Студопедия — ЛИДЕР КАК МАСТЕР ЕДИНОБОРСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИДЕР КАК МАСТЕР ЕДИНОБОРСТВА






<ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕМОКРАТИИ)

Часть I

МОСКВА 1993

МИНДЕЛЛ А. (пер. с англ.). Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии). Часть I.—М.: Институт психологии РАН, 1993—88 с.

Перевод с англ.: ШИХИРЕВ Н. Н. Отв. редактор: ШИХИРЕВ П. Н.

© Институт поихологин РАН, 1993.

РУКОВОДСТВО ПО ПСИХОТЕРАПИИ ЗЕМЛИ (О книге А. Минделла)

Земля больна. Она больна физически: с высоты космического полета отчетливо видны ее экологические язвы и озонные дыры—следствие не­утомимой производственной деятельности человечества, этого мощного геологического (по определению В. Вернадского) фактора. Но если бы космонавты могли видеть психологический спектр планетарного организ­ма, то их ужаснула бы аура Земли, пронизанная сполохами зловеще красного цвета всех оттенков—пожаров ненависти и крови массовых убийств, морей горя и рек слез, пролитых слабыми и беззащитными. Таков диагностический спектр болезни, название которой—сЬеПит отшит соп(ха отпез»—война всех против всех, и всех вместе против Земли. И она содрогается в буквальном и в переносном смысле. Пора­жает совпадение крупнейших землетрясений и обширных этнических кон­фликтов. Достаточно привести примеры Югославии и Нагорного Карабаха. По всем законам функционирования сложных систем Земля, видимо, тоже саморегулируется, как бы «поправляя» блудное свое дитя. Но и «дитя», наверное, должно прислушиваться к этим предостережениям, пока не стало еще больнее.

Экологическое движение—одна из таких разумных реакций. Оно завоевывает все больший авторитет, растет число его сторонников, ши­рится и крепнет «зеленый» фронт, множится литература. При этом на второй план отходит не менее важная сторона исторического процесса— психологическая, или точнее—психо-экологическая, психологический тонус той самой ноосферы, о которой говорил В. Вернадский, считая «разум­ную оболочку» Земли естественно-историческим продолжением геосферы и биосферы.

Книг по психологии ноосферы чрезвычайно мало. Особняком в их ряду выделяется фундаментальный труд Тейяра де Шардена «Феномен человека» Многое можно почерпнуть из работ таких русских религиоз­ных философов как, например, В. Соловьев Однако, эти работы, давая общие ориентиры, не отвечают на самый важный и неотложный сейчас вопрос: что и как делать практически. Таким руководством к действию и является книга А. Минделла «Лидер как мастер единоборства».

Задача, которую он поставил перед собой много лет назад, гран­диозна и благородна—помочь людям вылечиться самим и исцелить Землю

от ЬеПит отшит с помощью богатого арсенала средств, накопленных человечеством: от ритуальных культовых приемов древности до новей­шей техники современной психотерапии. «Мыслить глобально, действовать локально!»—таков девиз книги. Она призвана помочь в конкретным лю­дям и социальным группам мирно, демократически и конструктивно раз­решать конфликты, улучшая тем самым психоэкологию, сдвигать психо­логический спектр в лучшую сторону—зеленого (цвета жизни) и жел­того (цвета Солнца).

Поскольку конфликты всех разновидностей—политические, экономи­ческие, классовые, этнические, межличностные и межгрупповые—неотъ­емлемая черта человечества на обозримое будущее, то сфера практиче­ского применения идей А. Манделла поистине не имеет границ. Но кто же он, автор рецензируемой со столь откровенной симпатией книги? Оче­редной спаситель, пророк, гуру? Тот же Чумак, только чужой?

Арнольд Минделл родился в Нью-Йорке в 1940 году. По первой своей специальности—физик-теоретик. По второй, и основной, специаль­ности—психолог, психотерапевт. С 1963 года живет преимущественно в Швейцарии, где возглавляет основанный им Институт глобальных процессов с филиалом в США (г. Портленд, Орегон) и одновременно является ведушим сотрудником Института Юнга. Это его восьмая книга. Семь предыдущих «Сноявь», «Методы снояви», «Путь реки», «Сноявь во взаимоотношениях», «Тени города», «Кома—путь к пробуждению», «Год первый») выходили в крупнейших издательствах мира и принесли ему мировую известность Огромной популярностью пользуются проводимые им семинары, где психотерапевты, психологи в другие специалисты по психологии человеческих отношений обучаются технике разрешения все­возможных конфликтов в повседневных ситуациях В одном из таких семинаров мне пришлось участвовать. Поэтому, читая эту новую книгу А. Минделла, было нетрудно представить себе, как этот исключительно энергичный и подвижный человек, сохранивший в свои 50 лет спонтан­ность и непосредственность детского поведения, мастерски демонстрирует принципы восточных единоборств при разрешении конфликтов.

Итак, это—не пророк и не очередной чудодей. А. Минделл—гражда­нин Земли, озабоченный ее, своей и нашими судьбами. Огромная эруди­ция в различных областях знания философии, религии мифологии, фи­зике, психологии, если называть лишь важнейшие науки, четверть века практического консультирования послужили фундаментом для весьма не­обычайной теоретической конструкции, которая, несмотря на свою экстра­ординарность, привлекает как эффективная практическая система пра­вил Именно зто сочетание необычности и практичности побуждает сделать пояснения, часть из которых соответственно касается теории, а другая—возможностей практического применения в условиях нашей современной жизни

Теоретическая схема А. Минделла, если говорить о ней в общих

чертах, такова. Древние мыслители как коллективно, так и индивидуаль но, не случайно сравнивали Землю с огромным живым человекоподобным существом—а нтропосом. Земля и является живым организмом Все сущее на ней—ее клетки1. Так же как отдельная клетка обладает полями различной степени сложности, например, электромагнитным полем, так и вся наша планета пронизана ими.

Природа многих из них еще непонятна. До сих пор остается загад­кой природа гравитационного поля—силы земного притяжения, хотя в ее наличии, и притом весьма действенном, никто не сомневается. По ана­логии о таким полем, полагает А. Минделл, существует и особое поле__

глобальное или универсальное психологическое поле. В концепциях раз­личных мыслителей оно фигурирует как «ноосфера» от греческих слов «разум и «шар>), «душа Земли> и т. п. А. Минделл определяет его термином йгеатЬоду. Точный перевод на русский язык здесь невозможен по той простой причине, что и в английском это термин новый, будучи авторским изобретением А. Мннделла. Он состоит из двух слов—йгеат— сон, мечта, грезы и Ъойу—тело, плоть. По-русски наиболее близким зна­чением, столь же самостоятельным, было бы о и о я в ь, т. е. то, что можно «прионить», воплотить в жизнь (сон во плоти), то, что может сбыться (сон наяву). Речь в данном случае идет, однако, не только о хорошо известных идеях и явлениях, исследованных, например, 3. Фрей­дом, или исследованиями психосоматики, т. е. взаимного влияния психо­логических и физиологических процессов. В своей практике А. Минделл обнаружил, что когда ом работает с проблемами пациента, то эта работа начинает проявляться в содержании и форме снов как у пациента, так и у терапевта.

Точно так же все то, что происходит на Земле, о одной стороны, фиксируется в ее снах, ее «енояви>, с другой—сноявь воплощается в конкретной деятельности людей, их грезах, мечтах, которые, в свою очередь, становятся явью и т. д. и т. п.1

Сноявь Земли, ее сон и грезы—феномен, не имеющий физической природы. Она существует вне времени и пространства. Она проявляется, «снит себя», в наших снах и поступках. Но это не значит, что человек,

1 Уместно напомнить здесь вывод В. Вернадского о том, что наша планета на 90% состоит из останков живых организмов. Иначе говоря, Земля—это окаменевшая, остановившаяся жизнь.

2 Типичный пример проявления коллективной снояви—мифы и архе­типы (см Словарь). Мифы, как известно,—это вафикашованные в фольклоре представления о происхождении мира, борьба добра и зла. Это не что иное, как сны Земли. Идея архетипа принадлежит выдаю­щемуся австрийскому психологу К. Юнгу. Согласно Юнгу архетип—это коллективный паттерн, стандарт, рисунок поведения и восприятия, кото­рый особенно устойчиво проявляется в виде определенных образов. Архе­типы—основной элемент коллективного бессознательного, проходящий сквозь века и культуры. Пример архетипа—герой, побеждающий дракона или другое чудовище.

2 з. 6744 5

группа людей и тем более человечество бессильны перед глобальной или универсальной сноявью.

Первый шаг к обратному влиянию—осознание этого всемирного про­цесса, которое заложено в нашей способности к самоанализу, способ­ность осознать сознаваемое, знать, что мы знаем. При этом мы должны также отдавать себе отчет в том, что любая наша мысль, побуждение, чувство, не проходит бесследно, а вплетается в общий причудливый узор глобальной онояви, и пусть микроскопически, но действует на нее. Так ли уж «научно-фантастична» эта схема? Но что представляет из себя глобальная сеть телекоммуникаций, как не гигантскую сеть, которая являет нам в форме «целлулоидных снов» (кино и телевидение) все, что снится Земле через сны их творцов? А если вспомнить, что сейчас в США 85% всего трудоспособного населения занято в высококомпью-теризованной сфере производства информации? А если напомнить о таком феномене как компьютерный вирус, который мгновенно может исказить «соя» огромной системы? Вот и получается, что идеи А. Минделла не столь уж и далеки от реальности.

Фундаментальная идея А. Минделла заключается в том, что можно было бы назвать призывом: честно, смело и беспощадно, не оставляя ничего в темных уголках психики, взглянуть в свои собственные чувства и переживания, заставить себя распознать, отличить свои подлинные переживания от стандартных, «стереотипных», «принятых» и т. п. реакций.

Именно с этого момента начинается работа с глобальным процессом, всем, что происходит на Земле. Однако, вполне очевидно, что такая рабо­та требует особой подготовки и не каждый человек сразу может принять в ней участие. Он требует и подготовки, и знаний, и навыков.

Книга А. Минделла обращена к тем людям, которые своей судьбой призваны выполнить историческую задачу—если и не исцелить челове­чество от Ье11ит оттит, то хотя бы облегчить его страдания, сбить «глобальную температуру». Она обращена к политическим деятелям как формальным, так и неформальным, конфликтологам, специалистам по ве­дению переговоров, адвокатам и учителям—к людям, которые работают с людьми и их конфликтами.

На протяжении десятилетий А. Минделл неутомимо и кропотливо работает, странствуя по всему миру, и терпеливо, убежденно действует, чтобы вызвать, наконец, эффект «сотой обезьяны»3. Он полагает, что как только в мире появится достаточное количество людей, которые бу­дут целенаправленно влиять на глобальный психологический тонус Зем-

3 Он состоит в том, что в животных популяциях, например, среди обезьян данного региона, тот или иной навык (например, мытье карто­феля) по достижении определенного критического числа его практикую­щих, вдруг мгновенно распространяется и среди стад обезьян без лич­ного контакта, как «дух времени».

ли, в один прекрасный день настанет поворот к лучшему. Это не означа­ет, что усилия А. Минделла ограничиваются просветительством. Он, как уже говорилось, готовит людей, способных работать с глобальными про­цессами. И здесь необходимо подчеркнуть следующее.

Даже если эта теоретическая схема не имеет пока достаточно на­дежных фактических доказательств, то, так же как в случае с явлением гравитации, не лучше ли просто считаться с ней, вместо того, чтобы доказывать, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Для этого схема должна быть эффективной практически. И опять же, ссылаясь иа личный опыт, могу сказать, что метод А. Миндел­ла отвечает этому критерию. В первую очередь, потому, что он вобрал в себя лучшее из практики разрешения конфликтов. Но в дополнение к этому, в отличие от многих распространенных техник, в основном за­падного происхождения, использует достижения восточной философии, которая практически воплощается в принципах восточного единоборства.

Эти принципы еще недостаточно хорошо известны нашему читателю, несмотря на все обилие видеопродукции, посвященной боевым искусст­вам, которая, кстати говоря, именно в своей этической основе не имеет ничего общего с подлинной этикой восточного единоборства. Поэтому вначале коротко о них.

— Черное и белое—лишь названия полярностей; они хотя и разные, но равны.

— Победить противника можно, лишь поняв его, а понять можно, только полюбив.

— Жизнь—самый великий учитель. Учит все: и горе, и радость. Абсолютно из всего можно извлечь полезный урок для саморазвития.

— Нельзя сопротивляться естественному потоку жизни и Дао—вели­кому естественному ходу событий.

— Истина везде: если ты не можешь найти ее там, где ты стоишь, почему ты думаешь, что найдешь ее там, где тебя нет?

— Нельзя поучать, можно только показывать, как надо поступать.

— Настоящий учитель может научиться и у ученика.

Этот перечень можно было бы и продолжать, но и перечисленного достаточно, чтобы вызвать некоторые размышления над нашей действи­тельностью с точки зрений их применимости и обоснованности в иной культуре.

Мы, видим, что, победив политического противника и ненавидя его, можно в полном смысле слова занять его место, так же вызывая нена­висть. Меняется цвет стороны, но не меняется суть.

Мы по-прежнему пытаемся учить жизнь вместо того, чтобы учиться у нее, создавая новые красивые схемы вместо того чтобы дать про­явиться естественному ходу событий.

Правители по-прежнему пытаются учить так называемое «население», ничему не учась у него.

2* ' 7

Мы по-прежнему увеличиваем объем ненависти, поляризуемся, рас­калываемся на все более мелкие куски и кусочки, вместо того, чтобы искать то общее, что нао соединяет, мы горделиво выпячиваем то, что нас разъединяет.

И в итоге—как всегда: главный урок истории в том, что люди из истории не извлекают никаких уроков.

Глядя на наши повседневные будни и экраны телевизоров, нельзя не поразиться пророческим словам Достоевского.

Вот как он описывает нашу сноявь через сон Раскольникова в «Преступлении и наказании»:

«Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не счи­тали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не пони­мали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь и ломал себе руки»4.

Пытаться объяснить психологические явления из них самих—занятие бесперспективное. В этом случае можно получить лишь один, весьма банальный вывод: так всегда было и так всегда будет, поскольку вечно деление на «мы» и «они», на «своих» и «чужих» по принципу принадлеж­ности к расе, этносу, племени, роду. К тому же история насыщена фак­тами, свидетельствующими не только о конфликтности и противостоянии социальных общностей, но и об их сотрудничестве. Барьеры исчезали, как только появлялись общий враг, общее дело, общая цель А это значит, что, помимо биологических, существуют еще какие-то более фундамен­тальные закономерности развития человечества, которые пробивают себе дорогу сквозь толщу исторических коллизий и катаклизмов. Главную из этих закономерностей наш великий соотечественник В. Вернадский определил как «закон единения человечества», приравняв его к законам природы. Еще раньше этот же закон как перспектива развития человече­ства был сформулирован в великих мировых религиях: буддизме и хрис­тианстве5. Историческая драма, участниками и свидетелями которой мы

4 Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание»—М.: Прав­да, 1988.—с. 457.

5 «... только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно только дело для него важно, и одно только дело оно делает—оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет. Нравственные законы уже есть, человечество только уясняет их себе, и уяснение это кажется неважным и незаметным для того, кому не нужен нравственный закон, кто не хочет жить им. Л. Н. Толстой, Собр. соч. в 22 т., т. 16—с. 210.

являемся,—очередной этап превращения отдельных человеческих сооб­ществ в единый субъект—человечество. С философской точки зрения этот процев развивается как разрешение диалектического противоречия между двумя его противоположными и взаимодополняющими сторона­ми—дифференциацией и интеграцией.

По существу, это выражение фундаментальной тенденции развития жизни: о одной стороны—(по мере эволюции) автономности сменяющих друг друга форм жизни. Так растение более <свободно», чем минерал, насекомое—чем растение, человек—чем животное. Но в другой—одновре­менно диалектически возрастает взаимозависимость отдельных особей. Поэтому нравственный закон, о котором говорил Л. Н. Толстой, есть не что иное, как действие этой объективной, т. е. принудительной, импера­тивной закономерности.

Если бы вследствие какого-то чуда все люди вдруг признали и осознали этот закон, к чему веками призывают мировые религии, то, несомненно, колоссальное число проблем исчезло бы. Но чудес не бывает. Есть мучительный, долгий и кровавый процесс прозрения, самопознания и самовоспитания человечества. Идет процесс объективной этизации чело­вечества, его моральное воспитание

Книга А. Минделла—отличное практическое руководство в этом про­цессе. Пересказывать рекомендованную им технику во вступительной статье нет смысла. Поэтому хотелось бы ограничиться одним замечанием. Лейтмотивом этой работы является понятие ргосекзт^—переработка, преобразование. Речь идет о том, чтобы работая над собой и своими конфликтами, люди перерабатывали свои отрицательные эмоции в поло­жительные, поскольку известно, что один и тот же психоэнергетический заряд может, меняя знак отношения, сохранять свою интенсивность. Так любовь может превращаться в ненависть и наоборот.

Поэтому чрезвычайно важно понять, что речь в книге идет не об амортизации или оттягивании конфликтов и противоречий, а о качествен­ном их преобразовании.

В этой связи нельзя не высказать одну гипотезу, вполне вписываю­щуюся в круг идей книги. В целом Земля есть определенная иерархи­чески построенная совокупность процессов различной степени сложности. Так, химические процессы содержат в себе физические, но, в свою оче­редь, входят в биохимические. В природе травоядные поедают раститель­ную пищу, чтобы стать пищей хищников Человек питается и растения­ми, и животными. Поскольку каждый вид пищи есть не что иное, как вид аккумуляции солнечной энергии, то возникает вопрос" какую пищу и для каких дальнейших уровней поставляет человек? Логично предпо­ложить, что он может поставлять еще более сложный энергетический продукт—психологическую энергию Она может иметь разное качество: низкое, более близкое к рудиментарным живым организмам, энергия этого типа примитивна и большей частью отрицательна, поскольку свя-

зана со страхом, стрессами к другими отрицательными эмоциями, энер­гетически обеспечивающими биологическое выживание.

С появлением человечества возрастает объем энергии более высокого качества, порождаемой позитивными социальными эмоциями—любовью, альтруизмом, творческим вдохновением, религиозным экстазом. Этой энер­гии требуется меньше, ибо она лучшего качества. Но в том случае, когда ее не хватает, растет потребность в полуфабрикате—примитивной энер­гии. Иными словами, спотребитель» питается обоими видами и от чело­вечества тоже зависит: будет ли оно выполнять свою функцию более качественно и с меньшими усилиями или менее качественно и с большими потерями в виде всех тех трагедий, свидетелями а участниками которых мы все являемся.

Вопрос только в одном. Сколько еще времени у нас остается, чтобы доказать свое предназначение? Тут нельзя не привести еще один пример из экологии. В озере под воздействием химических стоков начинает раз­множаться вид водорослей, губящих все остальные виды живых орга­низмов. Каждые сутки масса водорослей удваивается, и через 30 дней она должна полностью закрыть поверхность озера Но накануне этого рокового 30-го дня поверхность озера еще наполовину чиста1 Насколько мы приблизились к этой черте, мы не знаем, но важно понять одно— мы недалеко от нее!

Книга А. Минделла обостряет это чувство и хотя бы поэтому пред­ставляет собой поучительное (но не поучающее) чтение.

Разумеется, настроившись суперкритически, можно было бы найти в ней и слабости, и недоработки. Это может сделать каждый читатель в соответствии со степенью критицизма, развитого долгими традициями ниспровержения всего того, что не вписывается в прокрустово ложе вульгарно-материалистической теории.

В заключение нельзя не выразить глубокую признательность А Мин-деллу за практически безвозмездное согласие издать книгу в русском переводе почти одновременно с ее выходом в США на английском языке Это еще один пример действительного существования синхронич­ности (см Словарь).

П. ШИХИРЕВ, зав. лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии Российской академии наук

Часть I. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Глава 1. ЦЕНТР ЦИКЛОНА

Принцип глубокой демократии описывает навыки и мето­ды работы с возникающей в нашем мире ситуацией, когда на планете с тысячами языков и религий больше знают о том, как запускать к другим мирам космические корабли, чем о том, как сосуществовать друг с другом.

Вступая в XXI век, мы еще не соединили политику, пси­хологию и физику. Отдельно существуют теории поля, мето­ды работы с индивидами и группами. Настало время созда­ния метода в мировом масштабе, использующего как науч­ное знание, так и духовные традиции, но не ограничивающе­гося только ими. Для того, чтобы улучшить этот мир, необ­ходимо разработать новый метод, который соединяет все предыдущие, успешно действует в реальном мире и соответ­ствует духу времени, в котором мы живем.

Физику вещества и психологию человека мы знаем луч­ше, чем дух времени. Каков он—дух нашего времени? Тира­ния или гражданские права, бесплотный межгалактический призрак или новые архетипы, возникающие в нашем созна­нии? Можем ли мы познать этот дух и использовать его для того, чтобы понять, что происходит на фондовой бирже, предсказывать будущие конфликты или землетрясения?

Наш интерес к этим вопросам будет определять эффек­тивность разрабатываемого нами метода мирового процесса.

История написания этой книги может в какой-то степени объяснить ее характер. Изучив основы физической науки и психологии Юнга, создав психологию группового процесса, опирающуюся на собственное понимание осознаваемых и не­осознаваемых процессов, развивающихся в личностях и груп­пах, я по приглашениям, поступившим из многих стран, пре­подавал и работал с этими проблемами. По ходу этой ра­боты мы с Эми1 столкнулись с множеством явлений, которые, казалось, на первый взгляд, не поддавались анализу в си-

Жена и помощник А. Минделла

стеме наших знаний. Был ли наш метод, ориентированный на процесс, межкультурным? Можно ли было ограничи­ваться названием «психология» для нашей работы?

Я стремился работать лучше с внешне неразрешимыми конфликтами в Кейптауне, с проявлениями любой ненависти в Йоханнесбурге, с антисемитизмом в Израиле, знахарями в Кении и уличными проблемами и религиозным экстазом в Бомбее. Я чувствовал, что моим новым клиентом стано­вился весь мир. Я хотел глубоко изучить чувствительность японцев к реакции группы, наркоманию и проблемы улиц Портленда, стихийные конфликты в Сан-Франциско, орга­низационный спад разоряющихся предприятий, возрождение общественного энтузиазма в Варшаве, Праге и Москве, кон­фликты между мужчинами и женщинами во всем мире. Однако, я убедился в том, что навыки метода мирового процесса, которые я разработал, действовали только тогда, когда мы сами достигали внутреннего мира, а об этом мире намного легче рассуждать, чем добраться до него в океане насилия и конфликтов.

Я пришел к выводу, что наивно разрабатывать метод ми­рового процесса, исходя из того, что сам лидер, отвечающий за этот процесс, внутренне устойчив. Консультанты процес­са, инструкторы группы, администраторы предприятия, пси­хологи, политики и преподаватели редко пребывают в нор­мальном или нейтральном состояниях сознания. Другими словами, метод мирового процесса не должен ограничивать­ся только внутренним миром или теми внешними ситуация­ми, которые близки к равновесию. Мы должны совершенст­вовать навыки работы с мировым процессом, а также обу­чаться особым качествам, необходимым лидеру, которые позволяют применять их в любых ситуациях. Я называю эти особые качества лидера «глубокой демократией».

Так, художник должен сначала овладеть приемами ра­боты кистью и красками, хотя, в конечном итоге, только какие-то особые эмоциональные его свойства позволяют ему стать подлинным талантом. Метод мирового процесса может точно так же помочь лишь при наличии установки на глу­бокую демократию, эмоциональное чувство веры в неотъем­лемую ценность как нашего «я», так и всех других людей в окружающем нас мире.

Глубокая демократия—это проблема личного и группово­го развития, сострадания и осознания Если метод мирового процесса—это совокупность средств, которые постоянно дол­жны обновляться по мере того, как мы лучше познаем нашу

планету, то глубокая демократия—это чувство вне времени. Его можно обнаружить в вековых духовных традициях, осо­бенно в боевых искусствах, даосизме и дзэн-буддизме. Это чувство нашей ответственности за то, в какой степени мы следуем за потоком жизни, уважаем судьбу, энергию, Дао или Ци, и за нашу роль в со-творении истории. Глубокая демократия—это осознание того, что мир для нас—это место, где мы должны полностью раскрыть свое «я».

Таким образом, глубокая демократия—это очень важное стремление, стоящее за любой попыткой работать в нашем мире. Это особое чувство вполне может быть результатом психологического роста, но как и любого другого духовного качества, одной глубокой демократии недостаточно в работе с мировыми ситуациями. Точно так же, современные средст­ва мирового процесса становятся бессмысленными, когда попадают в руки людей, не имеющих необходимого внутрен­него развития. Это чувство можно развить везде. Чтобы мы ни делали—убираемся дома, едем на работу, управляем предприятием, занимаемся политикой или строительством, учимся или пишем, кажется, что мы живем в этом мире, как в огромном семинаре, лаборатории, испытывающих на проч­ность нашу способность стать цельными людьми.

Принципы глубокой демократии основаны на тех древних психологических и философских воззрениях, в которых гло­бальные методы применяются для решения личностных про­блем. Это может быть любая форма физической работы, помогающая нам понять наши чувства и поведение как проявление духа, ищущего своего выражения. В то же время это—работа такого воображения, которое осознает, что его образы принадлежат не только нам лично. Глубокая демо­кратия—это и работа над взаимоотношениями, когда мы осознаем, что отношения с друзьями и семьей—это также и мировая проблема. Это и работа с группами, когда мы заме­чаем, насколько групповые и политические конфликты свя­заны с духом нашего времени и непостижимостью природы.

Сегодня мировые проблемы и политика—это удел не только богатых и образованных людей, так же как развити­ем организации занимаются не только бизнесмены. На на­шей маленькой волшебной планете ее состоянием уже не могут управлять только ученые, политики, священники или знахари. Это—задача каждого на ней живущего человека. Созрело время для выработки метода мирового процесса, который не отрывает больше трансперсональный опыт от земной реальности, духовную службу от политической дея-

з. 5744

тельности, восточную отрешенность от западного рациона­лизма, или политику от психологии.

Мой научный опыт, начавшись с физики и психологии Юнга, теперь обогатился множеством экспериментов с бур­ными и обширными процессами в группах. Я работал в организациях как с очень жесткой, так и с достаточно аморфной структурой. У меня имеется опыт работы с меж­дународным бизнесом и расовыми конфликтами во многих горячих точках планеты. Но никакая степень личного опыта не является достаточной для предмета нашего обсуждения. Организационное развитие сегодня—это способ помочь груп­пам измениться, изучая взаимодействие между межличност­ными и групповыми проблемами, между физическими и фи­нансовыми условиями и глобальными ситуациями. Однако, и в древности наши короли и королевы тоже понимали, что для управления народами они нуждаются в священниках и целителях. Другими славами, нам сегодня не меньше, чем высокая технология, квантовая физика и политика необхо­димы внутренняя работа, осознание реальности и знание о духе нашего времени.

Личная ответственность

Если мир—это сплав объективного и субъективного, то работа в мировом масштабе с внешней реальностью должна начинаться с наших внутренних переживаний этой реаль­ности. Это можно представить себе таким образом. Если из-под камня, лежащего на краю скалы, обвалится почва, он обязательно упадет со скалы под действием силы тяжести. Однако, если человек почувствует, что земля уходит из-под ног, когда он стоит на краю той же самой пропасти, у него еще, в отличие от этого камня, есть выбор. Почувствовав это, он может сделать выбор—упасть под действием этой силы или противостоять ей, зацепившись за край скалы, чтобы спастись.

Многие из нас ведут себя как камни. Мы слишком бес­сознательно позволяем планетарным силам тянуть и толкать нас. Лишь изредка мы внутренне осознаем влияние этих сил и возможность работать с ними или против них. Так как само человечество балансирует на краю пропасти, можно задать себе вопрос: вдохновит ли нас эта мировая «гравитация» на то, чтобы мы заметили ее и не упали, а смогли удержаться? Мне кажется, что каждый из нас отвечает за то, чтобы за­метить, как различные материальные и физические силы

влияют на наши внутренние переживания и окружающий нас мир и сознательно отреагировать на них. Только тогда мы сможем полноценно участвовать в истории и способство­вать изменению эпохи, в которой живем. Эта книга—о на­шей ограниченной возможности сотворить вселенную, в ко­торой мы живем.

Принцип глубокой демократии в применении к методам мирового процесса—это новая наука, где исторические корни тесно переплелись с идеями современных наук и профессий. Силы, которые на нас обрушиваются, частично описываются в физике, геологии и психологии. Но так как современный мир—это еще и человеческие взаимоотношения, группы, го­рода, нации и международные события, то предмет нашего обсуждения переплетается с проблемами динамики семьи и групповой психологии, а также политики и организационного развития. Кроме того, так как наша планета ведет себя во многом подобно огромному живому существу, метод мирово­го процесса должен включать также мифологию и религию. Для того чтобы этот метод работал, мы должны возродить некоторые из наших древних родовых способностей, которые грозит затопить космополитизм нашей жизни. Знание таких наук как политика, психология, физика и парапсихология может нас разъединить и даже погубить, если оно не сольет­ся воедино в новом методе мирового процесса.

Некоторые глобальные теории и представления, стоящие за попытками организовать группы, предлагают начинать работу с людьми, находящимися в нормальных состояниях сознания. Все другое с точки зрения этих теорий зло и хао­тично. Напротив, установка на глубокую демократию при­зывает к развитию метода, который имеет дело с каждым человеком, даже если он находится в агрессивном или не­определенном состоянии, т. е. в весьма частых состояниях. Я знаю по своему опыту, что человеческие события, кажу­щиеся на первый взгляд случайными, всегда развиваются целесообразно, на основе упорядоченных и предсказуемых параметров. Бурные периоды радикальных перемен или да­же революций полны потенциального смысла и порядка. Ситуации, возникающие в больших группах, во многом схо­жи с личными проблемами. Физические и психические болез­ни, нарушение взаимоотношений, на самом деле хорошо структурированы. Знание того, как обнаружить и развернуть эти паттерны, приводит к чувству глубокой демократии, по­кою, к центру, сохраняющему неподвижность в самой гуще глобального циклона.

3* 15

Применение метода мирового процесса в обстановке враждебности или дикости основано на знании скрытых па­раметров, которое может даже отъявленного пессимиста сделать оптимистом в отношении того, что ждет наш мир в будущем. Я приведу много примеров, показывающих, что мир ведет себя словно поле, моделируемое основными тен­денциями развития. Этот мир везде и повсюду. Он здесь и сейчас в своем единстве, всякий раз, когда мы о нем лишь только подумали. Этот мир—ты и я, любой в любое время. Он проявляется в фантазиях и физических страданиях, во взаимоотношениях в группах, в окружающей среде. Он про­является через оттенки, порождаемые им в наших чувствах, когда мы находимся в определенной местности.

Идеи процесса

Подход к глобальной ситуации, ориентированный на про­цесс, состоит в том, что в мире возникают именно те пробле­мы, которые мы должны решать. Именно они необходимы нам для нашего роста, и только мы способны решить их. Вмешательство правительства через своих лидеров не при­несет плодов, если каждый из нас не будет думать о том, чтобы лично осознать ситуацию и сотрудничать с другими.

Центральным элементом всех применений метода миро­вого процесса является основная концепция природы, со­гласно которой поток даже болезненных или тяжелых собы­тий таких, как болезнь, психоз или негативизм, может ока­заться полезным, если мы исправно следуем ему, с состра­данием и знанием. Именно такую установку на процесс имеет в виду Кейдо Фукушима, мастер дзэн-буддизма из монастыря Тофокуджи в Киото, когда говорит: «Каждый день прекрасен». Каждый день может принести пользу, если мы встречаем его как своего учителя. Тогда возникает «Не-Сознание» или более точно—свободный разум, творческий разум, который способен изменяться вместе со сменой вре­мен года.

Мой первоначальный оптимизм в отношении возможности применения древних принципов глубокой демократии к со­временным проблемам мирового процесса был подорван той косностью, с которой я сталкивался в официальных кругах всего мира. Явные и неявные кодексы социального поведе­ния, застывшие традиции, правила и просто власть органи­зационных структур всегда, казалось, блокировали инфор­мацию о конфликтах и возможное согласование различных

точек зрения. Более того, неравномерное распределение бо­гатств, материальных и информационных ресурсов делает идею гармонии, мира и социального здоровья почти нереали­стичной Американской мечтой.

Эти трудности заставили меня во многом усомниться и переосмыслить собственные предположения, теории и методы. Теперь-то я понимаю, что развитие установки глубокой де­мократии и использования методов мирового процесса мож­но требовать лишь от нескольких человек на сотню. Любое другое предположение в данный момент исторического раз­вития кажется нереальным. Таким образом, эта книга дале­ка от предположения, что партнеры в конфликте должны проявлять одинаковые способности или умение или что они должны хотя бы признать наличие конфликта или метод работы с ним. Методы, описываемые в этой книге, не тре­буют одинаковых общепринятых социальных, культурных, материальных или политических







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 307. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия