Студопедия — ГЛАВА 8. Сейчас будет объяснено противоядие против незнания методов достижения состояния Будды, которым является развитие настроя к высшему пробуждению
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 8. Сейчас будет объяснено противоядие против незнания методов достижения состояния Будды, которым является развитие настроя к высшему пробуждению






Сейчас будет объяснено противоядие против незнания методов достижения состояния Будды, которым является развитие настроя к высшему пробуждению. Вкратце, это

Основание, сущность, подразделения,

Сосредоточенность, причина, объект [от которого] принимается,

Обряд, благие качества,сосредоточенность на изъянах,

Причины ускользания, методы восстановления и заповеди -

Этими двенадцатью [пунктами]

Суммируется развитие высшей бодхичитты.

Первое - это личность, на основе которой развивается настрой высшего пробуждения, и основанием для развития вовлеченного настроя являются: обладание потенциалом Махаяны, принятие прибежища в трех Драгоценностях, принятие одного из семи обетов самоосвобождения и развитие настроя устремления. Личность, которая по меньшей мере приняла прибежище в трех Драгоценностях, является основанием для развития настроя устремления.

Почему? - Необходимость устремления прежде действительной вовлеченности описывается в "Уровнях Бодхисаттвы"; необходимость принятия прибежища прежде устремления объясняется в "Светильнике [на] пути [к] пробуждению"; также необходимость принятия обетов самоосвобождения ради обоснования вовлеченности объясняется в "Светильнике [на] пути [к] пробуждению"; также необходимость принятия прибежища для принятия обетов самоосвобождения объясняется в "Сокровищнице истинного Учения"; при отсутствии потенциала Махаяны также не возникает развитие настроя высшего пробуждения, как это объясняется в "Уровнях Бодхисаттвы"; - поэтому все эти связи и накопления должны присутствовать.

Что касается объяснения первого - необходимость наличия потенциала Махаяны вообще и необходимость пробужденности потенциала в частности, - то следует знать полностью объясненное выше.

При обсуждении второй темы, принятия прибежища, может быть задан вопрос: следует ли принимать прибежище в мирских, могучих и устрашающих существах - таких, как Брахма, Вишну, Махадева и им подобные - или в обитающих в присущих им местностях - горах, или скалах, или озерах, или деревьях и тому подобных местах обитания - богах, нагах, могучих волшебниках, - так следует ли принимать в них прибежище? -

Поскольку все они не способны защитить, они не могут быть прибежищем. Как говорится в сутре:

"Миряне в блаженствующих в горах,

Чащобах, местах для жертвоприношений,

Живущих в камнях и деревьях богах принимают прибежище,

Но это прибежище - не главное".

Тогда следует ли принимать прибежище в родителях, друзьях, близких и им подобных любяших нас и радующихся нашему благополучию? - [Нет], ведь и они не способны защитить. Как сказано в "Сутре мелодичного Манджушри":

"Родители - не защита;

Друзья и близкие - тоже;

Отказавшись от тебя,

Они уходят, когда хотят".

Почему же они все не способны дать прибежище? - Потому что способный защитить сам должен быть свободен от страха и не подвергаться страданию, в то время как все те не свободны от страха вкупе со страданием.

И поскольку нет никого, кто бы окончательно освободился от страдания, кроме Будды, и нет иного пути обрести состояние Будды, кроме Учения, и нет иных друзей, помогающих осуществлять Учение, кроме Сангхи, - прибежище следует принимать в них трех. Так, говорится:

"В рассеивающих страхи испуганных

И дающих убежище беззащитным - в Будде,

В Учении и в высшем собрании Сангхи

Прими сегодня Прибежище".

И если впрямь последние способны мощно защищать, то не стоит сомневаться, размышляя, а точно ли мы защищены, приняв прибежище? В "Сутре Великой Нирваны" сказано:

"Принятое в трех Драгоценностях прибежище

Становится обретением бесстрашия".

Итак, принятие прибежища в этих трех [аспектах] вкратце объясняется так:

Подразделения, основа, объект, время,

Намерение, обряд, функция,

Заповеди и благие качества, -

Этими девятью темами суммируется принятие прибежища"

В первом, подразделениях принятия прибежища, два [пункта]: обычное принятие прибежища и особое принятие прибежища.

Личность, являющейся основанием, [бывает] двух [типов]: обычная личность-основание - это тот, кто испуган страданием самсары и цепляется за три Драгоценности как за богов; особой личностью-основанием является тот, кто обладает потенциалом Махаяны и обрел совершенно чистое тело бога или человека.

Объект также двухчастен: обычные объекты объясняются как Драгоценность Будды, то есть Будда Бхагаван, обладающий полнотой отвержения, мудрости проникновения и величественности; как Драгоценность Дхармы, которая двухчастна: устные наставления в Дхарме, полностью состоящие из двенадцати отделов, и Дхармы проникновения, являющейся Истиной Пути и Истиной Прекращения; и как Драгоценность Сангхи, которая двухчастна: Сангха обычных существ, являющейся сообществом из четырех полных монахов и более, и Благородная Сангха, являющаяся четырьмя парами, или восьмью высшими существами.

Особых объектов три: объект, находящийся пред лицом, ясно постигаемый объект и истинносущий объект.

Объект, находящийся пред лицом - это Будда как изображение Татхагаты, Дхарма как книга Махаяны и Сангха как Сангха Бодхисаттв.

Ясно постигаемые объекты - это Будда как обладание самостью трех Тел, Дхарма как святое Учение покоя и нирваны и Сангха как Бодхисаттвы, пребывающие на великих уровнях.

Объектом прибежища, подчиненным истинносущному объекту [как принципу] является единственно Будда. В "Высшей тантре Махаяны" сказано:

"Действительно истинной существ

Защитой является единственно Будда"

Почему же Будда способен дать всецелое прибежище?

"Потому что Святой [Шакья] обладает Телом Дхармы

И потому что [для] Сообщества это конечная [цель]".

Не рождающиеся и не прекращающиеся Святые, совершенно чистые и свободные от желания и привязанности, поскольку обладают Телом Дхармы, являются истинным прибежищем, и поскольку Сообщество трех Колесниц в силу окончательного обретения совершенно чистого Тела Дхармы становится запредельным, также являются истинным Прибежищем.

Но ведь тогда Дхарма и Сангха не являются всецелым Прибежищем? - В "Высшей Тантре" сказано так:

"Два вида Дхармы и Благородное Сообщество

Не являются всецелым и высшим прибежищем".

Почему же они не являются всецелым состоянием прибежища?

Потому что среди двух [видов] Дхармы Дхарма учения состоит из двух [частей] - собрания слов и собрания букв, и, поскольку это подобно покиданию судна после того, как путь пройден, [Дхарма] не является всецелым прибежищем. Дхарма проникновения также состоит из двух [частей]: Истины Пути, которая, поскольку состоит из частей. непостоянна; обладая качествами обманчивости, она не является Прибежищем; и Истины Прекращения, которая, по утверждениям традиции Шраваков, в своей прерывности сравнима с потухшим светильником; будучи не существующей, она не является всецелым прибежищем.

Сама же Сангха, испуганная самсарой, приняла прибежище в Будде и в силу этого страха не является всецелым прибежищем. Также в "Высшей Тантре" сказано:

"Поскольку отвергается, поскольку имеет качество обманчивости,

Поскольку не существует и из-за сопутствующего страха

Два аспекта Дхармы и Благородное Сообщество

Не являются всецелым и высшим прибежищем".

Поэтому высокоученым Асангой изречено: "Неистощимое прибежище, вечное прибежище, нерушимое прибежище, истинное прибежище одно-единственное, а именно - Татхагата Архат истинно-совершенный Будда".

Однако не противоречит ли это вышесказанному о трех прибежищах? - Это возникло методологически, как дисциплинарный прием. В "Сутре великого освобождения" сказано: "Вкратце, прибежище - одно, но методологически - три".

Почему же методологически [это] тройственно? В "Высшей Тантре" сказано так:

"Аспектами учителя, учения и обучающихся

В отношении трех колесниц, трех действий

И стремлений

Представлены три прибежища".

То есть представление подчинено [аспектам] трех качеств, трех Колесниц, трех действий и трех стремлений.

Таким образом, подчеркиванием качеств учителя для личностей колесницы Бодхисаттв и стремящихся совершать действия преимущественно в отношении Будды является прибежище Будды: "Я принимаю прибежище в Будде, высшем среди двуногих". Подчеркиванием качеств учения для личностей колесницы Пратьекабудд и стремящихся совершать действия преимущественно в отношении Дхармы является прибежище Дхармы: "Я принимаю прибежище в высшей Дхарме того, что свободно от желания и привязанности". Подчеркиванием качеств обучающихся для личностей колесницы Шраваков и стремящихся совершать действия преимущественно в отношении Сангхи является прибежище Сангхи: "Я принимаю прибежище в Сангхе, высшем Сообществе".

Таким образом, тремя смысловыми аспектами в отношении шести типов личностей и представлено тройственное прибежище, и в этом отношении Бхагаваном сказано, что, будучи относительным, [это представлено] ради вовлечения чувствующих существ в постепенное [следование] Колесницам.

Также и в отношении времени существует два [подразделения]: обычное время, когда прибежище принимается "отныне и до конца жизни", и особое время, когда прибежище принимается "отныне до тех пор, пока сердцевина пробуждения [не достигнута]".

Равным образом и в намерении два [раздела]: обычное - это размышление о невыносимости только собственного страдания, и особое - это размышление о невыносимости страдания других.

Также и в обрядах два [раздела]: в обычном обряде сначала ученик просит учителя, и тогда учитель пред ликом установленных трех Драгоценностей совершает подношение; или же, если их нет, сосредотачиваясь на трех Драгоценностях в пространстве и мысленно поклоняясь им, совершает подношения. И ученик повторяет следом за учителем сказанное им: "Все Будды и Бодхисаттвы, молю вас помнить обо мне. Учитель, молю тебя помнить обо мне. Я, имярек, отныне и вплоть до обретения сердцевины пробуждения принимаю прибежище в Будде, высшем среди двуногих. Я принимаю прибежище в высшей Дхарме того, что свободно от желания и привязанности. Я принимаю Прибежище в Сангхе, высшем Сообществе". Так, из глубины души, это повторяется трижды.

В особом обряде три [части]: введение, действительная часть и заключение.

Первое: подходящему благому другу подносится мандала вместе с цветами и совершаются моления. Затем благой друг дает согласие, если тот ученик обладает потенциалом Махаяны и является подходящим вместилищем, и в первый вечер располагает три Драгоценности, совершает им подношения, объясняет благо принятия прибежища и указывает на изъяны из-за пренебрежения этим.

На второй вечер имеет место действительная часть: сначала к объектам, находящимся пред лицом, развивается отношение как к реальным трем Драгоценностям, совершаются поклонения и подношения, и вслед за учителем произносится следующее:

"Все Будды и Бодхисаттвы, молю вас помнить обо мне. Учитель, молю тебя помнить обо мне. Я, имярек, отныне и вплоть до обретения сердцевины пробуждения, принимаю прибежище в Буддах Бхагаванах, высших среди двуногих. Я принимаю прибежище в Дхармах мира и нирваны, наивысшем из того, что свободно от желания и привязанности. Я принимаю прибежище в Сангхе невозвращающихся благородных Бодхисаттв - наивысшем из Сообществ". И так это повторяется трижды.

Затем ясно постигаемые объекты приглашаются с сосредоточением, подобным прямому восприятию, и совершаются поклонения и подношения; и с размышлением о том, что им ведомо что бы мы ни делали, снова трижды принимается прибежище как раньше.

Что же касается принятия прибежища в поклонении и подношении истинносущному объекту посредством совершенно очищенного от трех кругов [активности] способа, то - поскольку все явления изначально бессущностны, а также не обоснованы по своему естеству - подобным же образом следует взирать на Будду, Дхарму и Сангху, что и является неистощимым прибежищем, постоянным прибежищем, нерушимым прибежищем.

Подобным же образом это описывается в "Сутре вопрошений [нага] Анаватапты": "Что же такое принятое нехаотичным умом прибежище? Если понято, что все явления не существуют ни как формы, ни как признаки, ни как качества, то истинное видение Будда-природы является принятым в Будде прибежищем. Видение всех явлений следствиями сферы Дхармы является принятым в Дхарме прибежищем. Видение несуществования двойственности составности и несоставности является принятым в Сангхе прибежищем".

На третий вечер следует заключительный обряд, являющийся благодарственным подношением трем Драгоценностям.

Что касается функции, то в "Украшении Сутр" сказано так:

"Поскольку [защищает] от всего зловредного,

Дурных участей, бесполезных методов,

Преходящих скоплений и Малой Колесницы -

Это является истинным прибежищем".

Принятие обычного прибежища защищает от всего зловредного, трех дурных участей, бесполезных методов и воззрений о преходящих скоплениях. Принятие особого прибежища защищает от принадлежащих Малым Колесницам [и] всего низшего.

Что же касается заповедей, то существует три общих заповеди, три частных заповеди и три сочетающихся заповеди, - всего девять.

Первые - это заповеди о том, что следует вновь и вновь принимать прибежище, постоянно усердствуя в совершении подношений Драгоценностям и, по меньшей мере, поднося в начале еды собственную пищу; не отвергая Драгоценности даже под страхом смерти и из-за награды; и путем постоянного памятования о качествах Драгоценностей.

Три частных заповеди следующие: приняв прибежище в Будде, не принимать прибежище в других богах, как сказано в "Сутре великой нирваны":

"Принявшие прибежище в Буддах

Подлинно добродетельные миряне

В других, низших божества,

Не принимает молитвенно Прибежища".

Приняв прибежище в Дхарме, не причинять никакого вреда чувствующим существам, как сказано в сутре:

"Приняв прибежище в святой Дхарме,

Не иметь намерений вредить и приносить зло".

И, приняв прибежище в Сангхе, не полагаться на опирающихся на крайности, как сказано в сутре:

"Приняв прибежище в Сангхе,

Не разделять воззрений опирающихся на крайности".

Три сочетающихся заповеди - это оказывать глубокое почтение даже осколкам глиняной статуи Татхагаты как символам Драгоценности Будды; оказывать глубокое почтение малым и большим книгам Учения и даже каждой отдельной букве как символам Драгоценности Дхармы; и оказывать глубокое почтение одеяниям наставника и даже желтым заплатам как символам Драгоценности Сангхи.

Восемь благих качеств принятия прибежища следующие: вовлеченность в буддизм; возникновение основы для всех обетов; истощение всех совершенных прежде дурных действий; неспособность людей и нелюди воздвигнуть препятствия; достижение всех мыслимых вещей; обретение великой заслуги [как] причины отсутствия падения в дурные участи; быстрое и прямое достижение наивысшего состояния Будды.

Третья тема - обеты самоосвобождения - [в соответствии] с субстанцией четырехчастны, а [в соответствии] с основой восьмичастны, а по исключении из этого [кратковременного] состояния поста, является принятием одного подходящего [обета] из семи. Семь видов [обетов] самоосвобождения - это два [вида] добродетельных нищих, мужчин и женщин; третий - учащаяся добродетели; два [вида] добронравных, мужчины и женщины, [всего] пять; и два [вида] добродетельных мирян и мирянок, [всего] семь.

Так, в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Семь видов истинно взявших обеты самоосвобождения - это люди, придерживающиеся дисциплины добродетельного нищего, добродетельной нищенки, учащейся добродетели, добронравного, добронравной, добродетельного мирянина и добродетельной мирянки. Более того, следует различать группы домохозяинов и отказавшихся [от мирского]".

Однако необходимы ли обеты самоосвобождения ради развития настроя вовлечения? - осознание необходимости [этого] обосновывается посредством трех доводов: примера, авторитетного свидетельства и логического обоснования.

Первое - пример: подобно тому, что в том месте. куда приглашается Вселенский Монарх, не должно быть ни навоза, ни грязи, ни прочих нечистот, покрывающих поверхности, но прекрасный дом должен быть убран тщательнейшим образом и повсюду украшен всеми мыслимыми драгоценными украшениями. Так и то место, куда Владыка - пробужденный настрой - приглашается вступить и оставаться, не может быть связано с недобродетельными действиями тела, речи и ума, а поток [бытия] - запятнан злодеяниями; [он] приглашается вступить и остаться в пригоже украшенном теле, освобожденном от пятен злодеяний тела, речи и ума посредством дисциплинарных обетов.

Что же касается авторитетного свидетельства, то в главе о развитии настроя из "Украшения сутр" сказано так: "Обширнейшие обеты - основа этого"

Что касается обета поста, то, поскольку он является однодневным обетом, его протяженность мала, в то время как те семь видов, поскольку не являются сходными, - обширны; и поэтому сказано, что семь видов являются основой развития настроя. Также в "Светоче пути пробуждения" сказано:

[Лишь] для обладателя [того или] иного постоянного обета

Семи видов самоосвобождения

Обета Бодхисаттвы

Существует участь, - но не для прочих", - и так объяснено основополагание на любой подходящий вид из семи [обетов] самоосвобождения.

Логическое обоснование: поскольку не существует методов принесения блага без отказа от причинения вреда, то обеты самоосвобождения - это отвержение причинения другим вреда вкупе с его основой, а обеты Бодхисаттвы - это принесение другим блага.

Однако некоторые говорят, что возникновение обетов Бодхисаттвы не согласуется в [своей] основе этим обетам самоосвобождения, поскольку объяснено, что обеты самоосвобождения не возникают в гермафродитах, импотентах, богах и прочих, в то время как обеты Бодхисаттвы - возникают. Это несоответствие также основывается на состоянии, поскольку обеты самоосвобождения прекращаются со смертью, в то время как эти обеты Бодхисаттвы не прекращаются.

Ответ таков: существует три семейства обетов самоосвобождения, отличающихся замыслом: если эти семь видов принимаются в силу замысла, стремящегося к счастью трех сфер, это называется дисциплиной "устремления [к] доброму"; если принимаются в силу замысла, стремящегося полностью отвергнуть собственное страдание, то это называется "дисциплиной отвержения Шраваков"; если принимаются в силу замысла, стремящегося достичь великого пробуждения, это называется "дисциплиной обетов Бодхисаттвы". Первые два вышеупомянутых - поскольку они не возникают в гермафродитах, импотентах, богах и прочих, поскольку прекращаются со смертью и поскольку не подлежат восстановлению при нарушении - не являются основанием для обетов Бодхисаттвы, в то время как дисциплина обетов Бодхисаттвы - поскольку существует также и для гермафродитов, импотентов, богов и прочих, не прекращается со смертью и может быть восстановлена при нарушении - является основой как для зарождения, так и для пребывания [в практике].

Поэтому также и в комментарии на "Украшение сутр" сказано: "Какова же основа этого настроя? Основой являются обеты дисциплины Бодхисаттвы". Также [обеты самоосвобождения], будучи необходимыми как основа для возникновения, не являются определенно необходимыми как основа для пребывания [в практике].

Сказано: "Например, это подобно тому, что обеты созерцания хотя и необходимы как основа для возникновения обетов "отсутствия скверны", не являются определенно необходимыми как основа для пребывания [в практике]".

Также нет необходимости в отдельном обряде принятия этих обетов самоосвобождения Бодхисаттвы: если принятые ранее практики Шраваков впоследствии соблюдаются имеющими особый настрой, то, изменившись, преображаются в обеты Бодхисаттвы, поскольку хотя малый настрой и оставлен, настрой отвержения не отбрасывается.

Итак, обладая потенциалом Махаяны, приняв прибежище в трех Драгоценностях и обладая любым подходящим видом из семи обетов самоосвобождения, личность является основанием развития настроя пробуждения.

Это является восьмой главой о принятии прибежища и соблюдении обетов из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия