рос | укр
Головна сторінка
Випадкова сторінка
КАТЕГОРІЇ:
АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія
|
Підсумковий контроль
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 594
Юнг относил к архетипам и основные элементы структуры личности. Юнг выделяет элементы /слои/ в структуре личности: Персону, Эго, Тень, Ани-му/Анимус и Самость. Персона /личность/ - самый верхний слой личностного сознательного. Персона - это визитная карточка "Я". Это манера говорить, мыслить, одеваться. Она является характером, социальной ролью, способностью самовыражаться в обществе. Персона - латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли. Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносной внешней среды. Во втором случае, если социальной роли предается слишком большое значение, Персона может задушить индивидуальность. Персона имеет свою символику в снах и фантазиях - это устойчивые, одинаковые по качеству приходящие символы во сне или в фантазиях. Эти идеальные представления связаны с личными проблемами, с профессиональной ори-ентацией. Ее символы во сне или в фантазиях - одежда, свет, прическа, дом, значимое орудие бытового труда. Персона может быть очень слабой или очень сильной. Если Персона очень сильная, то она может разрушить и растворить человека, его Эго. Появляется ощущение могущества, вседозволенности. Если Персона слабая, зажатая, то ее защитные функции будут страдать - из Тени появятся страхи, фобии, разрушительные тенденции. Персона несет защитную функцию и представляет собой часть подсознания - она может быть осознанной или неосознанной. Эго - центр сознания, и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на гране с бессознательным, ответственно за связь /слияние/ сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз. Тень - центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с суще-ствующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д. В жизни мы обычно отождествляемся с Персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном перевернутом виде. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном интравертированна. Робкий - человек в своем бессознательном храбр, храбрый - робок, добрый - зол, а злой - добр и т.д. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И наоборот, чем полнее осознать Тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень - не только обратное отражение Эго, также хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму /и аналитику/ к материалу, который обычно недоступен Эго и Персоне. Тень обладает большой энергетической силой. Если она переполняется вытесненным материалом из Эго и Персоны, то может разрушить Эго. Тень имеет несколько слоев: 1. То, что мы не замечаем /мало травмирует нас/. 2. То, что приносит дам отрицательные эмоции. 3. Те вещи, для принятия которых требуется много времени, которые сильно напрягают личность, вызывая аффект через инвазии /вторжения/. Это может привести к расколу сознания, сужению его возможностей - меньшее представление о самом себе, особенно если Персона сильно их подавляет. Если эти слои проявят себя все одновременно, это может разрушить Эго. Во сне и фантазиях Тень приходит в виде пугающих животных, неожиданностей, страхов, травмирующих эффектов. Чем глубже из Тени извлекается материал, тем менее он символичен, чем ближе к сознанию - тем больше символов. Если сон страшен и его содержание запомнилось, то работают все слои бес-сознательного. Если сознание не может вытеснить материал и не может его принять, то он ''гоняется во времени" бессознательного как символический кошмар. Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине или женщине, Анима /у мужчин/ имеет обычно феминическое, а Анимус /у женщин/ - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина. Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины - не той или иной определенный женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ отпечаток или "архетип" всего родового опыта женственности, сокровищницы всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку это образ бессознателен, он всегда также бессознательно проецируется на любую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и "отталкивания". Анима и Анимус - наиболее древние архетипы, они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как Персона к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума. Позитивные качества Анимы: Покровительство, Забота, Красота. Негативные: поглощение, пожирание, мистическая ведьминская натура / мать-разрушительница; Медуза Горгона/. Мужчина боится в себе разрушительной - негативной Анимы с чертами коварства и обмана. Когда мальчик инициирован мужским обществом, он определяется в мужской среде, но он боится вновь быть захваченным матерью. Если он возвратится к матери, то он будет отторгнут мужской средой. Анима имеет четыре формы проявления: 1. Первая ступень ее развития - образ Евы - природное, стихийное начало, неспособность к рефлексии, моральным размышлениям, стремление только к чувствам, переживаниям. Эта ступень дает природное, биологическое начало способность к деторождению. 2. Вторая ступень - это Елена Прекрасная, Елена Троянская, олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях, она способна на жертвенность и не лишена духовности. Но союз с Еленой как мы знаем, не принес счастья ни Менелаю, ни Парису. Сюда же можно отнести образы Изольды, Джульетты и т.д. 3. Третья ступень соответствует Деве Марии, плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Воплощенная в женщине одновременно Мать и Дева - заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая. 4. Наконец четвертая ступень - это София, премудрость Божия. Образ Мудрости, идущий от гностиков, прекрасно описан в православии. Анимус у женщин тяготеет к сфере разума и убеждений, формирует мнения, участвует в принятии важных решений и, в определенной степени, структурирует весь ее жизненный путь. Влияние Анимуса сказывается в сфере ценностей и идеалов, в установках, связанных с воспитанием детей. Типичная сфера его власти - профессиональная карьера женщины. Подобно Аниме, Анимус также характеризуется четырьмя ступенями развития: 1. На первой ступени он воплощает красоту, физическую мощь мужчины, значимость тела и силы /супермены/. 2. На второй ступени к внешней стороне добавляется духовное содержание и перед нами романтический герой, подобный Байрону, благородный разбойник, сыщик, отважный путешественник. 3. Третья стадия соответствует социально успешному, часто богатому и удачливому в делах мужчине, такой Анимус проецируется на видных общественных деятелей, бизнесменов, писателей и проповедников. 4. Последняя, четвертая стадия представлена Фигурой мудрого учителя, советчика, духовного руководителя. Анииа и Анимус в сновидениях представлены фигурами противоположного пола сновидцу. Поскольку генетически эти архетипы тесно связаны с отцом и матерью ребенка, то в сновидениях могут принимать родительские образы. Духовно зрелый мужчина имеет развитую Аниму и обладает тонкостью, чуткостью, обонянием, творчеством и созиданием. Неразвитая Анима у незрелой личности - капризна, мнительна, грубо эротизирована и деструктивна. Психологически зрелая женщина имеет развитый Анимус, который играет роль мудрого советчика и помощника, дарующего уверенность в собственных силах. Неразвитый Анимус у женщины выражается в злом, разрушительном влиянии. Самость - архетип целостности личности. "Самость означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано". По Юнгу "сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть Самость". Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности "Я" как Эго-центр сознания. В сновидениях Самость может проявляется в виде определенных знаков, которые может распознавать любой человек; это некий символ, к которому человек чувствует трепетное отношение. Архетип Самости, представляющий собой психическую целостность и полноту, соответствует образам, символизирующим процесс развития и трансформации - как путь /Дао/, Золотой Цветок, Божественный Младенец, Бог /Христос, Митра, Будда, Брахма/ и олицетворяет гармонию, вечность, святость и красоту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | <== 17 ==> | 18 | 19 | |