Студопедия — Необходимо получить образование.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Необходимо получить образование.






 

1.
Семена не есть еще плод.
Семена знания, нравственности, бла­гочестия дает, как мы видели, природа,
но она не дает самого знания, доброде­тели, благочестия.

Это приобретается с помощью молитвы, учения, деятельности. Весьма удачно поэтому кто-то опре­делил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.

2.
Человеку врожденно предрасположение к знанию, но не самое знание.
Если мы будем рассматривать истинное знание, то богу свойственно знать все без начала, без преуспевания, без конца — одним простым проникновением. Человеку и ангелу этого дать было нельзя, как нельзя было дать и бесконечности и вечности, т. е. свойств божества.

Ангелам и людям достаточно преимущества в том, что они обладают остротой ума, которым могут постигать дела божий и таким образом накапливать сокровищницу знания. Поэтому об ангелах известно, что они так­ же учатся созерцая (1 Петр., I, 12; Эфес, III, 10; 1 Царств, XXII, 20; Иова, I, 6), и их знание так же, как и наше, есть опытное.

3.
Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование, что доказывается: 1. На примере прочих творений
Итак, пусть никто не думает, что истинным человеком можно стать, не научившись действовать, как человек, т. е. не получивши наставления в том, что делает его человеком. Это ясно на примере всех созданий, которые хотя и пред­назначены быть полезными человеку, но становятся таковыми, только будучи приспособленными для этого рукой человека.

Так, например, камни даны затем, чтобы служить для постройки домов, башен, стен, колонн и пр., но они служат для этой цели лишь в том случае, если они нами наломаны, отесаны, уложены. Так и жемчужины и драгоценные камни, предназначенные для украшения людей, обрабатываются, шлифуются, полируются людьми; металлы, созданные для важных нужд нашей жизни, нужно добывать, расплавлять, очищать, различным образом отливать и ковать. Без этого от них меньше пользы, чем от земляной грязи. Из растений мы имеем пищу, питье, лекарства, однако таким образом, что травы и хлеба нужно сеять, окапывать, косить, молотить, молоть, толочь, а деревья необходимо сажать, подрезывать, обкладывать на­возом, снимать с них плоды, сушить и пр., но еще более их нужно обрабатывать самыми разнообразными способами, если что-либо из них должно быть использовано на лекар­ства или на постройку. Казалось бы, что животные, кото­рые одарены жизнью и движением, должны сами по себе быть на все способны. Однако, если мы желаем пользовать­ся их работой, ради которой они нам даны, мы должны пред­варительно их упражнять в ней. Вот примеры: конь от природы пригоден для военного дела, вол — для упряжки, осел — для ношения тяжестей, собака — для охраны и охоты, сокол и ястреб — для ловли птиц и пр. И все же, если каждое из этих животных мы не приучим к свойственному им делу упражнением, то пользы от них будет, мало.

4.
2. На примере самого человека по отношению к его телесной стороне
Человек со стороны тела создан для труда. Но мы видим, что вместе с ним рождается только способность к это­му: человека нужно постепенно учить и сидеть, и стоять, и ходить, и двигать ру­ками для работы.

Итак, откуда же у нашего духа было бы преимущество, чтобы без предварительной подготовки он сделался бы совершенным благодаря самому себе и через себя? Потому что для всех созданий существует закон орать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действий. Ведь и относительно ангелов, по совершенству особенно близких богу, известно, что они знают не все, но постепенно совер­шенствуются, познавая дивную божию премудрость, как мы это указали несколько раньше.

3. И так как даже до грехопадения человек должен был упражняться, то тем более это нужно теперь - после испорченности.
5. Ясно также, что для человека уже до грехопадения в раю была открыта школа, в которой он постепенно мог бы совершенствоваться. Правда, у первоздан­ных людей, как только они были произве­дены на свет, не было недостатка ни в способности ходить, ни в даре слова, ни в способности рассуждать. Однако из бе­седы Евы со змием очевидно, что им не хватало знания вещей, которое приобретается

из опыта. Если бы у нее был больший опыт, она так просто не вступила бы с ним в разговор, так как знала бы, что это животное речью не обладает и, следова­тельно, здесь кроется обман. Теперь же в состоянии испорчен­ности тем более необходимо учиться, чтобы приобрести знания. Ведь действительно мы приносим с собою в мир чистый ум, точно гладкую доску, не умея что-либо делать, говорить и понимать, и все это нужно приобретать с осно­вания. И мы действительно добиваемся теперь этого с гораздо большим трудом, чем это должно было быть в состоянии совершенства, так как и вещи для нас затем­нены, и языки смешаны. Тому, кто в интересах науки хотел бы использовать различные источники на живых или мертвых языках, вместо одного языка нужно изучать их уже несколько; мало того — и родные языки стали бо­лее запутанными, и ничто (из знаний) нам не врожденно.

4. И потому что примеры показывают, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем.
6. Имеются примеры того, как некото­рые люди, похищенные в детстве дикими,
животными и выросшие среди них, знали нисколько не больше зверей./Мало того, по речи, движениям рук и ног они ничем не отличались от зверей,' если только снова через некоторое время не попадали

Приведу несколько примеров. Приблизив одном из гессенских сел, расположен­ном среди лесов, случилось, что, по небрежности родите­лей, пропал трехлетний мальчик. Несколько лет спустя, крестьяне заметили, что среди волков находится какое-то животное, по виду не схожее с ними: четвероногое, а ли­цом похожее на человека. Когда об этом распространились слухи, начальник этой местности приказал поймать его живым. Животное было поймано, приведено к нему, а затем и к ландграфу Кассельскому. Когда его привели во двор князя, животное вырвалось, убежало и спряталось под скамьей, сердито выглядывая оттуда и издавая отвра­тительный вой. Князь распорядился оставить его среди людей. После этого зверь начал понемногу становиться руч­ным, затем подниматься на задние ноги и ходить на двух ногах и, наконец, разумно говорить и становиться человеком. И тогда он, насколько мог припомнить, рас­сказал, что был похищен волками и вскормлен ими, а за­тем вместе с ними обыкновенно выходил на добычу. Описы­вает эту историю М. Дрессер в книге о новом и древнем воспитании. О том же упоминает и Камерарий („Горы", т. I, гл. 75), присоединяя к этой истории и другую, весьма похожую. А Гуларций (в „Чудесах нашего века") пишет, что в 1563 г. во Франции несколько знатных людей, выйдя на охоту и убив двенадцать волков, одновременно поймали в сети мальчика приблизительно семи лет, голого, с жел­той кожей и вьющимися волосами. Когти у него были загнуты, точно у орла. Говорить он не умел, а только издавал какое-то нечленораздельное мычание. Когда его отвели в замок, то с трудом наложили на него оковы,—до того он был озверелым. Но изнуренный несколькими днями голода, он стал кротким, а на седьмой месяц заговорил. Его водили на показ по городам с немалой прибылью для хозяев. Наконец, какая-то бедная женщина признала в нем своего сына. Итак, верно то, что сказано в сочинениях Платона (кн. 6, „О законах"): „Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укро­щен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля".

1. В воспитании нуждаются и тупые и даровитые.
7. Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели, различные качества людей, то мы нашли бы то же самое.

Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо лю­дям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезном, займется бесполезным, пустым и пагубным.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пу­стыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудро­сти и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шу­мом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

2. Богатые и бедные.  
8. Чем являются богатые без мудрости как не откормленными отрубями свиньями, чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осужденными носить тяжести?

Что такое красивый невежда, если не разукра­шенный перьями попугай, или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч?

3. Начальствующие и подчиненные.
9. Что касается тех, кто когда-либо дол­жен управлять другими, — царей, князей, магистратов, пастырей церкви и ученых, — то им прежде всего необходимо проник­нуться мудростью, так же как проводнику нужно

иметь глаза, переводчику — язык, трубе — звук, мечу — острие. Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно повиноваться мудрым правителям не по принуждению, не по ослиной покорности, а доброволь­но, из любви к.порядку. Ведь разумным творением нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опи­раясь на разум. Если это происходит иначе, то бесчестие подчиненных падает и на бога, который одинаково вложил свой образ и в них, и человеческие дела будут полны на­силиями и беспорядками, как это и есть теперь.

 

 

Итак, все без исключения.
10. Итак, пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не

бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражнялся. Итак, эту главу мы заклю­чим словами Премудрого: „Презирающий мудрость и на­ставление — несчастен, и суетна надежда его (именно до­стигнуть своей цели), и труды его бесплодны, и дела его бесполезны"

(Премудр., III, 12).

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия