Студопедия — Изучение искусства эпохи палеолита в России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изучение искусства эпохи палеолита в России






Выдающийся вклад в изучение археологии палеолита вообще и палеолитического искусства, в частности, внес Петр Петрович Ефименко (рис. 1.15). В 1920-х-30-х гг. Ефименко опубликовал серию статей, посвященных палеолитическим женским статуэткам. За тем эти наблюдения и выводы в обновленном и расширенном виде вошли в качестве разделов в его книгу «Первобытное общество». Ефименко подчеркивал две важнейшие особенности изобразительных памятников и, в частности, женских статуэток. Во-первых, они позволяют заглянуть в такую сферу жизни их создателей, которая по другим археологическим материалам совершенно недоступна, т.е. в сферу духовной жизни. Во-вторых, эти находки датируются ранним, ориньяко-солютрейским этапом верхнего палеолита, временем, когда бродячие группы охотников в условиях обилия дичи и рыбы, начинают вести оседлый образ жизни. «В таких условиях труд женщины приобретал большое значение, выдвигая женскую часть общества в центр производственной деятельности, – писал Ефименко. Далее, опираясь на реликтовые магические представления и обряды у коренных обитателей Северной Азии, он высказывает предположение, «что счет родства по материнской линии при групповом браке, очень долго исключавшем из системы родства мужчин-отцов, должен был вести к отождествлению возникавших родовых общественных образований с женщинами, от которых вела свое происхождение данная группа. Естественно, что при конкретности мышления первобытного человека женщина и женское начало являлись символом всей группы в целом, ее общественных традиций, ее интересов» (Ефименко, 1953: 403).

Ученики Ефименко выдвигали свои гипотезы, отличные от гипотез их учителя. Среди них прежде всего следует назвать Сергея Николаевича Замятнина (рис. 1.16) и А. П. Окладникова (1908-1981). Это были очень разные люди. Первый был скромным тружеником, не имевшим к концу жизни даже ученой степени доктора наук. При этом он обладал высочайшим научным авторитетом в среде археологов-палеолитчиков. Он был прекрасным знатоком вещей и, в частности, предметов искусства и автором ряда нестандартных гипотез. Например, он не соглашался с объяснением Ефименко женских статуэток как символов плодородия и благополучия. Он считал их изображениями реальных конкретных женщин и атрибутами охотничьей магии. Работы Замятнина собраны в его посмертно изданной книге «Очерки по палеолиту» (1961).

В отличие от Замятнина, Алексей Павлович Окладников (рис. 1.17) достиг наивысших ступеней официального признания (лауреат Сталинской и Государственной премий, академик, кавалер разных орденов и Герой социалистического труда). Он был неутомимым поисковиком (рис. 1.18) и обладал блестящей полевой интуицией, которая помогла ему сделать много интересных находок, в частности, – скелет мальчика неандертальца в пещере Тешик-Таш. В месте с тем, в пылу энтузиазма он при раскопках не всегда строго соблюдал требования методики. Окладников был археологом очень широкого профиля, и немалое место в его работах занимали проблемы первобытного искусства. Помимо множества статей и монографий с публикациями древних изобразительных памятников, особенно, – петроглифов, он написал книгу «Утро искусства» (1967). Книга популярная, но в ней затронуты фундаментальные проблемы. Главные идеи: искусство порождено эстетическими представлениями, возникшими еще у неандертальца (если не раньше); искусство – продукт социального развития общества ископаемых гоминид и современного человека, а также новое средство выражения информации, восполняющее порожденный усложнением социальных связей дефицит таковых в первобытном обществе. Некоторые выводы Окладникова нужно воспринимать с осторожностью, поскольку безграничный полет фантазии иногда уносил его исторические интерпретации довольно далеко от реальных фактов.

За последние 30-40 лет изучение первобытного искусства и, особенно, – палеолитического, стало едва ли не самостоятельным направлением в археологии. В этой области успешно работают ныне здравствующие крупные ученые. Прежде всего, нужно назвать Зою Александровну Абрамову, чей авторитет среди специалистов всего мира необычайно высок. Заметный вклад в изучение палеолитического искусства внесли А. Д. Столяр, В. Е. Щелинский, М. Д. Гвоздовер, В. Б. Мириманов, Б. А. Фролов, А. К. Филиппов и другие авторы.

Во многих странах созданы общественные организации, объединяющие специалистов по первобытному искусству, в том числе и в России – Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства при Кемеровском гос. университете (САИПИ). Несколько десятков подобных организаций объединены в Международную Ассоциацию исследователей наскального искусства (International Federation of the Rock Art Organisation – IFRAO), штаб-квартира которой сейчас находится в Австралии (исполнительный директор Роберт Беднарик).

Ареал

Изобразительные памятники эпохи верхнего палеолита можно разделить на две категории: плоскостные изображения и объемные. К первым относятся живопись и графика (петроглифы, гравировки на кости, бивне мамонта, на каменных плитках), ко вторым – статуэтки, мелкие и крупные ба- и горельефы. В литературе встречается и другое подразделение: монументальное искусство[1] и искусство малых форм. В таком случае к первым относятся монохромные или полихромные росписи и гравировки, крупные барельефы (особенно в пещерах и под навесами) и выбитые изображения на скалах под открытым небом. Искусство малых форм включает в себя скульптуру, размеры которой редко превышают 30 см, мелкую пластику (статуэтки и вырезанные по контуру фигурки), а также все предметы, на которых имеются фигуративные или орнаментальные изображения. Это – бытовые предметы: костяные и роговые наконечники копий, копьеметалки, просверленные жезлы, украшения (подвески, диадемы, браслеты, бляхи, бусы) и т.п. Сюда же относятся бесформенные обломки кости, рога, бивня, гальки, каменные плитки с процарапанными на них черточками, крестиками и другими, как их называют «абстрактными отметинами» (рис. 1.19).

Распространение палеолитического искусства крайне не равномерно (рис. 1.20). Пещерная живопись и графика встречаются в областях, где преобладают карстовые породы (известняки, доломиты, гипсы и др.), растворяемые подземными водами. По понятным причинам лучше всего сохранилась живопись на стенах заброшенных пещер, входы в которые были наглухо завалены тысячелетия назад. Сама природа поддерживала в этих пещерах режим естественного термостата. Температура и влажность внутри таких пещер остается неизменной в течение многих тысяч лет. Поэтому в них хорошо сохранилась не только живопись на стенах, но и многие другие следы деятельности человека, включая четкие отпечатки босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, следы детских ног на сыром полу некоторых пещер (рис. 1.42).

Больше всего пещер с изображениями известно в южных районах Франции (более 160), на северо-западе Испании – более 120 и в Италии – 21. В многочисленных карстовых полостях в Моравии, на Кавказе, в Альпах пока не найдено следов древнейшей живописи и графики. По степени насыщенности памятниками такого рода особенно выделяются департаменты Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Астурия и Кантабрия. В литературе принято обобщенное название этих областей «Франко-Кантабрия» (рис. 1.21). На других территориях Западной и Восточной Европы, а также на других континентах памятники пещерной живописи и графики распространены исключительно редко. Рассмотрим их локализацию по отдельным регионам. Наибольшее количество самых древних изображений найдено на территории Евразии (от Португалии до Прибайкалья). Еще сравнительно недавно (до конца 50-х гг. XX в.) считалось, что пещерное и наскальное искусство эпохи палеолита – явление исключительно европейское (после открытия живописи на Урале, в Каповой пещере – евразийское). Брейль даже пытался обосновать эту исключительность (Брейль, 1971). Однако последующие исследования на разных континентах показали, что это не так. В настоящее время, в том или ином виде, изобразительные памятники эпохи палеолита обнаружены практически на всех континентах, но наибольшая плотность их распространения пока все же приходится на юго-западные районы Европы.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия