Студопедия — Глава вторая. Так как [всякое изучение] идет от неясного, но более доступного, к понятному и более осмысленному1, то также
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава вторая. Так как [всякое изучение] идет от неясного, но более доступного, к понятному и более осмысленному1, то также






 

Так как [всякое изучение] идет от неясного, но более доступного, к понятному и более осмысленному1, то также, в свою очередь, следует подходить к исследованию души. Ведь определение должно вскрыть не только то, что есть, как это делается в большинстве определений, но определение должно заключать в себе и обнаруживать причину2. В настоящее время [свели] определения к [простым] выводам [из посылок]. Например, что такое квадратура? [Построение] равносторонней прямоугольной фигуры, равной неравносторонней. Такое определение дает лишь вывод. Утверждающий же, что квадратура есть нахождение средней [пропорциональной линии]3, обозначает причину действия. Итак, отправляясь в своем рассуждении от исходного пункта, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни. Но так как [слово] жизнь употребляется в самых разнообразных смыслах, то даже в случае наличности одного какого-нибудь [признака жизни] мы говорим, что [организм] живет — [сюда относятся], например, ум, ощущение, движение и покой в пространственном смысле, также движение в смысле питания, уничтожения и роста. Поэтому, как известно, также все растения наделены жизнью. Очевидно, что они обладают силой и таким источником, благодаря которому они могут расти и разрушаться в противоположных направлениях. И ведь дело обстоит не так, что вверх [растения] могут расти, а вниз — нет, но одинаково в обоих направлениях и по всем сторонам [могут расти] все растения, имеющие питание, и живут до конца, пока зо могут питаться. Эту способность можно отделить от других, другие же способности у смертных существ от нее отделить нельзя. Это очевидно у растений, ведь [кроме этой способности] у них никакой другой психической способности не имеется. Таким образом, благодаря этому источнику жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется при наличии ощущения; ведь и такое существо, которое не движется и не меняет места4, но обладает ощущением, мы называем животным, а не только обозначаем его, как нечто живое.

Из ощущений в качестве первого у всех [животных] имеется осязание. Подобно тому, как способность к питанию можно отмежевать от осязания и всякого [другого] ощущения, так и осязание можно отмежевать от других ощущений. Мы ту часть души называем растительной (способной к питанию), которой обладают также растения. Между тем, ясно, что все животные обладают осязательными ощущениями. Что является причиной этого, мы скажем впоследствии.

Теперь же пусть будет установлено лишь то, что душа является началом указанных [способностей] и определяется следующими [силами]: питательной (растительной), ощущающей, разумной и движением.

Что касается вопроса о том, является ли каждая способность душой или частью души, и, если является частью души, то так ли, что каждая часть отделима is лишь мысленно или также и пространственно, — то некоторые из этих вопросов не трудно рассмотреть, другие же заключают трудности. Ведь если ясно, что некоторые растения, будучи разделены с частями, отсеченными друг от друга, продолжают жить, как если бы у них душа была актуально едина в каждом растении, потенциально же душ оказывается много, то мы видим, что то же самое происходит у разрезанных на две части насекомых и по отношению к другим особенностям души. Ибо ведь каждая из частей обладает ощущением и движением в пространственном смысле, а если имеется ощущение, то есть и стремление5. Где есть ощущение, там налицо и печаль, и радость, а где имеются эти последние, там необходимо есть и желание. Что касается разума и теоретической способности, то [пока в этом вопросе] еще нет ясности, но кажется, что [тут] другой род души и что только эти способности могут отделяться, как вечное от тленного. Относительно прочих частей души из сказанного выше ясно, что их нельзя отделить, как утверждают некоторые6. Что по понятию они различны, — очевидно. Ведь если ощущающая способность отлична от способности суждения, то одно дело ощущать, а другое — обсуждать. То же [можно утверждать] и о каждой из других [способностей], о которых шла речь. Кроме того, ведь одним животным свойственны все способности, другим [лишь] некоторые, иным одна только способность (это и составляет различие животных). По какой причине — это подлежит рассмотрению в дальнейшем. Подобное же происходит и с ощущениями. Одни [животные] обладают всеми ощущениями, другие — некоторыми, третьи имеют только одно, самое необходимое, а именно — осязание.

Далее7 то, чем мы живем и ощущаем, понимается двояко, как, например, чем мы познаем: во-первых, это — наука, во-вторых, — душа (ведь мы о том и другом говорим, что [этим мы] приобретаем знания), совершенно так же понимается двояко и то, чем мы здоровы, — во-первых, здоровьем, во-вторых, известной частью тела или всем [телом]. Из этих [примеров] наука и здоровье представляют собой форму, некий вид, понятие и как бы действие воспринимающего, а именно [наука] — [способного] к научному восприятию, [здоровье] — [способного] к здоровью. Ведь, повидимому, действие деятельной силы осуществляется в том, что находится в страдательном состоянии и имеет расположение [к деятельности]. Душа есть то, чем мы прежде всего8 живем, ощущаем и мыслим, так что она есть некое понятие и форма, а не материя и не субстрат. Как уже было сказано, под субстанцией мы разумеем is троякое: во-первых — форму, во-вторых — материю [и, наконец], — сочетание того и другого; из всего этого материя есть возможность, форма — осуществление. Так как одушевленное существо состоит из первого и второго [начала], то не тело есть осуществление души, но душа [есть осуществление] известного тела. Поэтому правильно думают те, кому представляется, что душа не [может] существовать без тела и не является телом. Ведь душа не есть тело, а есть нечто принадлежащее телу, поэтому-то она и пребывает в теле, а именно в определенном теле, и не так, как ее прежние [исследователи]9 прилаживали к телу, сверх того не определяя, что это за тело и какого качества, тогда как мы видим, что первое попавшееся [тело] не может воспринять любую [форму]. Тот же [вывод а, можно] получить путем рассуждения. Ведь осуществление каждой вещи происходит по своей природе в том, чем [эта вещь] является потенциально, т. е. в свойственной ей материи. Из предшествующего ясно, что [душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть [осуществленным].

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 319. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия