Основные направления в иудаизме
Иудаизм представляет собой неоднородное религиозно-философское учение. Традиционно он подразделяется на несколько течений: во-первых: это фарисеи, ессеи и саддукеи. Фарисеи – наиболее ревностно соблюдающие правила иудаизма. Считается, что они отстаивают интересы всего еврейского народа. По мнению ессеев, мир настолько осквернён, что его уже невозможно устроить на принципах морали, поэтому ессеи уходили в пустыню, вели аскетический образ жизни, отказывались от всякой собственности и проводили время, как правило, в молитвах и работе. Саддукеи акцентируют внимание на политической организации жизни евреев. Признают только Письменную Тору, причём понимают её не в метафорическом смысле, а в буквальном. Отрицают идею воскрешения из мёртвых. Именно из их среды выходили первосвященники. В I в., в ходе первой иудейской войны, погибло большинство представителей этих течений. Во-вторых, существует и другая классификация направлений в иудаизме: 1. Караимы. Караимы организованы в Багдаде Ананом Бен Давидом (740–800 гг.). Слово караимы происходит от слова караим – читающий. Они видят основой учения иудаизма Письменную Тору. От Талмуда они отказались. 2. Каббала – получение, предание. Собственно говоря, это предание, мистическое учение, которое тайно передаётся от учителя к ученику. Основная книга каббалы – Зогар (сияние), написанная на арамейском языке. Учение кабалы должно подготовить человека к восприятию истины, сделать его активным соучастником Бога. 3. Ещё одно направление в иудаизме – хасиды – возникло в Польше в XVIII веке, где в это время проживало множество бедных евреев. Хасиды все свои силы тратили на получение начального образования и на работу, чтобы прокормиться, поэтому у них не оставалось сил и времени для изучения Торы. Хасиды считали, что спастись возможно не через изучение священных текстов, а через доброту сердца. В современном мире основными направлениями иудаизма считаются следующие: 1. В ортодоксальном направлении утверждается, что мир меняется, но законы Божьи вечные. Ортодоксы всегда ходят в головных уборах и соблюдают все обряды и правила иудаизма. 2. Направление реформистов возникло в XVIII в. Его представители считают, что изменения в мире должны сопровождаться адаптацией отдельных частей учения к новым условиям. 3. Среднее положение между первыми двумя направлениями занимают консерваторы, изначально бывшие в среде реформистов и отколовшиеся от них в XIX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ветхий Завет. 2. Анджело Скола. Богословская антропология / Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес. – М.: Христианская Россия, 2005. 3. Банакурский Г. Л. Иудаизм и современность / Г. Л. Банакурский. – М.: Знание. 4. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 5. Зеэв Гейзель. Еврейская традиция – Режим доступа: http://www.machanaim.org/yearroun/inb_trad.htm
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 1. Каким образом иудаизм как религия позволяет еврейской нации сохранить свою идентичность? 2. В чём состоит специфика линейного времени? 3. Какой человек, согласно преданию, стал родоначальником евреев? 4. Из каких книг состоит Пятикнижие? 5. Почему человек в иудейской и христианской традициях не может мыслиться как абсолютно автономное существо? 6. На что в природе человека может указывать понятие basar? 7. Каким образом понятие basar может соотноситься с понятием nephes? 8. Почему иудейские воззрения на природу человека подробно изучаются в католическом и православном мире? 9. В чём состоит значение тшувы? 10. Какая исторически переломная ситуация может более предрасполагать к употреблению термина масорет Исраэль, а не морешет Исраэль? 11. Почему Ветхий Завет входит в Библию, почитаемую христианами? 12. Какую роль в жизни еврейского народа сыграл Моисей? 13. Почему персы-зороастрийцы в целом доброжелательно относились к иудеям? 14. Какие нормы, принятые в зороастризме, существуют и в иудаизме? 15. Что, по вашему мнению, является новым, оригинальным в иудейских представлениях о чистоте и нечистоте? 16. Почему в Торе особое внимание уделяется отношениям в семье? 17. Почему в Торе предписывается жениться не на женщине, а на девушке? 18. Почему, согласно Торе, мужчина обязан жениться на женщине, если отобрал у неё девственность? 19. Почему, согласно 22 главе 5 стиху Второзакония, на женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье? 20. Что общего вы можете найти между правовой культурой иудаизма и законодательством в древнешумерских городах? 21. Как вы думаете, насколько важно для современного Израиля следовать законам Торы?
|