Студопедия — Религиозное мировоззрение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозное мировоззрение






Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами — прежде всего формирует у людей мировоззрение, определённое этой духовной религиозностью. И хоть мировоззрение вещь сугубо индивидуальная (то есть — уникальное и присущее индивиду), но всё же у множества людей (индивидов), принадлежащих одной и той же религиозной вере, можно достаточно легко выявить некоторое единство мировоззрения, которое:

 

· во-первых, сформировалось вследствие их постоянного взаимодействия со всей атрибутикой религиозной системы (как духовной, так и вещественной), и

· во-вторых, своими индивидуальными мировоззрениями люди одной веры поддерживают совокупное мировоззрение всей религиозной системы.

 

Конечно о совокупном мировоззрении можно говорить лишь условно. Но всё же, исследуя ту или иную религиозно-идеологическую систему на основе информации, имеющейся в вещественной культуре общества, всегда можно выделить достаточно большой спектр нравственно-мировоззренческих постулатов, принятых всеми верующими этой системы. Поскольку вещественная культура фиксирует в основном то, что когда-то было людьми понято, освоено и записано, то таким образом можно достаточно точно узнать о миропонимании, потенциально доступном широкому слою верующих той или иной религиозной системы. В принципе этим и занимаются ряд наук, исследующих религии, в том числе и религиоведение.

 

Вещественная культура это — вся созданная человечеством информация, которая передаётся внегенетическим способом посредством фиксации этой информации на вещественных носителях, и/либо через устные предания (из уст в уста) и/либо через индивидуальную систему обособленных понятий и знаков от одного её носителя другому.

 

Именно благодаря вещественной культуре учёные и исследователи истории во все времена могли достаточно точно знать многое о той или иной религиозной системе на основе дошедших до них сохранившихся памятников культуры (письменность, рисунки, другие изображения ушедших эпох), археологических находок, изустных преданий и прочих источников, позволяющих определить миропонимание людей той или иной религиозной системы. Трудности с такими источниками для определения миропонимания в основном возникают когда речь идёт о «естественных религиях». Несколько проще дело обстоит с «религиями откровения», поскольку при их образовании как правило фиксируется свод канонов, из которого можно узнать о миропонимании, которое несёт религия откровения.

Напомним, что миропонимание это совокупность понятий, свойственных индивидуальной психике. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей. Понятие — это определённость взаимного соответствия в индивидуальной психике слова, словосочетания, фразы, символа, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом — с одной стороны, и с другой стороны — субъективного образа, видéния (а также и других понятий: т.е. понятие может основываться на иных понятиях, свою очередь обладающих определённой образно-лексической структурой). Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств [50], а мировоззрение может существовать и без языковых средств.

Каждая религиозная система функционирует на основе спектра понятий, которые можно разделить следующим образом:

 

· Общепринятые в мировой культуре понятия.

· Общепринятые понятия, обособленные национальной культурой (либо иной субкультуре), в которой существует религиозная система.

· Обособленные религиозной системой понятия — те, которые присущи лишь ограниченному кругу людей, исповедующих религиозную веру: клирикам и мирянам.

 

Кроме того вокруг любой религиозной системы, как некоего «ядра культуры» обязательно формируется своя субъективная система понятий, которые представляют собой связку: «старые слова, словосочетания, фразы, символы, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом — с одной стороны» и с другой стороны — «нововведённый религиозной культурой субъективный образ, видéние, отличное от общепринятого в обществе».

Например, слово «собор» в дохристианской Руси означало всеобщий сбор для выработки единства по конкретным вопросам. Впоследствии православная церковь трансформировала понятийные границы, возникающие в психике людей при восприятии термина «собор» до следующего понимания: собор это один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной и как специфическое достояние православной традиции. После чего такая культурно-православная трансформация продолжилась до ещё большего сужения понятия «собор» как здание-храм церковного типа.

На этом примере хорошо видно, что религиозная культура с её системой понятий способна смещать понятийные границы у людей соответственно тому смыслу, которому учат в рамках этой культуры. Последнее касается не только верующих, которые употребляют религиозные термины и понятия как бы между собой.

Любая религиозная культура, вера предназначены для того, чтобы как можно глубже проникнуть в общество с максимальной широтой охвата населения. Основой успеха для такого проникновения является стремление и способность иерархии смещать понятийные границы уже существующих понятий в соответствии со своей верой. Это — основное и самое эффективное средство, предназначенное для охвата психики людей новыми понятийными границами. Когда необходимый для охвата спектр нововведённых верой понятий становится достоянием определённого количества людей, можно говорить, что мировоззрение этих людей стало в нужной мере соответствовать религиозному мировоззрению данной религиозной системы. То есть, с помощью смещения понятийных границ большого спектра понятий религиозная культура достигает смещения мировоззрения людей в нужную иерархии сторону, поскольку понятие это не только слово (словосочетание, фраза, символ, группа или последовательность символов того или иного языка, употребляемого обществом), но и определённый образ, соответствующий этому слову, который возникает в психике людей. Мировоззрение же — это система индивидуальных образов, свойственных психике. Ясно, что при успешном смещении понятийных границ и проникновении большого спектра религиозных понятий в общество, психики большинства людей этого общества автоматически структурируются (упорядочиваются согласно религиозным духовным постулатам) под религиозное мировоззрение — даже если в таком обществе фанатично верующих меньшинство.

Поэтому каждая религиозная система со свойственной ей культурой навязчиво предлагает людям своё мировоззрение — предельное обобщение субъективно-образных представлений о жизни; субъективную модель объективной реальности на основе образов, свойственных психике людей; систему взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

После этого остаются два вопроса, на который должно отвечать сравнительное богословие:

1. Какое из мировоззрений, которые несут людям основные религиозные (и идеологические) системы ближе к предложенному человеку Свыше?

2. Каким образом, на основе каких понятий и методов лучше всего менять своё мировоззрение и мировоззрение людей с целью постоянного движения к предложенному Свыше идеалу?

 

Мы уже знаем, что мировоззрение группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Основной вопрос практически полезной мудрости (философии) — это вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности (не только практической деятельности, но и мыследеятельности в смысле моделирования тех или иных процессов в индивидуальной психике) с детальностью, достаточной для ведения деятельности людьми (включая и управление обстоятельствами) как в одиночку, так и коллективно в реально складывающихся жизненных обстоятельствах.

То есть, основной функцией религии (религиозной системы) должна быть помощь людям изменить своё мировоззрение таким образом, чтобы их жизнедеятельность была не только предсказуема и безопасна, но и была направлена на воплощение на Земле Божией Воли (Промысла). Для этого необходимо уметь определять объективные нравственные критерии, которые Бог предписал Себе и людям. Во всяком случае надо стремиться приблизиться к их пониманию — уметь формировать соответствующую систему понятий — как основу для «богоцентричного» мировоззрения. Поскольку в каждой из существующих религиозных систем своя субъективная система понятий — как правило по многим основополагающим философско-богословским вопросам отличающихся друг от друга — то даже это одно обязывает найти истину: что же объективно хорошо, а что объективно плохо.

Это так, поскольку мировоззрение всегда базируется на определённом наборе нравственных ценностей. В своём большинстве эти нравственные ценности (нравственные критерии) присущи личностному мировоззрению, но не осознаются личностью. То есть, нравственные критерии (нравственные мерила) есть всегда, но выявить их с достаточной степенью точности у себя могут не многие. Напомним что нравственность — иерархически упорядоченная совокупность нравственных мерил. В информационном отношении нравственность индивида (индивидуальная нравственность) представляет собой совокупность образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами», которые кроме того ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности.

Поэтому важнейшим способом изменения религиозного мировоззрения (вообще мировоззрения людей) является не только понятийная трансформация старых понятий в новые, но и формирование новых понятий с помощью введения недостающего понятийного и терминологического аппарата, а также перезадача оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами» (а при необходимости и изменение их иерархической упорядоченности) в отношении уже известной совокупности образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий.При формировании же новых понятий (либо при понятийной трансформации старых) необходимо уметь правильно соотносить их с вводимым набором нравственных ценностей.

Таким образом “долголетие” той или иной религиозной (или идеологической) системы напрямую зависит от следующих факторов:

 

· Насколько широко эта система внедрилась в общество (степень охвата общества); этим же определяется и мощь воздействия системы.

· Насколько устойчив и широко представлен спектр понятий, которые стали для людей общества «своими».

· Насколько нравственно-мировоззренческие постулаты системы, представленные её спектром понятий, соответствуют некой «средней» нравственности общества; последняя же может изменяться как бы самопроизвольно (то есть, независимо от доминирующей в обществе религии или идеологии) в ходе естественного развития общества — даже если понятийный спектр остаётся почти прежним. Мировоззрение может опережать миропонимание.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия