Студопедия — СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ






 

Стремление определить структуру и морфологию отдельных частей и слоев народной художественной культуры имеет длитель­ную историю. Это касается прежде всего традиционного фолькло­ра и декоративно-прикладного искусства. В силу огромного инте­реса, вспыхнувшего к этим образованиям народной жизни в кон­це XIX – начале XX в., были сделаны попытки представить жанрово-видовую структуру фольклора. Аналогичная картина с "опозданием" на 20-30 лет наблюдалась и в изучении прикладного и изобразительного искусства. Естественно, что в основание структурирования закладывались разные и сходные принципы – по жанрам, видам (обрядовые – необрядовые), используемым ма­териалам (глина, дерево, металл и т.п.), типам деятельности. Эти Усилия были продолжены на качественно другом уровне и более целенаправленно в 70-80-е годы, когда появились первые работы по структурированию фольклора и прикладного искусства (Фадеева И.Е. Структура фольклора: к вопросу о двух сферах народного творчества//Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 5-17; Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.). Ученые пытались представить структуру художественной самодея­тельности с точки зрения морфологии видов (театральной, музы­кальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляю­щих (Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистиче­ского воспитания. Воронеж, 1981; Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М., 1979.).

Естественно, что о возможной корреляции или тем более о сведении отдельных структур в некую целостность речи не шло. Каждый слой народной культуры пред­ставлялся не только специфическим, но и самостоятельным. Специалисты, изучав­шие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рас­сматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры "Разнообразны и несовместимы предпринимавшиеся опыты классификации народно­го искусства", и каждая из них неизбежно может быть опровергнута или оспорена, считал В.Е.Гусев (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). Авторы, опираясь то на концепцию морфологии искусства М.С.Кагана, то на морфологию фольклора В.Я.Проппа, то на классификацию народ­ного искусства В.М.Василенко и П.Г.Богатырева, решали проблему исходя из струк­туры одного из пластов народной художественной культуры.

Если один из слоев народной художественной культуры, само­деятельное художественное творчество или фольклор выступает синонимом всей культуры, то ее структура предстает неполной. Сопоставляя, например, народное изобразительное искусство и фольклор, нетрудно заметить, что их структуры не тождественны и не накладываются одна на другую. И тем не менее, по заключе­нию В.Е.Гусева, морфологический анализ народной художествен­ной культуры возможен через сопоставление двух форм народного творчества – фольклора и прикладного искусства (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). При этом морфология художественной самодеятельности и особенно люби­тельских форм, неофольклорного творчества, которые тоже упо­минаются, остаются вне поля внимания. Структура народной ху­дожественной культуры включает в себя общие, частные и еди­ничные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры. Но дело не только в этом. Вопрос о структуре, морфологии народной художественной культуры как системного образования со своими возможными подсистемами (функционирующими нередко в качестве самостоятельных худо­жественных систем) не ставился в отечественной литературе с не­обходимой остротой до конца 80-х годов. До известных пор было достаточно иметь общие представления об отдельных структурных образованиях фольклора, прикладного искусства, художественной самодеятельности. К сожалению, попытки подойти к проблеме с более общих позиций (В.С.Цукерман) не получили развития и остались известны лишь небольшому кругу специалистов (Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф.дисс. доктора наук. Свердловск, УГУ, 1984.). Другими словами, не только наука не подошла к решению этого вопроса, но и запросы практики вполне удовлетворялись имеющимися на­работками.

Ситуация изменилась в начале 90-х годов, когда обозначилась принципиально иная роль народной художественной культуры в духовных процессах на новом историческом этапе развития Рос­сии. Без анализа народной художественной культуры как систем­ного образования стало невозможным понять и ее новую роль, и взаимоотношения с элитарной и массовой культурами и другими смежными образованиями. Сложившаяся ситуация обусловила подход к народной художественной культуре как к самостоятель­ной и оригинальной структуре, включающей в себя множество явлений фольклора, народного искусства, современного и тради­ционного, творческие, социальные, психологические аспекты бытования, а также всю инфраструктуру, обеспечивающую их создание и распространение. По частям можно было судить с той или иной долей условности, о целом, однако если частности представ­лены достаточно полно. Этого, к сожалению, в большинстве работ не было: оказались проигнорированными современные формы народной художественной культуры, серьезные разночтения наблюдались в понятийном аппарате, в осмыслении той или иной формы творчества. Это характерно, в частности, для одной из по­следних и наиболее полных схем морфологии народной художест­венной культуры, предложенной В.Е.Гусевым (Гусев В.А. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. С. 66.) (см. схему 3).

Определение структуры народной художественной культуры пред­ставляется одной из основополагающих предпосылок предметного анализа ее составляющих. Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно звать ее основные структурные элементы. Без этого речь может идти лишь о некой условности, именуемой народной художественной культурой, которая каждым говорящим будет представляться весьма своеобычно и включать тот или другой набор явлений. При этом народная художественная культура не только существует в виде материальных и духовных образований или образцов (текстов) фолькло­ра, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современ­ные духовные процессы и жизнедеятельность человека. Очевидно, для "чистоты" анализа целесообразнее разложить эти составляю­щие, образующие между собой сложные сегментные образования не только в рамках народной художественной культуры. Не менее важно и то, что представление о целостной структуре народной художественной культуры определяет новые подходы к понима­нию фольклора, прикладного искусства, бытового любительского и сценического творчества, пониманию их места в современном духовном процессе. Речь идет о дополняющих друг друга двух подходах: от отдельных структур к общей системе и от нее – к отдельным образованиям. Конечный результат в данном случае не всегда заранее предопределен. Например, фольклор, рассматри­ваемый как самостоятельное явление и включаемый в структуру народной художественной культуры, не всегда может представ­ляться однозначно и всесторонне с точки зрения его определения.

Вероятно, морфология народной художественной культуры ну­ждается в структурализации по разным исходным точкам отсчета и как бы с различных сторон: ее выразительных средств, образно-семантической природы, жанрово-видового состава, форм сущест­вования, трансляции, сохранения и производства, а также ее но­сителей и творцов.

Каждый из подходов выстраивает по-своему структурные эле­менты народной художественной культуры, ее поле и характер взаимодействия с другими пограничными явлениями народной культуры и художественной культуры общества. Только в этом случае представляется возможным увидеть народную художест­венную культуру как подсистему двух других метасистем: художе­ственной культуры и народной культуры, а также ее собственную структурную организацию.

При этом в структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами быто­вого любительского и самодеятельного художественного творчест­ва. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем Народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художе­ственную самодеятельность. Каждая из подсистем включает не только вполне конкретный предметный мир или набор явлений, но и одновременно входит в другие подсистемы, а также имеет структуру, на нее оказывают мощное структуры культуровоспроизводящие, культуротранслирующие и культурорегенерирующие. В современной народной художественной культуре, прошедшей длительный исторический путь развития от архаических и традиционных форм до включения в себя множества новых явлений, обладающих ярко выраженным набором собственно структурных образований, необходимо их соотнести с аналогичными структурными образованиями других слоев культуры – элитарной и массовой.

Структура народной художественной культуры имеет не только конкретно-исторический, но и социально-стратификационный характер. Это важнейший теоретический принцип ее анализа.

На ранних этапах истории народная художественная культура, очевидно, имела несколько иную структуру, чем в средние века, и тем более в современности. В условиях, когда из нее не только не

выделялось элитарное профессиональное искусство, но и система ее коммуникации оставалась иной, чем в новое время, народная художественная культура была единым духовным образованием в синкретической по характеру творческой деятельности человека. При этом при доминировании наиболее характерной фольклорной коммуникации только как устной и прямой (то есть от человека к человеку) вся художественная культура общества являлась фольклорной традиционной культурой, и в этом случае в ней не могло быть значительного дробления. В последующем можно говорить о нескольких взаимосвязанных, но одновременно разновекторных процессах, развивающихся в фольклорной культуре: сужении пространства ее бытования (оно постепенно заполнялось элитарной и массовой культурой); изменении жанрово-видовой структуры (к архаическим формам добавились инновационные, а ранние жанры заменились новыми); усилении "удельного веса" эстетического начала в культуре и формировании "чисто" эстетических форм; взаимопроникновении, диффузии ее с другими слоями традиционной культуры.

С усложнением и развитием способов фольклорной коммуникации, появлением принципиально новых типов коммуникации в культуре, а также специальных институтов, занимающихся производством, поддержкой, изучением, сбором, хранением, пропагандой традиционной культуры, в ее структуре произошли значительные изменения. Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Это значит, что не только саморазвитие народной культуры определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество.

Признание этого факта носило до последнего времени оттенок негативной оценки. Государство в большей степени, общество – в меньшей представали институтами антикультуры. их влияние на развитие народного искусства, фольклора, промыслов и ремесел оценивалось в основном со знаком минус. Однозначность этой оценки не вызывала сомнений. Рухнувшая идеология, трудности в развитии российской государственности, общественной жизни были восприняты некоторыми специалистами как «врата свободы» для народного творчества. (Путилов Б.Н. У врат свободы // Живая старина. 1994. №1) Развитие России в последние несколько лет дает основание говорить о том, что оценка роли государства и общества в развитии духовной жизни, народной культуры требует более объективной, взвешенной позиции, учета множества новых факторов: экономических, социальных, информационных. Эти факторы влияют на общее состояние культуры в целом и народной в частности. Они определяют структурные изменения в народной культуре, ее новые формы взаимоотношений, например с массовой культурой. Финансовая мощь и зрелищная привлекательность последней позволяют ей захватывать, узурпировать средства массовой информации, выступать тотальным средством подавления других слоев культуры, в том числе и народной. Массовая культура взяла в «союзники» некоторые образования из самой народной культуры, работающие на ее имидж привлекательности, доступности, простоты и легкости освоения.

Многие фольклорные ансамбли, подделки в прикладном искусстве представляют одну из разрушительных сил для самой народной культуры. Эту тенденцию с тревогой отмечают многие российские и зарубежные специалисты. (Культурное наследие и традиционная культура народов. Европа в становлении общеевропейского дома//Материалы II Европейской конференции по народному творчеству. Москва – Новгород, 1990.) Без государственного регулирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная ситуация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: центров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов. Уменьшение финансовой, творческой поддержки фольклорных ансамблей, низовых звеньев, занимающихся организованными формами народного творчества, обусловило дополнительные сложности в их развитии и существовании. В результате происхо­дят определенные изменения в структурных образованиях народ­ной художественной культуры. Так, многие любительские фольк­лорные ансамбли перешли на профессиональную сцену, а боль­шинство народных мастеров стали заниматься копированием из­делий для рынка и т.д. Изменился не только их социальный ста­тус, они изменяют представления об истоках народной культуры.

Возвращаясь к основным пластам, составляющим народную ху­дожественную культуру, следует сказать, что каждое из них вклю­чает в себя современные и традиционные сегменты: будь то фольклор, прикладное искусство или художественная самодея­тельность. Нарождающиеся сегменты, выдержавшие проверку временем, становятся традиционными, начинают выступать в ка­честве эталона для оценки, сравнения и т. д. Этот процесс беско­нечно разнообразен, порой обыденно прост, незаметен, но по­стоянен и всеобщ: идет ли речь о пении, танце, резьбе по дереву, игре на гармошке или изготовлении народной куклы.

Данное положение имеет важное значение с точки зрения того, что невозможно ограничить народную художественную культуру только ее традиционными формами или формами, прямо разви­вающими традиции. В народной художественной культуре любого периода постоянно появляется и сосуществует огромное количе­ство образований, прямо или косвенно ориентирующихся на тра­диционный фольклор, традиционное прикладное искусство, и но­вых образований, опосредованно связанных с традиционными ху­дожественными структурами. Некоторые из них трудно опреде­ляемы и соотносимы с известными традиционными формами и образцами. Тем не менее в народной культуре нет ничего, что не имело бы связи с предыдущим, все образования в народной худо­жественной культуре между собой не только коррелируются, свя­заны, проходят определенные стадиальные периоды в определе­нии форм взаимоотношений, но и образуют жесткую системооб­разующую структуру, которую можно представить в виде схемы (см. схему 4). Они образуют сложный синтетический конгломерат разнообразных в жанровом, содержательном, смысловом, эстети­ческом отношении образцов и явлений народной культуры.

Слой традиционной культуры в последнее столетие имеет ярко выраженную тенденцию к сужению и утончению. С формирова­нием новообразований (неофольклора, фольклоризма) в народной культуре они стали занимать значительную часть пространства, сформировали с ней множество пограничных образований раз­личного типа.

Схема 4







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 3455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия