Студопедия — МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОГРАММЫ, КОНФЕРЕНЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОГРАММЫ, КОНФЕРЕНЦИИ






(базовые понятия философской лексики)

 

Учебно-методическое пособие

 

Для всех специальностей

 

 

Одесса – 2007

Учебно-методическое пособие подготовлено кандидатом философских наук Голошубовой Аллой Александровной – старшим преподавателем кафедры «Философия» Одесского национального морского университета.

 

Учебно-методическое пособие одобрено кафедрой «Философия» ОНМУ 24 мая 2007 г. (протокол № 9).

 

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент Куличенко В.В.;

кандидат философских наук, доцент Ерёменко В.А.

 

 

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostikos – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Историческая справка. Термин «агностицизм» ввел английский естествоиспытатель Т. Гексли в 1869г., однако выражение позиции агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора и других софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведён в философской системе Юма, который полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Элементы агностицизма имели место в философии И. Канта, характерны также для различных школ позитивизма, неопозитивизма (махизм, конвенционализм, критический реализм) и постмодернистской философии.

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. аxia – ценность, logos – слово, учение) – учение о ценностях. Это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Основной вопрос аксиологии – это вопрос об условиях возможности оценок, имеющих «абсолютное значение», их критериях и соотносимости разных систем ценностей между собой.

Историческая справка. Философское исследование ценностей столь же старо, как и сама философия, но понятие ценности было введено в философию только во второй половине ХIХ века. Аксиология как особый раздел философии моложе всех остальных её разделов (онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д.). Тому есть определённые исторические причины. Тема ценностей может активно и всесторонне разрабатываться только в рамках демократического, открытого общества.

 

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие закона самому себе, от anti – против и nomos – закон) – сочетание обоюдно противоречивых высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

Историческая справка. Философский смысл понятие «антиномия» приобретает у Канта в «Критике чистого разума». Согласно Канту, антиномии необходимо возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту, неизбежные противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только приходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре антиномии:

1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей. – Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3) Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность. – Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.

4) К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. – Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

Согласно Канту, диалектические противоречия, возникающие в человеческом разуме, – естественная и неизбежная «иллюзия», проистекающая из его субъективного, сверхопытного применения.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это самая обширная и наиболее содержательная сфера психики человека, это те явления, процессы, свойства и состояния человеческой психики, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются самим человеком.

Историческая справка. В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе – знании-припоминании). Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание», Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания) и др. учёные.

В 20 веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены Фрейдом, создавшим психологическоеопределение бессознательного и учение о бессознательном, а также Юнгом, развившем идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном, Морено, разработавшем концепцию «общего бессознательного» и Фромом, развивавшем идеи о «социальном бессознательном». В совокупности эти идеи и концепции дают определённое представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая объективную и субъективную реальность в своей совокупности. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Бытие проявляет себя в различных формах существования – это вещи, состояния, процессы природы; вещи, созданные трудом человека; это бытие человека как природного и социального существа; это индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубективное) духовное бытие.

Бытие выступает исходной категорией в философском осмыслении окружающего нас мира. С этой категорией связана убеждённость человека в том, что этот мир существует и что в нём находят своё место и человек, и вещи, и состояния, и процессы.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – предположение) – форма знания, которая представляет собой условное объяснение некоторых фактов и предполагает возможность пополнения (сокращения) списка этих фактов. Это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Гипотеза – необходимое звено в эволюции научного знания. Научные гипотезы должны: удовлетворять условию принципиальной проверяемости, обладать объяснительной и предсказательной силой, быть совместимы с существующим научным знанием.

ГНОСЕОЛОГИЯ (с греч.gnosis – знание, познание и logos – учение) – учение о познании или теория познания; раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Историческая справка. В античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Крупный шаг в развитии гносеологии был сделан европейской философией 17–18 в.в., главными для которой стали проблемы связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. В немецкой классической философии проблемы гносеологии связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые предпринимается попытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности – как онтологических, так и психологических. Марксистская теория познания исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о непознаваемости мира, т.е. агностицизм. Развитие марксистско-ленинской гносеологии осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теории познания. Диалектика и есть теория познания марксизма. Современная постмодернистская философия признаёт гносеологический плюрализм.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).

Историческая справка. В развитии философского знания сложилось две концепции (концепция – система воззрений) детерминизма: лапласовская и диалектико-материалистическая.

Лапласовский детерминизм ограничивается одной непосредственно действующей причиной, к тому же трактуемой чисто механистически; в нем отрицается объективная природа случайности, вероятность выводится за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставляются материальной детерминации явлений.

Диалектико-материалистический детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственного причинного характера (опосредованная причина), т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Однако, все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует не одно явление действительности, в т.ч. и такие события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются статистические законы.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи, её всеобщий атрибут; движение в самом общем виде – это изменение всякого рода. Мысль об универсальности движения возникла уже в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Понимание движения как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 веке (Гольбах), но понимается лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Современное понимание движения включает в себя всякие формы изменения: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

 

ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike – веду беседу, спор) – философская теория, метод и методология научного познания, которые исходят из необходимости признания противоречия как главного источника развития. (1) Исходный смысл слова «диалектика» – метод проведения диалога – беседы или спора – с целью получения знания. Образцы этого метода дали в своё время Сократ и Платон («сократовский метод»). (2) В философии Гегеля, а затем в марксизме диалектический метод стал пониматься, как требование отыскивать противоречия в самой действительности с целью объяснения развития любых явлений. Направление всякого развития вписывалось в «диалектическую спираль»: движение по гегелевской схеме «Тезис – Антитезис – Синтез». В марксизме диалектика была названа наукой о развитии природы, общества и мышления. Диалектика – это теория развития.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – формаматериализма, сложившаяся в марксистско-ленинской философии, исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает пространство, время и движение как атрибуты (свойства) материи, а сознание – как свойство высокоорганизованной формы материи, как функцию мозга. Называется диалектическим, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий.

ДОГМАТИЗМ – тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий места и времени. Догма (гр. dogma) – положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учёта конкретных условий.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправных, не сводимых друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому и идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала.

Историческая справка. Термин «дуализм» был введён немецким философом Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалистических взглядов был Р. Декарт, разделявший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

Для философии нового времени, наряду с онтологическим дуализмом, исходящим из противопоставления субстанций, характерны формы гносеологического дуализма, исходящего из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Разновидность гносеологического дуализма развивал Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам – в соответствии с априорными (предшествующими опыту) формами чувственного созерцания и рассудка. Гносеологический дуализм неизбежно связан с агностицизмом.

Понятие дуализма применимо также к концепциям и учениям, утверждающим равноправность любых противоположных начал или сфер: так, говорят о дуализме добра и зла в манихействе, о дуализме (характерном для кантовской традиции) мира природы и мира свободы.

 

ЗАКОНвнутренне отношение вещей, которое имеет универсальный (всеобщий) характер для данного круга явлений. Внутреннее отношение, в отличие от внешнего, определено природой самих вещей, поэтому его также можно назвать «естественным». Это отношение нельзя изменить, если не менять соотносимых вещей. Поэтому внутреннее отношение часто характеризуют как существенное, необходимое, повторяющееся.

В юриспруденции термин «закон» указывает на универсальное внешнее отношение, т.е. такое, которое, хотя и предписывается всем гражданам (нормативно-правовое предписание), не вытекает из природы соотносимых вещей и которое можно изменять извне. В отличие от естественных законов, такие законы имеют автора (автора-создателя, а не автора-открывателя), их меняют в связи с изменением ситуации, а порой и нарушают.

 

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности, отражение её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание обладает различной степенью достоверности, по своему генезису и способу функционирования является социальным феноменом, фиксируется в форме знаков естественных и искусственных языков. Существуют различные виды знания: житейское, религиозное, художественное, научное, философское.

ИДЕАЛЬНОЕ – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности в человеческом сознании: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Будучи производным от материального, идеальное обретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

Идеальное всегда обладает материальным носителем. В качестве материального носителя идеального выступает не только нервно-мозговой субстрат (данный субстрат является носителем такого идеального явления как сознание), но и выработанные в процессе человеческого развития феномены культуры (язык, живопись, книги, архитектура и т.д.)

Историческая справка. Идеализм (см. философский идеализм) принимает идеальное за основополагающий принцип бытия, тем самым абсолютизирует идеальное, отделяет его от объективной действительности, исторического процесса. Яркой демонстрацией этого являются «идеи» в философии Платона, «абсолютный дух» в философии Гегеля, Бог в религиозной философии.

 

ИСТИНА – это понятие гносеологии, им характеризуют такое знание, которое соответствует действительности.

Историческая справка. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Этот подход в понимании истины был продолжен в философии Нового времени (Бэкон Ф., Спиноза, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Фейербах).

В идеалистических системах истина понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с Фихте, внёс в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания.

Гегелевский подход нашёл своё развитие в марксистской философии. Согласно диалектическому материализму истина – внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Наука – не склад готовых и исчерпывающих истин, а движение от знания ограниченного, приблизительного к всеобщему, глубокому, точному. И этот процесс безграничен. Основными принципами диалектико-материалистического подхода к познанию является признание относительности, абсолютности и конкретности истины. Истина относительна, так как мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, которые постоянно изменяются и развиваются. Абсолютная истина – это идеал, к которому стремится познающее человечество и представляет она собой сумму относительных истин. Признание конкретности истины предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания. Этот принцип требует подходить к фактам не только с общими формулами и схемами, а в первую очередь с учётом конкретной обстановки.

 

МАТЕРИЯ (от лат. material – вещество) – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая (объективная реальность) дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них.

Материи как таковой в объективном мире нет (это гносеологическое понятие), «материя» – это научная абстракция, которой обозначается бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ – философское понятие, характеризующее способ бытия объекта, выражающийся в объективном, физическом, не зависимом от сознания субъекта характере существования.Сферу материального образуют многообразные предметы природного и социального мира: газ, нефть, уголь, лес, автомобили, станки, телефоны, компьютеры и т.д.

 

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika – после физики) –понятие философии с исторически трансформирующимся содержанием:

1) в традиционной и классической философии метафизика выступает синонимом онтологии и даже шире – самой философии;

2) в неклассической философии (начало такого понимания уходит в философию Гегеля) метафизика понимается как определённый стиль мышления – спекулятивно-философский метод, противоположный диалектическому. Спекулятивный – это значит умозрительный, антидиалектический – не признающий противоречия;

3) в постнеклассической интерпретации метафизика – это классическая философия как таковая.

 

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (или механический) – форма материализма, сложившаяся в 17-18 веках. Изменение формы материализма

совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания. Развитие механики в указанный период повлияло на понимание материи. В метафизическом материализме материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс) в отрыве от движения. Разрыв материи и движения является существенной характеристикой метафизического материализма.

 

МЕТОД ( от греч. methodos – способ, путь) – способ построения и обоснования системы знания; операции познания или практической деятельности, которые выполняются для решения поставленной задачи. Всякий метод представляет собой явно, ясно и отчётливо выраженную последовательность шагов, которые необходимо осуществить для достижения указанной цели.Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методах – методологии.

По разным основаниям принято делить методы, с одной стороны, на эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретические (гипотетико-дедуктивный, формализация и др.), а с другой стороны, на методы специальные (например, метод спектрального анализа у химиков), общенаучные (применимые в любой науке) и философские (применимые и за пределами науки, например, в искусстве). Деление это условно, не всегда соответствует требованиям классификации.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. metod – путь и logos – учение) учение о системепринципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Это система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. От теории познания (гносеологии), исследующей процесс познавательной деятельности в целом, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания.

Историческая справка. В 20 веке происходит быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и других сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин. В связи с этим возник вопрос о логической структуре научного знания и, соответственно, началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приёмов, операций и форм построения научного знания. Высшим и определяющим уровнем методологии науки является философская методология, направляющие принципы которой организуют методологическую работу на конкретно-научном уровне.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – взгляды человека на объективный мир и на своё место в нём, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы понимания и деятельности, ценностные ориентации. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Основные исторические типы мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское, научное. Гносеологическая (см. гносеология) структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

МОНИЗМ (от греч. monos – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, одной основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающего решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.

Противоположностью монизма является дуализм, признающий два независимых начала и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Историческая справка. Первоначально монизм имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Позже формируется позиция осознанного материалистического монизма, противостоящего как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому монизму (например, соответственно перечисленного, у Маркса, у Гегеля, у Беркли).

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Фактически, натурфилософия явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например атомистическую гипотезу. Нарутфилософия в дальнейшем обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Само понятие «натурфилософия» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – взаимосвязанные философские категории (категории диалектики), конкретизирующие представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость причинно обусловлена, характеризуется строгой однозначностью и определённостью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Случайность тоже причинно обусловлена, но она отличается от необходимости особенностью своих причин. Причины случайности отдалённы, нерегулярны, незначительны и поэтому случайность характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания.

ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект выступает такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом и является непосредственным предметом познания и практического воздействия субъекта.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, считающая первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (например: «идея» у Платона, «мировой разум» у Гегеля). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время крупнейшие мыслители – Лейбниц, Шеллинг, Гегель.

 

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos – сущее и logos – учение) учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология – это метафизика бытия.

Историческая справка. Начало онтологии в европейской культуре положено древнегреческой философией. Это, в частности, онтология Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Дальнейшее развитие представлено в философии Платона. Он синтезировал раннегреческую онтологию в своём учении «об идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провёл границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т.е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, его вариант онтологии является скорее описанием физической реальности с онтологической точки зрения, чем изображением автономной реальности идей, что мы находим в онтологии Платона. Онтология Платона и Аристотеля оказала определяющее воздействие на всю западно-европейскую онтологическую традицию вплоть до современности.

ОТРАЖЕНИЕ – это всеобщее свойство материальных объектов, выражающееся в способности оставлять «след» в результате взаимодействия. Характер этого «следа» может быть различным, он зависит от степени сложности структуры взаимодействующих объектов. Соответственно, существуют различные формы отражения – от механической деформации, как самой простой формы, до сознания, как самой сложной формы.

 

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis – множественный) – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Плюрализм противоположен монизму. Гносеологической основой плюрализма выступает релятивизм.

Историческая справка. Термин «плюрализм» был предложен немецким философом Х. Вольфом в 1712 г.

Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергали плюрализм.

Развитие философии в конце 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к плюрализму. Плюрализм находит своё выражение в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме.

В современной постмодернистской философии плюрализм становится осознанной онтологической, гносеологической и методологической позицией.

ПОЗНАНИЕ – специфический процесс человеческой деятельности нацеленной на выявление сущности этого мира, где человек движется от незнания к знанию, от более простого знания к более сложному и этот процесс носит бесконечный характер. Познание социально опосредованная и исторически развивающаяся деятельность. Большинство философских систем выделяет две составляющих данного процесса: чувственное и рациональное познание.

 

ПРАКТИКА (от греч. praktikos – деятельный, активный) материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Практика многогранна и имеет различные уровни. Под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (производственная, педагогическая, художественная, административная практика и т.д.). «Практика», как философский термин, подразумевает совокупную деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии.

Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

Историческая справка. « Практика» – термин, введённый в теорию познания марксистской философией. Согласно этой концепции, практика выполняет троякую функцию в процессе познания: выступает основой познания, целью познания и критерием истины.

 

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ – философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (лат. сausa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление, которое называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между условием и причиной относительно. Каждое условие в определённом отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema – преграда, трудность, задача) –вопрос, на который существуют разные, порой антиномичные ответы с одинаково убедительным логическим обоснованием. О проблеме иной раз говорят, что она есть «знание о незнании».

Хотя проблема обычно рассматривается как исходный пункт исследования, который предшествует поискам объяснения, гипотез, теории, постановка проблемы реально не всегда предшествует решению соответствующей задачи. Проблема иногда возникает именно после того, как решение задачи уже предложено. В последнем случае проблема выглядит как попытка внешнего понимания – как стремление соотнести новое решение со старой системой представлений. Так, Н. Коперник сначала предложил гелиоцентрическую систему устройства солнечной системы, а проблема возникла уже потом: как соотнести это с господствовавшим тогда мировоззрением.

Существуют и неразрешимые проблемы (проблема создания вечного двигателя). В таком случае в качестве её решения выступает доказательство её неразрешимости.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – всеобщие формы бытия материи, её важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе вне материи, или независимо от неё. Пространство есть форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Историческая справка. В классической физике (физике Ньютона) имела место субстанциональная концепция пространства и времени. Согласно данной концепции, пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, они выступают внешними условиями бытия движущейся материи. Пространство и время в данной концепции – это то, во что погружается движущаяся материя.

В религиозных и объективно-идеалистических учениях выдвигается сходная концепция. Пространство и время рассматриваются как всеобщие внешние условия бытия тел, однако пространство и время трактуются как созданные вместе с материей Богом или абсолютным духом.

Доминирующая сегодня концепция пространства и времени – это реляционная концепция, она фундируется на естественно-научном знании. Именно на ней основано приведённое выше определение пространства и времени.

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая, источником движения и развития объективного мира и познания.

Историческая справка. В истории философии оправдано говорить о диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания. Первая концепция противоречия принадлежит Гераклиту: «вечное становление» возможно только как единство противоположностей, мыслится им как в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий закон для всего сущего. Платон, воспринявший диалектические идеи элеатов и Сократа, развивает учение о противоречии в своей диалектике понятий: «единое» и «многое», «покой» и «движение» противоречивы по своей природе; истина достижима посредством сведения противоречивых сторон в единое и целое. Дальнейшим развитием рассматриваемой нами традиции явилась идея тождества противоположностей развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно у которых противоречие трактуется как внутреннее соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учени







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 887. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия