Студопедия — Раздел 3. Некоторые сомнения суфиев и ответ на них
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел 3. Некоторые сомнения суфиев и ответ на них






Представители различных суфийских тарикатов не согласны с тем, что их убеждения и действия подобны убеждениям и действиям курайшитов-многобожников. Для доказательства своей позиции они приводят множество доводов и умозаключений. С соизволения Аллаха, мы приведем здесь их основные доводы и дадим на них ответы:

1. Всевышний Аллах постоянно рассказывает в Коране о Своем Господстве, величии, о том, что только Он творит, управляет, кормит и т.д. Все это не иначе, как потому что многобожники отрицают Господство Аллаха, поэтому тот, кто подтвердит Его Господство, станет единобожником и спасется от мучений Ада.

Ответ:

Да, действительно, Всевышний Аллах постоянно говорит о Своем Господстве в разных проявлениях и этого не отрицает никто. Однако, причина этого не в том, что многобожники отрицают Его Господство, но причины этого следующие:

1. Всевышний, обращаясь к многобожникам, все время говорит о Своем Господстве для того, чтобы привести их к ясному умозаключению: если вы признаете Мое Господство, и признаете, что только Я вас сотворил, всем управляю, даю пропитание и никто Мне в этом не помогает, то почему же вы, вместе с этим, обожествляете кого-то, кроме Меня и поклоняетесь этим божествам?!

Это можно понять, взглянув на конкретные аяты из Книги Аллаха:

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы знаете» (2:21-22).

Сказал имам Ибн Касир: «Смысл этого аята в том, что Аллах – Творец, Наделяющий уделом, Властелин бытия и тех, кто в этом бытие живет. А раз так, значит Он достоин того, чтобы вы поклонялись Ему Одному и не придавали Ему в этом сотоварищей» [446].

После чего имам Ибн Касир продолжил: «Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы знаете», - т.е. не придавайте Аллаху в сотоварищи того, кто не приносит ни пользы, ни вреда, ведь вы знаете, что нет у вас другого Господа, который наделяет вас уделом» [447].

Этими и подобными аятами Всевышний призывает многобожников задуматься над их глупостью и несправедливостью: абсолютно всем они обязаны одному Аллаху, но, несмотря на это, поклоняются не только Ему одному.

Ханафитский имам аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Задумайся, как Всевышний Аллах приводит довод в пользу того, что Он один достоин обожествления и поклонения. Напоминая многобожникам о том, что они признают Господство Аллаха и Его единство в этом, Его самостоятельность во власти, творении, управлении и оказывании влияния – Он вынуждает их к признанию единства Его в обожествлении и поклонении. И ты увидишь, что это обычай Корана: Он постоянно повторяет этот неоспоримый и явный довод» [448].

2. Вторая причина того, почему Всевышний постоянно говорит о Своем Господстве, заключается в том, что посредством этого повышается вера верующих мусульман. Эти аяты укрепляют надежду на Аллаха, страх, любовь к Аллаху, упование на Него одного и т.д. Ведь обычно тот, кто лучше знает своего Господа, тот лучше, искреннее и больше Ему поклоняется.

3. Вера и знание многобожников о Господстве Аллаха были общими, и они не знали некоторые частные вопросы идеологии о Господстве Аллаха. Впрочем, также многие из мусульман не знают и не ведают о некоторых тонких вопросах этой темы. Исходя из этого, Всевышний Аллах доводит до людей знание об этом в Своей Книге. Однако, незнание об этих частностях не вредят действительности общей веры в Господство Аллаха и не нарушают ее.

 

2. Следующий довод, который приводят суфии-кубуриты, доказывая то, что курайшиты не верили в существование Аллаха, не говоря уже о Его Господстве, следующие аяты:

«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему»

(2:28).

«Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочел им то, что Мы внушили тебе в откровении, но они не уверовали в Милостивого» (13:30).

«Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня?» (41:9).

Их вывод: эти аяты ясно указывают на то, что курайшиты не верили в существование Аллаха, и не верили, что Он создал землю за два дня, то есть не верили в Его Господство.

 

Ответ:

Эти аяты разъясняются также, как предыдущие. Вот слова ханафитов о смысле этих аятов: «Под неверием в Аллаха подразумевается то, что они придавали Ему сотоварищей» [449], поэтому смысл «Как вы можете не веровать в Аллаха», т.е. «Как вы поклоняетесь вместе с Ним еще кому-либо?!» [450]

Поэтому необходимо дочитать контекст аятов до конца. «Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других?». Из окончания аята: «и равняете с Ним других» понимается, что под неверием в Аллаха здесь не подразумевается неверие в Его существование. Однако, остается вопрос: «И равняете с Ним других» - в Господстве или в Обожествлении? Суфии утверждают, что в Господстве, мы же говорим, что в Обожествлении. После этого аята Всевышний перечисляет еще некоторые из качеств Господства, после чего говорит: «Посланники приходили к ним спереди и сзади: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха» (41:14). Из этого понимается, что они равняли других с Аллахом, поклоняясь им и обожествляя их, наряду с Аллахом, а не так, что они считали кого-либо Господом вместе с Аллахом.

Что же касается Слов Аллаха: «Но они не веруют в Милостивого», то, действительно, как они могут веровать в Милостивого Аллаха, если считают, что Аллах не принимает их покаяния и не проявляет к ним милости, кроме как при наличии заступников и посредников?!

Поэтому выражение «не верует в Аллаха» не означает, что человек не верует в существование Аллаха или Его Господство. Разве вы не видите, что Абу Талиб – дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, признавал в сердце то, что его племянник Мухаммад является пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а религия, с которой его послал Аллах – Истина, но, вместе с этим, отказался произнести свидетельство Ислама языком, боясь попреков своего народа. Поэтому о нем также говорится: «не уверовал в посланника Аллаха». Это выражение не означает, что он не уверовал в его существование или пророчество.

 

3. Еще одним доводом, который приводят суфии в пользу того, что многобожники не верили в существование Аллаха, не говоря уже о Его Господстве, являются Слова Аллаха: «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени» (45:24).

Вывод суфиев: курайшиты были атеистами-материалистами и не верили в существование Аллаха.

 

Ответ:

В этом аяте нет указания на то, что курайшиты были материалистами. В этом аяте указание на то, что они не верили в Судный День и не верили, что Всевышний воскресит их.

А что касается ученых ханафитов, то они дали еще один ответ на данное сомнение. Этот ответ заключается в том, что среди арабов была группа безбожников, исповедовавших атеизм и материализм. Однако, вместе с этим, их атеизм проявлялся только на их языках, что же касается сердец, то они признавали существование Аллаха.[451]

Доводом тому Слова Аллаха: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (27:14).

Остается только добавить, что оба этих ответа верны, и не противоречат друг другу.

 

4. Для доказывания того, что человек становится мусульманином, признав лишь Господство Аллаха, суфии приводят те аяты и хадисы в которых встречается слово «Рабб» - Господь.

Сказал Аллах: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах» (22:40).

А также: «Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?» (6:164).

А также: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». (41:30).

Вывод суфиев: эти и подобные этим аяты указывают на то, что единобожие заключается в признании Господства Аллаха. Поэтому тот, кто признает, что только лишь один Аллах является Господом, тот является единобожником, на которого нисходят ангелы...

 

Ответ:

Основным ответом на это сомнение служит то, что в священных контекстах имеется множество терминов, которые объединяют в себе сразу несколько значений.

Например, термины «иман» (вера) и «ислам» (ислам) несут каждый свое значение в священных контекстах. Если понятия «иман» и «ислам» приходят вместе в одном и том же аяте, хадисе или в одном контексте, то слово «иман» выражает внутреннюю веру человека, а «ислам» внешнее поклонение. Но если в аяте приходит только одно из этих двух понятий, то смысл второго включается в смысл первого. Иначе говоря, если в аяте пришло только слово «иман», то оно несет в себе значение внутренней веры, на основе которой строится внешнее поклонение, а не просто значение внутренней веры. Если же в контексте приходит только слово «ислам», то оно означает внешнее поклонение, исходящее из внутренней веры, а не просто значение внешнего поклонения.

То же самое в нашем случае. Два разных термина «рабб» (господь) и «илях» (божество), каждый из которых несет свое значение.

Поэтому если Всевышний говорит: «Скажи: «Я прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей» (114: 1-3), то под «Господом» здесь имеется ввиду Тот, Кто все сотворил и всем управляет. А под «Богом» имеется ввиду Тот, Кого обожествляют и кому поклоняются.

Но если в контексте приходит только лишь слово «Рабб» (Господь), то оно включает в себя как смысл господства, так и смысл обожествления.

Данное разъяснение этого сомнения можно встретить в «Шарх ‘Акыда ат-Тахауия» Ибн Абиль ‘Изза аль-Ханафи (с. 390-394).

Что же касается Слов Аллаха: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах» (22:40), то их разъяснение гораздо проще.

Никто не сомневается в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,и его сподвижники были несправедливо изгнаны из своих жилищ, только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах». Однако, давайте посмотрим, что подразумевал пророк, да благословит его Аллах и приветствует,и его сподвижники под фразой: «Наш Господь – Аллах». Подразумевается ли под этим, что курайшиты изгнали их и вынудили к переселению за то, что мусульмане признавали господство Аллаха, а курайшиты его не признавали? Или же их изгнали за то, что мусульмане отказывались поклоняться кому-либо наряду с Аллахом, говоря, что их Господь – Аллах, а соответственно только Он заслуживает поклонения, а курайшиты не были с этим согласны?

Ответ на этот вопрос содержится в истории, которая произошла между курайшитами и правителем Рима - Ираклием. Ираклий спросил Абу Суфьяна, в то время когда он еще был многобожником: «К чему вас призывает этот человек (т.е. пророк Мухаммад)?» На что Абу Суфьян ответил: «Он говорит нам: «Поклоняйтесь одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, и оставьте то, что говорят вам ваши отцы» (Хадис достоверный; Бухари 7; Муслим 1773, со слов Абу Суфьяна).

Вот таким вот образом Абу Суфьян понял слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил им: «Скажите: «Ля иляха илля Ллах» и тогда достигнете успеха!» [452].

Обратите внимание на то, как понял Абу Суфьян слова пророка: «Скажите: «Ля иляха илля Ллах» - Абу Суфьян сказал: «Он говорит нам: «Поклоняйтесь одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей».

Исходя из этого, становится понятно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,и сподвижники, говоря: «Наш Господь – Аллах»,имели ввиду: «Мы поклоняемся только Аллаху одному», за что и были несправедливо изгнаны из своих жилищ.

Таким же образом разъясняются и другие подобные аяты.

Поэтому в этих аятах нет никакого довода в пользу ложных убеждений суфиев.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия