой считается одежда, при изготовлении которой куски ткани или кроя одного куска соеди­няются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та,


которая держится на человеке благодаря его уме­нию правильно располагать ткань на своей фигу­ре. Сшитая одежда делится на глухую и распаш­ную. Эскимос свою глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотни­ки тайги — эвенки носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме произошли распашные халаты, которые стягивались в талии кушаком. Это преобладающий тип одежды в Сред­ней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней. У степняков-кочевников некоторые народы, в том числе китайцы, вьетнамцы, оседлые жители Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока заим­ствовали штаны. Одежду населения Древнего Египта составляли передники и юбки. Юбки были в ходу у древнейшего населения Месопотамии. Куртки и штаны в мужском костюме появились много позже. Древние греки и римляне носили хитоны, туники, представлявшие собой длинные рубахи и тоги — длинные полосы материи, в ко­торые драпировались древние римляне. Адаптировано по источнику: Бромлей Ю.В., По-дольный РГСоздано человечеством. М., 1984.

стигавшийся ритмизацией или инструментальным сопровождением. В чис­ле музыкальных инструментов появились струнные инструменты, мембран­ные барабаны, многоствольные флейты. Танцевальный фольклор усложнился при переходе к земледелию и скотоводству. Появились так называемы й «бес­стыдные танцы» плодородия. Существовали и сидячие танцы с колебатель­ными движениями. В мужских домах при инициации исполнялись мужские танцы. У ирокезов-сенека насчитывалось более 30 одних только основных танцев, в том числе 11 мужских, 7 женских, 14 общих, 6 в масках. Устный, музыкальный и танцевальный фольклор вместе с изобразительным искусст­вом сливался в театрализованных пред­ставлениях2.

Итак, культурная эволюция — спе­цифическая особенность человека, от­личающая его от всех других видов живых существ. Богатая и разнообраз­ная информация, накопленная в ходе этого процесса, не только способство­вала выживанию человека, но исклю­чительно повысила его шансы в борь­бе за существование. Если сформули­ровать в одной фразе причины этого успеха как природного явления, то можно сказать: с помощью культурной эволюции человек выработал такое поведение, которое постоянно повышает его приспособленность к жизни. За очень короткий отрезок времени человечеству удалось освоить — и даже усовершенствовать — большинство специфических навыков, которыми дру­гие организмы овладевали на протяжении всей биологической эволюции. Мы летаем выше птиц и умеем передвигаться по воде быстрее любой рыбы. С по­мощью приборов мы усиливали наши органы чувств и теперь не уступаем, а часто и превосходим в этом отношении остальных животных. Мы использу­ем практически все существующие в природе способы получения пищи. Мы научились защищать себя лучше, чем любые другие живые существа3.

Знаменательно, что нынешний внешний облик человека на протяжении длительного времени остается практически неизменным. Культурная эво­люция, усовершенствовав поведение человека и тем самым обеспечив ему высокую конкурентоспособность в борьбе за жизнь, сделала ненужными любые изменения человеческого организма, не относящиеся к мозгу и нервным клеткам.

Факты свидетельствуют о том, что биологическая эволюция закончилась с окончанием последнего ледникового периода. Если человека верхнего па­леолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его навряд ли удастся отличить от нас. Окончание эволюции человека означает, что по­явившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, не­имоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, на­чавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмо­ции уравновесились обычаем и мыслью.

2 См.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990.

3 Кууси П. Закономерности эволюции культуры // Кууси П. Этот человеческий мир М, 1989.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия