Предпосылки образования государства
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов (предпосылок) – социально-экономических, политических и духовных. Социально-экономические предпосылки. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII-IX вв. Так, развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, с использованием орудий труда из железа, приводило к появлению избыточного продукта. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. Появление избыточного продукта, в свою очередь, создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило – производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялось подсечное земледелие, а из-за своей трудоемкости оно требовало усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов. К экономическим предпосылкам можно отнести рост числа городов, а также развитие ремесла и торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Обогащавшаяся родоплеменная знать нуждалась в поддержании своего господства. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений, и фактически представляли собой зародышевую форму государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием, легендарным основателем Киева. На рубеже VI-VII вв. существовала (согласно византийским и арабским источникам) “Держава волынян”. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода и т.д. В итоге власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Создание укрепленного межплеменного центра, где жил князь и дружина, также способствовало повышению авторитета князя. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Внешнеполитическая предпосылка. Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян этот фактор имел особое значение, поскольку на их земли постоянно накатывались с востока волны кочевых народов азиатских степей. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя. Происхождение названия “Русь” Вопрос о происхождении названия “Русь” до конца не выяснен. Первые упоминания имени Русь относятся к V-VII векам. Этим названием византийские и арабские авторы обозначали племена, жившие между Днепром и Днестром. К IX в. это имя становится собирательным для всех восточнославянских племен. По сообщениям византийских источников в 860 г. произошло нападение Руси на Константинополь. По всем данным эта Русь была расположена в среднем Поднепровье (то есть на юге). Поэтому часть историков полагают, что русью называлось одно из племен, обитавшее на территории полян (р. Рось – приток Днепра). К этому же времени относится упоминание имени Русь и на севере, на побережье Балтийского моря. Связано это упоминание с появлением варягов. В “ПВЛ” приводится легенда о том, что северные племена славян призвали варяжских князей, чтобы те управляли ими. В летописи указывается, что “варяги назывались русью”. Таким образом, пришедшие варяги и местные славянские племена стали называться Русью. Еще одна версия – “русь” – это группа людей, включавшая в свой состав варягов и племенную славянскую знать (дружинная прослойка).
|