Студопедия — Глава пятая. После сделанного разбора дадим [теперь] общий очерк ощущения вообще
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава пятая. После сделанного разбора дадим [теперь] общий очерк ощущения вообще






 

После сделанного разбора дадим [теперь] общий очерк ощущения вообще. Как было сказано1, ощущение сводится к состоянию движения, к страдательному [состоянию], повидимому, оно есть известного рода зв изменение2. Некоторые [исследователи] наряду с этим говорят, что подобное испытывает [нечто] от подобного же. В каком смысле это возможно или невозможно, об этом мы высказались в [наших] общих рассуждениях о деятельности и страдании3.

[Здесь], однако, возникает затруднение, почему не бывает ощущения у самих ощущающих [органов] и почему эти [органы] не вызывают ощущения без внешнего [побуждения]4, [хотя они и] содержат в себе огонь, землю и другие элементы, которые ощущаются s или сами по себе или по привходящим к ним обстоятельствам5. Ясно, что ощущающая способность не есть нечто действительное, но только возможное. Поэтому [с ней дело обстоит так же], как, например, с горючим материалом, [который] сам по себе не загорается без [воздействия] того, что его зажигает; если бы он воспламенялся самостоятельно, то не было бы нужды в действующем огне. Так как ощущающей способности мы придаем двоякий смысл (ведь и того, кто только имеет возможность слышать и видеть, мы называем слышащим и видящим, как, [например, человека], который в данный момент спит; называем мы также и тех, кто действительно [слышит или видит]), то и ощущение называется [ощущением] в двояком значении, — одно, как возможное, другое, как действительное ощущение; [[подобным образом также ощущающая способность6 [может быть] в состоянии возможности и состоянии действительности]]. Сначала попробуем рассуждать, отождествляя [термины] страдать, двигаться и действовать. Ведь движение есть известная деятельность, но незавершенная, как сказано в других [моих книгах]7. Между тем, всё испытывает страдательное состояние и движется [под влиянием] деятельного и действующего [начала]. Поэтому можно сказать, что страдательное состояние проистекает от подобного, но можно также сказать, что оно [зависит] от несходного, как мы заявили. Ибо оно несходно, пока испытывает страдание, а испытав его, оно уже уподобилось.

Нужно также дать разъяснения относительно [понятий] возможности и осуществления. Пока мы о них говорили в общих чертах. Бывает, [что мы называем] человека образованным в таком смысле, в каком мы то же говорим о знающем человеке, что это человек из знающих и научно образованных. Бывает и так, что мы называем знающим того, кто, [например], усвоил грамматику. В каждом из этих случаев человек обладает возможностью не в одинаковом смысле, но [в одном случае] человек [представляется] знающим потому, что он принадлежит к определенному роду и категории8 [людей], в другом он [называется] знающим, поскольку по собственному почину он имеет возможность подвергнуть рассмотрению [подлежащее уяснению], если только не будет внешнего препятствия. Тот же, кто действительно рассматривает, находится s состоянии осуществления, он в полном смысле слова знает определенное А. Итак, оба первых являются знающими в смысле возможности, но один из них [постольку сможет достичь действительного знания], поскольку ему пришлось видоизмениться путем выучки и многократного перехода из одного состояния в противоположное, другой же иным способом9 из состояния обладания каким-нибудь ощущением или знания грамматики без реализации [этого знания] переходит к действительному [рассмотрению]. И понятие [состояния] страдания не [является чем-либо] простым10, но, [во-первых, под ним можно разуметь] уничтожение чем-нибудь противоположным, [во-вторых], скорее сохранение существующего в возможности через существующее в осуществлении и через подобное, это и есть отношение возможности к осуществлению. Ведь [когда] обладающий научным знанием переходит к рассмотрению [чего-либо], он не [то, что] меняется, (в самом деле это есть прибавка к нему и [переход] к осуществлению), или [во всяком случае] это есть особого рода изменение. Поэтому не хорошо говорить о мыслящем [человеке], что он меняется, когда обдумывает, так же, как нельзя [говорить об изменении в природе] зодчего, когда он строит. Таким образом, то, что возводит мыслящего и рассуждающего человека из состояния возможности к реализации, несправедливо было бы назвать обучением, ему [приличествует] другое наименование. Не следует у предрасположенного [к приобретению знаний человека] называть страдательным [процессом] обучение и приобретение знания от действительно знающего человека и учителя, Цкак было сказано]], или [во всяком случае надо признать, что] существуют два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и [выявлению] своих задатков11 и природы. У ощущающего существа первое изменение происходит от родившего [произведением его на свет], родившись же, оно уже имеет ощущающую способность, подобно обладанию научным знанием. Что касается ощущающей способности в ее реализованном состоянии, то ее [нужно] понимать по аналогии с мыслящей способностью. Разница в том, что агенты, [вызывающие] реализацию у ощущающей способности, [воздействуют] извне, — таковы видимое и слышимое, равно и другие ощущаемые предметы. Причина этого, что актуальное чувственное восприятие относится к единичному, наука же есть [знание] общего. А общее некоторым образом находится в самой душе; поэтому мышление находится [в распоряжении] самого [мыслящего существа], когда оно [только] захочет помыслить, ощущение же не во власти [ощущающего существа], ибо [тут] необходимо, чтобы был налицо ощущаемый предмет. Так же обстоит дело с науками, [изучающими] чувственно воспринимаемое, — и это по той же самой причине, [а именно] поскольку чувственно-познаваемые [предметы] единичны и находятся вне [воспринимающего субъекта].

Но впоследствии [нам] представится удобный случай выяснить все эти вопросы.12 А сейчас нужно объяснить только следующее: [понятие] существующего потенциально употребляется не в одинаковом смысле, но [прежде всего в таком смысле, в каком] мы могли бы сказать о мальчике, что он может стать, полководцем, взрослый же человек [может быть назван полководцем] в другом смысле; в таких же [двух значениях] понимается и ощущающая способность. Но так как это различие значений не имеет особого названия, а, между тем, установлено; что они различны и почему они различны, приходится пользоваться терминами страдания и изменения, как [наиболее] подходящими. В потенции ощущающая способность [заключает] то же, что в действительности уже представляет собою ощущаемый предмет, как было сказано. [Пока ощущающая способность] испытывает, она не s уподобляется ощущаемому, испытав же [воздействие], она уподобляется [ощущаемому объекту] и становится такой же, как и он.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия