Масленица отмечается за семь недель до пасхи.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, начало полевых работ. И доныне Масленица живет как проявление надежды на год урожайно, сыто, потому она была и остается обильной и очень сытной. Масленицу в Беларуси отмечали в основном восточных районах страны, среди православных (у католиков это запуски в последнюю неделю февраля). Исключительное значение во время этого торжества имело обрядовое кушанье – блины. Существовал ритуал «Цягаць калоду». В нем участвовали замужние женщины всей деревни. Веселились в течение всей ночи. Женщины шествовали по деревне с песнями, возгласами, ауканьем с обрубком дерева (колодой). Если по дороге им встречался мужчина, особенно свободный, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами висели на ней, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он должен был заплатить дамам выкуп. В некоторых деревнях Белоруссии «спраўлялі Уласа». В сани, украшенные цветами, усаживалась хозяйка какого-нибудь двора, а остальные распевая песни возили ее по деревне. Всех мужчин, которые встречались по дороге, хватали и подбрасывали вверх, пока те не откупались. Как правило, участницы шествия наряжались в карнавальные одежды, изображая «мужчин», «старцев», «цыган». К ряженым присоединялся музыкант. Это был мужчина. Заходя в дом, они устраивали там настоящий хаос, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, переодетые шли в чью-нибудь просторную избу и праздновали там всю ночь, пели, плясали. Дети развлекались катанием на санках. В этот вечер во многих местах Беларуси проводился любопытный старинный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили сначала братья и сыновья, после женщины, с поклоном говоря: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всей своей семье, прося прощенья за все грехи и ошибки.Провожая Масленицу в Белоруссии, как правило, сжигали чучело – соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для того чтобы урожай был богатым.
Пасха 24 апреля (для 2011года) Пасха - главное событие года для всех христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Великдень. Неделя перед Пасхой была полна забот и волнений. Много работы было у женщин. Они готовили еду и убирались в доме. Мыли все: пол, стены, столы, лавки, белили печь. Красили яйца. В четверг все мылись в бане, в воду обязательно клали серебряную монету, чтобы быть весь год чистыми и здоровыми. В пятницу пекли черный хлеб, в субботу всю приготовленную еду складывали в плетеную корзину, чтобы освятить ее в церкви (костеле). Вечером взрослые и молодежь одевались в праздничную одежду, шли на богослужение, дома оставались только старики и дети. После окончания службы, которая проходила всю ночь, каждый хозяин старался как можно быстрее попасть домой, обогнать соседа, т.к. согласно народному поверью это должно было помочь раньше всех закончить полевые работы, вырастить лучший урожай. В белорусских городах также отправлялись на всенощную и освящали творог, пироги, крашеные яйца. За праздничным столом сначала ели по кусочку вареного яйца, а потом все остальное. В первый день Пасхи нельзя было одалживать никому из соседей или родственников. Любимой забавой было битье и качание яиц. На следующий день ездили и ходили в гости друг к другу. Крестные родители приходили к крестникам и приносили подарки. Особенностью Пасхи на Беларуси было хождение волочебников – парней и молодых мужчин, которые прославляли в своих песнях хлебороба, его семью, его нелегкий труд. Каждая семья, к которой заходили волочебники, одаривала их хлебом, салом, яйцами, сыром и т.д. Волочебники ходили всю ночь, а под утро собирались в чьей-либо избе и устраивали всеобщее угощенье. Сегодня Пасха (католическая и православная) утверждена в официальном календаре и широко распространена на территории Республики Беларусь. Сёмуха 12 июня (дата для 2011 года) Сёмуха — это завершающий весенний праздник, совпадающий с церковным праздником — Днем Святой Троицы (50-й день после Пасхи). На Семуху было принято украшать дома веточками березы, клена, дуба. Жители городов в этот день устраивали гуляния за городом. Крестьяне же, празднично одевшись, шли в церковь или костел, где освещали различные полевые и луговые травы. Девушки в этот день «кумились», заплетали ветки березы наподобие венка. Наши предки верили в магическую силу березы и хотели передать ее другим растениям, чтобы обеспечить хороший урожай и крепкое здоровье. На Западном Полесье исполняли обряд «вождения куста». Девушки ломали кленовые ветки и связывали их толстые концы нитками — «куст» был готов. Готовили обрядовую еду: яйца и юшку из только что пойманной рыбы. Во многих деревнях проводили ярмарку. В 1990-е годы Сёмуха начала возрождаться в сельской местности. На Минщине проводится «Траецкі фэст» с участием фольклорных коллективов.
|