Студопедия — Инструментальные ценности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструментальные ценности






II. Ценности инструментальные, служащие для максимально полной реализации фундаментальных ценностей.

a) Ценность жизни вечной подразумевает и ценность жизни временной, жизни в этом мiре. Эта жизнь — начало индивидуальной вечности, вечности каждого человека в отдельности[17]. Но стать таким началом она может только в том случае, если человек руководствуется базовыми христианскими ценностями, избрав их своей свободной волей и свободно, без принуждения подчиняя им все течение своей жизни.

b) Ценность человека подразумевает необходимость индивидуального качественного совершенствования через упражнение в добродетели (вера, надежда, любовь и проч.). Добродетели — обильные дары Божии («не мерою дает Бог Духа» — Ин. 3, 34), даваемые людям для сознательного и свободного использования в целях достижения обожения.

c) Ценность спасения как цели развития человечества определяет наличие догматических и литургических ценностей — поскольку спасение возможно только на правом пути, только для тех, кто «православно величает» то, что свято — то, к чему дoлжно стремится, чего дoлжно достигнуть, с чем дулжно соединиться, чтобы осуществить предназначение человека.

Вера, согласно христианскому учению — это особый род знания, православная вера — это правильное знание, истина. Догматические и литургические ценности — это способ верификации и манифестации веры. Должным образом подтвержденная и проявленная вера приводит к реализации возможности личного спасения, поскольку спасение — не дело эмоций или догадок, это — путь знания (кaк и чтo именно следует делать, чтo именно значимо, а чем можно пренебречь: «Мы обнаружили два смысла, обозначаемых словом истина. Один — постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой — верное знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира. Истина, содействующая спасению, живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему; а если мы не будем знать истину о земле и море, о звездах и об их движении и скорости, это нисколько не помешает нам получить обетованное блаженство»[18]). Спасение — дело слишком важное (единственно важное!), чтобы ставить его в зависимость от каких бы то ни было случайностей (от ветра главы своея).

Отсюда — значимость догмата (чтo именно: во что следует верить, чтобы спастись) и богослужения как социального явления, общественного служения (кaк именно: как следует поступать, чтобы следовать догматическим истинам и таким образом спастись).

d) Ценность человека и Церкви приводят к восприятии общества как самостоятельной ценности, поскольку оно а) выражает общественную природу человека, которой он наделен в процессе Творения, и б) являет собой (в потенциале) проекцию Церкви на весь социум, который (в силу того, что Церковь — не просто общество, но — тело Христово) становится охристовлен-

ным обществом.

e) Ценность человека и Церкви, предназначенных к всецелому спасению, подразумевает необходимость социального совершенствования человека во взаимодействии с другими личностями. Отсюда возникают производные ценности социального плана, в частности: собственность и ее общественный характер; труд, его сакральный и общественный характер; благотворительность как реализация общественного характера собственности и труда; и др., а также соответствующие требования к ним.

Собственность, как таковая, в определенных обстоятельствах не отрицается (хотя и признается явлением, ограниченным во времени — по крайней мере, не изначально сущим — и внешним для человека, в отличие от духовных благ, которые могут стать ему сущностно имманентными) ни Писанием, ни преподобными отцами, полагающими нестяжание не заповедями, но дарами[19]. Однако общее правило отношения к частной собственности задается апостолом, сказавшим: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]» (1 Тим. 6, 7). Частная собственность имеет свои естественные пределы: разумное стяжание ограничивается рамками насущно необходимого.Мерой естественного желания считается разум, образуемый надлежащим научением.

Механизмом обеспечения телесных потребностей человека и формирования собственности является трудовой процесс. Это — общая обязанность всех живущих на земле, обязанность изначальная (как следует из библейской кос-могонии), не связанная с тем рубежом бытия человечества, который обозначило изгнание из Рая. В этом смысле труд сообразен человеческому естеству и достоин всякого одобрения и похвалы.[20]

Благотворительная деятельность — непременная принадлежность христианской праведности (прежде всего — для мирских людей), она — одна из тех пяти добродетелей, которыми созидается благочестие. Благотворительный процесс, осуществляя социально-уравновешивающую функцию, подталкивает богословскую концепцию к формулированию политико-экономической идеи Богоданного общественного богатства, подлежащего распределению и пе-рераспределению внутри общества в целом[21]. Причем, если относительно материальных благ, находящихся в частной собственности, возможен определенный богословский дискурс (хотя, в конце концов, и они, в той части, в которой превосходят насущные потребности собственника, мыслятся в категориях общности), то безусловно общественный характер носит та совокупность материальных явлений, которая образована Богом для обеспечения существования всего человечества (прежде всего, природные ресурсы)[22].

Собственно, и сам хозяйственный процесс осмысливается как сакрально обусловленное общественное воспроизводство. Даже самый распорядок суток подчеркивает, что порядок хозяйственного дня по сути своей сакрализован — видимо, потому, что человек, как специально обращает наше внимание современный богослов, «есть существо теоцентрическое»[23].

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия