Студопедия — Да вы что, товарищи? Мы же все — мужики!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Да вы что, товарищи? Мы же все — мужики!






Так мы, Михаил Сергеевич,
сомневаемся: разве Раиса Максимов­
на не с вами? (анекдот)

Символическое действие предполагает существование зрителя. Массовый зритель резко усиливает символизацию. То же происходит в случае особых событий — типа юбиле­ев. В этом случае даже при сохранении того же количества зрителей все равно происходит возрастание символичности. Официальный характер всегда привносит особый тип пове­дения, позы, жеста: ср. домашнюю фотографию и фотогра­фию на паспорт.

Символическое действие в рамках советского общества неравноценно: есть точки сильно выраженного символизма и точки слабо выраженного символизма. В сильный симво­лизм подпадает публичная сфера, в слабый — частная. Примером сильно выраженного символизма являются пограничные объекты: переходы между «нашим» и «чужим» миром, также переходы в рамках символических иерархий «нашего» мира (например, прием в пионеры, комсомольцы, члены партии). Это переходы между разными структурами или переходы в рамках одной структуры, но между ключе­выми позициями, которые естественно значимы и должны особым образом маркироваться. Для советского общества важно даже преодоление физического пространства, что приводит к особой роли в нем альпинистов, стратонавтов, летчиков, космонавтов.


Семиотика советской цивилизации



Символическое действие не терпит разрывов в прос­транстве и времени. По этой причине в советское время предпринимались гигантские усилия по идеологизации час­тной сферы. Это достигалось как идеологизации коммуни­кативных каналов, потребляемых дома (издание книг, прог­раммы ТВ), так и созданием минимассовых каналов (типа агитационных площадок во дворах домов). Интенсив об­щественной коммуникации в домашних условиях служил в качестве определенного предохранительного средства от за­рождения неправильных мыслей.

Дискурсы в определенном пространстве-времени счита­лись наиболее существенными (типа речь на съезде КПСС, речь с трибуны Мавзолея и т.д.). Такие дискурсы должны копироваться многочисленными каналами коммуникации, а также (что является характерным признаком их особого характера) обсуждаться в ином пространстве-времени — ти­па политзанятий, занятий по общественным наукам, пар­тсобраний.

Даже когда Л. Брежнев стал совмещать несколько пос­тов, все равно статус генсека был наивысшим. Независимо от отвратительных речевых данных последнего времени ста­тус первого говорящего безусловно отдается генсеку. Генсек был главным оратором, его речи должны были затем пов­торно изучаться и читаться. Текст остается неизменным, постоянно меняются условия его потребления аудиторией. Чем сакральнее текст, тем большее число таких контекстов в нем имеется. Причем все это в достаточной степени пуб­личные тексты, заранее заданные, по этой причине в них невозможна импровизация.

Символическое действие особо реализуется в парадах и демонстрациях. Здесь порождаются целые невербальные тексты, призванные отразить структуры пространства и вре­мени. Это было возможно, поскольку за невербальными текстами стояли вербальные. Пространство развертывалось, так как демонстрация строилась как отражение волеизъяв­ления трудящихся по географическому (колонны соответс­твовали районам города) или производственному принципу (шли «заводы», «вузы» и т.д.). Временной параметр отобра­жался изображением матросов Октября, военных времен



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Великой отечественной войны. Военные также выдержива­ли эти же принципы (производственный — рода войск, вре­менной — исторической окраской в редких случаях).

Государство очень положительно относится к военным парадам. Это странный феномен удовольствия от самими же организованного действия может быть объяснен лишь определенным государственным «нарциссизмом». Государс­тву необходимы определенная публичность положительных самооценок. Особенно наглядно это проявляется в юбилей­ных точках пространства-времени, когда снимается любой критический фильтр.

Важной функцией военного парада, вероятно, является демонстрация подчиненности первому лицу. Это сущес­твенный аспект, поскольку при этом происходит «разрыв» ведомственной принадлежности. Министр обороны пуб­лично демонстрирует свое подчиненное положение, как и все вооруженные силы. Замкнутая военная среда «отталки­вает» всеми возможными видами штатское руководство. Поэтому парад призван продемонстрировать обратное. Хо­тя это и чисто символическое действие, но в публичной сфере нет разницы между символическим и реальным дейс­твием. Любое реальное действие преисполнено символизма (типа прием посла), а любое символическое действие реа­лизуется в материально существующих формах.

Любое государство с обязательной последовательностью наращивает формальный символизм — герб, флаг, знаки от­личия, ордена и медали. СССР сначала отказался от военной символики царского времени, затем постепенно снова к ней вернулся. Знаки отличия и воинские звания стали теми же. «Золотопогонники» перестало быть негативным словом.

Любое символическое действие является таковым, когда носит системный характер. Особенно это сильно проявля­ется в случае ритуала, где реальное значение уже стерто, а существует только системное (= выполнение ритуала ради самого ритуала). При этом внешняя картинка советских ри­туалов была достаточно однообразной: многообразие юби­лейных дат реализовывалось в ограниченном объеме собы­тий. Можно перечислить такие типы, как съезд, конференция, торжественное собрание, парад, демонстра-


Семиотика советской цивилизации



идя, народные гуляния. Воздействие усиливалось за счет многократности повторения.

Особенностью советских символических действий явля­ется последовательная нейтрализация индивидуального. Это ритуал бронзовых памятников, а не живых людей. Его принципиально неживой слой иллюстрируется отсутствием в официальном срезе жен и детей. Неприятие Раисы Горба­чевой лежит в нарушении этой стороны символизма, а не только в определенном раздражении женской части населе­ния. Это не какой-то злой умысел: определенная форма требует определенного содержания. Введение в нее нес­войственного содержания вызывает отторжение формы. Примером служит не только Раиса Горбачева, но и поцелуи членов политбюро при расставании. Действие, обладающее личностными характеристиками, не подходит для передачи в публичную сферу. Оно начинает нести непрогнозируемые ассоциации. Публичная сфера — это управляемая сфера, она не допускает случайного развития событий.

Ритуализированное действие отличается по ряду пара­метров от обычного повтора действия в обыденной сфере. Это не просто публичная сфера, что выражается в большей обязательности нормы и соответственно в большей наказу­емости за ее нарушение. Участник советского ритуала обыч­но описывал его словами «так надо», «так было всегда», «ничего изменить нельзя». То есть очень важной составля­ющей является ощущаемая долговременная связь. Ритуал частной сферы, например, обед, не имеет этого компонен­та. Поэтому он может иметь большую вариабельность. Ри­туал публичной сферы (демонстрация, партсобрание) нес разные значения для разных участников. Ритуал «обед» так­же может нести разные значения, к примеру, для жены и мужа, матери и сына: одна сторона готовит, другая — съе­дает. Но эти роли не столь жестко закреплены, они могут меняться. Роли в публичной сфере не меняются. Они очень профессионализируются. Как пишет, к примеру, Питер Бергер, для выполнения своих ролей:

«Врачам, священникам и офицерам приходится приобре­тать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного» [26, с. 91].



Г. Г. Почепцов. Семиотика


По его идее сама роль начинает детерминировать свою реализацию:

«Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и "производит" его» [26, с. 91].

Роль начинает усиливать, гипертрофировать определен­ную установку, доводя ее до предельно возможного состоя­ния.

Определенные внешние характеристики ее выступают как пусковые механизмы требуемых обществом эмоций. На индивидуальном уровне этот пусковой механизм уже пред­ставим достаточно хорошо (см., к примеру [135]). Однотип­но выполнение ролей подчинения должно воспитывать даже бессознательно соответствующие стереотипы внутри учас­тника символического действия. При этом роли разного уровня давали разные стереотипы. Партсобрание, посколь­ку оно направлялось не руководителем предприятия, а сек­ретарем парторганизации, вероятно, призвано было умень­шить самооценку руководителя. Ему демонстрировалась теоретическая возможность контроля снизу. И так каждый уровень иерархии реально включал отсылку на определен­ную коллективность, связывая действия первого лица. Ча­ще всего это была чисто теоретическая возможность, но она все равно присутствовала, и отрабатывалась, к примеру, партсобранием.

Символическое действие демонстрирует единство об­щества, подчиненность его общим целям. Чем большее чис­ло людей оказывается вовлеченным в него, тем крепче ощу­щает себя государство. Это становится понятным, если взглянуть на процесс ритуала как определенную жертву ин­дивидуального в пользу общественного.


Семиотика советской цивилизации









Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия