Студопедия — Истинные сампрадаи Кали-юги
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истинные сампрадаи Кали-юги






В «Падма-пуране» сказано:

сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах


ГОУР ГОВИНЛА СВАМИ

атах калау бхавишйанти чатварах сампрадайинах

шри-брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах

чатварас те калау бхавйа хй уткале пурушоттамат

Это очень важный стих, описывающий сампрадайи, существующие в Кали-югу. В этот век истинными являются четыре сампрадайи: Шри, Брах­ма, Рудра и Санака сампрадайи. Шри-сампрадая начинается от Лакш-миджи, ее основатель — Рамануджачарья, и она известна как Рамануд-жа-сампрадая. Брахма-сампрадая исходит от Господа Брахмы, ее основа­тель — Мадхвачарья, а другое название — Мадхвачарья-сампрадая. Руд-ра-сампрадая берет начало от Шиваджи, ее ачарья — Вишнусвами, поэтому она известна также как Вишнусвами-сампрадая. И, наконец, Са-нака-сампрадая, начинающаяся от Кумаров. Ее основатель — Нимбарка-чарья-Нимбадитья, и называют ее Нимбадитья-сампрадая или Нимбар-ка-сампрадая.

Таковы четыре сампрадайи вайшнавов. Все ачарьи этих сампрадай приходили в этой Пурушоттама-дхаме (Джаганнатха Пури) и отсюда начинали свою проповедь. В последней части нашего стиха, говорится: чатварас те калау бхавйа, хй уткале пурушоттамат — и эти строки чрезвычайно важны. Появилась философия, включающая в себя сущность четырех учений и объединяющая их, — философия ачинтйа-бхедабхе-да-таттвы. Она появилась здесь, в этой дхаме, и отсюда начала свое шествие по миру. Это заслуга и победа Господа Гауранги Махапрабху.

Не ходите к майявади

Когда, приняв санньясу, Махапрабху пришел в Джаганнатха Пури, здесь как раз проповедовал Сарвабхаума Бхаттачарья. Последователь Шанкарачарьи и стойкий приверженец философии майявади, он был


милость гуру

очень образован, несмотря на то, что был домохозяином. В действитель­ности, он был воплощением Брихаспати, духовного учителя полубогов. В числе учеников Сарвабхаумы Бхаттачарьи были даже санньяси, что дава­ло ему повод гордиться собой. А Махапрабху только что получил саннья-су, и был совсем молод (в то время Ему было 24 года). Махапрабху пел Харе Кришна и танцевал на улицах, Он раздавал прему, воспевая святые имена, Сарвабхаума Бхаттачарья всего этого не понимал. Он говорил, что очень трудно оставаться санньяси в Кали-югу. «Ты слишком молод для санньяси, — поучал он Махапрабху. — Священный долг санньяси — изучать Веданту и медитировать, а ты все поешь да танцуешь. Долго ли ты так сохранишь свои обеты? Я чувствую, что должен преподать тебе Веданту». У него было такое высокое мнение о себе. А Махапрабху был прост, как дитя. Простота — это вайшнавизм, тринад апи суничена — это качество вайшнава. Считать себя ниже соломы, валяющейся на улице. Махапрабху действительно был таким, Он отвечал: «Да, да, Вы правы, Я глупец. Вы должны научить Меня Веданте, да, будьте Моим учителем».

Как невинный ученик Он сел во дворике храма Джаганнатха Пури и в течение семи дней слушал Веданту. Наконец, на седьмой день Сарвабха­ума Бхаттачарья не выдержал: «Понимаешь ли ты, о чем я говорю? Быть может, ты хочешь что-то сказать или спросить?» «Я хорошо понимаю саму эту сутру, — отвечал Махапрабху, — но Ваши толкования слишком ту­манны».

«Никто не может понимать сутру без объяснений, а ты понимаешь, да еще «очень хорошо»! — возмутился Сарвабхаума Бхаттачарья. «О да», — про­изнес Махапрабху.

Сарвабхаума Бхаттачарья не мог должным образом объяснять Ведан­ту, его комментарии не были истинными, его толкования были вымыш­лены. Комментарий Шанкарачарьи на «Веданта-сутру» под названием «Шарирака-бхашья» — это лишь плод воображения. Единственным под­линным комментарием на «Веданта-сутру» является «Шримад-Бхагава-там», но майявади никогда не обращаются к «Шримад-Бхагаватам». По-


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

этому Махапрабху говорит: майавади-бхашйа суниле хайа сарва-наша* и йаха бхагавата пада вайшнавера стхане, эканта ашрайа кара чаи-танйа-каране**. Не ходите к майявади, не слушайте их выдумки, а при­ходите к вайшнавам и слушайте от них естественный комментарий на «Веданта-сутру» — «Шримад-Бхагаватам». Именно так сказал Махапраб­ху: «Я понимаю эту сутру, но твои комментарии слишком сложны. По­хоже, они плод твоего воображения».

Ачинтйа-бхедабхеда-таттва

И затем Махапрабху объяснил философию ачинтйа-бхедабхеда-таттвы, одновременного единства и различия. Из Пурушоттама-кшет-ры ныне эта философия распространилась по всему миру. Таково было пророчество стиха из «Падма-пураны», чатварас те калау бхавйа хй уткале пурушоттамат, таково было заключение шастр. Итак, эти чет­веро ачарий, Вишнусвами, Рамануджачарья, Нимбаркачарья и Мадхвача-рья, — являются вайшнавскими ачарьями и проповедуют бхакти-тат-тву. Их философии основаны на бхакти, но все же есть некоторые раз­личия в отношении двайта-вады и адвайта-вады.

Рамануджачарья пришел в 12 веке, Мадхвачарья — в 13 веке, позже пришли Вишнусвами и Нимбаркачарья. Учение Вишнусвами известно как шуддхадвайта-вада, философия Шанкарачарьи называется кевахадвай-та-вада (кевала-адвайта). Шридхара Свами, лучший комментатор «Шримад-Бхагаватам», признанный Самим Махапрабху, приходил в этой Вишнусвами-сампрадае. Учение Рамануджачарьи называется вишигитад-вайта-вада. Нимбаркачарья проповедовал двайтадвайта-ваду, а Мадх­вачарья — шуддха-двайта-ваду. Таким образом, в философиях Вишнус­вами, Нимбаркачарьи и Рамануджи присутствует адвайта: шуддха-ад-

* «Шрила Вьясадева объяснил философию Веданты для освобождения обусловленных душ, но слушание комментариев Шанкарачарьи способно все погубить» (Ч.-ч., Мадхья, 6.169).

** «Если ты хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», обратись к осознавше­му себя вайшнаву. Слушая его, и полностью предавшись лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, ты достигнешь своей цели» (Ч.-ч., Антья, 5.131).


милость гуру

байта, двайта-адвайта, вишишта-адвайта. Однако Мадхвачарья пол­ностью игнорирует адвайта-ваду. Он провозглашает шуддха-двайту. Никакой адвайты. Ни тени адвайты. Он был очень принципиален, про­поведовал очень строго и полностью исключал адвайта-ваду.

Как уже говорилось, существовали небольшие различия в философи­ях четырех ачарий. В полной мере ни адвайта-ваду, ни двайта-ваду нельзя было назвать безупречной. Поэтому Махапрабху извлек суть четырех уче­ний и создал Свою уникальную философию ачинтья-бхедабхеда тат-тва. Взятые сами по себе, ни адвайта-вада, ни двайта-вада не являются совершенными; только непостижимая философия одновременного тож­дества и различия может считаться верной.

Махапрабху — Сам Всевышний Господь, Бхагаван. Он ни в коем слу­чае не ачарья, открывший очередную сампрадайу. Нет! Он пришел в Брах-ма-Мадхва-сампрадае и принял гуру из Брахма-Мадхва-сампрадаи. Бла­годаря Ему слово «Гаудия» добавилось к названию этой сампрадайи, ко­торая ныне известна как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Таким обра­зом, цепь учителей, идущая от Махапрабху, — высшая, наиболее достоверная и самая приближенная к нам по времени. Не существует философии более чистой, чем данная Махапрабху ачинтья-бхедабхеда-таттва, основанная на прити-таттве, на чистой любви. Воспевая свя­тое имя, Махапрабху раздавал прему, одаривал любовью. Как говорит Прабодхананда Сарасвати:

намнаива прадурасид аватарати паре йатра там науми гаурам

(Чайтанья-чандрамрита, 1.3)

Воспевая святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, — Махапрабху раз­давал прему. Нирапарадхе нама лаиле пайа према-дхана, мукхйа-пха-те джива пайа кришна-према-дхана* (Ч.-ч., Антья, 4.71).

Главный результат воспевания Харе Кришна — кришна-према. Вы обретаете кришна-прему, если ваше воспевание свободно от оскорбле-

* мукхйа-пхате значит «главный результат».


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

ний. Кешава-тошанам — Господь Кешава счастлив, чувствуя в наспри-ти, любовь. Без любви невозможно удовлетворить Кешаву. Это бес­спорно.

Верный путь

В «Махабхарате» описывается, как Дхармараджа обращается к Ма­харадже Юдхиштхире с четырьмя важными вопросами. Один из этих вопросов — ках пантхах? — «Мы сбиты с толку, каков же верный путь?». Говорится: нана мунира нана мата, йота мата mama namxa. «Сколько мудрецов — столько и дорог. Мы в замешательстве. Где тот единственно верный путь, по которому стоит идти?» — ках пантхах? И вот каков был ответ Махараджи Юдхиштхиры:

тарко пратиштхах шрутайо вибхинна

насав ришир йасйа матам на бхиннам

дхармасйа таттвам нихитам гухайам

махаджано йена гатах са пантхах

(Махабхарата, Вана-парва, 313.117)

Невозможно установить ведическую истину, опираясь на собствен­ную логику и доводы. Смешиваясь с нашими доводами, ведическая исти­на будет искажаться и видоизменяться, пока не превратится в нечто со­вершенно противоположное. В результате вы получите таркика-пант-ху, путь мирской логики, который далеко не является верным. Поэтому и говорится, что сколько мудрецов, столько и дорог — нана мунира нана мата, йота мата mama namxa. Так происходит потому, что насав ри­шир йасйа матам на бхиннам, — не явив людям «свежую» философию, трудно зарекомендовать себя мудрецом. Приходится изобретать нечто новое, доселе неслыханное.

К примеру, кто-то мечтает получить степень доктора философии. Сту­дент углубляется в определенную тему, пишет по ней диссертацию. По­том он защищается перед опытными педагогами, которые довольно


милость гуру

приговаривают: «Да, это что-то новенькое, до такого еще никто не доду­мался». И он становится доктором философии. Точно так же, насав ри-шир йасйа матам на бхиннам, — если вы не предоставите новую фило­софию, никто не назовет вас мудрецом. Придумайте что-нибудь.

Пустив в ход свое воображение, человек выдает новую философию, основанную на мирской логике и доводах. Есть уйма философов, и уйма философий, но какие из них верны? Невозможно установить ведическую истину, спекулируя материальными аргументами. Ахармайса таттвам нихитам гухайам, махаджано йена гатах са пантхах. Только махад-жаны, садху-махаджаны, состоящие в истинной цепи наставников, зна­ют и хранят в своих сердцах эту дхарма-таттву. Только они могут ука­зать верный путь, а вам останется лишь следовать за ними. Четверо вайш-навских ачарий: Мадхвачарья, Рамануджачарья, Нимбаркачарья и Виш-нусвами, и особенно Господь Чайтанья Махапрабху и Его дорогие преданные, гаура-прийа-джана, и вся гаудия-гуру-варга — это настоящие махаджаны. Следуйте по их стопам, это верный путь.

ачарйа дхармам паричарйа вишнум

вичарйа тиртхани вичарйа ведан

вина на гаура-прийа-пада-севсш

ведади-душпрапйа-падам виданти

«Человеку, который безукоризненно следует варнашрама-дхарме, поклоняется Господу Вишну и ходит по святым местам, но при этом не служит лотосным стопам возлюбленных преданных Господа Чайтаньи, никогда не откроются игры Радхи-Говинды в трансцендентном царстве Вриндавана». (Чайтанья-чандрамрита, 22).

Так говорит Прабодхананда Сарасвати в своей «Чайтанья-чандрам-рите». Можно неукоснительно следовать принципам так называемой дхармы, ачарйа дхармам паричарйа вишнум, можно очень пышно по­клоняться форме Господа Вишну, шодашопачара-пуджа, предлагая 16 видов подношений. Можно делать все, что угодно, но, не предавшись Га-


ГОУР Г О В И Н А А СВАМИ

уранге Махапрабху, — невозможно понять эту прити-дхарма-таттву, высшую деятельность души. Ведади-душпрапйа —невозможно постичь ее, просто штудируя Веды. Единственный выход — стать слугой гаура-прийа джан*, потому что только Гауранга Махапрбху раздает прему всем и. каждому, не делая никаких различий. Итак, лучшее, что можно сделать, — это принять покровительство ачарьи или гуру в линии Гауранги Махап­рабху. Эта линия называется рупануга-дхара, процесс, исходящий от Рупы и-его последователей. Также есть бхактивинода-дхара. Все это возлюб­ленные преданные Гауранги.

Существует шесть философов древности: Канада, Гаутама, Патанджа-ли, Капила, Джаймини и Ведавьяса. Философия Канады известна как вай-шешика-даршана; философия Гаутамы — ньяя-даршана; философия Па-танджали — йога-даршана. Капила (не преданный Кгпила-путраван, а Капила-философ и атеист, настика) прославился своей философией сан-кхья-даришна. Джаймини — автор пурва-мимамсы или карма-мимам-сы. И, наконец, философия Ведавьясы известна какуттара-мимамса или брахма-мимамса, Веданта. Шад-даргиана — шесть прославленных фило­софов, шесть известных философий. Так много учений, но говорит ли о npumu-дхарме хоть кто-то, кроме Махапрабху и Его последователей? В итоге у нас есть атма-дхармаи мано-дхарма. Мано-дхарма — это апри-ти-дхарма, строящаяся не на любви, а на вымысле, на спекуляциях. Ис­тинная же дхарма, атма-дхарма, основана на любви и передается в про­цессе слушания — шраута-парампарйа.

Никаких разногласий

Ахарма держится на любви, объект которой — Кришна, прити-ви-шайа. А прити-ашрайа — это все Его преданные. Вишайа и ашрайа. И между ними царит полное согласие. Осознав себя в этой прити-дхарме, вы исключите из своей жизни любую дисгармонию. Кто-то скажет, что к чистой прити-дхарме примешивается доля априти. А вы поймите, что эта априти, эти домыслы живут лишь в том, кто о них толкует. Там, где

* гаура-прийа-джана — возлюбленный преданный Махапрабху.


милость гуру

есть чистая любовь, не может быть никаких примесей. Исходя из этого, мы можем понять причину разногласий между вайшнавскими сампра-даями. Откуда возникает дисгармония? Если вы исповедуете чистую при-ти-дхарму, дисгармония исключена. Проблема возникает с появлением в вас априти. Но вообще-то, у нас не должно быть никаких разногласий, я подчеркиваю это, и те, кто действительно получил беспричинную ми­лость гуру и Гауранги, поймут меня.

Мы живем в Кали-югу, а «Кали» — это значит раздор и лицемерие, это дамбха, гордость, это ахам бада хе, «я так велик»...Столько гордости, столько раздоров, между партиями, между группировками, — все это поступь Кали. Гордость становится мерилом, гордец становится филосо­фом, и провозглашает свою истину, попирая всех вокруг. Разве все это может быть прити-дхармой, разве таков метод Чайтаньи Махапрабху?

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна

соланина манадена киртанийах сада харих

Вы видите? Где здесь гордость? Тот, кто тринад апи сунича, думает: «Я должен быть ниже травинки. Я должен быть смиреннее соломы, раз­бросанной на дороге». Какая может быть гордость?

Уттама хана апанаке мане тринадхама — совершенная личность, уттама, который подобно драгоценному камню украшает общество парамахамс, думает о себе: «Я ниже всех, я как червяк в навозе». Прити-дхарма движения Махапрабху — тарор ива сахишнуна — быть терпе­ливее дерева. О какой нетерпимости может идти речь? Откуда взяться ссорам? Двуличие и обман — откуда? Ни о чем подобном в движении Махапрабху не может быть и речи. Амани, манада — преданный испол­нен почтения к каждому, не ожидая ничего взамен. Но в Кали-югу вла­ствует тарка, аргументы и мирская логика. Слишком многие философы пытаются утвердить свои воззрения.


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

Чистая бхакти-сиддханта

Они стремятся переспорить друг друга, но приходит Махапрбху и дает шуддха-бхакти-сиддханту, дает эту ачинтъя-бхедабхеда-таттву, со­крушая все философские подделки. Он одерживает победу, потому что Он — Махапрабху, Верховный Господь, Он всесилен. В течение шести лет Он странствовал по Индии, пройдя ее от севера до юга, и неустанно про­поведуя всем этим таркикам — логикам и философам, бауддхам, майя-вади. Он бросил вызов так называемым последователям Мадхвачарьи — таттвавади, — Он бросил им вызов и одержал над ними победу. Он ус­тановил чистую бхакти-сиддханту, прити-дхарму. И это наш процесс. Тот, кто достаточно удачлив, чтобы получить не имеющую причины ми­лость гуру и Гауранги, — тот поймет эту прити-дхарма-таттву. И не будет ни сложностей, ни разногласий. Почему между вайшнавскими сам-прадаями должны быть ссоры? Их не должно быть. Если вы осознаете, что ваша дхармаприти, любовь, и если вы сможете полюбить Криш­ну, тогда естественным образом ваша любовь распространится на всех и каж­дого. Потому что все и вся связано с Кришной, все и вся принадлежит Криш­не. «Он принадлежит Кришне, она принадлежит Кришне. Кришна их лю­бит, и Кришна — объект любви, Он мой возлюбленный, Он моя любовь». Как я могу ненавидеть кого-то? Когда царят согласие и любовь, не может быть ни привязанности, ни ненависти. Многим это не удается, хотя они ве­ликие философы, садху и ачарьи, но они не могут понять прити-дхарму. И сохраняются привязанности и ненависть, симпатии и антипатии, сходство и различия... А все причины объясняет эта таттва: атма-дхарма — это при-ти-дхарма, а мано-дхарма — это априти-дхарма. Есть такие лицемерные люди, капатйа, которые поклоняются Господу Вишну шестнадцатью вида­ми подношений, а взамен просят ворам дехи*, дханам дехи**, бхикшам дехи***, — «дай мне богатство, дай последователей, дай имя, славу, покло­нение». Они никогда не вспоминают молитву Махапрабху:

* вара значит «благословение». **дхана значит «богатство». *** бхикша значит «милостыня».


милость гуру

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О Всемогущий Господь, мне не нужно ни богатств, ни прекрасных женщин, ни последователей. Единственное, чего я хочу, — это по Твоей беспричинной милости жизнь за жизнью служить Тебе» (Шри Шикшаш-така, 4).

Слуга не просит и не желает от Господа награды за свое служение. В противном случае, это никакое не служение, не сева. По словам Прахла-ды Махараджи — на са бхритйах са ваи ваник — тот, кто заключает с Кришной сделку — торговец, а не слуга. Он предлагает свое служение, а взамен ожидает: «Хочу то, другое, третье». Это не служение. Об этом гово­рит царь Кулашекхара в «Мукунда-мала-стотре» (текст 5):

настха дхарме на васу-ничайе наива камопабхоге

йад бхавйам тад бхавату бхагаван пурва-карманурупам

этат прартхйам мама баху-матам джанма-джанмантаре пи

тват-падамбхо-руха-йуга\гата нишчала бхактир асту

«О мой Господь! Я не стремлюсь ни к религиозности, ни к накопле­нию богатств, ни к чувственным наслаждениям. Все, чего я заслужил, при­дет ко мне своим чередом. А молю я лишь о самом заветном: пожалуйста, позволь мне из жизни в жизнь неуклонно и преданно служить Твоим ло-тосньхм стопам».

В молитве Махапрабху заключен тот же смысл:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

(Шри Шикшаштака, 4)


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

Здесь тот же смысл, та же чистая прити-дхарма, дхарма, основанная на беспримесной любви. Слуга ничего не ждет для себя, вся его награда — счастье Кришны, Джанма-джанмантара — значит «из жизни в жизнь». Тват-падамбхо-руха — «позволь служить Твоим лотосным стопам, из жизни в жизнь делать Тебя счастливым. Дай мне только беспримесную преданность, исполненную любви преданность Твоим стопам». Вот что значит прити-дхарма, атма-дхарма. Мано-дхарма — это одно лицеме­рие и ложь.

К несчастью, в наши дни мы можем наблюдать, как под именем вай-шнава-дхармывыступяетавайшнава-дхарма. Под именем бхакти скры­вается абхакти. Оборотливые, двуличные люди, лишенные простоты, представляются вайшнавами, хотя сердца их полны мирских желаний. С этими желаниями они могут повторять мантру, петь киртаны, играть на кхоле и караталах тысячи и миллионы жизней, но им не видать чис­того бхакти. Скорее всего, они станут корми.

Стать карми, вместо того, чтобы оставаться преданным, — таков удел тех, кто кривит душой, выдавая себя за вайшнава. Тысячи жизней они будут петь «сладкие» киртаны, виртуозно играть на кхоле и караталах, прекрасно танцевать, — но Кришна знает их сердца. Они не смогут всту­пить на путь прити-дхармы, они не смогут развить чистую любовь к Господу. Потому что эти люди пытаются обмануть Бхагавана и доро­гих Ему преданных. Это происходит сейчас. Это мано-дхарма, апри-ти-дхарма. Это не путь бхакти, это не путь вайшнава, это бхога-ви-карма-марга. Это жажда собственных чувственных наслаждений вме­сто желания удовлетворить Кришну. Мано-дхарма, априти-дхарма, капатйа-дхарма, дхарма, в основе которой лежит двуличие. А про­цесс Махапрабху — путь чистой любви, без двуличия, без посторонних мотивов, без мирских желаний.

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи


милость гуру

Все это необходимо осознать, и принять zypy-вайшнава, чистого пре­данного Кришны, возлюбленного слугу Гауранги, который не двуличен, который простосердечен. «Простота — это вайшнавизм» — саралата хи ваишнавата. Быть простым, как дитя, хранить в сердце только бхаватад бхаюпир ахаитуки, не помышлять ни о чем, кроме любовного служения лотосным стопам Кришны и Его счастья, — в этом процесс и путь, кото­рый дал нам Махапрабху. Этот путь, переданный попарампаре, — самый возвышенный и самый близкий для нас.


Глава 2 ПРИЗНАКИ САДХУ

Принять санньясу — значит полностью посвятить себя служению Господу. В этом смысл санньясы. Триданда, которую носит санньяси, олицетворяет контроль над побуждениями трех видов: кайа, мана, вак. Кайа-данда, мано-данда и вак-данда представляют тело, ум и речь.

В «Ману-самхите» (12.10) говорится:

ваг-дандо тпха мано-дандах

кайа-дандас татхаива ча

йасйаите нихита буддхау

тридандити са униате

Человека, подчинившего себе тело, ум и речь, называют триданди. Он целиком вручил себя Господу. В санньяси, несущем триданду, вы должны видеть полностью предавшуюся душу. Таково значение этого слова.

Есть два вида санньясы: дхира-санньяса и нароттама-саннъяса:

гата-свартхам имам дехам

виракто мукта-бандханах

авиджната-гатир джахйат

са ваи дхира удахритах


милость гуру

«Того, кто отправляется в неизвестное, удаленное место и там, осво­бодившись от всех обязательств, покидает свое пришедшее в негодность материальное тело, называют невозмутимым» (Бхаг., 1.13.26).

Это описание дхира-санньясы, следующий стих говорит о наротта-ма-саннъясе.

йах свакат парато веха

джата-нирведа атмаван

хриди критва харим гехат

правраджет са нароттамах

«Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллю­зорность и нищету этого материального мира и потому покидает дом, положившись лишь на Личность Бога, пребывающую в его сердце, воис­тину является лучшим из людей» (Бхаг., 1.13.27).

Итак, два вида саннъясы: нароттама-санньяса и дхира-санньяса. Также в священных писаниях приводятся пять запретов для Кали-юги:

ашвамедхам гаваламбхам саннйасам пала-паитрикам деварена сутотпаттим калау панча виварджайет

«В век Кали запрещается совершать следующие пять действий: прино­сить в жертву коня, приносить в жертву корову, принимать санньясу (здесь имеется в виду карма-саннъяса, которую принимают майявади, а не вайш-навская триданди-санньяса, которая писаниями разрешена), также делать подношения мяса предкам и зачинать детей в лоне жены брата» (Мала-маса-таттва-дхрита, Брахма-вайварта-пурана, Кришна-джанма-кханда 4.115.113).

Пять этих действий запрещены в Кали-югу. Но вайшнавов, приняв­ших триданди-санньясу, славил Сам Чайтанья Махапрабху, как это опи­сывается в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 3.7 — 9):

прабху кахе,— садху эй бхикшура банана мукунда севана-врата кайла нирдхарана


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

«Одним из любимых стихов Чайтаньи Махапрабху был стих, описы­вающий неуклонную решимость преданного отдать себя служению Гос­поду Мукунде».

паратма-ништха-матра веша-дхарана мукунда-севайа хайа самсара-тарана

«Именно принятие саннъясы дарует человеку эту счастливую возмож­ность — посвятить жизнь служению Мукунде, которое одно способно освободить от оков материального существования».

сей веша кайла, эбе вриндавана гийа кришна-нишевана кари нибхрите васийа

«Поэтому Сам Чайтанья Махапрабху, приняв обеты саннъясы, отпра­вился во Вриндаван, где, уединившись, всецело погрузился в служение Господу Мукунде».

Триданди-санньяси — это самый возвышенный ашрам. Прабхупада говорил, что домохозяин, который не помышляет о том, чтобы подняться на высшие ступени, не готовится принять ванапрасгпху и санньясу, по­крывает себя позором.

деваша-пратимам дриштва йатим чаива тридандинам намаскарам на курйач чед упавасена шудхйати

«Тому, кто не выказал почтения богам и санньяси, придется постить­ся весь день, чтобы очиститься» (Экадаши-таттве триспришаикадаши-пракарана-дхрита-смрити-вакйа).

Если вы ходите в храм и кланяетесь Божествам, но, при встрече стри-данди-санньяси, не предлагаете ему свое почтение, — этим вы наносите апарадху. Как избавиться от anapadxiR Поститесь весь этот день. Таково причитающееся с вас искупление. Это законы ашрама-дхармы и варнаш-рама-дхармы, хотя, в конечном итоге, Кришна и говорит:


милость гуру

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа ахам швам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г.,18.66).

Существует огромное количество правил и предписаний. Для каждо­го уклада жизни — для брахмачари и грихастх, для ванапрастх и сан-нъяси — установлен особый свод законов.

В Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» Кришна беседует об этом с Уддхавой. Вот что Он, к примеру, рассказывает о ванапрастхе:

наитад вастутайа пашйед дришйаманам винашйати

асакта-читто вирамед

ихамутра-чикиршитат

(Бхаг., 11.18.26).

Ванапрастха, оставивший дом и семейную жизнь, никогда не бро­сит заинтересованного взгляда на такие сласти, как расагуллы и гулабд-жамуны, ведь, пленившись их вкусом, можно позабыть свой долг. А долг ванапрастхи в том, чтобы, избавившись ото всех материальных чувствен­ных привязанностей, развить в себе одну единственную привязанность и тягу — к лотосным стопам Кришны.

Здесь же, в Одиннадцатой Песни, Кришна объясняет, кого Он счита­ет совершенным преданным:

аджнайаивам гунан дошан

майадиштан апи свакан

дхарман сантйаджйа йах сарван

мам бхаджета са ту саттамах

(Бхаг., 11.П.32).


ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

«Конечно, тот, кто знает всю божественную дхарма-шастру, все дан­ные Мною правила и предписания, — совершенный садху. Но человек, оставивший все предписания — сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам — оставивший агирама-дхарму, любую дхарму, и целиком посвятивший себя любовному служению Мне, — такой человек еще бо­лее совершенный садху». Он не относится ни к варнам, ни к ашрамам, и его единственную дхарму описал Махапрабху:







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия