рос | укр
Головна сторінка
Випадкова сторінка
КАТЕГОРІЇ:
АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія
|
Основна література
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 622
Весь процесс психотерапии Юнг условно разделил на две стадии: аналити-ческую и синтетическую. 1. Аналитическая стадия. Аналитическая стадия делится на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях и т.д. Психотерапевт направляет рассказ пациента, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап - толкование собранного материала. Особо важное значе-ние Юнг предавал сновидениям, архетипическим образам и символам. 2. Во второй стадии терапии, синтетической, также как и в первой, выделя-ются два этапа: обучение и трансформация. Юнг считал, что прозрение и понимание - это лишь первая половина лече-ния. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у пациента не только нового понимания себя и окружающего мира /предыдущая стадия/, но и привычек, новых стереотипов, поведения и реагирования. Работа на этой стадии строится на методе активного, воображения, направленного на осозна-ние и восприятие глубинных аспектов психики. Основную задачу активного воображения представляет выведение на сознательный уровень "отколовших-ся" энергетических систем, чья автономия угрожает единству психики и ее целостному функционированию. Активное воображение помогает личности осоз-нать ранее недифференцированные обособленные участки психики и представляют собой своего рода отдельно живущие "Я-личности" со своими мыслями, чувствами, эмоциями, качествами и свойствами, непризнанными сознанием и неизвестными ему. Содержание этих комплексов, берущее начало в коллектив-ном бессознательном, оказывает постоянное воздействие на душевную жизнь индивида, что проявляется в форме неожиданных аффектов и настроении, чрезмерных эмоциональных реакций, интуитивных догадок и предчувствий. В отличие от образов сновидения, фантазии появляются в сознании бодрствующего человека, что позволяет устанавливать с ними связи, не теряя одновременно ориентации во внешнем мире. Фантазии располагаются как бы "на пере-сечении" реального мира и внутренней психической реальности. С архетипами этой психической реальности возможно установить контакт посредством ак-тивного воображения, сохраняя контроль сознания над душевными переживаниями, индуцируемыми комплексами. Персонификация собственных бессознательных содержаний позволяет заключить душевный образ в рамки конкретного объекта или явления. Давая ему имя, мы амплифицируем /обогащаем/ и дополняем разрозненные аспекты эмоционально-чувственных комплексов. За-ключив их в знаково-символическую форму, легче удержать в сознании все многообразие, тонкость и сложность проявлений бессознательного. В технике активного воображения необходимо, сохраняя сознательный контроль над са-мим процессам, свести к минимуму цензуру сознания над активностью бессоз-нательных содержаний. Информация из бессознательного может придти в виде внутренних ощущений, зрительных образов, спонтанных движений, мелодий или голоса. Подхо-дящими формами работы являются рисование, лепка, свободные описания, сочинение рассказов, сказок или стихотворений. Главная задача -попытаться понять как можно лучше смысл того, что выражает бессознательная психика, без-относительно к оценке художественного или иного совершенства полученных результатов. Ученик Юнга, Р. А. Джонсон предлагает четырехступенчатый подход к процессу активного воображения: 1. Состояние отрешенности или опустошение Эго. Необходимо "очистить" сознание от всех мыслей, образов и чувств, которые порождены внешними условиями. Ощущения и мысли, пребывающие в бессознательном, не дифференцированном состоянии, получают возможность оформиться в образы - персонификации. 2. Приглашение бессознательного - проникновение фигур бессознатель-ного в сферу Эго. Воображая любые пейзажи, картины или сюжеты, можно инициировать этот процесс. Для этого не нужно делать никаких специальных усилии - достаточно позволить спонтанному образу "вплыть в сознание" и вступить с ним в доброжелательный диалог. Можно спросить у персонифицированных содержаний, что они собой представляют, откуда они пришли, чего хотят, каково их сущностное предназначение и т.п. Важно установить, какие части внутреннего Я нашли свое воплощение в образах активного воображения, какие аспекты или интенции личности подавляются сознанием, не находят себе выхода или применения. 3. Работа с этическими ценностями. Сознание пытается заключить договор с отколовшимися комплексами, принимая на себя определенные обязательства. Важно достичь такого соглашения, при котором основные ценности и характер личности остаются незыблемыми. Сознание вступает в диалог с архетипиче-скими влияниями, но не дает им захватить контроль над психикой и поведени-ем индивида. Происходит постепенное разрешение внутриличностных кон-фликтов, "очеловечивание" теневых сторон психики, интеграция автономных комплексов - духовное развитие и рост. 4. Эго ритуал. Здесь недостаточно ограничиться интеллектуальной активно-стью - необходимы конкретные действия или поступки. Они не обязательно должны быть грандиозными, но принятые решения нужно зафиксировать в по-ведении личности, а не только в ее мыслях. Метод раскрывает и актуализирует новые возможности и способности личности. Ранее связанная комплексами психическая энергия разблокируется и может быть употреблена на цели роста и развития. Взаимодействие сознания и бессознательного, сменившее их былой антагонизм, позволяет Самости, как сущностному центру индивидуальности, координировать различные аспекты процесса индивидуации, способствуя росту зрелости и внутренней силы ". Современное постюнгианство значительно усовершенствовало метод ак-тивного воображения. Д. Хиллман - создатель "архетипической психологии" особый акцент при-дает спонтанному творчеству. Его пуэрильный подход заключается в интенсив-ной работе с образами. Отличительная особенность данного подхода заключена в аутентичной ценности образа, в его субъективности. Хиллман придает ведущую роль индивидуальности /пациента и аналитика/ в данном процессе. По-нимание или амплификация /обогащение/ бессознательных содержаний - про-цесс глубоко личный, интуитивный, предполагающий "вживание" в образ, спонтанно всплывающий из психических глубин. Иногда сильное Эго аналитика /целенаправленное, прямолинейное, жестко структурированное профессио-нальной подготовкой/ часто бывает помехой, а не помощью в работе с образами бессознательного. Картины воображения хрупки и изменчивы, требуют бережного обращения. Всякие попытки систематизировать и упорядочить эти образы приводят к уп-рощению уникальных проявлений человеческой психики. "Для психической объективности, нам необходимы психические объекты, - говорит Хиллман, - силы создающие на пути Эго препятствия в форме помех, навязчивых идей и состояний. Эти комплексы, боги или деймоны, которые противодействуют нашей субъективной воле. "Маленький народец" /комплексы/ поспешно скрыва-ется при обращении на него внимания. Маленькие люди приходят из страны мертвых - как легендарные персонажи - страны предков. А являющиеся нам образы - наши предки. Они исторические предшественники, архетипы нашего конкретного духа, которому они передают культуру предков. В деятельности воображения это составляет моральный момент. Мы ответственны перед ними и за них. Взаимоотношения с ними проникнуты взаимной заботой. В антично-сти считали, что деймоны являются духами - хранителями. Наши образы явля-ются нашими хранителями в той же мере, в какой мы являемся их хранителями. Они требуют, чтобы мы советовались с ними, составляют источник морали и религии, они "учат" нас как нам необходимо реагировать". Вместо попыток проникнуть в смысл бессознательного образа, "расшифро-вать" его Хиллман предлагает идти за ним следом, бережно и серьезно воспри-нимая любой бессознательный импульс, помня о рождении на свет нового аспекта Самости. Важно раскрепостить воображение, условности, правила, тра-диции. Образы бессознательного по Хиллману следует предоставить самим себе, своему изначальному предназначению. Предоставив им свободу, мы полу-чим в сознании спонтанное появление значения и смысла, которые обогатят его содержание. Цель терапии по Хиллману, - полная свобода, спонтанность, трансцендентность и вездесущность воображения. Аналитик одним из главных считает архетип Вечного мальчика - "духа молодости, вечно юного, свежего и порождающего. Этот подход означает терапию окрыленную и вдохновенную, фантастическую и безответственную". Противоположным пуэрильному подходу Хиллмана является направление, развиваемое французским психологом Р. Дезолье. Основной задачей юнгиан-ского анализа он считает понимание специфики бессознательных содержаний в контексте жизни пациента - его деятельности, семейных отношений, конфлик-тов. Направленное фантазирование по Дезолье это техника, в большинстве сво-ем содержащая элементы внушения, суггестии. Аналитик занимает директив-ную позицию в интерпретации бессознательной символики, выявляя архетипи-ческие комплексы и порождаемые ими проблемы. Метод направленного воображения Дезолье имеет тематическую тенден-цию, создавая своего рода "смысловой коридор" для бессознательной символи-ки. Возникающие образы несут определенную личностную проблематику и об-нажают актуальные комплексы пациента. Одновременно происходит отреаги-рование сильных аффектов и трансформация сознательных установок. Терапев-тическая процедура позволяет сочетать диагностику актуального состояния с осознанием причин скрытых конфликтов. Дезолье представляет стандартные темы для направленного воображения /он называет их стартовыми образами/. Эти образы /меч, ваза, спуск в глубину или подъем на вершину/ способствуют бессознательной проекции основных архетипов структуры личности и типич-ных проблем отдельных этапов ее индивидуации. Он широко использует также фантазирование в рамках основных мифологических сюжетов, и мотивов, предлагая пациентам описывать воображаемые отношения со сказочными пер-сонажами /русалками, феями, ведьмами, колдунами, животными и т.п./. Существуют и другие методы, способные войти в активный контакт с об-разами бессознательного и получить от них важную информацию, поддержку и помощь. Р. Дезолье положил начало таких высокоэффективных современных методов краткосрочной психотерапии, как гипноанализ, эриксоновская терапия, психосинтез, символдрама. Далее метод, использующий воображение, был использован X. Лейнером, который целенаправленно задействует символы и символические сюжеты. Он демонстрирует, что символы не только скрывают аффекты, но и намерено могут использоваться для изменения аффекта и жиз-ненной ситуации с терапевтической целью. Этот метод послужил основанию такой глубинной психологии как психосинтез, основанный Р. Ассаджоли. Описание метода активного воображения: Пациенту предлагается отстраниться от сегодняшней ситуации, расслабить свой контроль /убирается инстанция Эго/, и попробовать представить какой-нибудь образ, рассмотреть его. В процессе этого пациент держит вербальную связь с терапевтом, рассказывая каким он видит образ, какова его динамика, эмоциональная атмосфера, что происходит вокруг образа и где происходит само действие. Если что-то в образе для пациента является неприемлемым, следу-ет сказать ему, что это его фантазии и в фантазии все возможно. От сессии к сессии фантазии все меньше связаны с реальностью, с контролем. После окончания фантазий аналитик вместе с пациентом проговаривает, анализирует про-дуцированный материал. Извлеченные архетипы из индивидуального бессозна-тельного переносятся в актуальную жизнь и тщательно прорабатываются. Рабо-та идет в следующей последовательности: 1. Выявляются экзистенциональные страхи - страх смерти. В образе это может быть бегство, отсутствие выхода, желание убийства и т.д. Важно опре-делить, с чем связан этот страх, наличие индивидуальных травм в биографии, которые могут служить источником данных страхов. 2. В фантазии определяется материал, связанный с персоной, что является представлением человека о самом себе. 3. Проговаривание теневых проблем - что в фантазии является вытеснен-ным, что пациент не хочет знать о самом себе. 4. Выявляется проблематика, связанная с Анимой/ Анимусом. 5. В фантазии возможно проявление Самости, которое требует тщательной проработки и анализа. Трудности, которые могут иметь место при проработке продуцированного материала: - Трудно пациенту отделить себя от Персоны. В этом случае Эго сращива-ется с Персоной. Данное нарушение преодолевается через усиление качеств Персоны в ходе анализа: гипертрофируются те качества, которые пациент при-писывает себе. Важно отодвинуть Эго от Персоны, усилить его. - Нарушение самооценки, связанное с Тенью. Они идут от нравственных качеств личности. /Персона/. Тень захватывает человека. Действенным спосо-бам преодоления негативных качеств является их проработка, когда негативные представления вербализуются, то потенциал негатива уходит, истощается. Так-же идет освобождение на визуальном уровне от напряжения, и Эго вновь начи-нает интегрироваться. - Работа с Анимой и Анимусом. Проблема может заключаться в подавлении женщиной архетипа Героя, а мужчиной - архетипа Великой Матери. Мужчину может искушать архетип Иванушки-Дурочка, а женщину - архетип Сиротки. Обнаружив эти проблемы, необходимо провести последовательную интерпре-тацию, доводя до осознания пациента их наличие. Начинать работу продуцированного материала следует с индивидуальных проблем пациента, а затем с архетипических. Архетипы сильны, напористы и обладают большой энергией и автономностью и поэтому человек часто может воспринимать архетип как отдельную личность
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | <== 19 ==> | |