Студопедия — Цивилизационный анализ как синтез веры, почвы и крови
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цивилизационный анализ как синтез веры, почвы и крови






В постсоветский период постепенно утверждается новая парадигма — цивилизационная. Цивилизационный анализ пришел в геополитику из культурологии, где успешно развивался в течение двух предшествую­щих столетий. Для методологии цивилизационного анализа ключе­вым является понятие «цивилизация». Эта категория появилась в со­циально-политических исследованиях еще в XVIII в. и первоначально означала «триумф и распространение разума не только в политичес­кой, но и моральной и религиозной области», просвещенное общест­во в Противовес дикости и варварству, прогресс науки, искусства, сво­боды и справедливости и устранение войны, рабства и нищеты. Цивилизация означала в первую очередь идеал и, в значительной сте­пени, идеал моральный1.

Постепенно многие исследователи начинают относить к цивили­зации целые страны и народы в их развитом состоянии, и слово «ци­вилизация» впервые употребляется во множественном числе, что го­ворит о признании многообразия в цивилизационном развитии народов. Ф. Гизо пишет «Историю цивилизации в Европе» (182.8), за­тем — «Историю цивилизации во Франции» (1830). Р. Бокль публику­ет «Историю цивилизации в Англии» (1857—1861).

Пальма первенства в использовании цивилизационного анализа в геополитике по праву принадлежит русскому ученому Н.Я. Данилев­скому (1822—1885), написавшему известную работу «Россия и Евро­па» (1869). Собственно, Данилевский и разработал цивилизационную парадигму как геополитический метод, обратив внимание на то, что притяжение культуры является решающим в сфере геополитики. Да­нилевский полагал, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», «сакральной цен­ности» или первичном символе, вокруг которых в ходе развития фор­мируются сложные духовные системы, а вслед за этим и материальная оболочка в виде государств, государственных объединений и союзов.

1 Принято считать, что понятие «цивилизация» ввели в оборот французские и анг­лийские просветители. Французский историк Л. Февр утверждает, что слово «цивили­зация» было впервые употреблено во французском тексте в 1766 г., в английском — в 1773-м. См.: Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю. М., 1991. С. 242-247.

Особое значение имеет выдвинутая им идея «всеславянского союза» как творческого цивилизационного синтеза, способного сыграть важ­ную роль в российской геополитике.

В дальнейшем цивилизационную парадигму развивали такие изве­стные ученые, как А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер. Они под­черкивали важную роль религии в формировании цивилизационной идентичности. В их работах цивилизации предстают как особые типы человеческих сообществ, создавших уникальные формы религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев. И эти социокультурные притя­жения — вера, почва и кровь — для народов, принадлежащих к одной цивилизации, являются более значимыми, чем любые экономические или политические выгоды в ситуации геополитического выбора.

С позиций цивилизационного анализа в XXI в. расклад сил на гео­политической карте мира будет определяться принадлежностью к ос­новным мировым цивилизациям. Большинство исследователей в со­временном мире выделяют пять сложившихся цивилизаций:

•западное общество, объединенное западным христианством;

•православно-христианское или византийское общество, распо­ложенное в Юго-Восточной Европе и России;

•исламское общество — от Северной Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены;

•индуистское общество в тропической субконтинентальной Ин­дии;

•конфуцианско-буддистское общество стран Азиатско-Тихооке­анского региона.

Таким образом, цивилизационный анализ в геополитике направлен на активизацию в сознании исследователей древней сакральной триа­ды: вера, почва и кровь, которая и сегодня многое может объяснить в притяжении и отталкивании государств и народов на геополитической карте мира. И здесь необходимо коснуться интерпретации цивилиза­ционной парадигмы в геополитике С. Хантингтоном, которая вошла в современный дискурс как теория «столкновения цивилизаций».

Модель «столкновения цивилизаций» Хантингтона основана на том, что международная система, прежде состоящая из трех блоков («первого», «второго» и «третьего» миров), сегодня перестраивается и превращается в новую систему, состоящую из восьми главных циви­лизаций — западной, японской, конфуцианской, хинди, исламской, православно-славянской, латиноамериканской и африканской.


Хан­тингтон убежден, что состязающиеся силовые блоки в будущем ста­нут отличать принадлежность к этим цивилизациям (а не к нациям и не к идеологиям, как было прежде): «...в конечном счете для людей важна не политическая идеология или экономические интересы. Ве­ра и семья, кровь и убеждение — это то, с чем люди себя идентифици­руют и за что они будут биться и умирать. И поэтому столкновение цивилизаций заменит «холодную войну» как главный фактор глобаль­ной политики»1.

Различные цивилизации, с его точки зрения, вырабатывают разные культурные ценности, которые гораздо труднее примирить, чем кон­фликт классовых идеологий. «Бархатный занавес» культуры у Хантингтона разделяет народы значительно сильнее, чем «железный занавес» идеологий в период «холодной войны». Дело в том, что Хантингтон считает культурную приверженность людей первобытной, подсознательной, исконной. Он хочет, чтобы мы поверили, будто ци­вилизационный выбор строго ограничен традиционными ценностями данной культуры. Соединяя воедино цепочку «вера — семья — убежде­ние — кровь», он подчеркивает, что культурные ценности неразрывно связаны с этнической и конфессиональной идентичностью. И по­скольку религиозные и этнические противоречия сложно свести к компромиссу («речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям»), конфликт неминуем и столкновения неизбежны.

Фундаменталистское понимание цивилизационной идентичности становится веским аргументом в пользу «неразрешимости» цивилизационных противоречий в современном мире. Например, западные идеи индивидуализма и демократии сталкиваются с религиозными верованиями незападных народов. Но даже если это так, то возника­ет вопрос: почему несовместимые культурные ценности должны вы­зывать политические и военные столкновения?

Хантингтон пытается доказать, что современные цивилизации — это гомогенные образования, разделяющие единые исконные куль­турные ценности. И потому общества, которые объединились в силу исторических или идеологических причин, но разделены цивилизационно, либо распадаются, как это произошло с Советским Союзом, Югославией, Боснией-Герцеговиной и Эфиопией, либо испытывают огромное напряжение. Но современная культурная антропология оп­ровергает такой примитивный взгляд на проблему.

1 ffantington S. If not Civilizations, What? // Foreign Affairs. Nov. — dec. 1993. Vol. 72. No. 5. P. 187.


Вопреки представлениям адептов «монолитности» каждая цивили­зация состоит из гетерогенных начал, именно они образует источник ее динамики. Внутреннее разнообразие является залогом повышенной жизнестойкости и адаптируемости. Проблема цивилизационной самоиндентификации — это проблема высокосложных, рафинированных и чрезвычайно хрупких синтезов в области культуры. Мировые рели­гии объединяют каким-то высшим нормативным кодом множество подвластных им этнокультурных локусов. Но при формировании этих религий в прошлом видную роль играл межконфессиональный диалог, о чем свидетельствует современное сравнительное религоведение. Многие цивилизации являются поликонфессиональными, их питает напряженная энергетика разных религиозных полюсов: католическо­го и протестантского (Запад), православного и мусульманского (Рос­сия), буддистского и конфуцианского (Тихоокеанский регион).

Каждая цивилизация характеризуется устойчивым плюрализмом этнокультурных миров, что также служит источником ее динамизма. Мировое сообщество сегодня состоит примерно из 180 государств, и только 15 из них можно назвать нациями в том смысле, в котором большинство людей считает себя имеющими общих предков и куль­турную идентичность. Для государств естественно быть многонацио­нальными, до 40% населения в таких государствах могут относиться к пяти или более четко выраженным нациям. Почти в трети случаев самая многочисленная нация не составляет большинства в государ­стве. И если это типично для многонациональных государств, то тем более характерно для цивилизаций. Многие страны сегодня находят­ся одновременно внутри одной цивилизации и состоят из множества цивилизаций.

Сочетание гетерогенных этнических начал таит в себе немалые опасности. Разнородные цивилизационные основания даже в ходе длительного времени не сливаются в нечто единое, а образуют гибкие сочленения, поддержка которых требует творческих усилий, направ­ленных на обновленце прежних способов синтеза. Столкновение раз­нородных начал и их новая гармония являются пружинами драмы, называемой человеческой историей. Новое поколение нуждается в моральном обновлении цивилизационных синтезов, что требует вы­свобождения духовной энергии, активизации творческих возможнос­тей. Но при этом всегда существует соблазн упрощения. Слабые ха­рактеры и примитивные умы, не способные осилить напряженную энергетику интеллектуальных синтезов, тяготеют к процедурам ли­нейного упрощения и выравнивания. Иногда им вторят взыскующие экзотики примитивизма интеллектуалы. Так рождаются опасные мифы претендующие на новые «цивилизационные прозрения».


Хан­тингтон считает, что традиционные ценности каждой культуры неиз­менны и незыблемы, а люди привержены им первобытно и подсозна­тельно Но современные антропологи рассматривают культурные традиции и ценности как перманентно развивающиеся явления, ко­торые постоянно включены в процесс социального и культурного цивилизационного строительства.

Антрополог К. Аурих справедливо подчеркивает, что культурные ценности и традиции «были однажды изобретены и вновь изобрета­ются были однажды воспроизведены и вновь воспроизводятся в со­ответствии со сложными условиями исторической практики».

Культурный материал цивилизаций настолько богат, многообразен и противоречив, что может быть использован в разных исторических условиях для создания широкого разнообразия альтернативных «цен­ностей» Процесс образования культурных ценностей обусловлен не столько традициями, сколько потребностями времени и условиями, в которых развивается культура. Антрополог Н. Харрис пишет: «культу­ра - это не какая-то внешняя смирительная рубашка, это многослой­ная одежда, и отдельные ее слои человек может сбросить и сбрасыва­ет если они начинают мешать движению»2.

Любое политическое определение культурных ценностей отражает выбор сделанный современными политическими лидерами в ответ на возникшие проблемы. Давайте проанализируем, в чем заключает­ся феномен современного исламизма. В значительной степени это яв­ление XX в Конечно, исламисты используют культурный материал, относящийся ко времени пророка Мохаммеда. Но те обычаи и тради­ции которые отбираются исламистами для оживления национальной культуры, зависят не от диктата древних устоев, а от понимания роли и значения этих традиций в современных условиях. Другая часть культурного материала - совершенно новая, она отражает сегодняш­ние достижения исламского мира: огромные доходы нефтяных ком­паний, экономические, политические, военные реалии.

Сырой материал культурных традиций всегда использовался и бу­дет использоваться политиками для обоснования своих целей. Поэто­му процесс формирования культурных ценностей продолжается в на­стоящее время, как и тысячелетия назад. Возможность «столкновения цивилизаций» во многом зависит от осознанного выбора политичес­кими лидерами и элитами своего ответа на вызов других культур.

1 Foreign Policy. 1994. No. 96. P. 114.

2 Ibid. P. 117.


Одновременно хочется подчеркнуть, что современная политичес­кая конфликтология справедливо считает, что конфликты на почве чисто культурных ценностей разрешаются значительно легче, чем экономические или идеологические. С. Хантингтон ошибочно на­стаивает на неразрешимости последних конфликтов. Взаимное признание, терпимость значительно легче продемонстрировать, чем по­ступиться материальными интересами. Как остроумно замечают американские конфликтологи Р. Рубинштейн и Ф. Крокер, «хинди и мусульмане в Индии обычно не воюют друг с другом из-за того, что одни любят коров, а другие их едят»1. Главным препятствием на пути к миру между ними являются те социально-политические условия, при которых и те, и другие верят, что смогут выжить только за счет другого.

Культурные противоречия обостряются, когда в рамках существую­щей политической системы невозможно удовлетворить основные че­ловеческие потребности для всех и начинается борьба за индивидуаль­ное и коллективное выживание. Многие современные конфликтологи (Дж. Бартон, П. Сайтес, уже упомянутые Р. Рубинштейн и Ф. Крокер) считают, что наиболее опасные политические конфликты генерируют­ся не столкновением ценностей, а именно неспособностью существу­ющих систем удовлетворить основные потребности людей. Ни для ко­го не секрет, что в современном мире основные сражения происходят не вокруг культурных идеалов, а в среде экономических интересов, идет борьба за рынки сбыта и источники сырья.

Действительно, можно ли всерьез говорить о том, что африкан­скую или исламскую цивилизации объединяют общие культурные ценности, которые сильнее противоречий между отдельными страна­ми, входящими в состав цивилизаций? Современный мир полон внутрицивилизационных конфликтов. И военные столкновения в Африке и Латинской Америке вряд ли можно будет остановить в бу­дущем, апеллируя к общности культуры.

Весьма спорным представляется тезис о том, что усиление межцивилизационных контактов однозначно ведет к росту цивилизацион-ного самосознания, а это, в свою очередь, обостряет «разногласия и враждебность». На наш взгляд, взаимодействие между цивилизация­ми — это сложный, неоднозначный, нелинейный процесс, в результа­те которого при определенных обстоятельствах действительно возможно усиление роста цивилизационного самосознания и обост­рение межнациональных противоречий. Но достаточно часто проис-

1 Ibid. P. 127.


ходит и другое: возрастает взаимопонимание и сотрудничество и даже процесс сближения цивилизаций. Например, в XIX—начале XX в. Мексика идентифицировала себя через противоречия с США, а сего­дня она активно сотрудничает с ними, участвует в НАФТА — Северо­американской зоне свободной торговли, и даже стремится сблизить свою культуру с североамериканской.

Многие оппоненты Хантингтона справедливо указывают на то, что рост религиозного самосознания нельзя однозначно воспринимать как источник повышенной конфликтности в современном мире. Пробле­мы фундаментализма сильно преувеличиваются западной обществен­ностью. Исламский фундаментализм — это скорее жупел для Запада, в памяти которого сохранились татаро-монгольские и мусульманские набеги. В действительности феномен исламского фундаментализма — это свидетельство не столько возрождения ислама, сколько его паники и замешательства, может быть, даже ощущения вины за стирающиеся границы с другими цивилизациями. Помимо этого, нельзя забывать и о миротворческой роли церкви в современном мире.

Вызывает возражение утверждение Хантингтона, что «экономиче­ский регионализм может быть успешным, только если он коренится в общности цивилизаций». На деле братские узы поддерживаются тог­да, когда это выгодно, в противном случае о них забывают. Многие современные региональные экономические союзы являются межцивилизационными: НАФТА объединяет США, Канаду и Мексику; вос-точноазиатский экономический блок — Японию, Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур. Если следовать логике Хантингтона, то синдром «братских стран» означает, что нации в будущем станут сражаться за цивилизационные связи и верность культуре. На деле они скорее бу­дут спорить о своей доле на рынке, учиться конкурировать в рамках

мировой- экономики.

В целом концепция Хантингтона очевидно направлена на то, чтобы доказать мировой общественности, что центральной осью геополитики в будущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями. «Запад против остального мира» — этот красноре­чивый заголовок одного из разделов его статьи весьма подходит для названия ее в целом. Идеологический подтекст выступления автора очевиден: сплотить западный мир, дать ему новую консолидирую­щую идею.

Культурные ценности вполне могут стать основой для политичес­кой мобилизации масс. Чаще всего это происходит в ответ на действия экзогенных факторов, когда существует агрессивный вызов других культур. Проблема заключается в том, чтобы не спровоцировать такую ситуацию.


Как справедливо отмечают американские конфликтологи Рубинштейн и Крокер, «призыв Хантингтона к глобальной защите ин­тересов Запада от других соревнующихся цивилизаций представляет собой худший вариант самоосуществляющегося прогноза»1.

Концепция «столкновения цивилизаций» уводит геополитиков от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону од­нозначной конкуренции и противостояния. Опасность такого подхо­да очевидна. Вопрос необходимо перевести в принципиально иную плоскость: цивилизационный анализ в геополитике должен стать ос­новой диалога цивилизаций.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия