Студопедия — Непьющий в народе редкость, поэтому отношение к пьянству не может быть строгим. [41, Мел., л., 1
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Непьющий в народе редкость, поэтому отношение к пьянству не может быть строгим. [41, Мел., л., 1






До пьянства других никому нет дела. Преследование пьяниц
возбуждается, если только совершены какие-либо безобразия, кара­
емые по закону, или если пьянство угрожает расстройству хозяйства.
В последнем случае, получив жалобу родных, пьяницу приговаривают
к наказанию, чаще всего телесному. [85, Ю., л.28 ]

Без судебной власти народ против кого-либо карательных мер
не принимает. К случаям оскорбления сельских или волостных
властей относится безучастно, но при этом любимого старшину или
старосту (напр., старосту Аньковского общества И.В.Баландина)
никто не обидит. [85, Ю., л.28-29 ]

Крупного взяточничества не существует, мелкие же поборы в
виде угощения за скорейшее разрешение на постройку либо за выдачу
какого-либо документа никого не удивляют, вполне допускаются
обычаем и считаются даже как бы обязательными. О подлогах со
стороны должностных лиц не слышно. На мелкие денежные махи­
нации писарей народ смотрит спокойно: «Что ж, пущай их, невелика
штука — по копейке на душу что ли нам накинуть; ничего не значит,
а его дурака, губить ведь надо». Крупные растраты, которые нельзя
было бы скрыть, редки (корреспондент упоминает о двух подобных
случаях). Растраты мелкие — «домашние» — производятся выбор­
ными, деревенскими сборщиками или старостами хлебных магазинов,
и часто заканчиваются мировыми сделками. Приводится пример
мировой сделки по растрате, произведенной магазинным старостой
дер. Макарьино Аньковской волости. [85, Ю., л.29-32]

Ни об уничтожении межей, ни о передвижении пограничных
знаков не слышно. Обычай тем не менее вполне допускает нарушение
межей за счет распахивания свободного пространства, отводимого
для дороги и прочих целей. [85, Ю., л.32-33]

На присвоение чужой собственности смотрят просто, поэтому
потерянную вещь считают пропавшей. [41, Мел., л.б]

43 Хищение чужого имущества греховно и преступно, что внуша­ется с малолетства в большинстве семей. Хотя воровство — дело дурное, но все-таки мысль о легкой наживе иногда увлекает. Ни одного селения, отличающегося особой честностью, корреспонденту не известно. [85, Ю., л.ЗЗ]


 




Суд и расправа

(вопросы № 44-90)

Поскольку в народное сознание проникает убеждение, что лица, осуществляющие власть, должны быть образованны (юристы, по убеждению крестьян, в отличие от медиков, имеют высшее образо­ вание), то люди, придерживающиеся этих убеждений, не понимают значения волостных судов, как составленных из лиц, никакого образования не имеющих. Правда, такие люди еще не составляют большинства.

Уголовными народ считает дела по крупным преступлениям, которые рассматривает окружной суд. Все остальные — «просто дела», для иных — «иски» без прибавления слова «гражданские». [86, Ю., л.2-3]

45 Самосуд, по мнению крестьян, допустим. Приводится пример:
крестьянина, укравшего кошелек у нищей, избили, после чего он
умер. Следствие, за отсутствием главных виновников, было прекра­
щено. Причем крестьяне не чувствовали своей вины, считая, во-пер­
вых, что «не один бил, а всем миром», во-вторых, потому, что по
мнению крестьян «острог — ничто, а палку, если бы остался жить, —
помнил бы». Крестьяне в кончине вора видят божий перст — не кради
у бедных сирот. [1, А., л.5]

45 Самосуд совсем не в обычае, разве что изредка побьют пойман­ного вора или муж поколотит жениного любовника, если «позволит сила». Приводится пример самосуда над пойманным в трактире вором, который был совершен при полном одобрении собравшейся публики. [86, Ю., л.3-4]

49 Влияния на решения волостных судов волостные старшины не оказывают никакого, даже если они размещаются в одной комнате с судом (в селе Аньково имеется особая комната для заседаний суда). Волостные писари оказывают влияние, но только в случаях «совер­шенной неопытности и безхарактерности» судей. Писарь, помимо ссылок на статьи, указывает на необходимость отложить дело, вызвать новых свидетелей или отказать в иске. [86, Ю., л.5]

51 Крестьяне привыкли к разграничению дел, относящихся к ведению волостного суда и сельских сходов. В сомнительных случаях истцы обращаются к волостному старшине. [86, Ю., л.6 ]

Судятся крестьяне в высшей степени неохотно и, как правило, лишь и случаях крайней необходимости. Среднее число дел, разби­раемых Аньковским волостным судом, достигает 200 номеров в год и более, считая дела, отложенные по нескольку раз. Примерно 20-25 % от общего количества — это дела, возбуждаемые должностными


лицами по причине нарушения тишины и спокойствия, ослушания властей, неосторожного обращения с огнем и подобных проступков. В деле описаны два случая судебной волокиты, из которых один — «выдающийся», допущенный Ильинским волостным судом, когда решение суда было приведено в исполнение спустя пять лет после предъявления первоначального иска. Имеется описание судебной тяжбы между арендатором земли и крестьянами села Савино, сдав­шими землю в аренду. [86, Ю., л.6-14]

58 В гражданских делах муж может участвовать за жену, отец —
за сына, и наоборот; большак может заменить любого члена семьи,
вызванного как ответчика. В уголовных делах каждый отвечает сам
за себя, исключая случаи, когда родители несут ответственность за
малолетних детей. [86, Ю., л.15]

59 Говорилыциков в крае нет. Большинство крестьян верит в
честность и образованность адвокатов, есть и скептики, утверждаю­
щие, что «кто больше дает, того и правым сделают». [86, Ю., л.15]

60 Целые общины являются обвинителями только в трех случаях:
по лесным порубкам, потравам полей и растратам со стороны
должностных лиц сельского управления. [86, Ю., л. 16]

62 Первое движение уличенного преступника — отрицать вину. [41, Мел., л.6]

Доказательствами на волостных судах признаются: собственное
сознание (признание, — прим. авт.), письменные документы, пока­
зания свидетелей и поличные. Божба не является доказательством.
[86, Ю., л.16]

Когда кого-либо подозревают в краже вещей, то обыск с участием
полиции производится не только у подозреваемого, а еще у нескольких
лиц (где, впрочем, только делают вид, что производят обыск).
Совершается это «из-за приличия», на тот случай, если вещи не
найдутся; вместе с тем подозреваемый не вправе будет жаловаться,
что обыск производился только у него. Никаких подозрительных
вещей не отбирается, а споров о принадлежности вещей не бывает.
Если вещи, о пропаже которых было заявлено, нашлись, то они
возвращаются владельцу. [86, Ю., л.16]

67 Кражи случаются часто, поэтому существуют определенные приемы и способы отыскания воров — по следам, по приметам на украденных вещах, а также путем сличения похищенных вещей с оставшимися в наличии у потерпевшего. [7, Вл., л.10-10об.]

Разыскивает воров и прочих преступников полиция. Кражи имущества и денег уличаются большей частью при сбыте краденого. При порубках, потравах, кражах плодов из садов и огородов розыском


 


■ >.Чикал.4(10")



занимаются сами потерпевшие. Летом лесные порубки крайне редки (за исключением сдирания корья и резки веников, на что внимания не обращают). Для порубок, совершаемых в основном в темные осенние и зимние ночи, почти не может быть речи о поимке вора с поличным, поэтому остается путь косвенных улик, например по новой постройке. При наличии оснований потерпевший может обратиться к местному начальству с просьбой о производстве обыска и осмотре леса. В таком случае подозреваемый должен представить доказатель­ства своей невиновности. Нередки «соглашения» между порубщиками и заведующими лесными конторами, поэтому частые случаи безна-казаннности порубщиков, которые имеют место в результате подо­бных соглашений, вызывают озлобленность односельчан. [86, Ю.,

л. 17-20]

68 Сличение возможно только в случае наличия у потерпевшего вещей, сходных с украденным (напр., снопы ржи или овса, семена в амбаре или пенек срубленного дерева, к которому приставляют спил, сделанный с дерева). Приводится пример поиска украденного овса по характерной вязке снопов. [7, Вл., л.10об.-11 ]

68 Решение волостного суда о принадлежности предметов, ото­
бранных у подозреваемых лиц, выносится на основе протоколов
полиции и опросов свидетелей, бывших при полицейском дознании.

[86, Ю., л.20]

69 Пристрастные допросы в крестьянском быту случаются. Так,
недобросовестному пастуху был сделан старостой выговор, на который
первый ответил прямой угрозой. В результате ночью у старосты по
неизвестной причине загорелся двор, пастух же пропал. После этого
выставленным караулом был пойман пропавший пастух, которого,
избив, вынудили признаться в поджоге. Допрос с пристрастием был
остановлен старостой и десятскими. [7., Вл., л.11-12]

69 Случаев вымогательства признания тем или иным путем нет.

[86, Ю., л.20]

70 Наибольшим доверием судов пользуются должностные лица и
крестьяне, известные своей правдивостью, добросовестностью и хо­
рошим поведением. Обычное число свидетелей — два-четыре, в
крайних случаях ограничиваются одним, если свидетель не стяжал
известности полной нравственной неблагонадежности (впрочем, та­
ких свидетелей обыкновенно не указывают, а при отсутствии других
редко когда решаются возбудить дело). [86, Ю., л.20-21 ]

71 Показания детей против родителей принимаются только в случае
признанной безнравственности поведения последних и при условии
добропорядочности первых. Наибольший вес придается показаниям


домохозяина, старшего в семье, особенно если это отец, который достиг преклонных лет и считается более обычного религиозным и богобоязненным (ибо он «не примет греха на душу»). [86, Ю., л.21 ]

Обычай вообще устраняет от дачи показаний на суде только
лиц, стяжавших безусловно дурную репутацию. [86, Ю., л.21 ]

Уклонений от свидетельства на волостном суде (даже несмотря
на возможный для этой цели выезд в город) почти не встречается.
Боятся (и то не все) свидетельствовать на окружном суде, особенно
по уголовным делам. Причина этой боязни заключается не в пред­
стоящих дорожных расходах, оплачиваемых казной, а в ответствен­
ности перед Богом за то влияние, которое невольно можно оказать
на судьбу другого человека. [86, Ю., л.21-22]

74 О подкупах свидетелей не слышно, но подпаивания иногда
бывают. Устраивается такое угощение в благодарность за принятый
на себя труд явиться на волостной суд. Спокойное, бесстрастное \
отношение к угощениям характеризует добродушие и снисходитель-!
ность народа. Случаи дачи ложных показаний за выпивку редки.
[86, Ю., л.22]

76 Присяга в волостных судах недопустима по закону. Раньше изредка допускалось «испытание крестом» (троекратное осенение широким крестом) ответчика, отрицавшего словесный долг. Такое клятвенное отрицание считалось достаточным доказательством пра­воты ответчика. Этого даже требовали истцы при бездоказательности своего иска, в надежде, что ответчик не решится ложно «крест принимать». Истцы к такой клятве не допускались. Обряд этот отошел теперь в область предания. [86, Ю., л.22-23]

78 Лжеприсяга, по понятию крестьян, — страшное преступление, о ней и не слыхивали. Корреспондент упоминает лишь об одном случае лжеприсяги в старом суде. Виновный, старшина Ростовского у., был сослан в каторжные работы. Лжесвидетельствовать в новом преобразованном суде — грешно, но не в такой мере, как принять лжеприсягу. Всякого рода сознательные ложные показания бывают ! крайне редко и от них надо отличать бессознательное вранье близких родственников. [86, Ю., л.23-24 ]

83 Магарычи за разбирательство не обязательны, но обычаем они допускаются и считаются справедливыми. «Для тебя трудились, ты и угощай!» — вот взгляд судей и судящихся, сознающих, что получаемое судьями жалованье далеко не вознаграждает их труд. Поэтому иногда случается, что перед заседанием суда или же во время перерыва судьи в селе Аньково направляются в трактир, причем с обеими противными сторонами (из наиболее зажиточных судящих-



ся), которые расходы на общее — судьям и себе — угощение делят пополам. Никакого влияния на приговоры такие угощения не ока­зывают, но судящимся делаются некоторые льготы. Например, слу­шание дела по просьбе одной из сторон назначается на известное число или выдаются копии решения ранее срока. Судьи, входившие в состав Ивашевского волостного суда в трехлетие 1894-1897 гг., были падкими на вина и попробовали сообразовать приговоры с размерами угощения. В результате их уличили, подвергли аресту, после которого старший член суда, «главный коновод и заводила» был удален от должности и заменен одним из кандидатов со строгим внушением: «забыть думать о таких проделках». После этого угоще­ния, даже самого невинного свойства, прекратились.

Взыскание судебных издержек законом не разрешается, однако, со стороны судей часты попытки присудить их в форме взыскания убытков за потраченное время и за расходы по делу. Съезды подобные решения отменяют.

Плата за свидетельство бывает только в форме угощения, но некоторые и этого не делают. Свидетели в таком случае высказывают неудовольствие, потому что «даром прошлись». [86, Юм л.24-25]

84 Предъявление неправильного гражданского иска не влечет
никаких последствий, кроме отказа. При недоказанности обвинения
в уголовных делах об оскорблении чести, угрозах и т.п., противная
сторона, хоть и редко, но привлекает обвинителя к ответственности
по закону. [86, Ю., л.25]

85 За период с 1892-го по 1899 г. в Аньковской волости лишь один
раз был приговор к 20 розгам (за кражу барана), но приговор был
заменен 15 днями строгого ареста. В Ильинской волости было десять
приговоров к розгам, но приведены в исполнение были лишь три. В
дореформенное время телесные наказания бывали чаще, а мотивами
их служило повторение однородных поступков, особенно вскоре после
отбытия наказания. Приговоренные стараются избежать розог, для
чего обжалуют решения у земских, прося заменить розги арестом.

Крестьяне вообще считают телесные наказания крайне позорными, первое время брезгливо сторонятся наказанных, а впоследствии, случается, называют их сеченными, продолжая считать их людьми дурными, ненадежными, с которыми лучше не иметь дела. Получение, розог прощается и забывается народом гораздо труднее, чем отбыва­ние наказания в арестантских ротах. Экзекуция производится не­пременно при одном из членов волостного правления, старосте и двух понятых. Все расписываются в книге, что присутствовали при испол­нении приговора. Исполняет приговор сторож волостного правления.


Что касается ареста, то он подгоняется к менее рабочему времени. За несколько дней до назначенного по приговору дня для отбытия наказания осужденному посылается повестка с требованием явиться (эти несколько дней даются ему для приведения в порядок домашних дел). «Садиться под арест» являются беспрекословно в указанный день. Описываются местные условия содержания под арестом (сто­рожа «скромному» арестанту, если ему не предписан строгий арест, разрешают попить чайку в трактире, не следя, если он выпьет и вина, а то и сами принесут вина в надежде, что их за это попотчуют; арестованные содержатся в комнате размером в 15-20 квадратных аршин, без печки и мебели). Бегают из-под ареста редко и только посаженные «для вытрезвления». [86, Ю., л.26-28 ]

86 Из всего устава о наказаниях ведению волостного суда подлежат
проступки, предусмотренные только восьмьюдесятью шестью его
статьями. Почти половина статей (42) предусматривает исключи­
тельно денежные наказания, 13 статей — арест, 31 статья — арест
или штраф. Наблюдается некоторая устойчивость видов наказаний
за отдельные, наиболее часто совершаемые проступки. Так, оскорб­
ление взрослых чаще наказывается арестом, оскорбление должност­
ных лиц — штрафом, проступки детей — также штрафом, нарушение
общественной тишины — чаще штрафами, но иногда даже продол­
жительным арестом, пьянство с расстройством хозяйства — арестом
или розгами, «повременная выпивка» и появление в пьяном виде в
публичном месте — штрафом. За самоуправство вместо ареста,
полагаемого по закону, часто назначается штраф. Размеры взысканий
бывают от 50 к. до 3 р., реже — до 5 р. При назначении более высоких
штрафов принимается во внимание состоятельность наказуемого. [86,
Ю., л.29-30]

87 Случаи применения позорящих наказаний есть (напр., за
воровство). Преступника с украденной вещью проводят по селу,
сопровождая его проход выкриками. Подобный самосуд вершится
потерпевшим или односельчанами в случае кражи одежды, обуви
или пищи, причем ему подвергаются лица, неоднократно уличавши­
еся в мелком воровстве, пойманный же впервые подобному позору
обычно не подвергается. Корреспондент описывает случай, когда
виновная в краже, оказавшись перед выбором между передачей дела

д и позорящим наказанием, предпочла последнее. [7, Вл., л.12-12об.]

88 При решении гражданских дел, в случае сомнительности
доказательств, может быть принято решение «грех пополам». [86,
Ю., л.30]


 




Опека

(вопросы № 91,92)

91 Опекунами, как правило, бывают ближайшие родственники, в основном, по отцовской линии. Имущество малолетних сирот пере­водится в деньги, которые кладутся в банк. Действия опекунов контролируются миром. [4, Вл., л.28)

91 По мнению большинства крестьян, опека — это кара небесная за грехи. Крестьяне стараются по возможности «не доносить» об оставшихся сиротах. Права над личностью и имуществом малолетних в случае смерти родителей переходят к одному из взрослых членов семьи. Из учтенного корреспондентом за 1899 г. 41 случая опеки по Ивашевской волости, в 21 случае права по опеке переходили к матери, в 11 — к дядьям, в двух — к дедам, в пяти — к братьям, в одном — к зятю, и еще в одном — к чужому человеку. Опеки стали учреждаться только в последнее десятилетие, с появлением земских начальников. Раньше они устанавливались только в исключительных случаях, когда умирал богатый человек, оставляя по завещанию имущество детям, родившимся в сводных браках. Приводятся примеры стоимости описанного имущества для названных выше случаев опеки. В шести случаях из них опека признана крестьянами справедливой. Вместе с тем встречаются сироты и без опекунов. Так, в разных селениях края есть малолетние круглые сироты — всего 54 ребенка из 28 семей, и ни у кого из них отдельных опекунов нет: «Начальство, очевидно, не понуждает, а крестьяне не сознают надобности». [88, Ю., л.2-7]

В права опекунства вступает, как правило, кто-либо из бли­
жайших родственников, за неимением которых — посторонние, в
большинстве случаев бездетные люди. Забота крестьянского общества
о сиротах проявляется в том, что с них складываются все тягла или
«некоторая часть онаго»; оброк же, следующий с этого тягла, рас­
кладывается до их совершеннолетия на все общество. [1885, Ш., л.1 ]

Опека над девушкой длится до 18 лет или же до замужества,
если последнее произойдет раньше, чем девушка достигнет этого
возраста. Имущество передается опекуном по описи, причем вознаг­
раждения за опекунство не полагается. Поводов для опеки, кроме
смерти, крестьяне не признают. Если женщина после смерти мужа
вторично выйдет замуж, то вместо нее опекуном над детьми назна­
чается кто-либо из родни ее первого мужа. Если отчим дает пись»-
менное обязательство вырастить детей, то он становится совладельцем
их имущества. Иногда личность опекуна оговаривается в завещании.
[4, Вл., л.29-30]

92 Если вдова по каким-либо причинам не становится своим детям!

!


опекуном, то последний избирается крестьянским обществом. [32, Мел., л.17]

92 Опека по закону продолжается до 18 лет, но есть случаи, когда
мальчики вступают в распоряжение домом в 16 и даже в 15 лет. Это
происходит, если мальчик провел на отхожих промыслах не менее
двух концов (сроков). Существует обычай, при котором опекаемым
предоставляется право вступления в брак до достижения 18-летнего
возраста, после чего опека прекращается (для девушки опекуном
становится ее муж). При выходе замуж вдовы, малолетние дети
поступают под опеку отчима. Если женщина выбирает мужа из другой
общины, то детское имущество остается в руках прежнего опекуна,
а земля «до возраста» детей отходит к миру.

Опекуны вознаграждения не получают, за исключением права на бесплатное пользование землей опекаемого. Опекуны, кроме того, обязаны давать словесные отчеты обществу о своих действиях по имуществу малолетних. В приговорах сходов записывается, что в составе имущества изменений не произошло и что действиями опекуна общество довольно. О злоупотреблениях, так же как и о растратах, не слышно. Случается и так, что никакой отчетности не ведется. [88, Ю., л.8-10]

Повинности

(вопросы № 93-100)

93 В плату годовых повинностей входят: земельный налог; выкуп­
ные платежи; плата за лесной надел; уездный земский сбор; губерн­
ский сбор; плата за содержание волостного суда и правления. Итого
денежных повинностей на душу населения в год составляет 5 р. 52 к.
Жалованье старосте, плата духовенству и другие мирские траты
(починка сараев, мостов) выдаются из мирских сумм — доходов
общества за сданную в аренду землю (в селе Семеновское за аренду
выручают 362 р. в год). Кроме этого, крестьяне в случае надобности
исполняют подводную и постойную повинности («подводы распреде­
ляются по душам и идут по ряду», т.е. сначала идет ряд, например,
по пятидушным семействам, затем по четырехдушным и т.д.). [7,
Вл., л.13-13об.]

Обычная форма уплаты податей денежная (на душу приходится
около 6 р.). Крестьянин может быть освобожден от повинностей
только в случае отказа от земли. [41, Мел., л.6]

Помимо платы денежных повинностей все семьи участвуют в
отработке натуральных повинностей; так, на починку дорог посыла­
ется по одному человеку от семьи с подводой, т.е. имеет место


распределение повинности «по домам», в отличие от денежной и подводной, распределяемой «по душам». От всех видов повинностей освобождаются семьи, не имеющие земельных и лесных наделов. Бесплатных участков для стариков, вдов и сирот нет. При платеже оброка действует принцип круговой поруки. [7, Вл., л.13об.-14]

95 Денежные повинности взимаются два раза в год: за первое полугодие с середины января до 1 мая, за второе полугодие — с июля до 1 ноября. Подати взыскивает селенный старости, который через нарядчика информирует односельчан о сборе податей. Выборный из крестьян сборщик налогов по мере получения денег отправляет их в казначейство или волостное правление (плата сборщику — 5 р. в

год). [7, Вл., л.14]

95 Повинности взыскиваются старостой. [41, Мел., л.7]

96 Круговая порука вынуждает крестьян требовать от своих
однообщественников уплаты денежных и исполнения натуральных
повинностей. Так, неплательщику не выделяется причитающаяся
ему часть леса, пока не будет уплачен оброк. «При таком обороте
дела неисправных плательщиков нет». [7, Вл., л.14об. ]

96-97 В случае неуплаты податей продается часть имущества, скота. Случаев наказаний за неисправный платеж со стороны обще­ства не было. Впрочем, староста сам наказывает работника. [41, Мел., л.7]

Воинская повинность

(вопросы № 98-99)

98 В середине сентября парни призывного возраста бросают работу и начинают гулять. Денег на такое гулянье идет немало: «да только заведено и бросить стыдно». Новобранцы тянут жребий. Вытащившие счастливый жребий остаются дома. От жеребьевки до отправки на службу проходит около 9 недель. Провожают рекрутов только род­ственники. [7, Вл., 14об.-15 об. ]

98 Перед уходом в солдаты бывает долгая «гульба». Корреспондент, описывает возвращение солдата со службы в дом к неверной жене, поведение солдата и его родных при этом. [41, Мел., л.7-9]

98 Отбытие на воинскую службу — теперь явление заурядное я] неизбежное, которое нельзя миновать. Матери и жены грустят, но! раздирающих душу сцен нет. Часто стали на вынутие жребия молодо! человека отпускать одного, а на прием в солдаты провожают теперя! лишь один-два члена семьи. За один-два месяца до жеребьевки призываемым дают отдохнуть. На проводах благословляют, пькгм немного больше обычного, снабжают призывника бельем и деньгам™


По окончании службы солдата встречают радостно, праздничным застольем, и дают отдохнуть несколько месяцев. [88, Ю., л. 10-11 ]

По возвращении с военной службы отставные солдаты, как
правило, поступают на фабрику, а хлебопашеством занимаются редко.
Солдатки часто живут в работницах, либо занимаются на дому
ткачеством. [1885, Ш., л.2]

От воинской повинности крестьяне не уклоняются. [41, Мел.,
л.9]

99 Случаев членовредительства не бывало. [88, Ю., л.11 ]

100 На памяти корреспондента не было ни одного случая отбора
лошадей для войск. [41, Мел., л.9]

100 Описывается конная повинность на основе переписей и осмотра
лошадей, которые осуществляют специальный заведующий военно-
конским участком данной волости с помощниками в присутствии
волостного старшины. Заведующий избирается на земском собрании
из числа самых лучших местных знатоков. Последний раз перепись,
производилась в 1894 г., а ранее — незадолго до Турецкой войны. В
перепись 1894 г. по Аньковской волости записано: верховых — одна
лошадь, артиллерийских — 68, обозных I разряда — 176, обозных

II разряда — 157 лошадей. [74, Ю., л.37-38]

Празднества (вопросы № 101-102)

101 За три дня до праздника Троицы крестьяне объединяются по
четыре-пять семейств, имеющих родственные связи, с целью варки
пива. Накануне праздника — непременное мытье в печке. В праздник
все обязательно идут на утреннюю службу в церковь, после которой
священник ходит по домам и возле каждого праздничного стола
служит молебен и окропляет все святой водой. Почетные гости сидят
под образами (ими являются зять и его родители). Близких (кровных)
родственников не приглашают, в случае духовного родства пригла­
шение считается обязательным. Близкие родственники гостят по три
дня, дальние же разъезжаются на второй день. Приводится текст
хороводной песни: «Хожу я гуляю вдоль хоровода/ Люли люли вдоль
хоровода/ Гляжу выбираю богатого деверя». [1, А., л.6-8]

101 Больших праздников бывает не менее двух в год. Храмовые праздники длятся долго: Николин день осенью празднуют с 8-го по 15 ноября. Празднование оброчных дней летом ограничивается одним днем («гулять некогда»). На осенние праздники выезжают всем семейством, собираясь в иных домах по 20 человек. Пища в эти дни ■•пичается разнообразием, большим количеством мяса. В состав обеда


 


 


 


непременно входят щи, «без которых обед не в обед». После обеда водят хоровод. Когда стемнеет, пир продолжается. Утром второго дня пьют чай, а так как от угощения накануне болит голова, то «чтобы поправиться, подается и водочка». Часто собираются попеременно то в одной, то в другой избе, нанося друг другу ответные визиты («черную курочку щипли, а свою за хохол держи»). От дома к дому ходят чинно. Складчины случаются лишь среди молодежи. Корреспондент также приводит описание летних праздников. [9, Вл., л.2-4об. ]

101 Двумя самыми большими праздниками считаются праздник в часть св.Лавра и Флора (18августа,два дня) ивчесть иконы Казанской Божьей Матери (22-27 октября, шесть дней). Во время праздников важен приход гостей. Пребывание в качестве гостя в других родст­венных семьях («Я погостил там-то и у того-то, потому и жду к себе на праздник») приобретает значение родственных свиданий, поддер-. жания родственных отношений. Для парней и девок тоже событие — повод посмотреть невест и себя показать. Корреспондент описывает праздник в честь иконы Казанской Божьей Матери. В первый день собираются гости, хороводы устраиваются редко. Гулянье и веселье наступают на второй день: с утра бывает чай и подношение водки (бедные хозяева подносят по два-три стакана, богатые — по четы-ре-пять, затем завтрак, после чего водят хоровод, на котором песни / поют специально нанятые песенники. Около 2 часов дня все идут обедать, затем снова собирается хоровод, который продолжается до 10-11 часов вечера. В нем уже нет утренней чинности и благопри­стойности, начинаются крик, шум, допускаются вольности. После ужина ложатся спать, чтобы на следующий день рано встать, «потемну и завтракать». Большой праздник обходится хозяину победнее в 5-8 р, (когда выставляется от четверти до 2 ведер водки), богатому — до 12-15 р. На седьмой день праздника молодежь устраивает складчину, покупают угощение, после чего праздник заканчивается. [11, Вл.,

л.2-3об.]

101 В праздники катаются на лодках по р.Мстере или гуляют по берегу, хороводов не водят. Весенние гулянья бывают от Пасхи до Троицы, большие же гулянья — в заговенье перед Петровым постом. В воскресные и праздничные дни бывают девичьи гулянья: гуляют. артелями по шесть-десять человек, в несколько рядов, причем при составлении ряда учитывается имущественное положение девушещ (наиболее зажиточные занимают место в первом ряду с правой стороны). Зимой по воскресеньям и праздникам устраивают катанья с гор, которое продолжается до конца сырной недели (масленицыш В четверг на масленице девушки идут на реку полоскать белье (обычая


этот соблюдается даже девушками из зажиточных семей, несмотря на ледяную воду). В воскресенье масленицы, в прощальный день, все прощаются и дарят гостинцы родным и знакомым, местному начальству и духовенству. На святках — ряженые. Во время поста по воскресеньям бывают гусиные травли. [18, Вяз., л.24-25, 27-28 ] 101 В праздничные дни нарядно одетые мужчины (сапоги со скрипом, жилеты) отправляются к кабаку коротать время. Женщины в кабак не ходят, их время уходит на стряпню, обед и лишь после обеда они выходят за ворота, садятся на завалинках и лавочках и молча «обводят тупыми взорами улицу». Выделяется поведение молодежи: девушки ходят как павы, парни выглядят франтами, однако ни та, ни другая сторона не сходятся. Заговорить же с девушкой считается большим неприличием, поэтому все ограничивается смот­ром. [19, Г., л. 1-4]

101 Главными празднествами считаются: Пасха, Рождество, Ильин ' день, масленица. Празднуют все по-разному, в силу имущественных и иных различий. Так, отдельными компаниями собираются солдатки, вдовы, девушки и пр.

Специальными праздниками являются: начало сенокоса, заверше­ние жатвы и молотьбы, наем пастухов, закладка общественного здания и т.п. В праздник селом выпивается до 100 ведер водки. [28, Мел., л.14-15]

101 Одним из самых больших праздников является Спасов день (16 августа), который празднуется обычно три дня, а иногда неделю. К этому празднику приурочиваются свадьбы и ярмарка. Вообще же, в каждом селении есть свои предпочтительные праздники, когда в селе устраивается ярмарка, на которую собираются жители окрестных селений. Так, например, в погосте Домнино таким праздником является Ильин день (20 июля), в селе Тригорово — Казанская (8 июля). Спасов день в селе Ляхи имеет «свадебный характер». В первый день праздника Спасова дня до 5-6 часов вечера тихо; затем на телегах, запряженных парами и тройками лошадей, подъезжают к церкви женихи с невестами. Начинают пить: пьют и большие, и малые, мужчины, женщины, девицы и даже малолетние дети. Со второго дня праздника идет гулянье: гуляют по улице с песнями и плясками. Молодые посещают всех родственников с той и другой стороны.

Наряду с праздниками бывают особые заказные дни, когда устра­иваются молебны по какому-либо случаю. Тогда не работают, но и ие гуляют. [41, Мел., л.9-11 ]

101 Помимо повсеместно почитаемых праздников, в каждом селе-


 




нии установлено от двух до пяти особых праздников, во время которых ходят друг к другу в гости («перегащиваются»). Обычно в каждом приходе определяется два (реже — один) таких праздника, которые исправляются практически во всех селениях прихода, за редким исключением. Так, например, в дер. Сел ищи Ивашевской волости прихода Св.Троицы-Шендоры общеприходской праздник Троицы не празднуется, а «заменяется» своим особым праздником — Тихоновым днем, 16 июня. Помимо таких общепринятых праздников, почти в каждом селении исправляется праздник с участием приглашенных гостей. В тех же приходах, где бывает только один общий праздник, многие селения имеют еще по два отдельных праздника. Так, в дер. Кудяево Ивашевского прихода и волости два раза празднуется Егорьев день — 23 апреля и 26 ноября.

Самым распространенным праздником в описываемой местности является Троицын день. Перечисляются праздники, исправляемые поприходно, а также праздники отдельных селений. Из двунадесятых праздников поприходно празднуются только Троицын день и Рож­дество Богородицы; праздники Вознесения и Успения Божьей Матери празднуются отдельно по селениям, а в прочие двунадесятые праз­дники гостей не приглашают. Пасха — праздник всеобщий, в первые три дня которого гостей ни у кого не бывает, «перегащиваются», и то кое-где, лишь на четвертый день. На масленую приглашаются исключительно зятья. Вообще на праздники приглашаются по боль­шей части родственники. Количество гостей в праздники, а тем более — на свадьбу, составляет известного рода похвальбу перед другими. Из посторонних зовут священника, приходское духовенство с семьями, реже — волостного старшину или сельского старосту. Обязанность прибытия на праздник определяется не столько степенью родства, сколько степенью свойства («родня по женской линии»): чем ближе родство, тем несомненнее обязанность побывать в гостях. Приглашение выражается словами: «Праздновать к нам просим милости», на которые всегда следует ответ: «Ваши гости. Не оставьте!»

Уход в гости (к кому — куда) обсуждается заранее на общих семейных советах, где решающим считается голос большухи. Гуляют все по-разному. Так, женатые ходят в гости с женами, холостые ходят артелями, причем не к родственникам, а вообще «в деревню», где гуляют со сверстниками либо на улице, либо в специально нанятом доме. Девушки в гости почти никогда не ходят, «перегащиваясь» друг у друга.

Праздник с приглашением гостей никогда не оканчивается одним днем. Иногда если праздник начинается в четверг, то прихватывается


и воскресенье, в зависимости от средств хозяев. Начинается праздник с посещения церкви. Съезд гостей происходит почти одновременно по окончании богослужения. Сидят за столом подолгу, вначале молча, затем, опьянев от вина, пускаются в разговоры. Говорят громко, обычно несколько человек сразу. Темами разговоров служат дорож­ные приключения («супонь у хомута лопнула»), слухи и деревенские новости. Корреспондент, живущий в селе Аньково более 30 лет, бывал на праздниках много раз, но никогда не слыхал, чтобы за столом говорили о возможном сватовстве в семье или об отхожих промыслах на стороне.

В первый день многие хозяева если и выпивают, то стараются соблюсти порядок, хотя уже за ужином и «на сон грядущий» наверстывают упущенное (непьющих, так же как и выпивающих «малость для здоровья», очень мало). Утром следующего дня пове­дение разное. Особо близкие родственники сами разыскивают у хозяев вино для опохмелья, которое, впрочем, оставляется специально для этого в известном месте около печи. При общем пробуждении пьют чай, следом за которым подается и завтрак с вином. Затем вновь бывает чай, который подается только для видимости (поскольку все пьют вино) — на случай приходящего наброда, т.е. незваных гостей. Вообще чай после еды — редкое исключение, которое допускается только на больших праздниках и свадьбах. Общим правилом считается чай, предшествующий еде. Время между обедом и вторым чаем (а в действительности пятым или шестым) заполняют пением, картежной игрой или «шатанием» по улице. Затем вновь устраивается чай и ужин, после которого все ложатся спать.

Размеры выпивок не во всех селах одинаковы. В селе Аньково вино в основном обносят рюмками по кругу, причем за обед и ужин вместе бывает не больше четырех-пяти кругов, а за







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 779. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия