Студопедия — Лекция IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.






Религиозные учения кельтов. Кельты, появившиеся в Европе примерно с середины III тысячелетия до н. э., стали крупнейшей ветвью индоевропейского сообщества племён (сеноны, бойи, эдуи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры и пр.). Их религиозные учения не записывались и передавались устно от учителя ученику. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Об их религиозной культуре мы знаем только по записям античных авторов. Именно греки их называли кельтами и галатами, а римляне – галлами. Античные авторы указывали на существование у кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания – жрецов-друидов, которые хранили и передавали его следующему поколению. Кельтские верования и пантеон отразились также в редких памятниках искусства Галлии, надписях и изображениях на монетах, в ирландских сагах, в словаре кельтских языков.

Согласно доступным источникам по религиозной культуре кельтов, известно, что они веровали в бессмертие души, в продолжение жизни после смерти. Этим объясняется бесстрашие кельтов в бою и полное презрение к смерти. Потусторонний мир они представляли как страну богов, героев и мудрецов, которая была где-то за морем. В этой стране не было ни страданий, ни смерти. Достойно перешагнувшие за грань тягот земной жизни, пировали там под звуки чарующей музыки. Обычный человек не мог обратно вернуться в земной мир, но сверхчеловеческие существа, добрые и злые, легко пересекали границу миров. Добрые существа обладали неземной физической красотой и богатыми облачениями, злые – внешним безобразием (одноногость, одноглазость, однорукость и прочее)[31]. Эта исключительность является признаком существ «иного мира», которые обладали тайным знанием, магическими приёмами и способностью к оборотничеству.

Боги, владевшие магическими приёмами и предметами, - главные носители магических сил. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» назвал галльских богов римскими тенонимами. Так, наиболее почитаемым божеством у галлов Луг Цезарь назвал Меркурием. Он являлся изобретателем искусств, покровителем дорог, путешествий и торговли. Бог Бель (блещущий) Цезарем был отождествлён с Аполлоном, занимавшимся избавлением от болезни. Кельтская богиня мудрости, материнства, плодоношения, водных источников Бригита названа в «Записках» Минервой – богиней-дарительницей первых навыков ремесла и искусства. Кельтский бог-громовик Таранис отождествлён с Юпитером, который царил на небесах, и прочее. У древних кельтов были также женские божества, например, Эпона – покровительница всадников. Её имя производно от галльского названия лошади. Она изображалась восседающей или стоящей рядом с лошадью.

Образы кельтских богов преимущественно антропоморфны – либо трёхголовые, либо трёхликие. Встречаются также боги козлоногие и рогатые. Среди кельтов широко распространились культы быка, вепря, медведя, волка, ворона. Почитание животных было неотделимо от веры в оборотничество. Кельты веровали в добрых и злобных духов природы, демонов оружия и ядов. Со своими богами кельты сообщались через обряды жертвоприношений людей. В «Записках» написано, что галлы плели огромные фигуры из ивовых прутьев, помещали внутрь живых людей, после чего жертвенный истукан сжигался. В других античных источниках рассказывается о вешании человека на дереве, перерезывании горла, утоплении, сжигании в чане.

Магические ритуалы составляли внушительную часть ритуальной практики кельтов. Кельты обладали богатым арсеналом магических заговоров, благопожелательных или злотворных. Широкое применение при колдовстве находили магические предметы – особые жезлы, пруты и т.п.[32]

Духовный мир древних германцев. Германцы, имеющие с кельтами общий индоевропейский корень, выделились из общего состава древнеевропейцев в самостоятельную группу примерно около XI века до н.э. Германский мир, который раскинулся на территории островной и континентальной Европы, представлял собой огромный конгломерат племён, условно разделённый на северогерманские, западногерманские и восточногерманские группировки. В историко-культурном отношении германцы имели много общего с кельтами. Древний германский племенной мир по условиям формирования и развития не мог выработать религиозного единого мировоззрения. Размеры территории, особенности ландшафта препятствовали регулярному сообщению племён. Архаическая германская религия – по сути, религия племён и племенных объединений. Постоянное движение дружин и переселения племён отрывали германские общины от земли предков, от святилищ и могил. Как следствие это деформировало традиционные устои их религии. Миграции вели к смешению верований, обрядов в германской среде, а также и к усвоению иногерманских традиций. Ранние этапы религии древних германцев не зафиксированы надёжными источниками. В поле зрения античных авторов германцы попали фактически только во II веке до н.э. Фрагментарные сведения о них можно узнать по «Запискам» Юлия Цезаря (I до н.э.), по трудам римского историка Корнелия Тацита, в том числе по его работе «Германия» (конец I века н.э.), в эпоху христианизации Европы в трудах христианских авторов: Павла Диакона «История лангобардов», Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» и прочее. Германские источники, дошедшие до нас, также обработаны христианскими авторами: (англосаксонская поэма «Беовульф» (VII – VIII века); немецкая «Песнь о нибелунгах», «Круг земной», датская хроника «Деяния датчан», исландские поэмы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» (XIII век) и т.д.. В этих источниках не всегда удаётся отделить исконногерманскую основу от позднейших христианских наслоений. К тому же они относятся к разным ветвям германского древа.

Наиболее полно общий германский фонд религиозных представлений отражён в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», где начало мира показано как мировая бездна – пустота, которая заполняется сначала льдом и инеем. С таянием льда и инея появляются ожившие капли, которые принимают образ первочеловека – двуполого великана Имира, родившего себе злых инеистых великанов и первых мужчину и женщину. Из инея также появилась корова Аудумла, которая вылизала из камня человека по имени Бури. От него родился сын Бор. От брака с дочерью великана родились три сына – Один, Вили, Ве – божественные правители неба и земли. Они убили Имира, расчленили и бросили его тело так, что из его плоти возникла земля, из ко- горы, из крови – море и воды, из волос – лес, из черепа – небосвод. Летавшие во время этого преображения искры, стали небесными светилами. Так, тьма была отделена от света, день от ночи. В результате упорядочения стихий Мировой бездны и жертвенного расчленения первосущества в первозданном хаосе возникает упорядоченный мир с землёй в центре и океаном вокруг земли. В середине земли боги из век Имира поставили стену – крепость Мидгард («среднее огороженное пространство»). Здесь были поселены люди, изготовленные богами из древесных заготовок – мужчину из ясеня, женщину из ивы. В неком центре мира боги построили себе город Асгард («ограда асов»), откуда на самом высоком престоле восседал Один и наблюдал за делами людей на земле. Главное святилище богов, где они собирались каждый день и вершили суд, находилось у ясеня Иггдрасиль. «Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба». Это мировое дерево является осью, которое соединяет небесный, земной и подземный миры[33]. Согласно представлениям древних германцев, под землёй находится царство душ обычных смертных. Оно нечистое и опасное. Там собираются силы, враждебные богам. Боги с помощью оружия и обмана сдерживают эти враждебные силы. Но так будет длиться не вечно. Скандинавская пророчица Вельва в «Старшей Эдде» вещает о времени, когда природа и общественная жизнь выйдут из под контроля богов, нарушится ход светил и смена сезонных циклов, наступит мрак и зима – страшный «век бурь и волков». Боги вступят в решающую битву с ними, но в ней вместе с людьми погибнут. А за этой гибелью погибнет и весь мир, на который обрушится «жар нестерпимый».

В результате христианского влияния на германский фольклор в последних сценах пророчества говорится о возрождении земли и возвращении младших богов второго поколения на её зелёные поля.

Германский пантеон содержал две основные категории богов – асов, которых по «Младшей Эдде» было двенадцать во главе с богом Одином, и ванов, составлявших малую группу богов плодородия. В Скандинавии сохранилась в памяти традиция о войне асов и ванов, которая завершилась обменом заложниками, примирением и включением ванов в сообщество асов. Один «знатнее и старше всех асов, он вершит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу»[34]. Один имел много имён, и его свита была самой многочисленной. Одно из его имён – Бог воронов. «Два ворона сидят у него на плечах и шепчут ему на ухо обо всём, что видят или слышат»[35]. Один, как божество смерти войны, появлялся на поле боя скачущим на чудесном коне Слейпнире («Скользящий») в окружении прекрасной богини Фригг – его супруги, и валькирий – дев смерти, которые избирали тех, кто должен был пасть на поле брани и решали исход сражения. С подземным богатством и сокровенной мудростью были связаны карлики, которые сначала родились в теле Имира в виде червей. Но по воле богов они, продолжая жить в земле и камнях, приобрели человеческий разум и приняли облик богов[36]. Четыре карлика: Восточный, Западный, Северный и Южный, были посажены богами по четырём сторонам света, поддерживать небосвод – череп Имира.

Религиозные ритуалы германцев казались античным авторам грубыми и жестокими. Греческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э. – 20 г. н.э.) описал человеческие жертвоприношения в походном лагере кимвров[37]. О жертвоприношениях людей и животных богу войны и смерти Вотану писал Тацит, называя его Меркурием. В частности, Вотану-Одину приносили в жертву волков, которых вешали на столбах. Кроме военных умилостивительных обрядов, были у германских племён военные обряды посвящения врагов богу войны. Поэтому война между германскими племенами для одного племени заканчивалась удачей, а другое заранее обрекалось на гибель. У древних германцев были развиты также обряды гадания на срубленных с плодовых деревьев ветках, по голосам и полёту птиц, по поведению коня. Кони считались посредниками богов. Погребальный обряд отправлялся преимущественно по обряду кремации. Знатного человека сжигали в ладье. В могиле вместе с прахом оставляли оружие, умершего коня. Иногда погребальный обряд сопровождался человеческими жертвоприношениями.

В германской среде были широко распространены магические ритуалы. Для защиты от вредоносной магии они применяли обереги. Для увеличения силы магии использовали особые магические предметы, амулеты.

Коллективные обряды отправлялись под открытым небом в рощах, посвящённых определённому божеству. Там же на алтарях совершались жертвоприношения, возносились молитвы, под сенью деревьев, ночью устраивались ритуальные пиры и игрища. Здесь же проходили племенные собрания. Храмов в своих святилищах древние германцы не возводили.

Ячейкой религиозной организации древних германцев считалась семейная община и племя, которые носили имя своего тотема. Племена, почитавшие одного бога, объединялись в культовые мужские и женские союзы. Культ межплеменных и племенных богов обслуживали жрецы, которые участвовали в отправлении коллективных священнодействий, обслуживали святилища, наводили должный порядок на племенных собраниях, где верховодили вожди и старейшины. Огромную роль в жизни древних германцев играли женщины прорицательницы. Считалось, что даже боги нуждались в их советах. Мужские союзы или братства были воинскими. Их особый наряд указывал на название членов этих братств. Например, одетые в медвежьи или волчьи шкуры «берсерки» назывались – «ряженые под медведя или под волка». Это определяло их особую природу и принадлежность к тому или иному богу войны.

Структура древнегерманской общины, включавшей деление на мужские и женские культовые сообщества, демонстрировала архаические черты, свойственные многим другим сторонам религии германцев.

Древнеславянская религиозная культура. Славянская религия формировалась в процессе этногенеза славян, которые представляют собой одну из ветвей ндоевропейского сообщества. В середине I тысячелетия н.э. славяне участвовали в ввеликом переселении народов», мигрируя на новые земли. Процесс миграций и зоселения новых территорий предопределил последующее разделение славян на три гглавных ветви – восточных, западных и южных. Каждой из ветвей были свойственны религиозные отличия. Этногенез праславянской общности на обширной территории в соприкосновении и близком контакте с районами германских, кельтских, балтских, ираноязычных (скифских) поселений привёл к серьёзному культурному внешнему воздействию на праславян в пограничных районах. С V века н. э. миграция славян значительно усилилась. Этот процесс привёл их к соприкосновению с новыми народами: на западе – с романизированным населением Европы, на востоке – с фино-уграми. В тесном контакте с фино-уграми культурогенез славянских племён завершился.

Религиозные славянские древности в своём исконном виде почти не оставили о себе свидетельств, потому что славянская письменность возникла очень поздно, а византийские и арабские источники относятся ко второй половине I тысячелетия н. э. и по сведениям о славянах выглядят скудными, разрозненными и неточными. Тем не менее, можно представить религиозную древность славян по её проявлению уже в эпоху их христианизации. Древнеславянская религия не исчезла целиком. Её древние формы жизни перешли эпоху средневековья как языческие верования и обряды, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство (особенно сельское). При этом

следует учитывать, что под влиянием христианства древняя традиция и разрушалась, и

эволюционировала. Религия у славян, не выделяясь в самостоятельную сферу общественной жизни, являлась органической частью коллективного и индивидуального бытия. Об этом можно судить по терминам, используемым в праславянскую эпоху.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1033. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия