Студопедия — Проблема «христианского» в изучении средневекового аристократического мышления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема «христианского» в изучении средневекового аристократического мышления






 

Средние века традиционно считаются эпохой расцвета и наибольшего влияния христианства на культуру и политику. При ее рассмотрении приходится делать те или иные утверждения о христианской религии. В связи с этим необходимо коснуться некоторых проблем и нюансов, связанных с правильным прочтением христианства и его культурной роли, а также подчеркнуть личностный характер этой религии как учения об идеальной Личности.

Не так просто определить, что можно без оговорок называть «христианским». Какие явления подлинно христианские, а какие – нет? Как ориентироваться в конфессиональных различиях? Как правильно определить положение того или иного теологумена по отношению к учительству Церкви? – не всякий ученый вникает в эти вопросы, а невнимательность к христианским реалиям приводит к ложным оценкам и копированию шаблонов. Так, из одной работы в другую «кочуют» утверждения о Крестовом походе на Русь, о «рождественском» характере католической духовности, о презрении ко всему «мирскому» среди христиан в Средние века и т.д.[78]

Медиевистам чаще приходится иметь дело именно с католическим воплощением христианства, в связи с чем важно понимать специфику Католической Церкви. Христианская религия в рамках крупнейших конфессий имеет твердый стержень в виде Священного Писания и Предания, Соборных постановлений, догматов, толкуемых определенным образом, – учение, представленное ими, считается окончательным утверждением истины. Особое внимание и уважение отдается трудам святых Отцов и Учителей Церкви, но в них можно встретить неточности и даже почти еретические высказывания. Следует различать наставления Церкви, обязательные для всех ее членов, и наставления пастырей; догматы и богословские мнения.

Католическая практика весьма многообразна, включает в себя множество обрядов, культур, различные направления богословия. Нравственное учение, основываясь на едином базисе Заповедей (10 Заповедей, Заповедей Блаженства, Заповедей Церкви), получает различное воплощение в ту или иную эпоху, в той или иной общине. Акценты в представлениях о добродетели стороннему наблюдателю могут казаться противоречивыми и, тем не менее, ни в чем не противоречить учительству Церкви. Христианство вмещает в себя и путь справедливого воинствования, и предельное миролюбие францисканства, схоластическую науку и традицию юродства, затворничество созерцательных монастырей и публичную жизнь святого-аристократа.

Некоторые обычаи, элементы культуры и быта, искажающие христианскую веру, все-таки находятся именно в христианской плоскости религиозного мышления и культуры. Их нельзя назвать, скажем, «атеистическими», «мусульманскими» или «языческими» только на основании существующих в них искажений. Так, например, отдельные раскольнические общины, принципиально не имеющие священников, с точки зрения учения Католической и Православных Церквей будут считаться лишенными весьма важного элемента, определяющего христианскую религию. Но верование представителей подобных общин остается хоть и видоизмененным, но все же христианством.

В иных случаях искажения действительно связаны с образом мысли и поведением, присущими язычеству, нехристианским религиям и нехристианской философии. Идолопоклонническое отношение к священным предметам, магическое использование святой воды или реликвий хотя и рождаются в среде христиан, но по сути остаются языческими.

Сосуществование законов Церкви, различных их интерпретаций и частных практик составляет сложную реальность, при изучении которой необходимо учитывать ряд факторов, которые изложены ниже.

1. Сложнейшей проблемой для ученого, на наш взгляд, является то, что представители различных течений и конфессий по-разному понимают «истинное христианство». Правильное понимание христианства – тонкая проблема. Верующий не назовет «христианским» еретическое учение, не будет признавать полноценной церковью общину, находящуюся в расколе. Поэтому противоречия как между исследователем и верующим, так и между исследователями, принадлежащими к разным направлениям христианства, неизбежны. Невозможно говорить о «христианстве вообще», поскольку даже те элементы данной религии, которые кажутся общими для всех, могут иметь несколько законных трактовок.

Многие обращают внимание на то, что христианство – это религия любви, но для глубокого ее понимания важно обозначить особое место Христа. Истинное христианство – это Сам Христос, а не только следование Его учению, по-разному понимаемому. Будучи совершенной идеальной личностью, Он призывает и человека достичь личностной полноты, соединившись с Ним[79]. Поэтому образ Церкви – Тела Христова[80] является не только лишь аллегорией, а указанием на мистическое единение верующих со Спасителем в установленных им Таинствах.

Христос утвердил ценность каждой личности, Сам (как истинный Бог и истинный Человек) стал целью и идеалом человеческой жизни. Данное учение, став открытием личности [81], не только придало совершенно особый характер средневековой культуре, рыцарским идеалам (в отличие от военных идеалов нехристианских культур), но и обусловило дальнейшее развитие всей европейской цивилизации.

2. Необходимо различать закон и обычай. Обычаи, принятые в различных общинах в разные исторические эпохи, не могут безоговорочно приниматься как отражающие истинное лицо религии. В обычаях учение воплощается с определенным акцентом. Заповеди из века в век остаются одними и теми же, но для следования им каждая эпоха создает свой образец правильного действия. Строжайшие запреты, существовавшие в одно историческое время, могут исчезнуть в последующие века. Традиций же святости, молитвы, благочестия в христианстве такое множество, что невозможно свести их к одному шаблону. Предписания учителей и богословов могут получить различного рода резонанс не только среди потомков, но и среди современников. Поэтому при цитировании их работ важно иметь представление об оценке современников, а также о мнении Церкви, вынесенном относительно них впоследствии. Требования к образу жизни могут меняться от крайне жестких (почти пуританских) до весьма умеренных. По постановлениям Бурхарда Вормсского (немецкого знатока канонического права XI в.), посвященным злоупотреблениям в браке, можно смело сделать вывод об унижении брака в христианской религии, неприязненном отношении к супружескому общению[82]. Вместе с тем, существует прекрасное поучение св. Иоанна Златоуста, Отца Церкви, почитаемого и католиками, и православными, которое является поистине песнью величию супружества[83]. Явления, обусловленные культурой, обычаями социума или даже личными интересами, не должны называться христианскими обычаями и христианским законом. Необходимо описывать и оценивать не только обычай, но обращаться и к собственно Учению Церкви той эпохи и современному, дабы не приписывать христианству того, чего в нем не было. Следует отводить всему свое место, описывая искажение как искажение, обычай как обычай, не злоупотребляя выражениями «Церковь учит» или «в христианстве считается».

Христианская мысль и обычаи подвергаются различным культурным и философским влияниям, которые могут придать специфический оттенок нравственным нормам, а также ввести в ересь или язычество. Научная точность требует учитывать источник этих влияний. К примеру, наставления упомянутого выше Бурхарда Вормсского созданы под сильным впечатлением от ветхозаветного левитского учения.

3. Представления и высказывания рядовых христиан не являются учением Церкви. Во все времена в Церкви был невелик процент людей, которые действительно глубоко изучали богословие. В Средние века рядовому христианину, даже священнику, было трудно соблюдать предельную точность в высказываниях относительно веры. Представление о вероучении во все времена формировалось через общение, в котором, конечно, возникали искажения и интерпретации. Не только высказывания мирян, но и высказывания пастырей Церкви не должны подаваться исследователями как окончательная позиция Церкви по тому или иному вопросу, или как точная формулировка существенного содержания христианской веры.

Утверждения иерархов, проповеди, цитаты из предписаний и наставлений могут подаваться в исследованиях только в контексте Учения Церкви. Иное ведет к ошибочным оценкам христианской религии. Ярким примером являются трактовки «покаяния» Иоанна Павла II относительно Крестовых походов. Крестовые походы никогда не считались в Католической Церкви грехом и ошибкой. Но в научных работах можно встретить следующие утверждения: «В целом церковная модель священной войны была реализована воинами. Но изначальные её недостатки, выразившиеся в доминировании военной практики над духовной, далёкие от христианского милосердия методы ведения кампаний обусловили недостижимость идеала. Показательно, что в 2004 г. Папа Иоанн-Павел II от лица Католической церкви принёс извинения за поход в Константинополь, а чуть ранее – за походы в исламские страны».[84] В действительности, Папа Римский высказал сожаление о неблагородных и беззаконных поступках отдельных крестоносцев, которые имели место (нисколько не изменяя позиции Церкви о Крестовых походах как таковых). В этом не было ничего принципиально нового, поскольку это осуждалось и современниками событий.[85]

4. Камень преткновения многих, кто сталкивается с христианскими идеалами, – несоответствие повседневной реальности высоте этих идеалов. Вследствие этого христиан обвиняют в лицемерии; существо их вероучения сторонний взгляд зачастую не отличает от явных его извращений. Мы утверждаем, что обычаи и предписания, которые противоречат Учительству Церкви[86], не являются христианством в полном смысле слова, и должны называться «христианскими» с необходимыми оговорками. Христианская антропология предполагает, что человеческая природа повреждена, ошибки неизбежны даже у тех, кто приблизился к святости. Учение Церкви представляет идеал, недостижимый собственными усилиями человека. Этот идеал требует не только непрестанного роста, но и синергии.

Несоответствие учения и практики признается христианством, но не считается поводом к тому, чтобы отвергнуть идеал или посмотреть на него, так сказать, «более реалистично». Признание несовершенства является для христианина источником исцеляющего смирения и надежды. Катехизис Католической Церкви поясняет: «Тогда как Христос «святой, непричастный злу, непорочный», не знавший греха, пришел только для «умилостивления за грехи народа», Церковь, содержащая в лоне своем грешников, одновременно и святая и всегда нуждающаяся в очищении, неустанно следует путем покаяния и обновления. Все члены Церкви, включая ее духовенство, должны признавать себя грешниками. Во всех благое зерно Евангелия смешано с плевелами греха до конца времен. Таким образом, Церковь собирает грешников, обнятых спасением Христовым, но вечно на пути освещения»[87]. В этом отношении каждый христианин одновременно находится in patria et in via: в отечестве и в пути[88]. Признавая неизбежность искажений веры, Церковь, однако, вовсе не считает греховное и испорченное принадлежащим существу веры. Конечно, практика отдельных христиан не вполне следует наставлениям веры. В дополнение к примеру с предписаниями, касающимися злоупотреблений в браке, можно процитировать Жака Ле Гоффа: «Между предписаниями и практикой, без сомнения, существовал глубокий разрыв. Исповедник Людовика Святого подчеркивает — как доказательство святости — неуклонное (даже чрезмерное) соблюдение Людовиком IX супружеского воздержания, свидетельствуя тем самым, что таковое воздержание соблюдалось редко»[89].

5. Искажение информации порождает ошибки восприятия христианства нехристианами и непонимание учения одной конфессии (общины) членами другой, что делает бесполезными для медиевистики учебники по сравнительному богословию[90]. Категорические суждения часто указывают на незнание содержания тех или иных понятий, значения тех или иных явлений: «Христианская мораль – мораль милосердия и смирения, рыцарская – гордости и достоинства»[91] (отметим, что к тому же достаточно странно противопоставлять смирение достоинству). Непроверенные установки и расхожие представления копируются из одной работы в другую, поскольку некая информация считается общеизвестной. Именно вследствие подобной инерции многие авторы продолжают утверждать, что в Католической Церкви существует учение о непогрешимости Папы Римского (или о том, что это новое, не традиционное ее учение), что признается божественность римских понтификов, а культ Богородицы преобладает над почитанием Иисуса Христа и т.д.

6. Рассуждение о католической вере в Европе принципиально в прошедшем времени является существенной ошибкой для целостного взгляда на историю. Католическое мировоззрение не исчезло, и изменения, произошедшие в церковной практике, обряде и самоопределении верующих не носят настолько революционного характера, чтобы можно было говорить об исчезновении той христианской религии, которая существовала в Средние века. Многие элементы мировосприятия, связанные с верой, не являются исключительно средневековыми – и в последующие времена люди верили в Единого Бога, загробное воздаяние, считали земной мир суетным и преходящим и т.д. Изучение современной Церкви – большое подспорье для медиевиста, поскольку ее вера стоит на тех же принципах, что и в Средние века, а многие верные являются носителями того же мышления.

После нескольких веков изучения Средневековья различными методами и в рамках различных философий необходимо вновь увидеть в христианстве религию, а не политизированную идеологию. Стремление проницательным взглядом открыть стоящие за поступками средневековых христиан тайные умыслы, политические и корыстные интересы, доведенное до крайности, нисколько не приближает нас к пониманию их мышления. Крестовые походы, неприятие ересей, укрепление власти Церкви и аристократов можно объяснить одним лишь лицемерием и корыстью, только если совершенно закрыть глаза на исторические факты. Средние века гораздо легче понять, если позволить вере занять ее первенствующее место в мотивах и поступках людей. Те, кто действовал праведно, видели в ней поддержку, а те, кто предавался беззаконию, – получали порицание, но не принимать веру в расчет было невозможно.

Исследователь должен внимательнее относиться к нюансам христианской веры и ввиду того, что средневековое христианство не было книжным. Среди аристократов далеко не все умели читать (не говоря уж о навыке философского рассуждения), они внимали проповедям, передавали веру из уст в уста, доверяли своим чувствам и мыслям. Это была очень сложная реальность.[92] Да и в целом слова «христианская цивилизация Средних веков» ничего не говорят нам о множестве толкований и пониманий Священного Писания, какие были в ходу, о массах людей, увлекаемых ересями, сохранявших языческие и полуязыческие верования.

Вопросы веры были столь важны, что ради утверждения истины, казалось, все средства хороши. Как бы несообразно это ни звучало именно с христианской точки зрения, но вера была причиной, которая толкала князей и правителей на крайности. Христианской культуре понадобилось много веков для того, чтобы «возмужать». Свои первые шаги в качестве христианских государей такие исторические фигуры как Карл Великий или Олав Святой делали с чисто языческим рвением.

Для аристократов христианство в значительной мере было призванием к делу, а не к слову, и чаще всего – к делу ратному: агрессивная миссия, «священная война» против язычников и мусульман, затем против еретиков. Первенствующие в обществе, аристократы раннего Средневековья боролись за выживание истины, которую приняли, чтобы изучением тонкостей этой истины занимались другие (хотя нельзя отдать должное и благородным авторам дидактик с их глубокими и взвешенными этическими взглядами). Полем сражения были и их собственные души, искушаемые властью и богатством.

Для становления европейской аристократии чрезвычайно важно, что христианство является учением об идеальной личности, призывающим человека нести личную ответственность за свою судьбу и за весь мир. В сердце христианства – личная привязанность ко Христу, отношения любви между Богом и человеком. Любовные отношения между мужчиной и женщиной занимали важное место в рыцарской культуре, но и религиозное рвение аристократов также было гораздо больше похоже на эмоциональные и яркие поступки влюбленных, нежели на расчетливые действия циников.


 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия