Старообрядцы Приенисейской Сибири
В Сибири проживало много старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Освоение Сибири было вольнонародным и правительственным [Буцинский 1999; Словцов 1886; Ядринцев 2000], по другой классификации − осуществлялась торгово-промысловая и земледельческая колонизация [Крестьянство… 1982]. Старообрядцы оказались в Сибири в результате правительственного переселения (например, забайкальские семейские старообрядцы с Ветки) и вольнонародного передвижения (австрийцы, часовенные) [Бойко, Самотик 1998; Буцинский 1999]. В наши дни на территории Восточной Сибири проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах Красноярского края, в районе Обь-Енисейского канала. Старообрядчество в Сибири неоднородно: изучая миграционные маршруты старообрядцев, А.А. Стороженко констатирует: «Они различались по местам выхода, социальному происхождению, миграционной мотивации, адаптационным возможностям и степенью заинтересованности в закреплении в крае» [Стороженко 2004: 16]. Автор называет следующие согласия и толки, представленные в верховьях Енисея (территория Тувы): «австрийцы, часовенные, беспоповцы, поморцы, беглопоповцы», «поповцы подразделяются на беглопоповский и австрийский толки, а беспоповцы на стариковский и поморский толк» [Стороженко 2004: 19]. В «Енисейском энциклопедическом словаре» в Приенисейском регионе названы «часовенные, титовцы, австрийцы, дырники, истинно православные христиане, странствующие и др.» [Фетисов 1998: 587]. По мнению Е.С. Бойко, «в котловине р. Енисей угнездились староверы различных толков: поповцы (единоверцы, беглопоповские и австрийские) и беспоповцы (часовенные, поморские, нетовцы и федосеевцы)», автором отмечается, что «"дырников", "хлыстов", "молокан, "духоборов" к староверам не причисляют сами староверы» [Бойко 2003: 73]. Что касается последнего замечания, "хлысты", "молокане", "духоборы" упоминаются в исторической литературе как религиозные секты [Пругавин 1905; Клибанов 1971, 1973; Никольский 1983], имеются сведения о них и в лексикографических источниках, например в Словаре В. Даля: «… уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцы, молокане, хлысты, скопцы, субботники» [ДТ, I: 521]. Зародившись в европейской части России, подобные религиозные секты находили сторонников своих учений в разных регионах, часто по той причине, что их приверженцы отправлялись в ссылку на окраины России и в Сибирь. В современной жизни Приенисейской Сибири сведения о сектах "хлыстов", "молокан", "духоборов" отсутствуют. Наличие в Приенисейском регионе толка "дырников", нашими исследованиями также не подтверждено. В исследовании В.Ф. Миловидова «Современное старообрядчество» "дырники" представлены как «немногочисленное ответвление "нетовцев-самокрещенцев"», отрицавших поклонение иконам на том основании, что старые иконы осквернены еретиками, а новые некому освятить, «все богослужение сводилось к молитвам, обращенным на восток. В восточной части дома делали специальное отверстие, закрывающееся затычкой. В это отверстие ("дыру") они молились зимой, в непогоду. Отсюда происходит их название – "дырники", или "дыромолы". В настоящее время сохранилось незначительное число "дырников" на Среднем Урале» [Миловидов 1979: 121]. Тождественную трактовку в характеристике "дырников" – «одного из толков самокрещенцев» мы находим и в энциклопедическом словаре «Старообрядчество…» [Вургафт, Ушаков 2002: 90]. Нам представляется, в Приенисейской Сибири наименование "дырники" сошло со страниц трилогии А.Т. Черкасова «Сказание о людях тайги» – «Хмель» (Красноярск, 1963 г.), «Черный тополь» (Красноярск, 1969 г.), «Конь рыжий» (Красноярск, 1969 г.), – и укрепилось в сознании людей как название старообрядческого согласия, что вошло даже в справочные издания [Енисейская… 1998: 587]. Данное явление связано с популярностью романа «Хмель» (общий тираж превысил 3 млн. экз.) и силой художественного слова талантливого писателя. Краеведческими источниками отмечается существование в Приенисейском крае в прошлом различных согласий, например, Н. Путилов о составе старообрядцев Усинского края (юг Восточной Сибири) нач. XX в. писал: «Все они беспоповцы, принадлежат к секте странников и подразделяются: на собственно странников и, затем странноприимцев… Эти раскольники разделились на два согласия: батюшкино и федорово (по именам наставников. − Г.Т.)…» [Путилов 1914: 50]; «… к православным (в Минусинском уезде во II пол. XIX в. − Г.Т.) относилась Казанско-Богородская община старообрядцев (беспоповцев), а также православные старообрядческие общины белокриницкого, поморского, федосеевского толка различных согласий» [Полежаева 1999: 151]. Картины быта и нравов сибирских старообрядцев представлены на страницах книг А. Щапова, Ф. Кона, Н. Путилова и др. [Щапов 1862, 1906; Кон 1914; Путилов 1914], истории старообрядчества Восточной Сибири посвящены исследования Н.Н. Стахеевой, А.А. Стороженко и др. [Стахеева 1998; Стороженко 2004]. Старообрядцы старались не проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство перестало проводить по отношению к ним карательную политику. В последние годы старообрядцы меняются, наблюдается уже в большей степени открытость, доброжелательность в отношении к внешнему окружению, современными исследователями отмечаются перемены в жизни старообрядческих общин, связанные с отношением к ним государственных структур власти и общества. По словам И.В. Поздеевой, «за последние годы произошли кардинальные изменения, как в положении самих старообрядческих общин, так и в отношении к ним общества и науки, которые ищут в истории старообрядчества ту устойчивость и последовательность, которых так не хватает сейчас общероссийской действительности» [Поздеева 1999: 3]. Представляя современную картину конфессиональной специфики в Красноярском крае, Р.Г. Рафиков констатирует: «… широкая палитра религиозных культов. В крае на начало 2003 г. было зарегистрировано 240 религиозных организаций более чем двух десятков конфессий и деноминаций. Традиционно сильны в регионе, с одной стороны, православие (40% населения от общего числа зарегистрированных объединений), с другой стороны, протестантизм различных направлений (42%). На юге края находится российский центр Церкви последнего завета (община Виссариона)» [Рафиков 2003: 5]. В таблице, показывающей динамику движения зарегистрированных религиозных организаций Красноярского края по основным конфессиям, названы и старообрядцы: в 1992 г. зарегистрированы 2 организации, в 1996 г. – 4, в 2001 г. – 5, в 2002 г. – 2, в 2003 г. – 1. Малое количество религиозных организаций старообрядческих согласий (по сравнению с Русской Православной Церковью, например, в 2003 г. – 98 [Рафиков 2003: 31-32]) заключается в традиционном автономном проживании старообрядческого населения. Материалами наших исследований представляется следующая картина: в Приенисейском регионе проживают старообрядцы "поповцы" – «собирательное название старообрядцев, приемлющих священство» [Вургафт, Ушаков 2002: 230-231], и "беспоповцы". Из "поповцев" представлены "австрийцы", принявшие белокриницкую иерархию («монастырь, в котором совершен чиноприем митрополита Амвросия в старообрядческую Церковь, находился в селе Белая Криница на территории бывшей Австрийской империи» [Вургафт, Ушаков 2002: 10], откуда и пошло название согласия, ныне духовный центр старообрядцев данного согласия находится в Черниговской обл. Украины), в настоящее время в регионе известны приходы старообрядцев белокриницкой иерархии в городах Красноярск и Минусинск. "Беспоповцы" не приемлют священства официальной православной церкви, отличаются от "поповцев" по вероучительным признакам, в Приенисейском регионе представлены "поморским согласием" (которое имеет также название "древлеправославная церковь" или "брачное согласие" [Вургафт, Ушаков 2002: 229-230], компактные селения старообрядцев названного согласия расположены в основном в среднем и верхнем течении Енисея – по материалам экспедиций 2002, 2003, 2005, 2006 гг.); "титовцами", немногочисленным согласием, проживающим на р. Сым – притоке Енисея, название от духовного руководителя Тита Тарасовича Выгвинцева [Головкова 2002: 19] (в среде часовенных их называют еще "китовцами" [по материалам этнолингвистической экспедиции 2006 г.]). Особо следует остановиться на "часовенном согласии", к которому относится семья Лыковых. В энциклопедическом словаре «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» о названном согласии написано: «"Часовенное согласие" ("кержаки", "стариковское согласие", "николаевские беспоповцы") – старообрядцы, первоначально бывшие "поповцами", но из-за гонений, особенно усилившихся при имп. Николае I, оставшиеся на длительное время без священства. К "часовенному" согласию относятся потомки бывших старообрядцев-поповцев, оставшихся из-за гонений на длительное время без священства и вынужденно проводивших богослужения без попов «в лишенных алтарей часовнях, что позже и дало название согласию» [Вургафт, Ушаков 2002: 301]. Как "беспоповцы" они совершали службу в лишенных алтарей часовнях, что позже дало имя согласию. "Беспоповское" состояние повлекло за собой принятие "часовенными" многих чисто "беспоповских" представлений: о "духовном" пришествии антихриста (хотя есть утверждение, что он пришел "чувственно"), о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви и в государстве, о допустимости самосожжений в случае преследований со стороны власти (самосожжения отмечались в Саянах еще в 1940-х гг.), о недопустимости общения (главным образом, "в молитве и ядении") с "замирщенными", и в особенности с "кадровыми" (так "часовенные" именуют всю номенклатуру, начиная от уровня сельсовета и выше), о недопустимости получения паспортов, пенсий, пользования деньгами и т.п. Важнейшим отличием "часовенных" от других "беспоповцев" остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – тогда как во многих "беспоповских" согласиях предпочитается совершение крещения в открытой воде… "Часовенное согласие" сложилось из нескольких миграционных потоков старообрядцев, продвигавшихся в разное время из Европейской части все дальше на восток…» [Вургафт, Ушаков 2002: 301-306]. Как считают составители словаря «Старообрядчество…», «крайняя затрудненность получения новых старообрядческих священников», «их полное исчезновение усилили роль нерукоположенных, но руководящих богослужением "дьяков" или "стариков" (отсюда и другое название согласия)»; «согласие стало формироваться как "беспоповское", хотя у его членов сохранялись (и вероятно, кое-где сохраняются до сих пор) запасные Дары, освященные имеющими преемственную исправу от священников дониконовского рукоположения» [Вургафт, Ушаков 2002: 303]. В Словаре отмечается: «Сохранялись Святые Дары, освященные на Иргизе, и в известном семействе Лыковых, принадлежащих к "часовенному согласию"» [Вургафт, Ушаков 2002: 303]. Иргиз – бывший духовный центр старообрядцев, название местности на левом берегу Волги, ныне входит в Саратовскую область. Иргизские монастыри до разгрома в 1832 г. имели «выдающееся объединительное значение в церковной и общественной жизни старообрядчества» [Старообрядчество… 2005: 53]. История "часовенного согласия" хорошо освещена в работах Н.Н. Покровского. Ученый на основе подлинных старообрядческих источников, среди которых – «Родословие» часовенного согласия отца Нифонта [Покровский 2002: 183-204: 2005а: 48, 60], описал историю "часовенного согласия", пути продвижения "часовенных" за Урал на восток, многие другие проявления в среде старообрядцев "часовенного" согласия [Покровский 1974, 2002, 2005а, 2005б]. По его мнению, «острый спор о природе Антихриста, разделивший все староверческие согласия на принимающие теорию "духовного" или "чувственного" толкования», в одном из согласий, как он пишет: «урало-сибирское согласие часовенных, объединившее керженских поповцев-софонтиевцев и склонные к поповщине крестьянские общины Зауралья», явился «линией внутреннего раздела, вызвавшего к жизни уже в XIX и XX вв. обильную полемическую литературу» [Покровский 2005б: 15]. В ходе экспедиционных исследований нами зафиксированы проявления в среде "часовенных" и "духовного", и "чувственного" восприятия природы Антихриста. "Часовенные" считают, что «антихрист – человек, сатану в себе носящий, придет (или уже пришел во времена не столь отдаленные) под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав три с половиной года непосредственно перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными»; "титовцы" считают, что антихрист давно воцарился на земле ("духовно" – явно, зримо. − Г.Т.), «царствует не в одном лице, а во многих…» [Головкова 2002: 22]. К "беспоповцам" также относятся "духовники", живущие на реке Дубчес (приток р. Енисей). "Духовники" лет тридцать тому назад были "часовенными", но, изучив их «Родословие», пришли к выводу, что «древнего святоотеческого благословения у "часовенных" нет: ведь если корень гнилой, то и все растение погибает. Называются они духовниками из-за того, что антихриста признают в духовном смысле, и верят, что он уже давно владеет всей землей. А "часовенных" называют «чувственниками» из-за того, что те ждут антихриста в чувственном виде. Но вот крещение у них осталось старое, крестят, как и все "часовенные", с поворотами и не перекрещивают» [Головкова 2002: 24]. В.Ф. Миловидов отмечал толк "духовные христиане по второму пришествию" – радикальное течение в беспоповщине, согласно их вероучению «второе пришествие уже имело место на 50-й день после воскресения Христа», «совершился "страшный суд" и наступило царство славы». Сторонники этого вероучения провозглашали духовные моления, считали, что «религиозные обряды не имеют никакого значения, церковная иерархия не нужна» [Миловидов 1979: 121]. Как пишет автор, течение прекратило свое существование. Итак, материалами нашего исследования подтверждается наличие в Приенисейском регионе в настоящее время старообрядцев следующих согласий: "поповцев" ("австрийцы") и "беспоповцев" ("поморское" или "брачное согласие", "часовенные", "титовцы" и "духовники"). Проживают представители старообрядчества компактными селениями и небольшими поселениями по притокам горных и таежных рек по бассейну реки Енисей, где в константной форме сохраняются вера, вероисповедные обряды, патриархальный уклад жизни и традиционные занятия (земледелие, рыболовство, охота и кустарные промыслы). Стабильность и устойчивость традиционного вероисповедания и уклада жизни способствуют сохранению духовной культуры, языка старообрядцев. В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Известны факты проживания «истинных», строгих староверов в безлюдных местах в наши дни.
|