Студопедия — Тема 12. Гносеология. Основные проблемы сознания.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 12. Гносеология. Основные проблемы сознания.






 

Гносеология, или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания. Термин "гносеология" происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение, т.е. учение о знании. Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:

– как способности, умения, навыки;

– как любая познавательно значимая информация.

– как особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности.

Традиционно одним из основных вопросов гносеологии является вопрос о возможности познания объективной реальности. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решает вопрос о познаваемости мира, но представители агностицизма (от греч. agnostos – непознаваемый) отрицают (полностью или частично) возможность познания объективного мира. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Знания всегда обусловлены потребностями общества, но по своему содержанию они должны впитывать в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них.

Формы знания и познания:

– обыденно-практическое знание, поставляющее элементарные сведения о природе, самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Источником обыденно-практического знания является опыт повседневной жизни и практики. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляемые в традициях, преданиях, назиданиях и т.п., интуитивные убеждения, предчувствия и пр.;

– мифологическое знание и познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности и являющееся бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией;

– художественно-образное познание, зародившееся еще в рамках мифологического познания и получившее наиболее развитое выражение в искусстве;

– религиозное познание, основу которого составляет личный духовный опыт и переживания;

– философское познание как разновидность познания научного.

Кроме того, различаются чувственное и рациональное познание – в зависимости от того, какая способность человека (чувства или мышление) являются основным источником знания.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств и осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах – ощущениях, восприятии и представлении.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств и предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и постоянство.

Представление– это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ созданный продуктивным воображением. В отличие от восприятия представление относительно свободно от непосредственной связи с объектов, поднимается над непосредственной единичной данностью и связывает их с понятием.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно отражено в мышлении – активном отражении объективной реальности, состоящем в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Основой мышления является чувственный опыт, а орудием мышления является язык и другие системы знаков, которые используются для основных операций мышления – абстрагирования, обобщения, сравнения и др.

Необходимыми и качественно различными уровнями мышления являются рассудок и разум. Рассудок – психическая деятельность, связанная с образованием понятий, суждений и умозаключений, и дающая «материал» для разума, а разум – это способность человеческого духа, направленная на познание мира с помощью понятий и ценностей.

Рациональное познание и понимание мира опирается на дискурс (организованную рассудочную речь) и концепты (логически выстроенную речь).

Формы мышления – это способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Суждение – форма мышления, выражающая отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.

Умозаключение – форма мышления, связывающая в ряд посылок и следствий в мысли различного содержания. Умозаключение может в своей основе выступать как подсознательный и непроизвольный акт.

Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден, противоречив. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. В более узком смысле под истинностью понимается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал еще Аристотель, сформулировавший так называемую классическую концепцию истины, согласно которой, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Поскольку главной здесь является идея соответствия (корреспонденции) то эту концепцию истины называют «корреспондентной».

Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьезных проблем, но стали выявляться слабые стороны этой теории, в результате чего появились иные концепции истины – когерентная и прагматическая.

В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых наиболее известным был Гегель, придерживаются философского монизма, поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Как таковая истина одна, и частные (относительные) истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей, абсолютной истины.

С позиции прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.

Экзистенциалистская концепция истины исходит из трактовки ее как индивидуального и необъективируемого явления.

Постмодернистская трактовка истины отбрасывает все классические представления и видит в ней нечто полифоничное, разбросанное, многофункциональное, размытое. Поэтому природа истины в корне неоднозначна. Субъект будет неправ, если возомнит, будто способен преодолеть груз всех предрасположений своей субъективности. Остается только признать, что солипсизм человеческого сознания непреодолим ввиду полной невнятности мира.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия