Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Рішення.Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 618
Что же такое проработка в понимании Грофа? Проработка — это не просто воспоминание, может быть, даже сущностное, бывшей травмы. Это особый процесс, включающий еще и дополнительное привлечение ресурсов психики актуального пациента (то есть не его образа в прошлом, а той личности, которая сейчас проходит терапию). Содержание и цель этого процесса заключаются в том, что пациент переосмысливает прошлую травматическую ситуацию как для себя необходимую и положительную, или, по крайней мере, находит психические ресурсы, которые позволяют ему сделать ее для себя приемлемой. При этом не заживавшая годами рана превращается в подобие синяка, который еще некоторое время болит, но постепенно рассасывается. Вот это и есть проработка по Грофу, и она чаще всего происходит силами сознания пациента на основе опыта, полученного в сеансах психо- литической терапии, но при существенном участии и поддержке психиатра, который ведет его через эту терапию (я бы ее назвал не терапией, а хирургией — так было бы, на мой взгляд, точнее). Гроф пишет: У некоторых людей органы тела играют особую роль. По некоторым причинам эти органы накапливают напряжение, возникающее в организме в ответ на ряд травматических ситуаций, соответствующих СКО. И в курсе психолитической терапии происходит обратный процесс - последовательное снятие напряжения различного происхождения с этих пораженных органов. Чаще всего это мускулы, сердечно-сосудистая, кишечная и мочеполовая система. Интересно, что при целительстве, где терапия идет как бы с другой стороны, то есть со стороны физического тела, часто наблюдаются обратные эффекты. Занимаясь массажными практиками с людьми более или менее интегрированными и уже имеющими практику работы с собой, я нередко сталкивался с тем, что когда напряжение с той или иной части физического тела начинает уходить, к пациенту достаточно сильно и эмоционально приходят негативные воспоминания, которые начинают разматываться, подобно СКО, и обнаруживается цепочка, ведущая к его центру, то есть к исходному критическому эмоциональному переживанию, и человек получает возможность как бы ее размотать. Если он это делает, то и физическое лечение увенчивается успехом. Если нет, то эффект, как правило, незначителен или существенно меньше, чем, чувствуется, он мог бы быть. Наиболее важной частью СКО является ядро переживания. Это первое переживание особого вида, зарегистрированное мозгом и заложившее фундамент данной СКО. Она представляет собой прототип для записи последующих событий подобного рода в памяти. Почему именно данное событие имело столь яркое травматическое действие на ребенка, неясно. Не всегда это отдельное острое событие. Патогенные взаимодействия с одним из членов семейства, например, длящиеся в течение месяцев и лет, могут, непрерывно регистрируясь в памяти, суммироваться в конденсированном виде и образовывать патологический фокус, сравнимый с фокусом макротравмы. Ядро переживания представляет в этом случае всю тотальность подобных событий. Заметьте: здесь происходит подсознательное обобщение, то есть переход от Локального архетипа к Глобальному. Человек получал каждый день небольшие, но существенные травмы, он их получал, получал, и однажды они все собрались вместе, подсознание произвело работу обобщения, и у человека возник патологический фокус. Под влиянием ядра возникает матрица памяти, на которую более поздние похожие переживания записываются в тесной связи с первоначальными событиями. А затем человек развивает устойчивые психические ожидания общего опасения в отношении определенных ситуаций, то есть его поведение будет определяться модальностью, продиктованной природой соответствующего ядра переживания СКО, что вызывает соответствующую реакцию в социальном окружении. Я не знаю, понимаете ли вы, о чем тут идет речь (обратите, однако внимание, на термин «модальность»). Гроф имеет в виду эффект, хорошо знакомый всех психологам-практикам: у человека не только возникает характерная болезненность в связи с определенными ситуациями, но и он начинает своим поведением их вокруг себя формировать. Он априорно ожидает от окружающей среды негативных проявлений в знакомом ему стиле (модальности), и эти ожидания вызывают соответствующую реакцию среды, то есть он получает именно то, чего ожидает. Как же приближение к СКО проявляется в сеансах ЛСД? Это вам тоже нужно знать, по той простой причине, что, если вы (безотносительно к ЛСД) начинаете приближаться к травмирующей человека проблеме или области, то у него возникают похожие эффекты (хотя может быть, не столь яркие), и вы можете понять, что становится «горячо». Первые признаки приближения СКО в сеансе психолитической терапии: образы становятся бессвязными, спутанными, фрагментарными. Пациент часто сравнивает их с потоком или водоворотом, а также называет такие ощущения сенсорной кашей, каруселью или просто хаосом. В этой аморфной смеси можно различить фрагменты человеческих тел, тел животных, ландшафтов, предметы мебели, детские игрушки и предметы повседневной жизни. В целом это похоже на бредовое состояние или горячечный кошмар. Позже некоторые из этих объектов можно ретроспективно идентифицировать как элементы первичных травматических воспоминаний детства, а остальные - как символические и метафорические ассоциации на эту тему. Сильные переживания кажутся вызванными незначащими предметами, такими, как кувшин, кресло, коврик, вышивка. Они вызывают паническую тревогу, агрессивный взрыв, сексуальное возбуждение, глубочайшую депрессию, отвращение, тяжелую тошноту, рвоту. Затем выясняется причина такого рода реакций. У любого невротика, и даже у любого человека возникают подобные состояния, может быть, не такие острые, когда он приходит в состояние сознания, как бы управляемое СКО. Что, собственно говоря, происходит? Исходное тяжелое, травматическое состояние как бы проецируется психикой на всю внешнюю реальность (и на физическое тело - отсюда судороги, тошнота, головокружения и т. д.), то есть внешняя реальность как бы гипнотизируется общим негативным состоянием человека. С точки зрения окружающих, человек демонстрирует ненормальную, патологическую, больную логику, но с точки зрения исходной травматической реальности (то есть ядра СКО), она более чем понятна. Проблема, таким образом, заключается не в том, что человек неадекватен, а в том, что его точка сборки (способ восприятия) находится не там, где ему сейчас по его ситуации стоило бы находиться — но человек этого не осознает. И вот еще одно замечание Грофа, необычайно важное с точки зрения психотерапии: Всякий раз, когда травматическое событие включает межперсональ- ную ситуацию, человек, переживая ее под влиянием ЛСД, по-видимому, должен пройти и испытать ощущения всех задействованных в ней персонажей. Так, в случае, если основная тема представляет собой агрессивное нападение на него, он должен пережить как роль жертвы, включая все эмоциональные и физические чувства, так и роль агрессора. Если данному лицу пришлось быть наблюдателем такой сцены, он должен пережить все три роли. Здесь принцип единства мира и принцип интеграции личности, о которых я вам в свое время рассказывал, проявлен более чем откровенно. И в этих текстах Грофа я вижу глубокие ключи к тому, какой должна быть эффективная психотерапия. Например, если человек подвергся какому-то агрессивному нападению и его агрессор получил извращенное удовольствие от акта насилия, то для того чтобы этот сюжет полностью психологически исчерпать, мало того, что вы поможете человеку справиться с его негативными воспоминаниями об этом инциденте. Ему нужно еще войти в роль агрессора и полностью пережить его состояние, его радости и негативы во время акта насилия — и только после этого происходит настоящая интеграция, по поводу которой Гроф несколько абстрактно замечает, что «завершающий период имеет форму высокоположительного, свободного от напряжения переживания», — видимо, имеется в виду, что пациент входит в эйфорическое состояние и в нем некоторое время находится. Что же происходит, когда все отрицательные СКО распадаются и интегрируются психикой психолитического пациента? Начинается самое интересное: происходят эффекты, изучение и классификация которых и принесли Станиславу Грофу мировое имя, хотя и то, что я вам уже рассказал — совсем не мало. Период времени, необходимый для завершения различных СКО, колеблется в широких пределах. Но рано или поздно элементы индивидуального бессознательного имеют тенденцию исчезать из переживаний, и каждый индивидуум, прошедший психолитическую терапию, вступает в область перинатальных и трансперсональных феноменов. Перинатальные матрицы и астрологические стихии Перинатальный означает: сопутствующий процессу рождения (приставка «пери» означает: около). Гроф пишет: Перинатальные переживания представляют собой весьма важный перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологиями. Интенсивность этих переживаний превосходит все, что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или борющимся и страдающим человечеством. Другие типы явно трансперсональных переживаний, такие как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц. И этих перинатальных матриц Гроф рассматривает четыре. Он пишет, что базовые перинатальные матрицы функционируют на ранкианском уровне бессознательного, подобно тому, как СКО действует на фрейдовском психодинамическом уровне. (Отто Ранк - это психоаналитик фрейдовской школы, и Гроф на него ссылается потому, что Ранк придавал большое значение перинатальным переживаниям. Фрейд, как мы знаем, придавал большое значение переживаниям младенчества и раннего детства, а Ранк обратил внимание на переживания, связанные с процессом рождения пациента и его внутриутробного развития Базовые перинатальные матрицы (БПМ), утверждает Гроф, организуют материал для других уровней бессознательного, в частности, для СКО, то есть различные системы конденсированного опыта группируются по базовым перинатальным матрицам, которые сами по себе являются очень сильными якорями в индивидуальной психике. А теперь мы поближе познакомимся с самими перинатальными матрицами. Первая базовая перинатальная матрица (БПМ1) — «первоначальное единство с матерью». Этой матрице соответствует стихия воды эзотерической астрологии, то есть автономное бытие тонкого плана. Основной сюжет первой матрицы это внутриутробные переживания младенца до начала родов, когда ребенок и мать представляют собой симбиотический союз. Это переживание блаженного океанического состояния сознания, которое Гроф обозначает как океанический экстаз — ощущение блаженного растворения в мире, выход человека за пределы разделения субъект-объект. Знаете, что такое медитация по Патанджали? Патанджали — это знаменитый индийский йог, который жил в начале нашей эры. Медитация по Патанджали заключается в том, что вы смотрите на какой-то объект и вливаетесь в него, отождествляетесь с ним, пока (в своем сознании) буквально им не становитесь, то есть пока не теряете разницу между собой и этим объектом. У разных людей в разные минуты бывает такое ощущение слияния с миром, когда пропадает невидимая стенка, отделяющая человека от мира, а человек ощущает себя его органической частью. Для первой матрицы характерны ощущения мира, спокойствия, радости, безмятежности, блаженства, особое чувство сокровенности, преодоление времени и пространства, переживание чистого бытия и ощущение уместности всего во Вселенной. Я в терапевтических целях, активизируя первую матрицу в подсознании своих психологических клиентов, иногда ссылаюсь на авторитет Иммануила Канта, который в своей диссертации доказал, что этот мир является наиболее совершенным из всех возможных миров (и, между прочим, эту диссертацию утвердил ученый совет). Когда человек переживет первую матрицу, то мир видится ему как абсолютно гармоничный, а все, что в нем есть, кажется уместным и необходимым. «Часто можно услышать слова о вневременности настоящего момента; человек утверждает, что касается бесконечности. Мир представляется ему как место невыразимого сияния и красоты, а потребность в размышлении и рациональном анализе значительно снижается». Вы все прекрасно понимаете, что это торжество иньской модальности, причем в ее гармоничном сбалансированном варианте. Все хорошо так, как оно есть. «Вселенная становится тайной, которую следует пережить, а не загадкой, которую нужно разгадать». Это тоже очень важный момент. Здесь не нужно ничего делать. У современного человека всегда есть ощущение, что нужно что-то срочно делать, а иначе мир развалится. Так вот, опыт первой перинатальной матрицы говорит: нет, не надо. Сейчас все в порядке, и требуется другое: пережить, прожить и прочувствовать то, что происходит. Мир — это уютное место, где с полным доверием и чувством совершенной безопасности можно принять пассивную и зависимую позицию, подобную положению ребенка в безопасном животе матери. Все хорошо, да? Но и в этой матрице, и в этом состоянии сознания бывают свои неприятности. Бывают нарушения внутриутробного развития, сложности в беременности, соперничество с близнецом, и они находят символическое отражение в видениях человека. Какое? «Иногда видение усыпанного звездами неба может неожиданно затянуться безобразной пленкой. Иногда возникает видение различных демонов и ужасных божеств, которые появляются во время сеансов и отделяют человека от полного блаженства в единении со Вселенной». Знаете, многие люди не любят пенки на молоке? Фрейд объяснял эту нелюбовь последствиями отлучения младенца от груди - пенка, по мнению основателя психоанализа, символизирует препятствие на пути к желанному продукту, которого младенец был в свое время безжалостно лишен. Мне эта интерпретация всегда казалась натяжкой - и вот Гроф дает нам возможность иного объяснения: пенка может ассоциироваться с нарушениями океанического экстаза внутриутробного бытия, символизируя препятствие для полного растворения человека во Вселенной. Выслушивая проблемы человека, вы нередко можете увидеть следы первой матрицы: у человека в принципе все хорошо, но время от времени прекрасное небо над ним затягивается безобразной пленкой, а на фоне его благополучного бытия откуда ни возьмись возникает, а потом пропадает ужасное божество, может быть, даже хищное. Положительные аспекты первой матрицы представляют собой основу для записи (в психику) всех более поздних жизненных ситуаций, в которых индивид расслаблен, относительно свободен от нужд и не затронут болезненными и неприятными стимулами. Сюда относятся счастливые периоды младенчества, детства, удовлетворение основных потребностей, беззаботные и радостные игры с ровесниками, гармонические эпизоды жизни в семье. Это особенно удовлетворительные отношения с интенсивным эмоциональным и сексуальным удовлетворением, встреча с естественной красотой в природе, видения храмов, церквей, дворцов и замков, плавание и купание в горных потоках, водопадах, больших реках, горных озерах и океанах. Как? Напоминает стихию воды? Она здесь очень откровенно представлена. Вообще, первая матрица - это самая положительная из всех матриц. А теперь мы переходим к суровым испытаниям. Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ2) - «схватки в закрытой маточной системе». Эта матрица относится к стихии земли, то есть автономному бытию плотного плана. Младенец уже целиком наполнил матку собой, ему там тесно и, сверх того, она еще начинает сокращаться. Раньше она была удобным вместилищем, воспринималась в целом положительно, как бы охраняла младенца, а теперь она начинает его еще не исторгать, но уже отчетливо притеснять, а точнее — сжимать. И вообще начинаются какие-то непонятные процессы. Часто активизация этой матрицы ведет к довольно характерному переживанию «нет исхода» или «ада». Субъект чувствует себя запертым в клаустрофобическом мире и испытывает невероятные физические и психические пытки. Я здесь хочу сказать, что чрезвычайная акцентуации на сеансах ЛСД-терапии всевозможных негативных переживаний, концентрация всевозможного отрицательного опыта, имеющегося у данного человека и человечества в целом, по-видимому, связана с природой ЛСД. Это, как я понимаю, достаточно чужеродный и враждебный для психики человека препарат. Поэтому, когда он воздействует на человека, резко меняя ему состояние сознания, то часто переводит психику в состояние, где акцентированы негативы; и их оказывается много. «Это переживание характеризуется поразительным затемнением визуального поля и зловещими цветами». Те из вас, кто читал «Розу Мира» Даниила Андреева, может быть, помнят описания инфрафизических миров и, в частности, мира, где находится планетарный демон Гагтунгр: Безмерно жуток его облик, каким видели его духовные очи немногих людей, проникших в темные высоты Дигма — мира его обитания. Как бы возлежащий на бушующем лиловом океане, с черными крыльями, раскинутыми от горизонта до горизонта, он поднимает свое темно-серое лицо в зенит, где полыхают инфралиловые зарева, раскачиваются и гаснут протуберанцы, а в самом зените блещет светило непредставимого света, отдаленно напоминающего фиолетовый. Горе тому, на кого Гагтунгр опустит свой взор и кто этот взор встретит открытыми очами — он становится рабом дьявола на неисчислимые века. Удивительно, насколько описание Даниила Андреева не только по духу, но и по форме похоже на описание, которое дает Гроф. Ощущения темноты, спертости, безысходности, замкнутости миров возмездия у Даниила Андреева удивительно похожи на гро- фовские описания: Ситуация абсолютно невыносима и одновременно кажется бесконечной и безнадежной. Бежать некуда ни во времени, ни в пространстве. Часто субъект чувствует, что даже самоубийство не прекратит ее, не принесет облегчения. Наша планета воспринимается как апокалиптическое место, полное ужаса, страдания, войн, эпидемий, несчастных случаев и катастроф. Типичной для данной ситуации является эмпатия с гонимыми, отверженными и подавляемыми. Субъект может чувствовать себя тысячами солдат, погибших на полях сражений всего мира, жертвой пыток испанской инквизиции, узником концентрационных лагерей. Другая типичная категория видений, относящихся к этой перинатальной матрице, включает в себя дегуманизированный гротескный мир автоматов, роботов, механических устройств, или лишенный смысла марионеточный мир кабаков и притонов. С точки зрения нашей схемы, здесь идет акцентировка стихии земли эзотерической астрологии, то есть описывается бытие плотного плана в полном отрыве от тонкого плана — как говорят, сумерки богов. Плотный план существует сам по себе, полностью лишенный высшего смысла, внешнего управления, это гротескный мир роботов-автоматов. Здесь у человека нет души, нет чего-то возвышенного и тонкого, что наполняет жизнь истинным смыслом. Для человека, настроившегося в своих переживаниях на вторую матрицу, жизнь вообще кажется лишенной какого то бы ни было смысла: «Существование кажется нелепым, уродливым и абсурдным, а поиск любого смысла жизни — совершенно пустым и априорно обреченным на неудачу. Факт человеческой смертности и непостоянства всех вещей видится как дамоклов меч, уничтожающий надежду на то, что что-то имеет значение». Обратите внимание: это не просто матрица. Это мироощущение, под которым живет большое количество людей, особенно в нашей стране. И это и стихия земли в ее самой низкой октаве. И поскольку стихия земли — самая мощная, самая плотная, самая психологически убедительная, то переубедить этого человека почти невозможно — его можно лишь пытаться вывести в другие стихии, в другие матрицы. Мучительное чувство дискретности, отчуждения, физического одиночества и беспомощности, безнадежности и неполноценности, вины представляют собой стандартные компоненты этой матрицы. Обратите внимание на Локальный архетип — дискретность, отчуждение, одиночество. Стихия земли, как мы помним, находится под Локальным архетипом, и низшая октава Локального архетипа здесь звучит совершенно отчетливо. Для второй матрицы характерно интенсивное чувство вины: человек ощущает ее в гораздо большей степени, чем он реально виноват. Это чувство кажется первичным качеством, присущим человеческой природе. Другим важным аспектом второй матрицы является чувство проникающего безумия: человек чувствует, что он утратил ментальный контроль над собой. А что такое чувство безумия? Это ощущение отсутствия некой высшей управляющей, организующей, интегрирующей, наделяющей смыслом силы, — то есть, опять-таки, это в сущности переживание отсутствия тонкого плана. Сизиф, Тантал, Прометей символизируют гложущую вину и угрызения совести. Концепция темной ночи души. Увеличивающееся осознание неизбежной опасности жизни или космического поглощения. Сильная тревога, источник которой не удается распознать. Видение непреодолимых пучин, космических водоворотов, неумолимо засасывающих субъекта в свой центр. Почему вина? Потому что у происходящего с человеком нет никакого высшего смысла. Всегда, когда человек в жизни совершает что-то не то или не так, если над ним каким-то образом просвечивает тонкий план, то он может оправдать его ошибки, его неправильное поведение. А здесь никакого оправдания нет. Здесь человек оказывается наедине с самим собой и со своим существованием так, как он его видит в плотном виде. Физические симптомы:огромное давление на голову и тело. Звон в ушах, напоминающий ныряние на большую глубину, мучительные боли в различных частях тела, затруднение с дыханием, массивное сердечное давление, приступы жара и холода. В качестве матрицы БПМ2 представляет собой основу для записи всех неприятных жизненных ситуаций, в которых неодолимая разрушительная сила давит на пассивного и беспомощного человека. Более яркое описание стихии земли в ее низшей октаве трудно себе представить. Но, я повторяю, сеансы ЛСД часто и дают нам в большой степени именно низшую октаву переживания человеком стихийных архетипов. И поэтому ваши планеты или планеты ваших клиентов, стоящие в стихии земли, символизируют таящиеся в глубине дне человеческой психики переживания такого рода — модифицированные в соответствии с видом планеты — особенно если они в гороскопе поражены. Поэтому будьте к этому готовы и думайте, как повышать их октаву, как связывать плотный план с тонким. Третья базовая перинатальная матрица (БПМ3) — «проталкивание через родовой канал». Астрологически ей соответствует стихия огня, то есть трансляция из тонкого плана в плотный. Это, собственно говоря, процесс родов как таковой. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно развивается процесс проталкивания плода через родовой канал. Для плода это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко серьезным удушьем. Но маточная система уже не закрыта и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. В конце этой стадии ребенок может войти в контакт с различными видами биологического материала, такими как кровь, слизь, моча и кал. И это тоже производит на него большое впечатление. Естественно, это первые переживания, можно сказать, в этой жизни. Если следовать нашей астрологической схеме, то мужские стихии отличаются тем, что они являются трансформацией - переходом из тонкого плана в плотный в случае стихии огня, и переходом из плотного плана в тонкий в случае стихии воздуха. В обоих случаях должны быть какие-то элементы умирания и возрождения - и это полностью подтверждается описаниями Грофа. Наиболее важной характеристикой этой матрицы являются мотивы титанической борьбы, часто достигающей катастрофических размеров. Индивидуум переживает результаты конденсации огромной энергии и ее взрывчатого освобождения. Переживавшие третью матрицу люди описывают мощные потоки энергии по всему телу, видения природных разрушений, извержений вулканов, страшных ураганов и т. п. Если вам когда-нибудь придется читать лекции по астрологии, то в качестве иллюстрации стихий вы можете смело открыть книжку Грофа и прочитать оттуда яркие описания перинатальных матриц: Имеющее место страдания и напряжение превосходят все то, что субъект предполагал возможным для человека. Когда оно достигает абсолютного предела, ситуация теряет качество страдания и агонии. Переживание сменяется буйным экстатическим восторгом в космических размерах, который можно назвать вулканическим экстазом. По контрасту с безмятежным океаническим экстазом, характерным для первой матрицы, вулканический тип включает в себя огромное взрывчатое напряжение со многими агрессивными и разрушительными элементами. Субъекты переходят от тревоги и страдания жертвы к способности отождествляться с яростью стихийных сил и радоваться разрушительным энергиям. (Заметьте, тут идет переход от инь к ян, человек отождествляет себя с яростью стихийных сил, которые воздействуют на природу). При этом различные полярные ощущения и эмоции сплавляются в единый недифференцируемый комплекс, который, очевидно, содержит в себе крайности всех сфер человеческого переживания. (Это тоже отмечено в психологии очень давно: когда человек испытывает очень сильное эмоциональное включение и переживание, то у него сливаются воедино самые негативные и самые позитивные переживания.) Интенсивное страдание невозможно отличить от мучительного удовольствия, обжигающий жар от леденящего холода, жестокую агрессию от страстной любви, жизненную тревогу от религиозного восторга, агонию и смерть — от экстаза рождения. Для третьей перинатальной матрицы характерны садомазохистские переживания, разнообразные жестокие пытки и убийства. «В мягком варианте титанические садомазохистские аспекты выражаются как видение рискованных приключений, охоты на больших и опасных животных, борьба с чудовищными удавами». (Помните рассказы о встрече с удавом на прошлой лекции? Это, должно быть, во мне третья матрица взыграла.) Важный аспект третьей перинатальной матрицы это сильнейшее сексуальное возбуждение, которое сопровождается видениями разнообразных оргий и всех вариантов секса — чаще всего по низшей октаве, в частности, со скатологическими моментами (то есть связанными с экскрементами). Вместо них или наряду с ними возникают виды отвратительных свалок, отбросов, падали и т. д. Следующий важный аспект третьей матрицы — это встреча с поглощающим все отбросы (как душевные, так и физические) очищающим огнем. Человек, обнаруживший в себе отвратительные аспекты личности, бросается (или его насильно бросают) в этот огонь, который уничтожает все нечистое и готовит человека к обновлению и возрождению. Если следовать астрологической схеме, то можно добавить, что отбросы тонкой реальности, пройдя через трансформацию в канале огня, становятся благодатными семенами новой жизни плотного плана. В качестве матрицы памяти БПМ3 может быть связана с воспоминаниями о войне, охоте, автогонках, борьбой с сильным врагом, а также о ночных клубах, сексуальных переживаниях и красочных карнавалах. Четвертая базовая перинатальная матрица (БМП4) - «отделение от матери». Ей соответствует стихия воздуха, то есть трансляция из плотного плана в тонкий. Это момент, следующий за физическим рождением: отделение от матери, прекращение симбиотического союза с ней и формирование нового типа отношений с внешним миром. Обратите внимание, что в третьей матрице действительно ощущается смена планов (миров) — а в четвертой она проявляется еще более откровенно. Но здесь идет переход к новой жизни уже на тонком плане — и это совсем другое. Итак, путешествие по родовому пути походит к концу и крайнее напряжение сменяется релаксацией; завершается период недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох и его дыхательные пути раскрываются. (Кстати говоря, когда ребенок рождается в воду, то переход от снабжения организма младенца кислородом через плаценту к снабжению кислородом воздуха происходит постепенно, и ребенок, появившись на этот свет, не плачет, а тихонько начинает дышать и потом быстро засыпает, тем самым демонстрируя своим родителям, что рождение обошлось без стресса.) Проявление этой матрицы на символическом уровне состоит в переживании смерти и возрождения. (Вам уже понятно, что речь идет о смерти на плотном плане и возрождении на тонком.) Страдания и агония достигают кульминации в переживании тотального уничтожения на всех уровнях - физическом, эмоциональном, интеллектуальном, этическом и трансцендентном. Индивидуум переживает окончательное биологическое разрушение, эмоциональный разгром, интеллектуальное ниспровержение и крайнее моральное унижение. Он чувствует себя абсолютной ошибкой в жизни с любой воображаемой точки зрения. Кажется, что весь его мир коллапсирует, и он утрачивает все ранее значимые точки отсчета. Это переживание называют обычно смертью эго. Я должен сказать, что любой человек, который берется за серьезную программу, по-видимому, обязательно должен пройти через подобное состояние (может быть, не столь острое) - не в результате приема «кислоты», а по ходу личного жизненного опыта. При этом происходит частичное разрушение эго, но человек внутренне переживает это разрушение как полное. Если человек понимает, к какому архетипу он при этом подключен (к архетипу «смерти- возрождения»), то он может найти в себе силы воспринимать его не как полный и окончательный разгром и уничтожение, а как локальное и временное переживание, которое через некоторое время закончится и даст ему впоследствии большие силы, а главное - правильную этическую позицию: даже поднявшись на головокружительные высоты, он не забудет бездны этого своего падения. По моим наблюдениям все люди, которые потом стали сильными целителями или психологами-практиками, обязательно проходили подобные ситуации уничтожения эго во всех его аспектах, и это переживание — своего рода прививка против состояния, когда человеку начинает казаться, что он повелитель мира, владыка кармы, обладающий полной властью над чужой психикой. Если же у человека нет подобного опыта, нет памяти о своей полной несостоятельности и тотальном моральном унижении, то у него в ситуациях власти над миром или партнером не возникает должного равновесия, и он обычно скатывается на достаточно грубый уровень работы, что сопровождается личностной деградацией.
|