Студопедия — Естественный порядок политики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Естественный порядок политики






Что такое политика? Она определяется своим предназначением. Она определяется тем, чему естественным образом подчинена и что не зависит от человеческой воли (предназначение не есть цель). Точнее, политика — это особая деятельность, специфика которой состоит в том, что ее предназначение носит менее специфичный характер: она направлена на общее благо и на благо каждого. Политическое сооб­щество — сообщество государства или «отечества» — представляет со­бой высшее и всеобъемлющее сообщество. В конечном счете благо го­сударства совпадает с благом его членов; политика имеет своим пред­метом благополучие каждого индивида. Отрываясь от него, она разла­гается. Если политика оказывается на службе особых интересов уп­равляющих, то это противоречит природе вещей. Политический руко­водитель, говорит Аристотель, похож на капитана корабля, участь его пассажиров для него могла бы быть безразличной только в том случае, если он предает долг, налагаемый его обязанностями. Естественное предназначение политики проводит демаркационную линию между здоровой политикой и политикой противоестественной или извра­щенной.

В чем же заключается предназначение индивида — чисто челове­ческое предназначение, в итоге совпадающее с предназначением по­литики? Оно вытекает из его природы, т.е. из естественного строения его бытия^ Предназначение человека есть осуществление его особой


природы. Бытие человека имеет смысл. Этот смысл заключен глав­ным образом в двух суждениях. Во-первых, человек есть существо об­щественное, он устроен так, что может жить лишь в сообществе ему подобных. В соответствии с одной из самых известных формулировок Аристотеля, «человек есть существо политическое, самой природой своей предназначенное жить в обществе». И Аристотель продолжает: «а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоя­тельств, живет вне государства — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».1 Человек — самое социальное из всех животных (он один обладает языком, представляющим собой средство общения), по природе своей он есть существо, входящее в отношения. Любовь, дружба, жалость столь же естественны для него, как и чувство справедливости или несправедливости. Эти чувства не имеют никакого смысла вне жизни сообща. Человечность подразуме­вает человеческие отношения.

Во-вторых, человек есть существо сложное и иерархизированное. -Ему предназначено управлять собой при помощи лучшей части его са­мого — части рациональной. Душа выше тела, а человеческая душа от­личается от души животных (или примитивной души) разумом. Чело­веку свойственно вести себя как «животное разумное», жить в соот­ветствии с pa3yMOML Разум же связан с благом. Добродетель есть зна­ние, говорит Сократ, а знание — добродетель. Благо познает и отлича­ет себя, как только разум убирает все, что его затемняет, и страсти не заслоняют его, зато зло для своего оправдания нуждается в аргумента­ции, возражениях, лукавстве. Злые люди ослепляют себя или, добав­ляет Аристотель, уступают своим страстям. Следовательно, благая жизнь, жизнь в соответствии с природой и разумом, не есть жизнь ге­дониста, жизнь, посвященная удовольствию ради удовольствия, это жизнь в совершенстве и добродетели, в которых и воплощается чело­веческая душа. Человеческая природа подчинена благу, долженство­вание заключено в бытии.

Предназначение человека возвышенно. Но следует ему в своем по­ведении лишь незначительное число людей. Люди невежественны, они также наделены страстями, увлекающими их совсем в ином на­правлении, они далеко не всегда способны следовать дорогой добро­детели. Неравенство — естественный факт, усиливаемый различиями в воспитании и нравах. Большинство людей, говорит Аристотель, «не отдает отчета в том, что благородно и действительно приятно, по­скольку никогда этого не испытывало».2 В массе своей люди руковод-


 


1 Hie ei


и теперь (лат.) — Прим. перев.


Политика. 1,2. М.: Мысль, 1997. С.37.. Никомахрва этика, X, 10.


26 Способы интерпретации политики


философский проект и и скусство по литик



 


ствуются в поведении иррациональной частью, они заблуждаются от­носительно собственного блага.

Как следствие этой иррациональности люди разделяются и проти­востоят друг другу. Разделение между людьми — первая трудность, на­лагаемая жизнью сообща. Она не только противоречит установлению хорошей формы государственного правления, но также и ставит под угрозу гражданский мир, обусловливающий все прочее. Эта проблема была сформулирована Платоном, и Платон в какой-то мере оставил ее в наследство всем своим последователям. Как снять опасность анар­хии и гражданской войны? Первое условие состоит в том, что обще­ство должно быть политически организовано. Следствием иррацио­нальности большого числа граждан является то, что, будучи предо­ставлены сами себе, люди или большинство из них живут дурно. Исп­равить такое положение дел способна только политика, установив дисциплину, предназначенную для развития добропорядочных при­вычек. Толпой надо управлять. Политическое неравенство есть не­пременное следствие неравенства естественного. Политика греческих философов — политика моральная и аристократичная.

Итак, политическая деятельность основана на требованиях жизни сообща, в более общем виде — на требованиях человеческой природы. Благополучие людей подразумевает, что общество должно быть поли­тически организовано, т.е. наделено особой властью — властью поли­тической. Власть эта специфична как по своим целям, так и в своих атрибутах: она распространяется на весь полис, отправляющие ее уп­равляют всеми прочими^Аристотель (поправляя Платона) настойчи­во подчеркивает, что политическая власть обладает совсем иной при­родой, нежели власть отца над своими детьми или господина — над рабами.

Способ, каким организована и осуществляется политическая власть, — т.е. форма политического правления — приобретает в этом случае первостепенное значение. Нормальное осуществление челове­ческой деятельности зависит от основополагающих условий — граж­данский мир, внешняя безопасность, владычество закона, — которы­ми управляет политическая власть. В более общем виде оно зависит от способа осуществления политической власти или пренебрежения ею. от совокупности естественных предназначений политики (или, в тер­минологии Аристотеля, общего интереса всех ее составляющих). Бо­лее того, форма политического правления придает или пытается при­дать форму общему виду человеческих отношений в рамках государст­ва. Почему? Форма правления закрепляет на уровне всего сообщества в целом человеческий тип и тип человеческих отношений. Задача уп­равлять возлагается на обычного человека при демократии, на богато-


го — при олигархии, на вельможу — при аристократии и т.д. Таким об­разом, правление и стиль правления оказывают влияние на совокуп­ность социальных отношений. Стало быть, отношения между отцами и детьми, учителями и учениками различны при демократии и при ти­рании. Даже те, кто не признает легитимность политической власти, тем не менее так или иначе оказываются под влиянием ее способа бы­тия и способа осуществления. Форма правления фиксирует или пыта­ется зафиксировать модель человеческих отношений.

Из этого следует, что у греческих философов понятие формы по­литического правления является понятием широким и всеобъемлю­щим (приблизительную идею этого дает выражение «Старый поря­док»). Форма правления — это форма, которую приобретает в государ­стве жизнь сообща. Она есть способ совокупной жизни. Более точно форма политического правления есть модель организации и осушест- _ " вления политической власти, если под этим понимать, что способ ор­ганизации и осуществления задает в некотором роде тон всему сооб­ществу; он фиксирует его стиль жизни и его моральную ориентацию. Политика не является подсистемой в рамках социальной системы, она касается совокупности всего социального порядка, взятого в це­лом. Форма правления — это главная характерная черта сообщества как такового. Вопрос о форме правления — центральный политиче­ский вопрос, а политический вопрос является главным вопросом жиз­ни в обществе.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия