Студопедия — В ЭПОХУ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ЭПОХУ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА






Массовое сознание возникает в современный период в связи с развити­ем массового общества и социального усреднения личного сознания, его профанирования, низведения.

26 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 300-306.

Массовое сознание — это совокупность духовных образований, разделя­емых целыми классами, социальными группами общества. Оно охватывает распространенные в обществе знания, ожидания, представления, стереоти­пы, взгляды, установки, ожидания, идеалы, ценности, устремления, настро­ения, традиции. Настроения, социальные чувства — самые распространен­ные формы проявления массового сознания. Субъектом массового сознания выступают большие группы людей (классы, нации, группы, сообщества), составляющие значительное большинство населения данного общества или группы обществ.

В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, скорее всего она и останется таковой еще и на ближайшее сто­летие. Они приобрели новое феноменологическое свойство — «массовизи-ровались».

Массовизация современного общества, начавшись в сфере экономики, распространяется на все остальные участки жизни общества, захватывая сферы нематериального производства, политики, досуга, быта и, наконец, общения между людьми, включая такие, казалось бы, несовместимые с пред­ставлениями о массовости виды общения, как семейные и сексуальные от­ношения27. Мощным катализатором этих процессов становятся порождае­мые ими формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникновением и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации.

Истоки массовизации кроются не только в научно-техническом прогрес­се, но и в непрерывном росте народонаселения и развитии транспорта, при помощи которого это население вступает в контакт, общается, взаимодей­ствует. В традиционном обществе все они замыкались рамками одной де­ревни, общины, поселка. Для общения с другим населенным пунктом при­ходилось преодолевать десятки и сотни километров, затрачивая на дорогу многие часы и дни. Сегодня автомобиль домчит вас за считанные минуты или часы, а самолет и того меньше. Наконец, телефон и Интернет могут связать самые отдаленные точки земного шара за доли секунд. Когда люди постоянно общаются друг с другом, даже не сотрудничая в труде или на про­изводстве, между ними образуется нечто третье, что Э. Дюркгейм называл коллективным сознанием, а Ле Бон в своей книге «Психология масс» обо­значал коллективной душой, которая имеет временный характер и принад­лежит толпе, массе. В толпе сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Толпа — качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств». Часто произве­дения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрас­судки, культ успеха, культ сильной личности. В то же время, в ней присут­ствует культ посредственности, примитивная символика и условность. Воспри­ятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в «разжеванном» и даже «полупереваренном» виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение.

27 Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

Коллективная душа позволяет всем думать как один, формировать общие интересы, сочувствовать и сопереживать друг другу. В таком обществе, аморф­ном по структуре (представители разных рас, народов, профессий, возрастов, религий участвуют в общем для них процессе) и едином по содержанию (сход­ные интересы, общие заботы, похожие ценности, чаяния и надежды), инфор­мации легко распространяться, а газетам и телеканалам добиваться бешенных тиражей и аудиторий. Ныне сериал о богатых с Беверли-Хилл, созданном в США, или о том, что богатые тоже плачут, смонтированном в Мексике или Бразилии, с любопытством смотрят по всему миру. И не только смотрят, но сочувствуют, переживают, худеют, взрослеют, женятся и разводятся, успевая к последней двух- или пятисотой серии даже умереть.

Массовое искусство часто безосновательно встречает восторженный прием

В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе творческую неповторимость автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство стало отраслью экономики, индустрией развле­чений, «фабрикой грез». Это не просто журналистские штампы, они отра­жают поточность изготовления произведений искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства — коллективные тво­рения, требующие современных технологий и вложения огромных финан­совых средств.

Если высокая и народная культура даже не помышляли о том, чтобы изу­чать потребности аудитории и в соответствии с ними творить свои произ­ведения, то массовая культура не может существовать иначе. Ее коммерче­ский успех зависит от колебаний спроса и предложения на рынке культур­ных товаров и услуг.

Их изготовлению и внедрению предшествует серьезная научная работа по выявлению симпатии и антипатии различных слоев общества, для каждого конкретного произведения выбирается целевая аудитория. Иначе говоря, проводятся чисто маркетинговые исследования и вырабатываются рекомен­дации, касающиеся не только содержания, но и формы подачи материала,

сферы и способа его распространения. Таким образом определяется репер­туар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио-и видеозаписей. Маркетологи осуществляют четкое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики — для детей, «мыльные опе­ры» — для домохозяек, дискотеки — для тинейджеров, карманные изда­ния — для командировочных.

Радиостанции, вещающие миллиардам людей, телевидение, охватываю­щее всю планету, супермаркеты на тысячи покупателей, кинотеатры на ты­сячи зрителей, а кроме них телефон — традиционный и современный мо­бильный, Интернет, огромные стадионы и зрительные залы, аэропорты и танцевальные площадки, развлекательные центры для детей и молодежи — все это и еще многое другое объединилось в одно целое, которое можно назвать инфраструктурой массовой культуры. Она фокусирует тысячи и миллионы людей в одном месте или по поводу одного события, заставляет переживать над одними и теми же явлениями жизни, подчиняясь незримо­му коллективному ритму, вдыхая и выдыхая по единой команде.

Музеи и салоны — элементы инфраструктуры высокой культуры. Они не рассчитаны на толпу или аудиторию, требуют тишины и сосредоточенности, а демонстрируемые в них культурные артефакты предполагают глубоко ин­дивидуальную оценку, не зависящую от мнения других людей.

Ремесленная мастерская, капище или деревенская опушка — элементы инфраструктуры народной культуры, рассчитанной на общину, кружок са-

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия