Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Крок Б. Сестринська справа 7 страницаДата добавления: 2015-09-19; просмотров: 527
заключает как опровержение того пути для церковного флота, который предлагается некоторыми, так и очевидное доказательство пользы морского похода на Египет, и имеет десять глав. I. О том, что церковное войско никаким образом не должно идти сухим путём. Из всего вышесказанного и вышеописанного следует, что нет необходимости для войска следовать сухим путём, как то никогда сделали наши достославные предки. Сухим путём не следует идти, потому что в этом случае войску угрожают многие опасности; дорога длинная и трудная; встречаются различный государства и многообразные препятствия; сверх того, большой недостаток в съестных припасах и прочем необходимым для войска. Быть может, кто-нибудь скажет, что поход брата Петра, но прозванию Пустынника, и Готфрида Бульонского, совершенный сухим путём, удался счастливо; на это отвечаю: их поход был благоприятствуем не человеческою предусмотрительностью и силами, но божественною помощью, и имел счастливый исход, вследствие высшей благодати. В последующих 9 главах этой части автор подробнее развивает доводы в пользу первоначальная овладения Египтом, чтобы сделать из него базис для дальнейших военных операций; опровергаете тех, которые считали лучшим путём Армию или Кипр, и при этом то ссылается на исторические примеры, почерпнутые им из похода Людовика IX Св., то объясняет свою мысль аллегориями, сравнивая весь Восток с крепостью, для которой Египет служит главными воротами, или, называя Египет деревом, под сенью ветвей которого покоится весь остальной Восток. [724] Вся последующая третья часть, в 4 главах, посвящена на подробное объяснение, почему для христиан необходимо при устьях Нила устроить военную колонию, на подобие того, как устроилась Венеция при устьях Цо; история Венецианской республики доставляет автору множество доказательств его основой мысли, как несокрушима сила города, владеющего устьем реки, прорезывающей глубоко материк. Четвертая и последняя часть второй книги составляет самый важный отдел всего сочинения, в котором автор успел развернуть во всем блеске свою разнообразную ученость и практическую опытность, приобретённую им долгими странствованиями и личным знакомством с восточными странами. Четвертая часть, содержащая в себе изложение способа, средств и вероятных доводов в пользу счастливого исхода предприятия, и доказательства того, что мусульмане и еретики не будут в состоянии защитить страны; состоит же эта часть из 29 глав. I. О некоторых доводах против успеха христианского войска и опровержение их. На все вышесказанное, быть может, кто-нибудь возразит и скажет: "Приведенные примеры из истории Венеции действительно убеждают нас, что достаточно указанного числа войска для овладения приморскою частью Египта, и что оно может хорошо держаться там; но из этого не следует, что христиане тем самым могут нанести вред сарацинам или покорить их и победить тем или другим способом. Во-первых, если ты захочешь идти вверх по Нилу с твоим вооружённым флотом, то знай, что река местами до того узка, что неприятель может с того или другого берега забросить огонь на твои корабли, и тем самым сжечь флот вместе с экипажем (cum gente). Во-вторых, сарацины опустеть в руку Нил цепи, сделают запруды (stellatae), набьют сваи (pallotac) или построят мост на судах, как то было сделано у Франколина в округе Феррары; им же все это исполнить тем легче, что они могут укрепить конец моста на одном берегу, а на другом будут держать его наготове для спуска по течению, когда то потребуется, и притом на обоих берегах им можно содержать стражу. Таким образом, когда христиане приблизятся со своим флотом к их цепям или мостам, они отпустят мост с одного берега, и течением реки он сам прижмёт христианские суда к берегу; между тем сарацины, стоящие на берегу, могут весьма удобно перерезать весь экипаж. На все это я имею ответ; начнём с первого пункта: ваше войско будет настолько предусмотрительно и заботливо, чтобы иметь при себе все необходимое для потушения огня, и притом этот огонь, когда его только что бросили, легко уничтожается; и так это вовсе не мешает христианам делать свои нападения. Относительно второго пункта скажу, что если сарацины изготовят цепи, запруды и сваи, то им же придется вследствие того содержать большую стражу и не малое число людей для охранения [725]цепи, запруд и свай, притом на обоих берегах и во многих пунктах, особенно же в рукавах Дамиетты и Раксета, ибо они весьма широки. Но, не смотря на все то, христиане могут смело идти на эти цепи, сваи и мосты вместе со своими кораблями и подъемными машинами (arganis); нужно только избегать времени полноводья и сильного течения; наместник, как человек благоразумный, дождется такой эпохи, когда настанет мелководье, или когда подуют столь сильные ветры с моря и погонят воду его в рукава Нила, так что течение, и без того медленное, почти совершенно останавливается; тогда, пользуясь этим же самым ветром, попутным для себя, он пошлет вперёд лучшие из своих кораблей и самые тяжелые, чтобы удар был сильный, и они вместе с подъемными машинами, на всех парусах, двинутся вверх по течению; толчок, данный ими, будет так действителен, что они пробьют мосты, цепи и сваи, повалят их и разбросают по сторонам; затем они могут плыть, куда им угодно и с божьею помощью овладеют всею рекой; так христиане уже делали, как я слышал, около Дамиетты. При этом надобно иметь в виду то, что когда армия Вашей Святости, состоящая из 15 тысяч пехоты и 300 всадников на жалование, овладеет берегом, то еще до окончания года около неё соберется до 5 тысяч людей без жалования, которые навезут туда съестных припасов и других, необходимых для войска вещей, а потому можно сказать, что всего будет до 20 тысяч человек; при таком же числе, с божьею помощью, нельзя сомневаться в добром успехе вашего войска. . В следующих главах (II, III и IV) автор опровергает другие возражения своих противников, доказывая, что султан не может отвести Нил в Океан (т. е. чрез Чермное море), чтобы таким образом не уничтожить значение устьев Нила, и что население Египта и Сирии хотя многочисленно, но непривычно к морскому делу. Глава V и последующие, до VIII включительно, посвящены на описание устройства судов, более удобной конструкции для предстоящей войны, и особенного вооружения людей применительно к характеру новой борьбы с неверными. Затем автор переходит к подробной смете содержания армии. IX. О том, как наместник должен распределить войско и в каком порядке и размере будет выдаваться ему провиант. Сверх вышесказанного Вашей Святости почтительнее докладывается о необходимости того, чтобы наместник христианского воинства или его вождь получил от Вашей Святости строгую инструкцию, и чтобы ему было вменено в непременную обязанность заботиться, особенно о распределении (ad ordinandum) своих людей: наместник или вождь должен разделить как получающих жалование, так и находящихся по другим делам в войске, на тысячи, сотни, полусотни и десятки; каждый такой отряд получает начальника или главу, которому дается такая власть, чтобы он в глазах всех занимал место наместника Вашего Высочества. Но и этого недовольно: необходимо с такою же заботливостью печься о всеобщем продовольствии, как о [726]тех, которые получают жалованье, так и о тех, которые будут сочтены достойными того по своему крайнему и недостаточному положению; особенно следует обращать внимание на то, чтобы тайно и преступно не обкрадывалось войско. Также я считаю хорошим и полезным делом для обеспечения войска, если наместник и его совет допустят, чтобы на каждой галере, кроме общей раздачи, была допускаема продажа всего необходимая в походе, особенно же по части продовольствия и одежды, но по таксе (cum lucro justo); никто не может заниматься такою торговлею, кроме получивших на то дозволение от наместника и его совета. Кредита (credentia) при продаже вещей соразмеряется со средствами лица; после же, при получении жалования, делается расчёт, так чтобы никто не был обманут или притеснён. Вся выручка от подобной продажи обращается в общую пользу армии; во всем же прочем должно следовать специальным инструкциям. В военном деле выше всего строгий порядок. X. О количестве выдаваемого провианта, и как венецианцы продовольствуют своих наёмников; о числе людей, сроках, веса и меры, и о том, что следует по справедливости.Надобно знать, что в день на человека отпускается полтора фунта сухарей (panis biscocti, откуда новейшее слово: бисквит); в месяц следует считать 30 дней, в году же 12 месяцев, из которых каждый состоит из 30 дней. Таким образом, будет недоставать в году 5 дней с четвертью, зачисляя сюда и високосный год. Сверх того нужно знать, что секстарий (sextarius, род нашего четверика) сухарей весит до 90 фунтов, а из хорошей муки даже 105 фунтов: таким образом у венециан всегда остается в экономии 1/6 часть (т.-е. 15 фунтов). Вследствие того на содержание каждого человека в год, т.-е. в 365 дней с 1/4, приходится - считая секстарий в 90 фунтов — 6 секстариев, 7 фунтов и 10 1/2 унций………. Каждому служащему на жалованье отпускается в день по одной мере вина весом в 1/4 фунта; если фунт помножить на 70, то получим меру, называемую в народе бигонцием(bigontium, бочонок); а 4 бигонции составляют одну венецианскую амфору(amphoram, бочка). Таким образом, у венецианцев в год на человека требуется один бигонций, 21 фунт с 1/4 и 1/16 долею фунта. Кроме того, на каждого человека отпускается по одной унции сыра ежедневно, что в год составляет всего 30 фунтов и 5 1/4 унций; и на 30 дней соленой свинины 3 фунта и 3 унции, что в год составляете 39 фунтов и шесть унций с четырьмя скрупулами (sagiis) на человека. Также получаете в день каждый из служащих на жалование сороковую часть одной квартаролы(quartalorae) бобов или других овощей, по венецианскому способу меры. А чтобы дать понятие об этой мере, скажу, что 4 квартаролы составляют одну четвертку, а четыре четвертки один венецианский секстарий.Три венецианских секстария образуют одну солму (solma) в Апулии, как овощей, так и хлеба. Таким образом, в год придется на человека овощей полсекстария, 1 5/40 и 1/4 от 1/40квартаролы. [727] Далее автор, на основании расчёта по содержанию одного человека представляет расчёты на содержание 100, 1,000, 10,000 и 100,000 человек, при помощи простого умножения; объясняет способ раздачи поименованного провианта по дням постным и скоромным, и говорит наконец о рыночной цене продуктов того времени. При всем этом особенно важно знать значение мелкой венецианской монеты: венецианский серебряный грош (grossus) = 32 малым венецианским денариям (Венец. денарий на современная деньги равняется 1 1/2 сантинам франц. монеты (сто сантинов составляют франк, около 25 к. с., а по нынешнему курсу свыше 40 коп.). См. Cibrario, Econ. polit. du moyen S.ge, trad, par Barnaud, II, 232 стр.), так что 7 1/2 грошей составляют 20 малых солодов, а 20 солодов венецианскими грошами=32 фунтам; остальные цифры можно получить чрез умножение. По этой монете секстарий сухарей в 90 фунт, веса стоит 32 1/2 солида, и фунт придется в 4 1/3 денария. Если на человека положить полтора фунта сухарей в день, то это будет стоить 6 1/2 денариев (около 2 1/2 к. сер.; следов. 1 ф. хлеба стоил 1 1/4 коп.); в 30 дней, считая 45 фунт, на человека, выйдет 16 солидов и 3 денария. Амфора вина полагается ценою в 15 фунтов и 15 солидов, что на венецианские гроши делает 9 солидов, 10 грошей и 4 денария; бигонций вина будет стоить 3 фунта, 18 солидов и 9 денариев; но этому расчёту фунт вина = 13 1/2 денариям. В день человеку нужно 1/4 фунта вина (кварта), что стоит 3 3/8 денария; в месяц же на 3 гроша и 5 1/4 денария. Такой же подробный расчёт автор приводит для свиного мяса и бобов, и затем подводит итог всего суточного содержания человека. Таким образом, весь расход на содержание одного человека обойдется, считая хлеб, вино, солонину, сыр и бобы, в день на 12 4/5 денария (около 5 коп. сер.); в 30 дней — 12 грошей (около 1 руб. 50 коп. сер.).... В последующих главах, от XI до XXVIII, автор останавливается на подробных наставлениях относительно всевозможных предметов, необходимых для предпринимаемого похода на Восток: так, он говорит о числе и конструкции судов, которая могла бы придать им ловкость и быстроту движения; о времени срубки корабельного леса и о способах сушки его; о погрузке перевозных судов; об особенностях климата в Египте; об устройстве больниц; о солдатских жёнах; о странах, в которых можно набирать готовых моряков; о численности экипажа и его составе, гребках, музыкантах, инженерах и т. д.; о жаловании; об оружейных фабриках и постройке машин; о вторжениях в неприятельскую землю сарацин и еретиков (т. е. греков); даёт подробное описание Египта и Армении; объясняет, как, по утверждению в Египте, следует приступить к завоеванию Палестины, склонив на свою сторону татар; и [728]наконец, в последней, XXIX, главе приводить целый ряд назиданий во вкусе того времени: XXIX. Всякая милость и всякий дар от Бога нисходят и без него нет добра. Человек может и знает настолько, насколько то дано ему Богом. Нет сомнения, что вождь и предводитель войска нуждаются в благодати свыше. Во-первых, нужен быстрый ум и великое попечение; быстрый же ум тот, который приводить к хорошей цели. Во-вторых, требуется широкая щедрость, но с сохранением должного порядка; в-третьих, не презирать врагами, но ко всему присматриваться и прислушиваться тщательно, нет ли в чем какого вреда или опасности; в-четвёртых, беречь своих людей и как можно мене ставить их в опасность; сражение принимать только тогда, когда на твоей стороне будут большие преимущества; в-пятых, заботиться обо всем необходимым, и в особенности о провианте, ибо по недостатку хлеба много хороших дел было проиграно. В-шестых, любить людей более чем вещи. В-седьмых, решать вопросы по своему соображению, но так, чтобы причина такого решения была ясна сама собою. В-восьмых, сострадать к другим, и не делать никому того, чего не желаешь себе; особенно заботиться о том, какие корабли примут на себя перевоз необходимых вещей. В-девятых, не упускать важных дел из-за малых. В-десятых, обращать все внимание на обеспечение людей, и какие люди живут на вашей земле; о голодных заботиться больше, чем о сытых. В-одиннадцатых, живительное, хорошее и прочное начало приводить к доброму концу. В-двенадцатых, любите больше общее благо, нежели собственное: тем возвеличился Рим; и делайте, что можете по разуму, а не по силе. В-тринадцатых, всех благосклонно выслушивать, а после решить с немногими. В-четырнадцатых, вознаграждать добрых и наказывать злых: этим распространилась власть римлян; ибо доброе имя лучше многих богатств. В-пятнадцатых, служителей святой церкви уважать и оказывать им достодолжное уважение; даже и с купцами обращаться хорошо" и благосклонно их принимать; за все же ниспосылаемые и ниспосланные милости благодарить Бога, восхвалять и благословлять. Аминь! Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого и истинного: Аминь. Важные замечания: Скромность есть мать всех добродетелей, а наглость — мать всех пороков. — Неблагодарность есть палящий ветер, иссушающий источник благочестия, тростник милосердия и реки благодати. — У кого нет сострадания, тот ничего не имеет. — Златоуст сказал: "Мудрость состоит не в том, чтобы знать слово божие, но по слову божию жить". — Скупость есть источник всех зол. — Терпение высшая добродетель. — Что лучше золота? — Яснис. А ясниса? — Смысл. А смысла? — Разум. А разума? — Уменье.... Храбрость без рассудка есть меч в руках безумного. — Аристотель, подходя к горе, на просьбу учеников сказать им мудрое слово, [729]произнёс: "С плачем и уничижением вступил я в мир, живу со страхом, и удаляюсь смущённым в полном невежестве". Вашей великой власти, Господом Богом дарованной, Марин Санудо, по прозванию Торселль, себя и своих всенижайше и всепреданнейше поручает.
|