Студопедия — Распространение духовного образования в России: церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии, бурсы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Распространение духовного образования в России: церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии, бурсы






Православное образование в России зародилось в 11 веке, что было связано с открытием церковно-приходских школ. Это начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах (отсюда и название – прим.). Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере (БСЭ). Готовили клириков и хористов. Такие школы давали возможность получить образование детям всех сословий, но с развитием светских школ эта необходимость отпала, поэтому церковно-приходские школы, фактически, преобразовываются в воскресные (частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням - БЭС).

Церковно-приходские школы, как и воскресные, просуществовали до 1917 года. Первые после революции преобразовались в народные училища и давали начальное образование. В 90-е годы произошло возрождение – приобретение статуса средней общеобразовательной школы. В соответствии с лицензией и свидетельством об аккредитации такое образование учащимся даёт НОУ ЦПШ «Косинская» г. Москвы, где учредителем является Православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы. Выпускники этого образовательного учреждения поступают в престижные вузы Москвы: МГУ, МГИМО, МГГУ им. Шолохова, МПГУ и другие.

Михаил Васильевич Ломоносов был выпускником первой в России духовной академии, открытой в 1687 году. Вот как это событие запечатлел Борис Викторович Шергин: «Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: ― Неслыханно! Отрок, из одной токмо жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу верст бежит в Москву учиться! … Славяно-греко-латинская академия учреждена была еще в XVII веке при Заиконоспасском, что на Никольской улице, монастыре. Сюда земляк и привел Михайла. Удивился и отец архимандрит, ректор академии: ― Преудивленно!» (Шергин Б. В.. Слово о Ломоносове (1930-1960), НКРЯ). Славяно-греко-латинская академия давала высшее образование.

Активному распространению духовного образования в России способствовал Пётр I, который открыл духовные училища (низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям - Брокгауз - Ефрон, 1890 1907) и архиерейские школы. Анна Иоанновна продолжила развитие и, фактически, преобразовала архиерейские школы в семинарии – (заимств. в Петровскую эпоху из лат. яз., где seminarium «место посадки» — суф. производное от semen «семя» - Шанский Н. М., Боброва Т. А., 2004) этотип профессионального учебного заведения для подготовки христианских священнослужителей и учителей начальных и неполных средних школ (Современная энциклопедия, 2000). При таких учреждениях находились бурсы, о составляющих которых ярко отозвался русский прозаик и драматург Игнатий Николаевич Потапенко в рассказе «Шестеро»: «Школа эта была бурса, настоящая дореформенная бурса, которую Антоша застал при последнем издыхании, но тем не менее могучею и сильною всеми своими особенностями. Вдруг ни с того ни с сего засадили его за латынь и греческий, втиснули в сложную махинацию авдиторов, секуторов, розог, линеек и т. п. страшных вещей, которые сразу запугали воображение дикого мальчика, привыкшего к свободе, к солнцу и простору деревенской улицы. Он ничего не понимал: ни требований бурсацкой дисциплины, ни правил латинской грамматики, и его за это секли, драли за уши, за чуб, сажали в карцер, лупили линейками и корешками розог по ладоням ― одним словом, «учили» разными способами, какие были в распоряжении старой бурсы» (Потапенко И.Н., 1890-1895, НКРЯ). Если значение слова бурса для людей того времени было понятно, то происхождение слова оставалось загадкой. Известно, что в словарях русского языка бурса отм. с 1803 г. (Янов­ский, I, 438), там же бурсак. «Перво­источник — греч. — «кожа», «шкура», «мех» (для вина) — слово неясного проис­хождения. Из греч.—позднелатин. bursa — «(денежная) сумка», «кошелек», позже «касса» > «касса общежития при средневековых университетах», «стипендия» и т. п.» (Черных, 1999).

Таким образом, в России с 1808 года существовала система духовного образования: духовное училище давало начальное образование, духовные семинарии и бурсы – среднее, выпускники семинарий поступали в высшие учебные заведения – академии. Но в 1917 году система распалась.

Начиная с середины 20 века, возобновили обучение духовные академии, одной из первых была Московская Православная духовная академия, учредителем которой является Русская Православная Церковь. Сейчас это современная модель образования с 6-ю структурными подразделениями, такими как бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, регентская и иконописная школы.

С конца 20 – начала 21 века в систему образования Российской Федерации входят семинарии. Изменения, произошедшие за первое десятилетие, связаны с приобретением семинариями права на предоставление учащимся высшего образования

В 2000 году право на ведение образовательной деятельности получило Вятское Духовное училище (и другие) с правом предоставления среднего профессионального образования. Студенты рассматриваются как кандидаты к рукоположению в священный сан или как будущие студенты семинарий. Сейчас духовные училища активно развиваются и стремятся к приобретению статуса высшего религиозного образования.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия