Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Вивчення рівня готовності дітей до оволодіння навичкою читання


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 464



g/j, только вы наполните задуманное этими качествами, оно естествен­ным образом сделается источником мотивации.

Чем вы располагаете в настоящий момент

На протяжении этой главы мы подчеркивали тот факт, что ваши эмоции служат проявлением определенных перцептивных компо­нентов, и что если вы изменяете эти компоненты, то изменяются и эмоции. Набор отличий, представленный в этой главе, вооружа­ет вас способом описания любой эмоции с точки зрения значимых компонентов, участвующих в ее создании. Когда вы понимаете структуру эмоции, вы можете понять и механизм ее влияния на ваши переживания и поведение. Когда вам известны значимые компоненты, участвующие в создании вашей эмоции, у вас есть возможность изменить эту эмоцию на ту, которая будет более удовлетворяющей или адекватной в сложившейся ситуации. Зна­ние структуры своих эмоций может лечь в основу построения та­кого личного мира, который дарует вам свободу и власть направ­лять свои эмоциональные переживания на защиту вашего благо­получия, полноценного существования и самовыражения в качестве самостоятельной личности. Мы с Лесли построили для себя такой мир. Мы использовали наше знание структуры эмоций для созда­ния свободы и могущества, которыми теперь наслаждаемся, и на­учились поддерживать наш свободный и просторный мир путем утилизации компонентов эмоций — при каждой возможности, каж­дый день.

Мы оба изменяем наши эмоции, варьируя временные рамки, и часто делаем это по-разному. Лесли преобразует фрустрацию в терпение путем переноса недостижимого результата в ближайшее или в более отдаленное будущее. Освободившись от давления мо­мента и успокоенная временем, оставленным на прогресс, она мо­жет довериться своему убеждению: «Это сбудется; я сделаю так, что это произойдет». Что касается Майкла, то его будущее являет­ся царством неограниченных возможностей, кладезем соблазни­тельных «может быть», удерживающих его в постоянном стремле­нии. Когда бы он ни пожелал быть довольным, он возвращается от будущего к настоящему, обращая внимание на те отношения, в ко­торых то, чем он располагает сейчас, является наилучшим.

Лесли частенько не может заснуть, обдумывая все дела, кото­рые она должна сделать. Чтобы расслабиться и заснуть, она заме­няет возбуждающую модальность необходимости — то, что она дол­жна сделать, — успокаивающими модальностями желания и воз­можности. Иначе говоря, она мечтает обо всем замечательном, что ртА упиртгя глрлять и что она может сделать. Майкл учитывает на-

глядный опыт последствий активного и пассивного участия, оста­ваясь не полным надежд, но решительным в отношении учебы на­шего сына Марка и соблюдения им определенных правил личной гигиены.

Многих людей приводят в ярость неудобства, некомпетент­ность и несправедливость, которые порождает жизнь. Задержка авиарейса, еда, поданная не вовремя и уже не доставляющая удо­вольствия, или одежда, испорченная в химчистке, могут стать при­чинами незамедлительного и стойкого гнева. Лесли научилась рас­сеивать такой гнев, преобразуя его в легкую «досаду» путем сни­жения интенсивности. Она делает это, задавая себе вопросы вроде: «Да вспомню ли я об этом лет через пять?» При необходимости она переносит себя на пять или десять лет в будущее и, оглядыва­ясь на прошлое из этой дали, удивляется, почему такая мелочь когда-то могла представляться важной.

Лесли использует темп как тонизирующее средство, когда чув­ствует опустошенность. Опаздывает ли она со статьей или с пода­чей обеда на стол, Лесли, как только осознает это чувство опусто­шения, замедляет темп своих мыслей и физических ощущений. Это замедление темпа позволяет ей перейти от возбужденного бес­покойства по поводу цейтнота или обеда к восстановлению спо­собности замечать и испытывать чувство заботы к окружающим людям, одновременно продолжая заниматься делом.

Майкл, когда бы он ни бывал доволен собой, постоянно испы­тывал чувство вины, если думал о каких-то других вещах, которы­ми, по его мнению, ему следовало заняться. Поскольку он пользо­вался критерием «что мне следует сделать», до него редко доходи­ло, что в свободное время он может радоваться и не казнить себя. Это изменилось, когда он понял, что может менять критерии. Те­перь, оказываясь в тех же ситуациях, он обращает внимание на тот факт, что он занят чем-то, чем ему действительно хочется зани­маться, и испытывает при этом приятное ощущение собственного озорства.

Если Лесли обижена чьими-то словами или поступком, она изменяет критерий, который использует для оценки ситуации, за­меняя «что я чувствую» на «что с ним (с нею) происходит». Такая смена фильтра окрашивает ее эмоциональную реакцию любопыт­ством, эмпатией и пониманием. -

Во всех дальнейших главах излагаются специальные техники, в которых используются компоненты эмоций, — техники, призван­ные реализовать перспективу полноценного эмоционального вы­бора. Но прежде чем перейти к этим техникам, давайте коснемся вопооса, имплицитно поставленного в этой главе. Предположим,

что структура эмоций понятна не только Лесли, Майклу и вам. Как изменится мир, если все осознают, что эмоциональное пере­живание имеет структуру, которую можно познать и практически применить?

Мы больше не будем беспомощными наблюдателями, ожида­ющими, пока наши друзья и близкие отыграют свои деструктив­ные или неприятные эмоции. Взамен у нас будет выбор сделать что-то, направленное на изменение чувств других, и таким обра­зом способное изменить их действия и наше собственное самочув­ствие. Конечно, мы влияем на чужие чувства. Так происходит все­гда. Но мы, как правило, оказываем это влияние беспорядочно, уподобляясь болтающемуся на ремне фонарю, который, когда мы движемся, раскачивается и выхватывает из темноты то одно, то другое. В мире эмоционального выбора, где общность эмоциональ­ных реакций понятна всем, этот фонарь держит сильная рука; его теплый свет целенаправленно освещает самые темные, самые хо­лодные эмоциональные закоулки. Короче говоря, мы будем жить в мире, где потребность в эмоциональном удовлетворении станет совместным делом, а не предметом потуг одиночки.

 

 

Глава 6

Эмоциональная настройка

В главе 3 мы представили четыре ключевые способности, да­руемые эмоциональным выбором: расстановку, выражение, использование и предупреждение. Теперь, когда вы познако­мились с понятиями эмоционального выбора и структуры эмоций, настало время научиться специальным техникам, позволяющим вдохнуть жизнь в эти ключевые способности.

Первая способность — расстановка — представляет собой про -цесс сочетания конкретной ситуации с наиболее уместными в ней эмоциями. Для этого требуется, чтобы вы настраивались на эф­фект использования разных эмоций в разных ситуациях; умели отбирать оптимальные эмоции для использования в конкретной ситуации и умели оценивать эти эмоции в данной ситуации. Эта глава повествует о методах эмоциональной настройки. Техники отбора и оценки эмоций представлены в двух следующих главах. Техники, описанные в этой и двух следующих главах, в комплексе образуют способность к расстановке.

Расстановка -> Настроиться Выбрать Оценить

Выражение

Использование

Предупреждение

Переход к выбору и оценке эмоций до того, как вы на них настроитесь, подобен извлечению из ящика инструментов для вы­полнения какой-то работы без знания возможностей и ограниче­ний, присущих этим орудиям. Например, трубный ключ — толко­вое изобретение, но у вас возникнут трудности, если вы восполь­зуетесь им, чтобы соединить две деревяшки. У отверток есть свое предназначение, но они не годятся для работ, которые требуют

молотка или пилы. Различное назначение имеют даже внешне по­хожие инструменты. Поперечная пила дает не те результаты, что продольная. И лучше не браться ни за ту, ни за другую, чтобы разрезать трубу, — особенно, если под рукой есть ножовка. Каждая эмоция представляет собой специальный инструмент, которым следует пользоваться при выполнении только тех работ, для кото­рых он лучше всего подходит. В случае эмоций любая «работа» или «задача» является отдельным, отличным от других контек­стом, и применение неподходящего эмоционального инструмента может быть контрпродуктивным, а то и опасным.

Под контекстом мы понимаем любую ситуацию, в которой вы переживаете и выражаете эмоции. Если вы испытываете фру­страцию при подготовке к выпускному экзамену, то контекстом для вашей фрустрации является подготовка к выпускному экзамену. Если вы ощущаете уверенность в связи с возможной переменой места работы, то контекстом для вашего чувства уверенности выступает размышление о перемене места работы. Контекстом попросту на­зываются обстоятельства, которые образуют среду для ваших эмо­циональных реакций.

Контекст может играть важнейшую роль в установлении наи­более адекватных видов эмоциональных реакций. На деле, если вы думаете отреагировать одновременно эффективным и удовле­творительным образом, многие ситуации потребуют от вас опреде­ленных видов эмоций. Например, такие эмоции, как фрустрация и озадаченность, уместны, если.вы посещаете курс, в котором не слиш­ком сильны, так как эти эмоции заставят вас упорно учиться. Ощу­щение упадка и несостоятельности накануне экзамена — эмоция, безусловно, менее благоприятная.

Суть в том, что в некоторых ситуациях одни эмоции бывают лучше других (в том смысле, что они оказываются уместнее). Пра­вильный эмоциональный выбор становится очевидным, когда вы в состоянии распознать эмоциональные потребности, диктуемые конкретной ситуацией, а не просто отреагировать на нее и только потом собирать разрозненные фрагменты. Лучшим известным нам способом настроиться на эмоциональные требования, предъявлен­ные разнообразными контекстами, является изучение ряда кон­трастирующих примеров типа тех, которые представлены ниже. А лучший способ извлечь максимальную пользу из этих примеров — идентификация собственных ситуаций, аналогичных описанным.

К примеру, вы, может быть, и не учитесь на трудном курсе (как в предыдущем примере), но сможете назвать какую-нибудь текущую ситуацию, в которой должны идеально выполнить некую задачу, а подготовлены вы к ней, по вашим ощущениям, плохо, — например, вам нужно устроить презентацию для сослуживцев, по-

думать над проектом вашего нового дома или завязать интимные отношения. Персонализируя каждый пример, вы не только приоб­ретете важную информацию о пути изменения ситуации, имею­щей для вас личную значимость, но и научитесь распознавать си­туационные характеристики, порождающие необходимость в оп­ределенного рода эмоциях.

Ситуационные характеристики

Терпению присущ медленный и устойчивый темп в сочетании с под­держкой конечного результата. Терпение позволяет вам продвигаться вперед, одновременно давая время на оценку и переоценку ваших действий, критериев и собственно цели по мере приближения к ней. Понятно, что терпение — благоприятная эмоция, когда на достиже­ние желаемого результата уйдет какое-то время. Например, выши­вание представляет собой задачу, которую можно выполнить, делая лишь по одному стежку за раз, а потому лучше всего бывает запас­тись терпением. Аналогичным образом, воспитание детей, возде­лывание огорода, преподавание и укрепление или постройка чего-либо — контексты, в которых вам не всегда удается придерживать­ся предпочтительного для вас графика. Вместо этого они потребуют терпения, если вы, стремясь к результату, потрудитесь обеспечить приятные переживания как себе, так и окружающим.

Терпеть неуместно, когда вы рискуете столкнуться с относи­тельно скорыми негативными последствиями промедления с резуль­татом. Если ваш дом в огне, пора действовать — позвать на помощь, выбежать на улицу, спасать домашних животных, раздобыть бранд­спойт, — но не сидеть, сложа руки, и терпеть. Аналогичным обра­зом, в чувстве терпения, как правило, нет ничего полезного, когда кто-то одерживает над вами верх в некоем важном отношении, — ругает ли вас жена или снова и снова обходят с повышением по службе. Иначе говоря, контексты, в которых опасно или будет опас­но пускать дела на самотек, неблагоприятны для чувства терпения.

Спокойствие — восхитительная эмоция, когда приходит вре­мя ложиться спать или когда вы расслабляетесь, медитируете, от­дыхаете или восторгаетесь пейзажем (помните, что мы говорим не о спокойных действиях, а о чувстве спокойствия). Чувство спо­койствия обогатит почти любую ситуацию, в которой вы ни к чему не обязаны. Конечно, ощущение спокойствия становится неумест­ным в контексте, требующем от вас незамедлительной реакции, или в ситуации научения, требующей напряженного внимания.

При сходстве в некоторых отношениях, которое существует между чувствами спокойствия и терпения, они отличаются друг от друга. Терпение требует наличия результата,'который вы пре-

следуете, действуя в относительно протяженных временных рам­ках. С другой стороны, спокойствие не требует результата.

Решимость важна, когда вы стараетесь оставаться в хорошей физической форме, успешно вести дела или стремитесь защитить диплом. Чувство решимости может быть исключительно ценным при необходимости упорно стремиться к достижению некоего ре­зультата. Узкий фокус внимания, отличающий решимость и во многом отвечающий за ее эффективность в достижении результа­та, бывает неблагоприятным или пагубным в том случае, когда что-то угрожает вашему личному благополучию. Вместе с чувством решимости в действие приводится и ряд ослепляющих факторов, — они держат вас сосредоточенным на цели и сравнительно невни­мательным ко всему, что кажется не имеющим к ней отношения. Бывает, что человек, решительно настроенный добиться успеха в бизнесе, работает дни и ночи, часто предпринимает деловые по­ездки и даже дома думает исключительно о делах, не замечая, что его семейная жизнь под угрозой или его здоровье приходит в упа­док. Кроме того, чувство решимости не стоит избирать при уст­ремлении к недостойной усилий цели. Старания влюбить в себя человека, которому вы, как вам известно, даже не симпатичны, яв­ляется образчиком результата, на достижение которого, по всей вероятности, не стоит тратить время, энергию и душевные силы, а потому в любом случае не заслуживающего чувства решимости.

Воодушевление — чувство, которое вы испытываете, воспри­нимая прогресс на пути к достижению цели. Очевидно, что эта эмоция важна, когда вы устремлены к какой-то труднодостижи­мой или отдаленной цели. Работа с глубокими инвалидами или борьба за мир — образчики контекстов, которые позволяют ощу­щать устойчивый прогресс лишь малыми порциями за раз. Сниже­ние веса — еще один пример труднодостижимого и отдаленного результата. Бдительность и режим, необходимые при соблюдении диеты, лучше всего поддерживать чувством постоянного вооду­шевления такими малыми сдвигами, как снижение веса на один фунт в неделю или отказ от десерта за ужином.

Благодаря своему акценту на отдельных сдвигах, чувство вооду­шевления нередко бывает лучшим выбором, чем чувство удовлетво­рения по достижении цели в каком-то одном аспекте. Удовлетворение часто приостанавливает усилия, тогда как чувство воодушевления побуждает сделать еще один крохотный шажок. Чувство воодушев­ления не идет на пользу, когда показатели успеха неблагоприятны и сопряжены с устремлением к цели, которая того не стоит. Например, нет никакой пользы в воодушевленном стремлении заручиться ува­жением человека, который неоднократно показывал, что он не ува­жает никого, независимо от других его возможных качеств или дос-

тижений. В равной степени вредно реагировать чувством воодушев­ления на сначала приятные ощущения, вызванные приемом алкого­ля или кокаина, из-за которых вам хочется добавить еще.

Смирение уместно, когда приходится отказаться от желаемо­го, чтобы достичь более приоритетного результата. Возможно, к примеру, что вам придется смириться перед необходимостью и напи­сать статью, чтобы порадовать учителя, или обязать себя остаться с детьми на выходные, чтобы ваша супруга отдохнула от семейных дел, или уступить и пропустить любимую передачу, чтобы помочь ребенку сделать уроки.

Испытывая чувство смирения, вы не отказываетесь от желае­мого (как бывает при разочаровании), а просто откладываете его до поры до времени ради более важного результата. Такое чувство наи­более уместно, когда речь идет о делах преходящих и непродолжи­тельных, — как, например, написание нудной статьи или присмотр за детьми на выходных. Не следует сдаваться в ситуациях, которые отличаются или могут отличаться постоянством. Так, смирение пе­ред ежедневными насмешками жены (мужа) или, скажем, перед тем, что у вас отнялись ноги, способно привести лишь к накоплению в себе невыраженного гнева и неудовлетворенности. В таких ситуа­циях смирение окажется лишь временным мостиком, ведущим либо к решимости что-либо предпринять, как в примере с язвительной супругой, либо к принятию, как в случае с параличом.

Принятие — это чувство, которое, может быть, вам хотелось бы ощутить в отношении своего роста, не достигающего метра ше­стидесяти, вечного желания родителей узнать, когда же вы, нако­нец, женитесь, любви дочери к панк-року, равнодушия сына к спорту или привычки друга чавкать во время еды. Все это вещи, которые вы либо не можете изменить, либо они не стоят ваших трудов. Наиболее благоприятным в таких ситуациях часто становится чув­ство принятия вещей такими, как они есть, благодаря чему вы вольны посвятить энергию и время достижению результатов, на которые в силах повлиять. Чувство принятия ведет к отказу от цели, из-за чего оно становится неблагоприятной эмоцией в случае, когда ис-пытывается по отношению к цели достойной и достижимой. На­верное, неуместно испытывать чувство принятия касательно низ­кооплачиваемой и не приносящей удовлетворения работы. В от­личие от разочарования, принятие рассчитано на длительный срок, позволяя вам спокойно жить, примирившись с обстоятельствами.

Фрустрация бывает полезна, когда вы стараетесь снизить вес, выбиваете из внутренней налоговой службы чек на сумму скидки или требуете от нее исправить ошибку в компьютере, добиваетесь урожая, несмотря на бедную почву, или решаете досаждающую вам проблему. Испытывая фрустрацию, вы подтверждаете важность

некоего исхода, который держите в уме и которого стараетесь дос­тичь вопреки неудачам и трудностям. Кроме того, фрустрация яв­ляется активным чувством, ориентирующим вас на какое-то дей­ствие. Фрустрацию, следовательно, уместно испытывать при не­обходимости вернуться к преследованию цели или продолжать добиваться какого-то результата.

Но если вы целиком погружены в достижение результата, лучше перейти к какой-нибудь другой эмоции, так как неприятное каче­ство чувства фрустрации может в итоге помешать вам должным образом отреагировать на ее источник. Лучше всего бывает, когда фрустрация оказывается временным мостиком, ведущим к эмоци­ям любопытства, терпения или решимости, которые более действен­ны в поведенческом отношении. Фрустрация не практична в си­туациях, когда вам лучше не оказывать влияния на тот или иной результат. Например, почти всегда бывает бесполезно и глупо ис­пытывать фрустрацию в связи с тем, что образ жизни вашего ре­бенка не соответствует вашим желаниям.

Разочарование — чувство, возникающее, когда отношения, на которые вы возлагали большие надежды, внезапно приходят в упа­док, или когда вам отказывают в работе, которую вам очень хоте­лось получить, или когда в день своего рождения вы не получаете подарка, на который рассчитывали. Чувство разочарования дает вам знать о том, что вы не получили желаемого. Это полезная эмоция, когда пора отказаться от достижения результата или от ожидания, что его обеспечат другие. Чувство разочарования является призна­нием того, что нечто вас миновало (произошло слишком поздно, не произойдет вообще), а потому помогает вам дистанцироваться от результата, тем самым освобождая вас для других дел. Даже при­том, что отношения закончились, некоторые люди продолжают ис­пытывать фрустрацию или ревность, вступая на неприятный и ни­куда не ведущий путь. Однако разочарование приносит с собой чув­ство лишь пассивного участия в происходящем, которое удерживает вас от дальнейших попыток повлиять на последнее. Конечно, быва­ют случаи, когда важно не оставлять таких попыток. Чувство разо­чарования неблагоприятно, когда вы хотите продолжить работу на результат, — скажем, когда вы еще не достигли желаемого веса, ког­да выясняется, что уроки танцев так и не сделали из вас Фреда Астера или когда вы признаете наличие неких проблем в вашем браке. Это ситуации, в которых вы, скорее всего, предпочтете хоть ненадолго продлить свои усилия вместо того, чтобы испытывать разочарование и отказываться от достижения цели.

Осторожность — благоприятная эмоция, когда вы сталкивае­тесь с потенциально опасной ситуацией, или в случаях, когда важно свести некий риск к минимуму. Подводное плавание бывает сколь захватывающим, столь и опасным, из-за чего чувство осторожности

следует присоединить к другим чувствам — волнению, благоговей- ; ному трепету и удовольствию. Испытывать чувство осторожности бывает полезно и там, где вы подозреваете, что у вас имеются осно­вания ревновать спутника жизни, так как резкие действия — обви­нения, мольбы или отчуждение — способны без нужды осложнить ваши отношения и поставить под угрозу ваше собственное благопо­лучие. Чувство осторожности бесполезно, когда вы находитесь в знакомой ситуации, не представляющей никакой опасности, так как оно занимает много места в сознании, обременяя его размышления­ми о способах избежать возможной опасности или отреагировать на нее. Чувство осторожности способно омрачить вам удовольствие от таких вещей, как дружеская беседа, танцы или прогулка.

Подозрение — чувство, которое вы испытываете, когда заведо­мо ненавидящий вас человек внезапно становится необъяснимо дружелюбным. В такой ситуации вы видите значительное несоот­ветствие между былым и нынешним поведением этого человека. Аналогичные подозрения вызовет подрядчик, обещающий выпол­нить для вас работу вдвое быстрее, чем кто-либо другой, но в то же время пользующийся репутацией человека, никогда не уклады­вающегося в сроки. Или вы можете испытать подозрение в адрес коллеги, который изливает перед вами дружеские к вам чувства, но в то же время не раз доносил начальству о частных и потенци­ально сомнительных разговорах, которые вы вели. Чувство подо­зрения полезно, когда вы общаетесь с людьми, способными, как вы уже знаете, вам навредить, и все же ведущими себя с вами так, будто ничего не произошло. Разница между чувствами подозре­ния и скепсиса заключена в интенсивности. Восприятие большого вреда является именно тем, что преобразует скепсис в подозрение, подразумевающее оборонительную позицию.

Однако при отсутствии явного несоответствия между прошлым и нынешним поведением человека подозрение оказывается весьма неблагоприятной эмоцией. Воздействие этого чувства проявляет­ся в том, что оно мотивирует вас держаться подальше от такого человека и выискивать разного рода доказательства его бесчестно­сти. Чувство подозрительности при отсутствии какой бы то ни было опасности ущерба и доказательств несоответствия приведет вас лишь к паттернам поведения, которые обязательно вызовут у других замешательство, возмущение и гнев.

Научение эмоциональной настройке

Умение думать о своих эмоциях с позиции их практичности в опре­деленных ситуациях жизненно важно для приобретения эмоци­онального выбора. Как гласит старое изречение, вся суть здесь —

в отыскании «верного орудия для верного дела». Вы только что ознакомились с рядом примеров разнообразных эмоций и ситуаций, в которых они обычно бывают благоприятными или неблагопри­ятными. Теперь у вас будет возможность соотнести представление о настройке с вашими личными переживаниями и неповторимы­ми ситуациями, а также еще ближе познакомиться с процессом подбора оптимального эмоционального инструмента для той или иной конкретной ситуации и разобраться в нем. Для вашего удоб­ства мы включили приводящийся ниже формат для эмоциональ­ной настройки (как и другие форматы, представленные в следую­щих главах) в раздел «Форматы в обойме» с отдельным перечис­лением всех этапов; этот раздел помещен в конце книги.

Чтобы персонализировать свою эмоциональную настройку, вы начинаете с идентификации той ситуации или контекста, которые часто вызывают у вас эмоциональные реакции, например подго­товка к экзаменам, поездка в час пик, приготовление обеда, игра с детьми, подготовка доклада, физзарядка или чтение технических руководств. Затем вам надо научиться выявлять разнообразные последствия разных эмоций, примеряя последние к заданной си­туации, а после обдумывая, какой могла бы быть ваша реакция. Мы предлагаем вам сделать это, рассматривая эмоции и ситуацию следующим образом.

Во-первых, идентифицируйте знакомую ситуацию. Четко и в деталях представьте себя в этой ситуации. Что вы видите? Что вы слышите? Когда вы твердо определитесь со сценой, выберите эмо­цию. Чтобы выявить реакцию, представьте, что вы испытываете эту эмоцию в знакомой ситуации. Тщательно изучив реакцию, вы­берите другую эмоцию и представьте, что испытываете ее в том же контексте. Как ваша реакция на ситуацию изменилась в ответ на новую эмоцию?

Сохраняя ситуацию неизменной, вы можете перебрать сколь­ко угодно эмоций и наблюдать за изменением своей реакции.

Определившись с ситуацией, вы можете воспользоваться сле­дующим вопросом:

Если я испытаю_________в этой ситуации, каковы будут по­следствия ?

Например:

Если вы учитесь и ощутите «любопытство», то'это сохранит ваш интерес к учебе.

Если вы учитесь и ощутите «несостоятельность», то это при­ведет к снижению участия в учебном процессе, усилению беспокой­ства, сомнениям и смущению.

Если вы учитесь и ощутите «упрямство», то приметесь спо­рить о материале или требованиях учебного цикла.

Если вы учитесь и ощутите «апатию», то пропустите нечто ценное, так как уже не будете погружены в учебный процесс.

В каждом случае вы сохраняете контекст неизменным, меняя только испытываемую эмоцию. После этого представьте, как это чувство повлияет на ваши переживания и поведение. Для каждого контекста постарайтесь подобрать эмоции, которые порождают полезные паттерны поведения, равно как и эмоции, приводящие к бесполезным или пагубным паттернам. Чтобы подстегнуть ваше мышление, приводим еще несколько примеров.

Ситуация: встреча с новыми людьми.

Если вы испытываете «дружелюбие», то установите контакт и вступите в общение.

Если вы испытаете «благоговение», то будете общаться неес­тественно и не будете самим собой.

Если вы испытаете «опасение», то будете сдержаны и не ре­шитесь на самовыражение.

Если вы испытаете «подозрение», то продемонстрируете обо­ронительные или даже наступательные паттерны поведения: на­пример, высокомерие и ехидные замечания.

Ситуация: сдача зачета.

Если вы испытаете «амбициозность», то проявите себя и, мо­жет быть, сделаете больше, чем требуется.

Если вы испытаете «компетентность», то будете отвечать на вопросы в расслабленной манере, не спеша и лучше оперируя свои­ми знаниями.

Если вы испытаете «ужас», то не сумеете воспользоваться сво­ими знаниями и ответите ужасно.

Если вы испытаете «беспокойство», то сделаете ошибки по не­брежности.

Если вы испытаете «апатию», то не проявите себя.

Ситуация: собеседование при приеме на работу.

Если вы испытаете «воодушевление», то будете расслаблены, ощутите уверенность, будете действовать и говорить в соответ­ствии со своими способностями.

Если вы испытаете «бдительность», то настроитесь на цели, преследуемые интервьюером, и выполните больше внутренних оце­нок того, что намереваетесь сказать или сделать.

Если вы испытаете «тревогу», то будете потеть и не сможете предстать перед интервьюером в наилучшем свете.

Ситуация: успеть на самолет.

Если вы испытаете «переполнение чувствами», то вам понра­вится поездка в аэропорт, и вы будете ждать встречи с людьми на борту.

Если вы испытаете «тревогу», то приедете вовремя, но будете раздражены и пропустите все интересное вокруг вас.

Если вы испытаете «ужас», то у вас возникнет соблазн опоз­дать на самолет, и вы постараетесь запастись деньгами на выпив­ку, кинофильмы и кипу журналов, в которые можно погрузиться на время полета.

Конечно, ваши собственные реакции и поведение при пережи­вании предложенных в этих примерах эмоций могут отличаться от описанных вариантов. То, как вы отреагируете определенным чувством на определенную ситуацию, определяется вашими и только вашими биографией, личностью и ресурсами.

Если вы еще не сделали этого, ступайте и выберите знакомый контекст; представьте, как будут изменяться ваши реакции по мере изменения эмоций, испытываемых в этом контексте. Не забудьте подыскать образчик эмоции, способной привести вас к полезной реакции, а также той, которая приведет к бесполезной или пагуб­ной реакции. Повторите этот опыт как минимум для пяти различ­ных значимых для вас контекстов. Хорошими контекстами для апробации являются критика и похвала.

Из наших и ваших собственных примеров должно быть ясно, что ваши эмоции в конкретной ситуации имеют огромное значе­ние для ваших переживаний и поведения в ней, и, сверх того, что некоторые эмоции бывают более благоприятными для данной си­туации, чем другие. Эмоциями, которых вы хотите и в которых нуждаетесь, являются те, которые повышают до максимума как качество вашего переживания, так и вашу дееспособность в плане обеспечения результатов. Далее мы перейдем к описанию спосо­бов идентификации именно тех эмоций, которые обеспечивают этот «максимум».

Глава 7 Отбор эмоций

Планируя поездку за рубеж, можно разжиться книгами, ко­торые подскажут вам, что из вещей надо взять с собой, но нигде не написано, какими эмоциями следует запастись. С какими чувствами приступать к знакомству с новой страной? С терпением? Принятием? Подозрением? Очарованностью? Вы­зовом? Авантюризмом? Осторожностью? Мы знаем одного путе­шественника, Стива, чьим исходным выбором была работа над со­бой ради приведения себя в состояние волнения по поводу пре­бывания в чужой стране. Однако вскоре Стив открыл, что волнение настолько ускоряло его темп, что он не мог знакомиться и общать­ся с людьми чужой культуры, чего ему очень хотелось. Поэто­му Стив перешел к сравнительно более медленному темпу любо­пытства и скоро начал получать приглашения в семьи местных жителей.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розділ 1 Проблема формування навички читання першокласників у психологічній, методичній літературі та практиці навчання | Звукова робота в добукварний період. Система вправ
1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.229 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.229 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7