Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

е издание 21 страница





Показатели эмиграции могут послужить характеристикой поведения, которая не зависит от субъективных самоотчетов, — мерой относительного счастья жите­лей разных стран (основанной на предположении, что людям известно, в каких странах живут самые счастливые люди). Правда, эмигранты переезжают в другое место еще и потому, что там их не будут преследовать и они найдут работу.

Доход и благосостояние

Исследования показывают корреляцию дохода со средним уровнем удовлетворен­ности. О подобных работах сказано в главе 9: средняя степень удовлетворенности нации связана со средним доходом на уровне 0,70, что намного выше тех коэффи­циентов корреляции, которые были установлены исследованиями, проведенными в рамках отдельных стран.

Доход и благосостояние 213

Причина такой разницы в воздействии дохода на удовлетворенность жизнью заключается в том, что, когда в расчет принимается лишь одна страна, преоблада­ющую роль играют индивидуальные различия (например, особенности личности). Вместе с тем различия между странами обусловлены, в частности, неодинаковой обеспеченностью общественными благами — такими, как здравоохранение, обра­зование и организация досуга.

Динер и соавторы (В1епеге1 а1., 1995) проанализировали данные по 41 стране, ко­торые были охвачены Всемирным исследованием ценностей. Оказалось, что средняя покупательная способность коррелирует с удовлетворенностью жизнью на уровне 0,69, с положительными и отрицательными эмоциями — 0,29 и -0,41 соответственно. В богатых странах (Швейцарии, Канаде и США) степень удовлетворенности жизнью очень высока, а в бедных (Болгарии, России, Китае и др.) — низкая. В некоторых рабо­тах установлено, что при доходе выше среднего он не влияет на меру удовлетворенно­сти, хотя другие исследователи не обнаруживают подобного выравнивания.

Как мы уже говорили, доход позволяет предсказывать меру удовлетворенности жизнью, что объясняется возможностями реализовать базовые потребности (в пище, крове, одежде и т. п.). Вместе с тем эта мера увеличивается с ростом доходов, даже если отмеченные потребности уже удовлетворены.

Динер (О1епег, 1995) объединил 14 объективных индикаторов, характеризую­щих разные аспекты благополучия. Как видно из рис. 12.3, если растет доход, то увеличивается и значение обобщающего показателя, однако такой эффект наблю­дается, лишь пока среднедушевой доход не превысит $3000 (в американских це­нах 1981 г.), после чего показатель благополучия выравнивается. В этот обобщен­ный индекс включено намного больше составляющих, чем удовлетворение лишь материальных потребностей; следовательно, деньги играют и иную роль, но когда уровень получаемого дохода относительно невысок. Эти результаты аналогичны тем выводам, что касаются взаимосвязи, обнаруженной между величиной индиви­дуального дохода и ощущением счастья в рамках отдельных стран.

20 40 60 80 100 120

Покупательная способность (для США принята за 100)

Рис.12.3. Доход и базовые переменные жизни. Источник О|епег, 1995

214 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

Большое количество денег означает наличие других благ — таких, как здраво­охранение, образование и благоприятные возможности для проведения всевозмож­ных видов досуга. Э. Динер и М. Динер (О1епег & О1епег, 1995) также обнаружи­ли, что в богатых странах люди живут дольше, а показатели детской смертности и уровня преступности ниже, вода чище и запасов пищи больше. Однако с ростом покупательной способности уровень субъективного благополучия, как отмечает­ся в данном исследовании, не выравнивается, а линейно растет. Авторы установи­ли: среднедушевой ВНП и средняя покупательная способнрсть отчасти коррели­руют с удовлетворенностью даже в том случае, когда переменная «удовлетворение базовых потребностей» удерживается на неизменном уровне. Может быть, нам удастся выяснить, какого рода остальные потребности.

С удовлетворенностью жизнью соотносятся и некоторые другие характеристи­ки стран: например, индивидуализм, соблюдение прав человека и равенство дохо­дов. Однако все они связаны с уровнем национального дохода: в более богатых странах их значения выше. Но какова же фундаментальная причина удовлетворен­ности жизнью, свойственная конкретной нации?

Не все люди и не во всех странах придают деньгам большое значение. Линн и Мартин (Ьупп & МагСш, 1995) установили, что для бедных стран характерна весьма агрессивная конкуренция. Авторы пришли к выводу, что там деньги ценятся выше, чем в богатых государствах. Оиши и соавторы (О15Ы ег. а1., 1999) обнаружили: удов­летворенность финансовым положением сильнее коррелирует с удовлетвореннос­тью жизнью в бедных странах, а в богатых наиболее сильным фактором субъектив­ного благополучия выступает удовлетворенность своим семейным укладом.

Инглхарт (1п§1еЬаг1,1971) предположил, что в государствах с высоким уровнем благосостояния нематериальные цели представляют для людей ценность, не мень­шую, а то и большую, чем материальные. Среди подобных устремлений: желание жить в дружески настроенном и менее обезличенном обществе, которое уважает идеи, а не деньги, обеспечивает свободу слова, широкое участие людей в принятии решений, занимается вопросами охраны окружающей среды и качеством жиз­ни населения. Исследователи пришли к заключению, что молодые люди, а так­же принадлежащие к среднему классу профессионалы придают подобным целям большее значение, чем экономическому росту, надежной обороне или поддержа­нию порядка (1п§1еЬагг., 1971). Вскоре мы увидим, что некоторые из этих перемен­ных предсказывают, согласно полученным данным, степень счастья нации в целом.

Однако не стоит недооценивать интерес к деньгам и материальным благам, свойственный представителям богатых обществ. Вместе с тем удовлетворение ин­дивидуальных потребностей должно каким-то образом сдерживаться, в противном случае возникнет социальный хаос. Именно с этим и связаны моральные устои. Цель нравственных принципов — всеобщее благополучие, и эти фундаментальные правила носят универсальный для всех культур характер. Сотрудничество и забо­та о других имеют для общества существенное значение (Аг§у1е, 2000).

Индивидуализм

Разграничение индивидуализма и коллективизма введено, чтобы описать некото­рые различия между культурами Востока и Запада — например, Китая и США. В коллективистских культурах «индивидов убеждают подчинить свои личные цели

Доход и благосостояние 215

целям коллектива, который обычно является устойчивым замкнутым сообществом (например, семьей, командой, племенем)» (ТпапсНк еЪ а1., 1988). В группах напо­добие семьи высок уровень сплоченности, слаженности и сотрудничества, они от­личаются заботой о сохранении общей гармонии. В индивидуалистских обществах, напротив, люди принадлежат к нескольким различным группам; здесь нет едино­образия, строго установленного сотрудничества и социальной поддержки. В кол­лективистских обществах самоопределение осуществляется благодаря принадлеж­ности к конкретной группе; вопрос «Кто я?» влечет за собой ответы вроде такого: «Член волейбольной команды», а в индивидуалистских обществах ответ иной — «Я экстраверт» (Магкиз & КНауата, 1991).

Хофстед (Но&1ес1е, 1980) измерял средний уровень индивидуализма в 40 стра­нах, собирая ответы респондентов на четыре вопроса об их работе, например: «На­сколько важным для Вас является обладание значительной свободой, чтобы пре­творять в жизнь собственный подход к работе?» Этот показатель характеризует исключительно трудовые аспекты коллективизма, отличные от особенностей кол­лективизма в семье, что важно для Китая. По этой шкале наибольшая автономия личности была выявлена в США, Австралии и Великобритании, наименьшая — в Венесуэле, Колумбии и Пакистане. Данный показатель широко распространен, и Хофстед установил, что он на уровне 0,82 коррелирует с величиной ВНП; также обнаружена его взаимосвязь со степенью экономического развития, социальной мо­бильностью, снижением доли традиционного сельского хозяйства, развитием про­мышленности, ростом урбанизации и меньшей численностью семьи. Индустриаль­но развитые страны характеризуются ярко выраженным индивидуализмом.

Динер и соавторы (О1епег е<; а1., 1995) использовали дополнительные показате­ли индивидуализма, включив в свое исследование ранжирование стран с учетом особенностей индивидуализма/коллективизма, выполненное Триандисом. По их выводам, корреляция индивидуализма с субъективным благополучием составля­ет 0,77. Таким образом, с субъективным благополучием тесно взаимосвязаны как доход, так и индивидуализм, и, вероятно, они оба являются источниками счастья.

Если удерживать переменную дохода неизменной, корреляция среднего уров­ня счастья с индивидуализмом падает с 0,55 до 0,05, о чем свидетельствует рабо­та Венховена (УеепЬоуеп, 2000). Однако если рассматривать богатые и бедные страны в отдельности, то, как выяснил этот исследователь, корреляция индиви­дуализма с ощущением счастья положительна для богатых государств и отрица­тельна для бедных. Для процветающих стран большая свобода личности — бла­го, а вот для бедных полезнее оказываются взаимопомощь и социальная поддерж­ка, которые характеризуют коллективизм. Далее мы еще коснемся преимуществ и издержек индивидуализма, когда обратимся к объективным показателям бла­гополучия.

Самооценке большее значение придается в культурах индивидуалистской на­правленности, там она прочнее связана с удовлетворенностью жизнью; в коллек­тивистских же культурах корреляция ниже, причем в некоторых странах у женщин никакой взаимосвязи между самооценкой и удовлетворенностью жизнью не обна­руживается вообще (О1епег & В1епег, 1995).

216 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

Равенство и распределение доходов

Равенство доходов можно оценить, рассчитав пропорцию между средним доходом 20% самых богатых людей и 20% наиболее бедных. Коэффициент равен 26,1 для Бразилии, вслед за ней идут Ботсвана и Коста-Рика; наибольшим равенством сло­ев населения отличаются Венгрия (3,0), Польша (3,6), Япония (4,3) и Швеция (4,6) (Аг§у1е, 1994). Равенство сильно коррелирует с субъективным благополучием; Динер и соавторы (О1епег е1 а!., 1995) выявили коэффициент корреляции, состав­ляющий 0,48, а Венховен и Эрхардт (УеепЬоуеп & ЕЬгЬагск, 1995) — 0,64. Но, если переменная дохода удерживается на постоянном уровне, разброс в сумме доходов не оказывает столь сильное влияние или вовсе нейтрализуется, поскольку богатые страны более эгалитарны.

В некоторых исследованиях обнаружена обратная взаимосвязь: уровень счастья выше в тех странах, где неравенство сильнее. Как предположили Динер и Оиши (О1епег & СМзЫ, т ргезз), это может быть связано с тем, что страны Восточной Евро­пы эгалитарны, люди в них несчастливы по другим причинам. Вместе с тем страны Южной Америки отличаются сильным неравенством между людьми, но их жители вполне счастливы — опять-таки по иным причинам. Однако исследования, прово­димые в рамках отдельных стран, показывают: при большем неравенстве доходов и показатели удовлетворенности жизнью разнятся сильнее (УеепЬоуеп, 1993).

Кларк (С1агк, 2000) проанализировал 6 этапов британских панельных обследо­ваний, охвативших 10 000 респондентов, и пришел к выводу о том, что люди могут предпочитать неравенство. Показатели психического нездоровья, выявляемые по Общему опроснику здоровья, оказывались ниже, если в референтных группах рес­пондентов (т. е. среди людей схожего рода занятий, дохода и т. д.) различия в дохо­дах были сильнее; хотя с ростом последних данный эффект ослабевал. Аналогичная закономерность отмечалась, когда доходы этой группы менялись, что объясняется, вероятно, возможностью улучшения ситуации. Оказалось, что положительно отно­сятся к неравенству люди, чей доход невысок, а отрицательно — те, чьи заработки высоки.

Права человека, демократия и доверие друг другу

Динер и соавторы (О1епег е1 а1., 1995) установили: показатели соблюдения прав че­ловека коррелируют с удовлетворенностью жизнью, и коэффициент составляет 0,48. Но этот эффект исчезает, если переменная дохода удерживается на одном уровне, поскольку в более богатых странах лучше обстоит дело и с соблюдением прав чело­века. Правда, Венховен (УеепЬоуеп, 2000) считает, что, хотя политическую и лич­ную свободу можно объяснить благосостоянием, экономическая свобода такому толкованию не поддается. Под ней он понимает свободу от избыточного налогооб­ложения, а также простор для свободного предпринимательства и перемещения денежных средств. Политическая свобода характеризуется свободой слова, соблю­дением прав человека и свободными выборами. Личная свобода касается вероис­поведания, путешествий, брака и сексуальной жизни.

Права человека, демократия и доверив друг другу 217

Венховен рассмотрел богатые и бедные страны по отдельности и обнаружил, что степень общей свободы коррелирует с национальным счастьем на уровне 0,49, од­нако в бедных странах значимой взаимосвязи установить не удалось. Очевидно, свобода делает людей счастливыми, если они способны ею воспользоваться.

Фрей и Штутцер (Ргеу & 51и12ег, 2000) сравнили 26 швейцарских кантонов, существенно различающихся по возможности участия жителей в демократических институтах. Оказалось, что это сильно влияет на средний уровень счастья в том или ином кантоне.

Алмонд и Верба (А1топс1 & УегЬа, 1963) в книге «Гражданская культура» опи­сывают исследования, посвященные различным аспектам социальной и полити­ческой жизни граждан, а также проблеме доверия к правительству. Обследования проводились в 5 странах в 1959-1960 гг. Авторы установили, что наиболее высо­кий уровень доверия характерен для США и Великобритании, тогда как в Герма­нии и Франции в тот же период он оказался крайне низок.

Инглхарт и Рабье (1п§1Ьаг1 & КаЫег, 1986) сообщают о результатах недавнего исследования (полученные ими данные, равно как и результаты указанного выше изучения, представлены в табл. 12.2). Социологи также выявили очень низкий уровень доверия друг другу в Италии и во Франции. Корреляция между ним и субъективным благополучием весьма умеренная, — вероятно, такова причина от­носительно низкой удовлетворенности, отмечаемой среди жителей Италии и Франции. И для Германии в тот период были характерны аналогичные показате­ли, поскольку перед ней остро стояли проблемы, связанные с разделом страны на восточную и западную части. Шмит и Маэс (ЗсЬппЦ & Маез, 1998) определили, что у жителей обеих частей Германии отрицательные эмоции связаны с завистью и чувством несправедливости (хотя они намного сильнее в Восточной Германии).

Выше было показано, что нейротизм (показатель тревожности) выше в араб­ских и латиноамериканских странах, что, вероятно, связано с политической неста­бильностью. Оувенил и Венховен (Ошуепее1 & УеепЬоуеп, 1994) обнаружили, что уровень счастья выше там, где граждане активнее участвуют в политической жиз­ни страны, где меньше гражданских беспорядков и конфликтов. Кроме того, они установили, что уровень счастья ниже, когда реален другой риск — наводнения, войны, землетрясения или голода. Шине (ЗсЬупз, 1998) показал: в странах, где происходят стремительные изменения (таких как Корея, Южная Африка и Филип­пины), наблюдается низкая удовлетворенность жизнью. Как видно из рассмотрен­ной нами табл. 12.1, страны, для которых характерен самый низкий уровень сча­стья, — это Болгария, Россия и Румыния. В них крайне слабо развиты демократи­ческие институты и низкий уровень жизни.

Внешние угрозы также отражаются на ощущении счастье. Ландау и соавторы (Ьапс1аи еХ. а1., 1998) проанализировали 203 израильских исследования, показываю­щих влияние общенационального стресса. Если этот показатель высокий, средний уровень счастья снижается; к удивлению, хуже становится и забота людей о соб­ственном здоровье и несколько ухудшается способность преодолевать трудности.

В главе 11 указывалось, что религия — источник счастья и других аспектов бла­гополучия. Это обусловлено поддержкой, которую оказывают человеку члены ре-

218 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

лигиозной общины. Страны существенно разнятся по степени религиозности насе­ления, и этот показатель можно считать фактором национальных различий, касаю­щихся меры счастья. В Италии, Греции, Португалии, а также во всех католических странах реже случаются разводы. Религиозной приверженностью объясняется и поразительно высокий уровень счастья в Южной Африке и Нигерии, и довольно высокие (по сравнению с Европой) его показатели в США — там церковь играет весьма активную роль. Понятны тогда и причины низкого уровня счастья в Китае и России. В этих странах религиозность не приветствуется.

Таблица 12.2 Уровень доверия людей в разных странах (1959-1960 и 1981 гг.)

1959-1960 (Исследование «Гражданская культура») 1981 (Всемирное исследование ценностей)

1959-1960 (Исследование «Гражданская культура») 1981 (Всемирное исследование ценностей)
США   Дания  
Великобритания   Нидерланды  
Мексика   Великобритания  
Германия   Северная Ирландия  
Италия   Ирландия  
    Испания  
    США  
    Германия  
    Бельгия  
    Италия  
    Франция  

Источники: А1топс1 & УегЬа, 1963; 1пп$1еЬаг1 & КаЫег, 1986.

Этнические различия

Проводилось множество сравнительных исследований чернокожих и белых (осо­бенно в США). Кэмпбелл и соавторы (СатрЬеП е1; а1., 1976) обнаружили, что очень счастливыми считают себя 18% чернокожих и 32% белых; сходные результаты по­лучены и в других странах. Сток с коллегами (ЗСоск е1 а!., 1985) проанализировали 54 обследования, проводившиеся в Америке, и установили: разница между ощуще­нием счастья людьми с черным и белым цветом кожи незначительна, причем с уве­личением возраста респондентов она сокращается. В США разрыв за последние десятилетия сократился еще больше. С другой стороны, в 1980-х гг. афроамерикан-цы стали менее обеспеченными, хуже были их показатели образованности и здо­ровья. В то же время удовлетворенность жизнью у них возросла (по поводу сча­стья аналогичных результатов, правда, не получено) (Ас1ат5, 1997). Бленчфлауэр и Освальд (В1апспЯо^ег & ОзшаЫ, 1999) установили, что чернокожие американ­цы стали за этот период несколько счастливее, но все равно их уровень счастья ос­тался ниже, чем у белых.

Немалую часть таких несовпадений между чернокожими и белыми можно объяснить различиями в доходе, профессиональном статусе и занятости. Если эти

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами? 219

переменные удерживать на неизменном уровне, различия, связанные с расовой при­надлежностью, оказываются еще меньше. Бленчфлауэр и Освальд (В1апсЬпо\уег & ОзлуаЫ, 1999) пересмотрели данные, полученные при обследовании 100 000 че­ловек в США и Великобритании, и подсчитали, как расовая принадлежность влияет на ощущение счастья, выраженное в экономических показателях. Быть чернокожим равноценно ежегодной потере $30 000 в заработной плате. Этот ста­тус, однако, не влечет за собой столь высоких издержек, как безработица или со­стояние вдовства.

Статус чернокожего не отражается на самооценке столь сильно, как этого мож­но было бы ожидать. Кэмпбелл и соавторы (СатрЬеП е1 а1., 1976) выявили, что в США высокая самооценка характерна для 32% чернокожих и 50% белых. Однако у детей афроамериканцев часто наблюдается более высокая самооценка, чем у бе­лых, особенно если они посещают раздельные по расовой принадлежности школы, где не сталкиваются с белыми сверстниками. На счастье чернокожих и белых лю­дей воздействуют одни и те же факторы. Но Бертон и его коллеги (Вш1оп е1 а1., 1993) установили: хотя брак и занятость благотворно отражаются на обретении счастья и чернокожими, и белыми, сочетание этих факторов особенно положитель­но влияет на жизнь первых.

В Южной Африке белые южноафриканцы — наиболее довольная своей жизнью и оптимистичная группа населения, далее по этим показателям следуют метисы и южноафриканские индийцы, затем — туземные африканцы. С другой стороны, оказалось, что представители белой расы наименее уверены в счастливом будущем людей разных рас в Южной Африке (Нагпз, 1997).

Исследователи часто приходят к выводу, что представители этнических групп, являющиеся иммигрантами, несчастны и страдают психическими расстройства­ми. Это не всегда так. Для китайцев и японцев, проживающих в Америке, харак­терна высокая самооценка. Вероятно, она связана со стабильностью их семейной жизни и социальной солидарностью, которая отличает данные этнические груп­пы (СоскегЬаш, 1981). Это же было верно и в отношении американских индей­цев, пока они не вступили в контакт с городской культурой и не начали конку­рировать (безуспешно) за рабочие места и высокие доходы; в этом случае они, скорее всего, будут страдать от депрессии и психических нарушений (РисЬз & На-У1§Ьиг51, 1973).

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами?

Мы видели, что между странами, сходными по уровню жизни и политическому устройству, наблюдаются значительные различия в показателях национального счастья и удовлетворенности. Действительно ли жители Дании, например, счаст­ливее итальянцев? Действительно ли население стран Южной Африки гораздо более счастливо, чем японцы? На рис. 12.1 показаны некоторые различия между европейскими странами, в которые трудно поверить. Иногда говорят, что они обу-

220 Глава 12 Национальные различия в ощущении счастья

словлены так называемыми «культурными» различиями. В чем же они заключа­ются? Может быть, существуют сформированные культурой разные способы мыш­ления, в том числе и различные стили ответов на вопросы.

Страны и группы, в которых принято преувеличивать степень счастья

Существует мнение, что высокие значения показателей удовлетворенности и сча­стья, полученные в США, частично обусловлены такими социальными нормами, которые требуют от человека казаться веселым. Сью (5иЬ, т ргезз) заключает: для жителей Северной Америки характерно более позитивное представление о себе, их установка — быть во всем самостоятельными; они охотнее, чем жители Восточной Азии, занимаются самосовершенствованием. Острут и Снайдер (Оз1гоо1 & Зпускг, 1985) полагают: разница в уровне удовлетворенности между американцами и фран­цузами объясняется тем, что первые видят жизнь «в розовом свете». Эти авторы также обнаружили, что американцы и удовлетворенность жителей других стран оценивают выше, чем французы. Играет тут роль и эффект самопрезентации: мо­лодые американцы демонстрируют более высокие показатели счастья и более низ­кие депрессии при интервьюировании в отличие от заполнения анкет/опросников. Данная особенность, однако, не присуща взрослым людям; а относительно моло­дежи бытует мнение, что она должна быть счастливой (О1епег & 5иЬ, 1999).

Жители некоторых областей Африки и районов Индии редко жалуются на де­прессию. Люди там не говорят о чувстве подавленности, печали, вины или неудов­летворенности. Однако исследования в рамках «Изучения текущего состояния» показывают: многие африканцы испытывают ощущения физической усталости, слабости, головные боли, страдают потерей аппетита, бессонницей, утрачивают интерес к сексу или перестают интересоваться другими людьми (МагзеПа, 1980). Если бы в данном случае использовались самоотчеты о счастье, результаты таких исследований ввели бы нас в заблуждение.

В Японии не принято открыто проявлять негативные эмоции, когда находишь­ся на людях: человек всегда должен улыбаться. К такому выводу пришел Фризен (Рпезеп, 1972) в результате своего знаменитого эксперимента: японцы, которым демонстрировался вызывающий отвращение фильм, беседуя затем о нем с интер­вьюером, улыбались. Американские участники эксперимента сохраняли выраже­ние омерзения.

Харрис и Липиан (Нагпз & Ыр1ап, 1989) опросили английских мальчиков в возрасте 8 и 13 лет, только начинавших обучение в закрытой школе. Некоторые из учащихся горевали, ощущали беспокойство, тоску по дому, но большинство сказа­ло, что способны скрывать свои чувства, так как в противном случае их стали бы дразнить или подняли бы на смех. Этот запрет на признание несчастья распро­страняется и на письма, которые ученики пансионата пишут домой.

Хохсчилд (НосЬзсЫЫ, 1983) показал в своей работе: стюардессы вынуждены быть в бодром настроении и выражать хорошее отношение к пассажирам — неза­висимо от того, как последние себя ведут. Курс обучения стюардесс включает в себя моделирование типовых ситуаций и выработку надлежащего обращения с раздра­жающими их пассажирами.

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами? 221

Страны и группы, в которых принято преуменьшать степень счастья

Существуют и такие страны, в которых счастье, напротив, принято скрывать:

1. Племя ифалук обитает на небольшом острове в Тихом океане. Здесь выра­жение счастья не одобряется, ибо говорит о том, что человек слишком дово­лен собой и, вероятно, пускает окружающим пыль в глаза. В таком случае ос­тальные приходят в негодование, и человек, который выглядел счастливым, начинает испытывать беспокойство (Ьи1г, 1988).

2. В Китае люди больше сосредоточены на негативных событиях, они менее оптимистичны, чем американцы, здесь важно вести себя сдержанно (Ьее & 5еН§тап, 1997). Китайцы, как древние греки, боятся, что если они будут слишком счастливы, судьба их накажет.

Некоторые из описанных норм можно охарактеризовать с точки зрения «пра­вил представления» — норм, которые предписывают, какие, например, эмоции уместно проявлять на свадьбах и похоронах. В некоторых случаях людям удается выглядеть счастливыми независимо от того, ощущают ли они себя таковыми в действительности. Невербальное выражение эмоций может распространяться и на вербальную область ответов на вопросы анкет.

Саарни (Заагш, 1979) заметил, что дети учатся тому, какое выражение лица наибо­лее выгодно продемонстрировать. Ученые попросили детей определить, каким должен быть последний кадр в ряду нарисованных эпизодов. Соответственно возрасту на­блюдалась растущая тенденция не выбирать изображение лица, которое соответству­ет испытываемым эмоциям, хотя некоторые семилетние дети так и поступали. Деть­ми были названы следующие причины утаивания истинных чувств: избежать непри­ятностей (44%), сохранить самооценку (30%), не задевать чувства других (19%) и быть вежливым (8%). Во многих культурах усвоение способности контролировать прояв­ление страха или страданий является частью социализации мужчин, ту же функцию выполняют болезненные обряды инициации в примитивных обществах.

Процесс эмоциональной социализации имеет несколько аспектов, в том числе подражание родителям и другим людям и освоение умения не поддаваться эмоци­ональному воздействию. Американские дети учатся оставаться безучастными и не ощущать неловкости или смущения при просмотре «мыльных опер». В городе Бал­тиморе дети из рабочих семей часто подвергаются грубому или даже агрессивному обращению. В кругах, близких к среднему классу, они от таких негативных эмо­ций защищены и видят вокруг себя лишь счастливые, любящие лица (Сого*оп, 1989). В США «детей могут поощрять к тому, чтобы они улыбались и смеялись, были беззаботны... им внушают, что стремиться к приятному — это хорошо... и их учат трактовать чувство возбуждения с позитивной точки зрения» (Б1епег & 5иЬ, 1999). В конфуцианских культурах Юго-Восточной Азии отрицательные эмоции считаются нейтральными, в то время как в Южной Америке они рассматриваются как нежелательные. В Англии в елизаветинскую эпоху «меланхолию» полагали предпочтительным состоянием духа — особенно для поэтов и интеллектуалов.

Известно, что различные социальные нормы, регулирующие выражение благо­получия, влияют на ответы интервьюируемых. В одном международном исследо­вании студентов спрашивали, какая степень проявления приятных и неприятных эмоций является, по их мнению, «желательной и приемлемой» (каждый вид оце-

222 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

нивался по пяти аспектам). Были выявлены довольно значительные различия во мнениях относительно идеальной удовлетворенности: по 7-балльной Шкале удов­летворенности жизнью (5У/Ь5) на самом верху оказалась Австралия (6,23), на по­следнем месте — Китай (4,00). Сходные различия в представлениях обнаружились и в плане положительных эмоций, правда, здесь верхнюю позицию заняла Греция (6,38), но Китай вновь оказался на последнем месте (4,47). Некоторые отличия обнаружились в том, насколько желательны отрицательные эмоции: наименее желаемыми сочли их пуэрториканцы (2,30), наиболее подходящими — жители Венгрии (4,32). Выяснилось, что в странах Южной Америки высоко ценятся поло­жительные эмоции, в Китае же их ценность низка. Возможно, нормы, касающиеся удовлетворенности, не влияют на нее саму; но может быть и наоборот: если все обстоит не лучшим образом, не следует и метить слишком высоко. Тем не менее национальные различия в степени удовлетворенности жизнью объясняются, в ча­стности, социальными нормами.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия