Студопедия — ПЕРЕХОДНЫЕ МОМЕНТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРЕХОДНЫЕ МОМЕНТЫ






Метод обучения шахматам, который мне кажется самым самым действенным, состоит в параллельном восприятии искусства игры и жизни. Прорабатывая достаточно глубоко шахматную позицию, ученик может прийти к пониманию ее сути, а потом перенести ее на свою личную, общественную или профессиональную жизнь. Точно таким же образом может произойти и обратное: если вы в состоянии представить себе трудные жизненные коллизии абстрактно, вы поднимете свой уровень в шахматной игре. Эта мысль, возможно, выглядит несколько заумно, однако корни подобного метода уходят в глубинную историю человеческого познания. Человек долго пытался понять окружающий его мир, глубже изучая самого себя. В Атман-веде, например, конечная цель - единство с Брахманом, то есть всеобщей сущностью - достигается познанием себя. В основе такого учения лежит мысль о том, что все сущее в мире есть всего лишь часть чего-то большего. Мы не в состоянии мгновенно познать все, однако, изучая частицу, погружаясь в ее суть, мы можем глубже понять и суть великой тайны. В конечном счете высшая мудрость сводится к пониманию того, что между большим и малым нет различия.

В Чхандогья-упанишаде есть замечательная история, которая иллюстрирует эту мысль. Некто Удалака Аруни велел сыну разрезать плод баньяна, и внутри плода мальчик нашел семена. Отец приказал ему разрезать семечко. Мальчик разрезал его, но не нашел внутри ничего. И тогда отец сказал: "Это есть ты. Перед тобой самая малая сущность, сынок, ты даже неспособен увидеть ее глазом, однако именно из нее вырос этот огромный баньян. Из нее же происходит и все остальное. Поверь, сын мой, точно такова и сущность нашего мира - она невидима нашему взору. Это и есть истина". Смысл этой истории в необходимости познания большого через малое. Концепция "Познай самое себя, и ты познаешь все" основана на способности видеть связь между собой и другими вещами. Я верю, что шахматы могут в этом помочь.

Вы когда-нибудь замечали, как успехи в одной области помогают и во многом другом? Баскетболист, который достиг определенных высот и почувствовал уверенность в своих силах, часто становится хорошим бейсболистом. Повышается не только его точность броска или дриблинг, но и улучшается общая физическая подготовка. Отправьтесь на месяц в морское путешествие, и вы избавитесь от страха перед городом - вы перестанете следить за соблюдением условностей и отдадитесь на волю непредсказуемых ветров и океанических течений. Станьте более восприимчивы в полном смысле этого слова, и вы научитесь понимать свое эмоциональное состояние и снимать психологическую нагрузку. Если ребенок серьезно занимается шахматами, он быстро прогрессирует и в математике, и в чтении, потому что он учится думать не только в шахматах, но и думать вообще.

В ХI веке неоконфуцианский философ Эр Ченг Ишу писал: "Нужно изучить начало одной вещи или одного события исчерпывающе, потому что все сущее и твое "я" управляются одним и тем же началом. Если поймешь одно, поймешь и другое, и не важно, есть в них истина или нет ее. В своем величии оно простирается от небес до подземных глубин, но в своей утонченности составляет истоки бытия всего сущего. Ученик обязан ценить и то, и то";.

Я полагаю, что один из самых важных навыков - научиться сопоставлять вещи, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными друг с другом. В даосизме - древней китайской философиии - существует космологическое учение, основанное на на взаимодействии инь и ян, двух сил, которые делают наше существование гармоничным. Сущность инь - женское начало, ему свойственны пустота, мягкость, способность брать. Ян - более мужественная, агрессивая энергия, которая, наверное, сейчас доминирует в западном мировоззрении. В шахматном мире Карпов - инь, Каспаров - ян. Многие годы интуитивным атакам Карпова с его блестящими жертвами мог противостоять только Каспаров с его непостижимой способностью предупреждать опасность. Казалось бы, эти силы совершенно разные, но человек, знающий дао, скажет, что можно познать инь через ян, или даже более обобщенно: "Познать одно через другое". При зрелом рассуждении эта несколько странная по форме концепция удивительно сильна по сути. Человек не может по-настоящему понять, что такое вода, пока не испытает муки жажды. Разве дети могут по-настоящему оценить родной дом, пока не покинут его? Кто думает о здоровье, пока не заболеет? Как часто мы не ценим то, что имеем, пока не потеряем его?..

Схождение полярных противоположностей, понимание сути того, чего мы лишены и что нам недоступно, ощущение тесной взаимосвязи нашего бытия - вот те идеи, над которыми человечество билось тысячелетиями и которые дают универсальный ключ к познанию. Иначе говоря, они учат познавать большое через малое. Индуист будет искать Брахман (вечно сущее) через Атман (духовное "я" индивидуума). Неоконфуцианец разгадывает принцип одного предмета, сосредоточившись на другом. Даосист исследует инь через ян, чтобы получить разгадку к загадкам другого. Таоист будет использовать янь через знание инь. Эти и сходные им мысли распространились по миру еще 2500 лет тому назад, поэтому совершенно очевидно, что человеческий разум стремится познать глубинные связи между различными явлениями - различными только на поверхностный взгляд.

Как все сказанное относится к шахматам? Это основа, которая позволит вам изучить игру всеобъемлюще. Чем больше вы углубитесь в шахматы, тем меньше всякого рода препятствий будет у вас на пути самовыражения, точнее, на пути выражения вашей личности на доске. В черно-белых джунглях встречаются и сражаются люди с разными индивидуальными особенностями, и это, в конечном счете, обогатит вас самих. Со временем, набравшись опыта, вы начнете замечать, что в вашей повседневной жизни есть те же тенденции, что и в игре. А вслед за этим ваши способности станут раскрываться и в иных областях. Обратите внимание на свою реакцию в быту, например, если вы случайно сталкиваетесь с кем-то в коридоре, и это поможет вам достичь больших успехов в шахматах. Если вы осознаете свой страх, когда позиция становится слишком сложной, вы научитесь держать себя в руках и не терять голову и в неожиданных жизненных ситуациях. Перед человеком открываются безграничные возможности роста, когда он чувствует органичную связь между различными видами занятий, и я полагаю, что способность мыслить абстрактно может стать бесценным инструментом в шахматной игре и в жизни.

В моей карьере было много случаев, когда тонкие психологические нюансы ощущались одновременно и в жизни, и на шахматной доске. Так, одно время, когда мне было то ли 19, то ли 20 лет, я жил с моей девушкой в Словении, в ее родной маленькой горной деревушке, которую часто окутывал туман и откуда в ясные дни открывался великолепный вид на долину и вишневые сады у склона горы. Я вел простой и замкнутый образ жизни: изучал шахматы, читал книги, писал, долго гулял в лесу, слушая пение птиц и иногда аудиозаписи Джека Керуака, читал его стихи на фоне импровизированных блюзов. Десятки часов напролет я сидел у входа в медвежью пещеру на верхнем краю огромной долины, медитировал, следил за парящими ястребами. Я влюбился в деревенскую жизнь и обычно три недели проводил в Урхолвье, потом на две недели выезжал в Грецию, Амстердам, Будапешт, Германию, Италию или Хорватию, а затем возвращался в Словению, чтобы снова погрузиться в самосозерцание. Неизбежно я стал воспринимать Урхолвье как дом и под влиянием юношеской влюбленности находился в состоянии депрессии первые несколько дней, когда уезжал на соревнования. Я был далеко от своего настоящего дома в Америке и полностью зависел от ритма Словении, я постоянно то восстанавливал форму, то снова терял ее из-за новых приключений. В этом нет ничего неестественного, если учесть склонность романтически настроенных молодых людей к легкомыслию. Перемена обстановки выбивала меня из колеи, и удивительно то, каким образом мои затруднения повлияли на мою игру в шахматы. Давайте посмотрим.


E4 e5







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 301. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия