Студопедия — Каким образом идет манипулирование сознанием сегодня?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каким образом идет манипулирование сознанием сегодня?






Именно так мы получили ряд культурных мифологем, где мифологическое содержание оказывается сильнее реальнос­ти. Это РЫНОК, это РЕФОРМЫ, это СВОБОДА СЛОВА.



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Все эти слова несут в себе очень сильный указатель на ЗА­ПАДНЫЙ ТИП ЖИЗНИ. Но только на уровне идеологаи, а материальный уровень основной массы людей стал хуже чем прежде. Как заявил кто-то на страницах газет, при ка­ком капитализме можно месяцами не выплачивать зарпла­ту? Или такой пример, как сегодняшняя программа закры­тия шахт, при которой якобы не будет затронут ни один шахтер или его семья. Все это идеализация чистой воды.

При этом Уильям Гэмсон [238] предложил для описания политических дискурсов символы-конденсаторы ситуаций, которые в какой-то мере являются заменителями анекдотов для описания сути происходящих явлений.

Приведем некоторые примеры. От М. Горбачева оста­лась фраза «Процесс пошел». Л. Кравчук сказал «Маемо те, що маемо». У В. Черномырдина есть фраза «Хотели как луч­ше, а вышло как всегда». Все они имеют одно общее значе­ние: неуправляемость происходящего за окнами их кабинетов, т.е. констатация существования объективных процессов, не подлежащих процессам субъективного управления.

Процессы приписывания «оглупления», происходящие сегодня и в России, и в Украине, концентрируются вокруг роли Верховного Совета. Создается ощущение полной бес­смысленности их работы, отсутствия результатов, из них де­лается тормоз счастливого развития событий.

Сергей Кургинян приводит иной инструментарий, позво­ляющий бесконечно варьировать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», соответственно меняя аргументацию типа сказки о солдате, который варил суп из топора. Его пример:

«Вначале нам нужно было сделать нашу экономику "вос­приимчивой к научно-техническому прогрессу". Но это, в свою очередь, нельзя было сделать, не "насытив рынок то­варами" ("ускорение"), но это, в свою очередь, нельзя было сделать, не "перейдя на рыночную модель" ("перестройка"), но это, в свою очередь, было невозможно без "гласности", "демократизации" и "реформы политической системы", но это, в свою очередь, нельзя было сделать без "национально­го самоопределения", но это, в свою очередь, нельзя было сделать без "суверенитетов", но и "суверенитет" потребовал "реформы нашего государства", но "наше государство" нельзя было "реформировать" в условиях "демократии и


Семиотика советской цивилизации



гласности" ни во что иное, как в Союз государств. Но Со­юз государств неизбежно превращается в "государства без Союза". Но эти государства...» [94, с. 155—156].

Это определенный инструментарий итерации, применение которого позволяет растягивать процесс до бесконечности, одновременно создавая психологическое ощущение движе­ния при его полном отсутствии*.

Помимо итеративности мы проходим также испытание аргументами трансформации в позитив негативов. К приме­ру, чеченская война России становится аргументом позити­ва для Украины: «Украина строится без войн» или «Наши парни не отправятся на войну». Россия также поставляет благодатный материал для конструирования образа потенци­ального врага в Украине, которая вписывает туда «антиукра­инскую риторику», «антиукраинское поведение» (по поводу Черноморского флота, по поводу введения НДС и т.д.).

Таким образом, современное кодирование идет в аспектах итерации, трансформации и конструирования. Это аргумен­ты,оправдывающие задержку в движении. Действительное движение вперед не может строиться на негативных контек­стах, в него следует вкладывать контексты, которые прин­ципиально позитивны. Следует признать, что значимым моментом строительства нового после 1917 г. также был элемент идеализации. Как пишет С. Кургинян [94, с. 254], «Россия не приняла бы "красную идею", если бы в ней не было величия и святости».

Отдельным вопросом является работа с новым поколени­ем. В советское время эта работа была проделана, к приме­ру, в том числе и на уровне мультипликационных фильмов. Т. Чередниченко продемонстрировала, как песня в них строится на противопоставлении пионерской песне [197]. Внезапно произошел разрыв поколений, когда старшие и младшие заговорили на разных языках. Только частично это можно прочувствовать в разговорах в семье, где их личнос­тный характер мешает полностью проявиться этому разры-

*Т.е. движение по кругу или циклическое движение, что соот­ветствует, например, символическому годичному циклу и характерно для земледельческих культур. — Прим. СУ.



Г. Г. Почепцов. Семиотика


ву. Более серьезно мы прочувствуем это в будущих голосо­ваниях по кардинальным вопросам, когда мы столкнемся со стремительными изменениями политического климата с непредсказуемыми последствиями.

Модель переноса западных стандартов нашла самых бла­годарных почитателей именно в молодежной среде. Но, как показывают исследования А. Панарина (см. [72, 132]), за­имствование жизненных стандартов без заимствования под­держивающих их технологий создает неустойчивую систему. Обратный вариант — это исламская модернизация, когда технологии прошли, а западные стандарты жизни были за­держаны иными жизненными ценностями. Мы же, принад­лежа к той же цивилизационной схеме, лишены реальной возможности задержать чужое, чтобы дать возможность раз­виться своему.

Молодежь является лакмусовой бумажкой любого про­цесса. Когда общество хотело террора, оно делало из моло­дежи Павликов Морозовых. Внешний враг Павки Корчаги­на стал тогда врагом внутренним. Сегодня мы стали «штамповать» циничное поколение. Хотя, с другой сторо­ны, оно четче видит ближние цели, что делает их движения к успеху более вразумительным. Эпоха романтиков 60-х сменяется эпохой более циничной, когда для достижения целей можно (и нужно) поступать нечестно и незаконно. Подобные события встречались и в прошлом, но тогда нор­мы морали оказывались сильнее. Сегодня мы вписали их в список вполне возможного поведения, как бы расширив его рамки. Неправильное поведение как нормированное, веро­ятно, вытекает из дилеммы, в свое время отмеченной еще Р. Мертоном: если общество показывает образцы успешной жизни, но не дает законных путей ее достижения, тогда вступают в действие незаконные пути. Можно посмотреть на это явление как на определенный застой в официально раз­решенном движении к успеху. Если в средневековом об­ществе вертикальную мобильность, разрывающую застой общества того времени, обеспечивала церковь, и мальчик из бедной семьи мог подняться на вершины благополучия, то в советское время эту мобильность стала обеспечивать пар­тийная вертикаль, вынесшая многих сельских пареньков на


Семиотика советской цивилизации



самые высокие кресла. Ни один советский генсек не родил­ся в городе. Теперь такой вертикалью стала денежная. Од­нако она слишком универсальна — и честные, и нечестные варианты получения денег позволяют теперь достигать ус­пеха, т.е. эта вертикаль не разграничивает моральные/немо­ральные параметры.

Периоды «застоя» как норма нашего движения. Застой-1, порожденный Л. Брежневым, привел к перестройке. Застой-2, созданный М. Горбачевым, вылился сначала в ГКЧП (кстати, С. Кургинян считает его блефом и псевдопутчем, который специально не был доведен до конца), а затем и в реальную смену строя. Украина во многом сегодня попала в полосу Застоя-3, куда ее завели как объективные, так и су­бъективные факторы. Примеры предыдущих застоев, одна­ко, демонстрируют странную закономерность — как бы соз­нательно конструируется застой, который затем взрывается новой составляющей. Характерно, что новое состояние наше­го общества строится почти теми же лицами, но под новы­ми лозунгами.

Что же может получиться из застоя-3?

Украина (как и Россия) получили новую организацию своего коммуникативного пространства, при которой еди­ничное высказывание не в состоянии что либо изменить. И этому есть исторические параллели. Фильм «Торможение в небесах», отражающий времена перестройки, эксплуатирует тот же коммуникативный зазор, который был описан еще Н. Гоголем в «Ревизоре». Это расхождение между официаль­ной и неофициальной точками зрения. В иерархической ор­ганизации коммуникативного пространства происходит резкое несовпадение этих точек зрения. В «монологичес­ком» обществе правильной считается только одна точка зре­ния. Поэтому нижестоящая в иерархии структура не про­пускает наверх информацию, которая не совпадает с той, которая уже имеется наверху. «Диалогизация» коммуника­тивного пространства, привнесенная перестройкой, резко расширяет количество сообщений и, тем самым, занижает их статус. Возникает множественность истин, а раз так, то неизвестно, насколько истинна каждая из них. То есть если раньше система цензуры (в широком смысле, понимая под



Г.Г. Почепцов. Семиотика


цензурой и облегчение создания и функционирования нуж­ных видов текстов) решала проблему нужной организации коммуникативного пространства, то сегодня эта же пробле­ма решается допуском множественности высказываний.

И последний важный момент — перестройка использо­вала как свой организующий стержень многое характеристи­ки массовой культуры,которая, как известно, наиболее приближена к аудитории и обладает наиболее эффектив­ным воздействием. Перечислим некоторые существенные черты, сближающие перестройку и массовую культуру (в ряде случаев мы идем на сознательную повторяемость явле­ния, но как бы с другой стороны):

1) если высокая культура делает зрителя пассивным, мас­совая возрождает активность зрителя, возвращая его к фольклорному варианту искусства. Перестройка реализовы-валась как раз с помощью массовых действ типа митингов, в которых роль аудитории совпадает с фольклорной;

2) массовая культура строится на противодействии куль­туре доминирующей (Дж. Фиске), «взрываясь» именно в точках наибольшего сопротивления — перестройка также порождала дискурсы, противоположные официальным;

3) массовая культура позволяет вариант самотворчества — «люди из зала» в период перестройки также постоянно под­нимались на сцену (к примеру, Г. Попов, Ю. Афанасьев и др.); одновременно возникло непривычное чувство значи­мости для среднего человека, которое стало реализоваться в выборах, в свидетельстве исторических событий;

4) массовая культура реализует карнавальную смену «вер­ха» и «низа» (М. Бахтин) — перестройка также отрицала старых «богов» (Ленин, коммунизм и др.), при этом она разрешила бывшим диссидентам-зекам занять высокие ие­рархические позиции в новой ситуации (хотя бы не во влас­тной, а в коммуникативной и символической системах);

5) массовая культура характеризуется сериальностью, пе­рестройка также не имеет завершения;

6) массовая культура порождает тексты, которые харак­теризуются многозначностью прочтений, чтобы удовлетво­рить всех — перестройка также породила бесконечное чис­ло «говорящих людей», что, кстати, привело к тому, что


Семиотика советской цивилизации



теперь ни одно обвинение в прессе не имеет существенно­го значения;

7) массовая культура носит транслятивный характер, в этом проявляется суть ее в коммуникации, именно поэтому она выносит на первое место не автора или текст, а испол­нителя — она вынесла на первое место людей говорения, на­чиная от М. Горбачева и Л. Кравчука до первой шеренги де­путатов вербальных профессий — журналистов и писателей.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия