Студопедия — ПРЕЛЬЩЕНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕЛЬЩЕНИЕ






И тогда явится беззаконник, …егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениях и чудесех ложных, и во всяцей льсти неправды в погибающих, зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии о неправде. …Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим.

II Сол. 2:8–12, 15.

1. «Мы самые лучшие, потому что это мы»

В современном церковном мiре идут жаркие споры между православными о том, где лучше и безопаснее всего приклонить главу верующему человеку. Однако, вопреки поговорке: «Всяк кулик свое болото хвалит», — члены существующих ныне истинных и неистинных церковных организаций часто распространяются гораздо более о многочисленных дисциплинарных и канонических нарушениях в своих юрисдикциях, чем о положительных моментах их бытия, ругают церковное начальство, рисуют довольно мрачную картину апостасии в своих рядах, — но в конце непременно добавляют, что «наше болото — самое лучшее!»

Конечно, более «правильные» и «законопослушные» верующие (а, соответственно, и церковные издания) не позволяют себе особых выпадов в адрес начальства и духовенства, а наоборот — полнятся рассказами о «чудесах и исцелениях», «реках благодати», паломнических поездках по святым местам и «старцам» и т. д. Но и те, кто в какой-то мере пытается отражать объективное состояние дел и подчас может сообщить массу разных фактов отступления епископата, клириков и мiрян от канонов и от веры, при этом почему-то все равно настаивают, что их юрисдикция (та же МП) — «самая истинная», и отделяться от нее или же выбирать какую-то иную юрисдикцию — страшный грех, раскол и т. п. При этом они могут даже распространять разные воззвания с угрозами отделиться, по церковным канонам, от еретичествующих епископов; однако, если кто-либо действительно решится на такой шаг, про него скажут, что он «поторопился», покинул «матерь-церковь» и пошел путем погибели...

Простые верующие могут сказать: «Это все гордые смутьяны, а мы должны слушаться людей духовных». Но что же говорят «старцы» и «мужи духовные»? От них можно порой тоже услышать признания, что «неладно что-то в Датском королевстве», но при этом все-таки «наша церковь» остается благодатной и «самой спасительной», и даже «единственной истинной», несмотря ни на что. Паства же не должна «судить и осуждать пастырей», но пребывать в послушании. Но послушание послушанию рознь, и про некоторые виды послушания сказано: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити....Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне» (Ин. 8:44-45), — ибо таковые послушники оказываются в послушании не у Бога, а у людей, отступивших от Божественной истины и перетолковывающих ее на свой лад, чтобы было удобно жить в мiре сем и поменьше получать от него «шишек». О такого рода послушании Апостол говорит: «Не будите раби человеком» (I Кор. 7:23).

У этих послушников выходит, что «болото-то оно болото, да только лучше не найти все равно, потому что мы по определению самые лучшие». При этом аргументация сводится примерно к следующему: «Наша Церковь истинная потому, что у нас есть чудеса и старцы»; «Наши чудеса и старцы и постановления наших соборов не могут быть ложными, потому что у нас — Церковь». Если же речь заходит о епископах «альтернативных юрисдикций», то благочестивые «кулики» ставят им всякое лыко в строку (преимущественно, впрочем, потому, что они — «раскольники»), не думая о том, что действуют просто по пристрастию, а если бы они с такими же критериями подходили к собственным архиереям, то ни один бы не выдержал даже относительно слабой критики.

Основное достоинство похваляемых «куликами» архиереев, похоже, состоит преимущественно в том, что они сидят на «апостольских престолах», нося громкие титулы, или являются формальными преемниками великих архиереев прошлого. Однако вот что говорит о таком подходе Всеправославный Константинопольский Собор 1848 года в своем Окружном послании (§ 11): «...Мы сочли отеческим и братским долгом нашим и священною обязанностию, чрез предлагаемое теперь благожелательное послание, и вас утвердить в Православии, которое вы получили от предков, и вместе показать мимоходом слабость умствований римского епископа, которую и сам он очевидно понимает. Ибо он не Апостольским исповеданием своим украшает свой престол, но Апостольским престолом старается подтвердить свое достоинство; достоинством же подтвердить свое исповедание. А на самом деле это иначе....Сам Святый Петр лично был судим пред всеми по истине благовествования (Гал. 12) и, по свидетельству Писания, оказался зазорен и неправоходящ. — Что после сего надобно подумать о тех, которые величаются и надмеваются обладанием только предполагаемого мнимого престола его?...Святые Отцы наши... научают нас, чтобы мы не по престолу судили о Православии, но о самом престоле и сидящем на престоле — по Божественным Писаниям, по Соборным уставам и определениям, и по Вере, всем проповеданной, т. е. по Православию непрерывного учения Церкви»[1].

Подобная «слабость умствований», к сожалению, очень распространена среди современных православных. Порой на вопрос: «Чем же ваша Церковь лучше других, или чем она отличается от других?» — можно услышать примерно такой ответ: «Главное в нашей Церкви то, что она — та самая».

2. «Та самая»

Какие святые отцы говорили, что главное в Церкви — не соблюдение канонов и хранение догматов, а какая-то «та-самость», то есть формальная историческая идентичность? Где и когда Господь обещал сохранить до скончания века какую-либо определенную юрисдикцию? Такого обетования не было дано от Господа ни Римской, ни Греческой, ни Русской, ни какой-либо другой Церкви. В Евангелии сказано: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). «Созижду на сем камени» — на Петровом исповедании веры. Без хранения веры церковная организация становится уже не Церковью Христовой, а, скорее, «церковью фарисеев и лукавнующих», которые «возсели на Моисеевом седалище», но слагают какую-то «иную веру», о которой у Апостола сказано: «Аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1:8).

Однако когда начинаешь указывать на канонические нарушения тех или иных епископов «той самой церкви», почему-то на тебя очень обижаются, называют экстремистом, фарисеем, даже обвиняют в том, что ты не имеешь «духовного опыта» и, самое главное, архиерейского сана — и потому не имеешь права и, в принципе, не можешь, физически не способен, рассудить, правильно или неправильно поступают те, кто допускают канонические нарушения, общение с еретиками, диалоги с экуменистами или инославными...

Но кто из святых отцов учил, что для определения неканонических деяний нужен какой-то особый «духовный опыт»? Для этого как раз существуют каноны и правила. Прекрасно, если действительно кто-то от Бога стяжал дар духовного зрения; но мы предпочитаем смиренно признать, что нет у нас достаточного духовного опыта, не видим мы духовными очами, на каких алтарях сходит Святой Дух на освящаемые Дары, а на каких не сходит, — поэтому и стараемся ориентироваться на каноны и догматы. В чем же тут гордость?

Известно, что преподобный Максим Исповедник был не архиереем и даже не священником. Он был простым монахом. И, тем не менее, осудил деяния всех архиереев и патриархов своего времени, склонившихся к общению с ересью, за что и мучения претерпел, за что и ублажается. Может быть, по логике современных «духовных христиан», он был раскольником? А ведь тогдашняя ересь монофелитства была гораздо тоньше и непонятнее, чем современный экуменизм. Экуменизм — ересь достаточно грубая, попирающая прямо один из членов Символа веры — «Верую...во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — и многие каноны; монофелитство же вряд ли было бы вообще опознано как ересь современными православными, появись оно в наши дни. Кто же ныне стал бы «по тонку» разбираться — одна воля во Христе или две, есть ли воля принадлежность естества или лица, — ныне, когда вообще догматическое учение Церкви стремятся представить просто как собрание частных «богословских мнений»!..







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия