Студопедия — Тема 7. Классический этап философии Нового времени.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 7. Классический этап философии Нового времени.






 

Классическая философия Нового времени представлена системами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Основоположником классической философии Нового времени является И. Кант (1724 – 1804), философия которого была одновременно завершением и критикой Просвещения; Кант был слишком хорошо знаком с Ньютоновской наукой и ее победами, чтобы сомневаться, открыт ли человеку доступ к определенному знанию. Вместе с тем он сознавал и силу беспощадного юмовского анализа человеческого разума.

В творчестве Канта выделяются докритический и критический периоды. В первый период интересы Канта отчетливо носят ярко выраженный естественно-научный характер. Он выдвинул космогоническую гипотезу, получившую позднее название теории Канта-Лапласа. Начало критического периода относится к моменту создания «Критики чистого разума».

Исходным пунктом философии Канта является синтез рационализма и эмпиризма на основе принципа «нельзя понимать, не чувствуя, и чувствовать не понимая». Вместо врожденных идей Кант вводит понятие об априорных формах созерцания и рассудка, принадлежащих субъекту, а не объекту. К ним он относит пространство и время, а так же категории: количества, отношения и модальности. Введение понятия «априорные формы чувственности и рассудка» принципиально меняло суть познавательного процесса – теперь «доступ» к вещам самим по себе оказывается невозможным именно из-за этих форм. В то же время явления – это не только данные опыта, но и формы познания, в которых они закреплены, необходимое и всеобщее в явлениях есть выражение природных форм познания, а разнообразное и изменчивое в них относится к данным опыта.

Являющийся нам мир предстает в качестве целого, проникнутого законом и порядком, источниками которых являются априорные формы познания. Истоки закономерностей мира как он нам дан в опыте, заключены в самом нашем уме и потому рассудок законодательствует в природе.

Закономерным следствием признания идеальной сущности пространства и времени как форм созерцания вещей становится деление мира на мир пространственно-временных явлений и мир «вещей в себе», на мир, чувственно воспринимаемый и познаваемый наукой, и мир сверхчувственный, научно непознаваемый, а лишь мыслимый.

Теоретически недоказуемые и потому исключенные из предметного поля науки идеи находят свое применение в сфере практического разума – в области этики и морали. Способность человека поступать морально и без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы, выражающейся в законе морального поведения – категорическом императиве. Категорический императив гласит, что нужно поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла стать основой всеобщего нравственного закона, а также относится к человеку и человечеству только как цели, но не как к средству.

Основной принцип этики Канта – принцип автономии свободной воли, в том числе от божественного предопределения: человек морален не потому, что он верит в Бога, напротив, человек верит в Бога потому, что он морален.

Гегель (1770 – 1831) свою философскую систему начинает «Наукой логики», в которой утверждает, что всякой субъективной логике предшествует логика объективная – логика самого предметного мира, логика независящей от человека действительности логика бытия. Объективная логика – логика доприродного (предшествующего творению природы) состояния Абсолютной идеи, развитие которой и есть все мировое развитие.

Несмотря на то, что, по признанию самого Гегеля, Абсолютная идея и Бог христианской религии могут рассматриваться как тождественные понятия, они различаются: Бог всегда равен самому себе, тогда как Абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития. Развивается ее содержание: от наиболее бедных (абстрактных) определений к определениям все более богатым (конкретным).

Второй частью гегелевской системы является «Философия природы», в которой рассматривается природа как «инобытие Идеи» (а не как самостоятельная сущность). Смысл и значение природного мира в том, что он опосредует собой божественный дух и дух человеческий. «Философия духа» (третья, последняя часть системы Гегеля) охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, а так же формы гражданской жизни: всемирную историю и государство.

Каждой грани действительности Гегель находит свое, совершенно определенное место в сложной, универсальной структуре мирового развития, высшей целью которого является самосознание Идеи. На пути к вершинам абсолютного самосознания дух находит для себя адекватные формы выражения сначала в созерцании, затем в представлении и, наконец, в самой высшей и самой развитой форме – в понятийном мышлении. Дух на ступени созерцания – это искусство, на ступени представления – религия, на ступени понятий – философия. Философии, таким образом, выпадает честь сказать последнее и решающее слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории, куда включается и природное бытие, и даже доприродное, чистое бытие Бога.

Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира: "все действительное – разумно, все разумное – действительно". Однако разумен, истинен не сам по себе результат развития; истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумие должно быть преодолено разумом.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 857. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия