Они обосновали свои слова, указав цены на бумагу и другие расходы.Прабхупада начал говорить о своей миссии. Распространение книг ИСККОН — это благотворительная деятельность на благо всего человечества. Преданные распространяют книги за любые пожертвования, которые могут дать им люди, и сам он не имеет от этого ни выгоды, ни почестей. Это духовное образование, это литература первостепенной важности. — Так или иначе, — сказал Прабхупада в заключение, — обращайтесь по этому поводу к моему секретарю, — и откинулся на спинку кресла. Дальше вести переговоры предстояло Тамала-Кришне. Тамала-Кришна начал с того, что Прабхупада на самом деле был слишком щедр, потому что ИСККОН никогда не мог позволить себе платить так дорого, и назвал цену на сорок центов ниже той, которую предложил Прабхупада. — Г-н Тамала, — агент еще больше расстроился. — Пожалуйста, пересмотрите свое предложение. Последовал вежливый спор. Неожиданно Прабхупада вмешался, заняв положение стороннего наблюдателя. Он сказал, что уладит противоречия, возникшие между его секретарем и торговцами. — Я выслушал обе стороны, — сказал он, — и думаю, что цена должна быть один доллар двадцать пять центов за книгу. Вот и все. — Да, Ваша Божественная Милость, — обрадовался торговец. — Это правильно. После дальнейших переговоров Прабхупада согласился подписать контракт на повторную печать Первого тома и выпуск Второго тома «Кришны, Верховной Личности Бога», двух номеров «Назад к Богу», а также «Назад к Богу» на хинди и новой книги, «Шри Ишопанишад». ИСККОН должен был заплатить наличными всего лишь пять тысяч долларов, а «Дай Ниппон» соглашалась печатать в кредит. У себя на квартире Прабхупада устроил для руководителей «Дай Ниппон» пир. Японцам особенно пришлись по вкусу самосы и пакоры. Они подарили Прабхупаде часы и все оставшееся время его пребывания в Токио продолжали заботиться о его удобствах. Прабхупада познакомился с одним юношей по имени Брюс — уроженцем Канады, но японцем по национальности. Брюс серьезно заинтересовался сознанием Кришны, и Прабхупада пригласил его поехать с ним в Индию, на что юноша с радостью согласился. ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ Танцующие белые слоны. Калькутта Августа 1970 года Прошло почти три года с тех пор, как Прабхупада последний раз был в Индии, и вот теперь он вернулся в Калькутту, свой родной город. Хотя время было позднее, и перелет из Токио занял долгих двенадцать часов, Прабхупада спускался по трапу самолета, сияя от радости. На летном поле его встречали Ачьютананда и Джаяпатака — единственные американские ученики Прабхупады в Индии. Завидев его, приближающегося к ним в своем шелковом шафрановом одеянии, они пали ниц. Прабхупада же, улыбаясь, обнял их. Ученики усадили его в убранный цветами автомобиль и сопроводили к зданию аэропорта, в зал для почетных гостей. Некоторые духовные братья Прабхупады и старые калькуттские друзья тоже пришли его встретить; группа преданных из Чайтанья-Матха вела киртан. Прием был впечатляющим и праздничным: зал дрожал от пения «Харе Кришна». Прабхупада сел. Звуки киртана, многочисленные изображения Кришны, аромат благовоний и цветов жасмина в сочетании с божественным присутствием Прабхупады превратили унылое помещение аэропорта в райский уголок. Индийцы проталкивались сквозь толпу, чтобы надеть на Прабхупаду гирлянду. Когда гирлянд становилось слишком много, Прабхупада снимал их, но его тут же заваливали новыми и лица его из-за них почти не было видно. Американские преданные, как завороженные, наблюдали за бенгальскими брахмачари, выписывавшими на своих мридангах какие-то замысловатые экзотические ритмы. Люди толпились, стараясь протиснуться поближе, чтобы прикоснуться к стопам Прабхупады и попросить у него благословений, а Прабхупада улыбался — он был дома. Наконец, киртан подошел к концу, и тогда он заговорил: — Я вернулся в этот город, где не был три года. Харе Кришна. Я исколесил весь мир и понял, что материалистический прогресс не поможет принести сюда счастье и покой. Я видел Японию — страну высокоразвитую в техническом отношении. Несмотря на это, там нет настоящего счастья. Но в Индии люди наслаждаются, слушая санкиртану, даже если не осознают ее важности. Мой совет индийцам — если вы будете добиваться успехов только в науке и технике, не уделяя внимания хари-наме, то навсегда останетесь отсталыми. В хари-наме заключена потрясающая сила… Журналист: Вы сказали (я цитирую): «Даже коммунизм пуст, если лишен Кришна-намы». Что вы имели в виду? Прабхупада: Почему только коммунизм? Без сознания Кришны все пусто. Что бы вы ни делали, в центре должен оставаться Кришна. Не имеет значения, кто вы — коммунист, капиталист или кто-то еще. Мы только хотим понять, является ли центром вашей деятельности Кришна. Журналист: В данный момент в Бенгалии происходят большие беспорядки. Что бы вы могли посоветовать? Прабхупада: Я советую повторять «Харе Кришна». Это совет обеим сторонам — и капиталистам, и коммунистам. От их враждебности не останется и следа, и все их проблемы решатся, если они последуют моему совету. Собравшиеся, одобряя слова Прабхупады, закричали: — Садху! Садху! Направляясь в дом г-на Дас-Гупты на Хиндустан-роуд, Прабхупада сидел на заднем сидении автомобиля. За окном сменяли друг друга знакомые виды Калькутты. Однако сопровождавшим его иностранцам Калькутта казалась чужой и незнакомой. Слоняющиеся тут и там тощие коровы, уличные собаки, клячонки, нагруженные непомерной поклажей, босые рикша-валы*, открытые магазинчики, торгующие экзотическими продуктами, плотные толпы пешеходов, беспощадная жара и невообразимое дорожное движение — все это было знакомо и понятно Прабхупаде, но повергло в культурный шок его учеников. Тамала-Кришна нервно поглядывал на водителя, который, сигналя, лавировал между другими автомобилями. Прабхупада тихо рассмеялся: — Тамала-Кришна, как тебе нравится такой способ вождения? Ачьютананда и Джаяпатака уже привыкли к Калькутте и научились ценить ее культуру. Они встречались с культурными бенгальцами из высших слоев общества, которые, несмотря на их американское происхождение, относились к ним как к садху. Оба проповедовали в домах горожан и пели на публике «Харе Кришна», собирая толпы любопытных. Однако пока им не удалось построить здесь прочного фундамента для ИСККОН. Но теперь приехал Прабхупада – уж он-то изменит положение, развернув свою чудесную проповедь, как это было в Америке! Ученики горели желанием служить ему как послушные орудия в его руках. Уполномоченный Господом Чайтаньей, он должен отныне стать для них животворящей силой, источником вдохновения. Прабхупада прибыл в дом г-на Гупты почти в полночь. Множество людей хотели повидать его, и когда Девананда Махараджа попытался их прогнать, Прабхупада сказал: — Нет, нет, пусть заходят.
|